Упражнения и игры для развития навыка дактилирования — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Упражнения и игры для развития навыка дактилирования

2019-12-19 690
Упражнения и игры для развития навыка дактилирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Подражательные упражнения на воспроизведение отдельных дактильных знаков. Обучать дактильным знакам следует группами— сперва наиболее отличающимся, а затем наиболее сходным знаком. Например:

§ группа отличающихся знаков — а, в, у, о, л или с, р, м, ж, б, з я т. п.;

§ группа сходных знаков — о, р, н или п, л, ц; м, ш, щ и др.

Сосредоточив внимание детей, педагог показывает знак. Дети пытаются его воспроизвести. Педагог исправляет положение пальцев руки.

Эти упражнения проводятся исключительно на основе подражания детьми положению пальцев без соотнесения знака с буквой. Их цель — приучить глаз ребенка к дифференцированному восприятию знаков, а руку — к умению их воспроизводить. Педагогу следует строго следить за точностью воспроизведения. Полезно прикрывать руку платком и снимать его лишь при сосредоточенном внимании детей. Это придает упражнениям игровой характер и забавляет детей.

2. Игра «Сделай так». Воспроизведение дактильного знака по изображению. Перед детьми и педагогом разложены 4—5 (до 8) дактильных букв. Педагог предъявляет одну из букв, дети находят среди своих такую же и поднимают ее. Когда дети справляются с этим,

доводятся упражнения на сличение буквы, показанной педагогом пальцами, с изображением дактильного знака. И наоборот, педагог показывает изображение, а по нему и воспроизводят знак пальцами.

3. Игра «Подбери сам и покажи». Дети подпирают буквы к дактильным знакам по таблице, где знаки даны вместе с буквами. Постепенно, по мере развиты навыка, такая же работа проводится и с целыми словами (имена детей, названия игрушек). Эти упражнения— средство усвоения техники дактилирования, а не путь накопления слов.

4. Дети самостоятельно подбирают дактильные знаки соответствующим буквам.

5. Дети дактилируют по табличкам целых слов. Сначала по табличкам слов, составленных из дактильных знаков и букв, а затем и по табличкам, написанным печатным шрифтом.

6. Игра «Угадайка». Ведущий берет незаметно букву и, спрятав ее, предлагает угадать, какая буква спрятана. Дети угадывают, упражняясь, таким образом в технике дактилирования.

Рис 2. Карточка-лото с подписью

7. Игра в лото. Дактилирование подписей к лото, данных в виде табличек с написанными на них печатным шрифтом словами (рис. 2).

8. Упражнением для усвоения дактильных знаков служит и использование их при проведении голосовых и артикуляционных упражнений. Педагог сочетает произнесение звуков или слогов с показом соответствующего дактильного знака. Слоговые упражнения проводятся в сочетании с соответствующими ритмическими движениями пальцев в форме дактильных знаков. При показе таких сложных звуков, как я, ю, знак показывается точно, а произнесение соответствует видимой артикуляции, например необходимо, чтобы ребенок, произнося слово мяч как ма, показывал дактильно слово мяч.

В дальнейшем выполнение поручений, даваемых в дактильной форме, дактильное чтение подписей к открыткам совершенствует навык дактильной речи. Все это лишь подготовка к тому, чтобы обеспечить усвоение дактильной речи непосредственно в общении на основе подражания речи окружающих, что может быть эффективно лишь при высокой технике детей в восприятии и воспроизведении дактильных знаков.

Упражнения и игры для подготовки детей к усвоению устной речи

От подражания крупным движениям туловища, рук, пальцев дети переходят к подражанию движениям языка, губ. Привлекая внимание детей к собственной артикуляции, педагог учит их подражать и в случае необходимости обращается к зеркалу, чтобы дети контролировали себя. В подражательных упражнениях следует давать артикуляцию отдельных видимых слогов: па, фа, пу, фо и т. п. Эти упражнения— подготовительные в обучении произношению, но одновременно они подготавливают восприятие ребенка к чтению с губ. Надо добиваться от детей по возможности точного подражания, не спешить, с самого начала не допускать небрежности в воспроизведении. Иногда, добившись точного подражания артикуляции у ребенка, удается вызвать у него и звуки речи.

Успехи детей следует поощрять похвалой, «поручая» кукле, мишке за удачу погладить по голове ребенка, хорошо справившегося с-упражнением, сочетая похвалу со словами: хорошо, верно, молодец.

К обучению чтению с губ приступают, когда дети научатся сосредоточиваться, смотреть и различать артикуляцию сурдопедагога и научатся сравнительно точно ей подражать. Обычно при хорошей организации к концу первой недели (а у трехлетних детей к концу второй) удается этого добиться. Вот тут-то и следует приступить к специальным упражнениям для развития навыка чтения с губ. Дети к этому времени уже привыкли воспринимать по табличке слова встаньте, сядьте, бегите, идите. Педагог, сосредоточив внимание детей, говорит им: «Встаньте!» Проговорив слово, он сам встает со стула, побуждая к этому детей. Вновь сосредоточивает внимание на своем лице (губах) и говорит: «Бегите!» Затем показывает, что нужно делать. Дети бегут, и тогда подается последний сигнал сядьте. При этом учитель сачится сам. Дети следуют его примеру. Педагог уже учил детей правильно выполнять эти действия (проводя аналогичные упражнения при помощи табличек). Новым в данном случае является только словесная форма, В которой дается сигнал. Описанное упражнение проводится два-три раза.

При проведении этих упражнений необходимо:

1) следить, чтобы дети приступали к выполнению действия только тогда, когда педагог закончит словесное обращение к ним;

2) не подменять показ самого действия (на данном этапе) показом таблички, даже если дети уже начинают их дифференцировать. Естественные действия имеют большую силу и желательно с ними связать образ устного слова;

3) следить за правильным выполнением самих действий (бесшумно вставать, ровно садиться и т. п.);

4) чередовать секунды сосредоточения детей на артикуляции педагога во время этих упражнений с более длительным во времени отдыхом детей и лишь затем вновь привлекать их внимание и повторять упражнение.

Таким же образом проводятся упражнения в считывании с губ имен детей. Имена подбираются группами по два-три. Уже к началу второго месяца для упражнений в глобальном чтении с губ берутся поручения со словами — названиями игрушек, частей тела, мебели и т. п.— в сочетании с глаголами покажи, а где возможно — дай, принеси.

Проводя систематические упражнения в чтении с губ, необходимо уяснить одно положение, которое может казаться противоречащим основному принципу использования различных форм словесной речи. Согласно этому принципу усвоение слова проходит последовательный путь от таблички через дактильное проговаривание к устной форме. Таков принцип, и его необходимо придерживаться на протяжении всего срока обучения. Однако для самого начального этапа (три-четыре месяца обучения) в практике допускается отступление от этого принципа в том отношении, что в упражнения по чтению с губ включаются слова, еще не усвоенные в дактильной форме. Не противоречит ли это требованию программы, согласно которому умение ребенка прочитать слово с губ одновременно является свидетельством того, что он уже умеет прочитать слова по табличке и с руки? Нет, не противоречит. Это требование остается в силе до конца, т. е. на протяжении всего срока обучения ребенка в дошкольном учреждении в отношении усваиваемого по речи словесного материала. Предлагаемые же упражнения на глобальное чтение с губ предназначены для выработки у детей установки на устную речь, вернее, выработки механизма схематичного отраженного проговаривания. Они являются как бы подготовительными к воспитанию навыка чтения с губ.

 

Подлинное чтение с губ (СНОСКА: Под подлинным чтением с губ мы подразумеваем восприятие слова, буквенный состав которого известен) немыслимо в первый период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. На первом этапе обучения усвоение не только звукового, но даже и буквенного состава слова в дактильной форме представляет большие затруднения, и первое самостоятельное воспроизведение детьми слов по памяти можно отнести только к третьему, а то и к четвертому месяцу чтения. Как показал специально поставленный опыт, откладывать воспитание навыка чтения с губ до этого времени нецелесообразно. Введение на первых порах морального чтения с губ восполняет пробел и служит к л к бы подготовкой к формированию этого важного навыка. При обучении произношению проводятся также следующие упражнения для развития дыхания:

1) сдувание со стола комочков ваты, бумаги (растояние от дующего до комка ваты следует изо дня в день увеличивать);

2) задувание свечи. Дети по сигналу педагога (хлопок в ладоши или взмах руки) общими усилиями стараются задуть свечу. Необходимо следить, чтобы дети при этом не сильно раздували щеки. Можно проводить задувание свечи по-другому. Дети сидят вокруг стола. Свеча ставится в подсвечник. Педагог плавно, но бысторо передвигает подсвечник от одного к другому. Каждый из детей старается погасить пламя;

3) поддувание уточек и других целлулоидных игрушек в тазу с водой;

4) поддувание целлулоидного шарика детьми, дующими навстречу друг другу (расстояние между детьми должно быть не менее метра) (рис. 3).

Рис. 3. приспособление для поддувания шариков

Для развития голоса и артикуляции в подготовительный период также используются игры:

1. Игра в лошадки. Ребенка, надевшего вожжи, со звуком сначала о, а затем и но погоняет ребенок, изображающий кучера. Остановка сопровождается криком пр. Иногда таким способом у детей удается вызвать звук р. Звук п или слог па после индивидуального показа получаются в этой игре почти у всех детей.

2. Игра с куклой. Детям раздаются куклы. Подражал педагогу, дети укачивают их и при этом «поют», т. е. протяжно произносят звук а. Педагог проверяет артикуляцию и следит за тем, чтобы дети давали голос. Необходимо следить, чтобы дети при этом не гнусавили.

3. Игра с катушкой. Педагог, разматывая катушку, произносит протяжно звук а, стараясь тянуть нитку и звук подольше. Дети наглядно воспринимают это, следя за длиной нитки. Когда они начинают подражать, то тоже пытаются тянуть подольше. Затем педагог наматывает нитку, произнося при этом папапа-папапа или другое доступное детям сочетание слогов, способствующее развитию дыхания и голоса.

Голосовые и артикуляционные упражнения, проводимые в подготовительный период, очень ограничены. Это — сочетание гласных звуков с наиболее простыми глухими звуками: слоги па-пу, та-ту, по-та, па-га, то-по, пу-ту.

Проводить такие упражнения желательно в сочетании с ритмическими движениями рук, с хлопками или показом движений.

Уже через две-три недели после начала занятий подготовительные упражнения заменяются настоящей речевой зарядкой.

Проводя подготовительные упражнения, необходимо соблюдать следующие правила.

1. Так как занятия первоначального периода сплошь состоят из подготовительных упражнений, желательно их проводить с малочисленными подгруппами, по тричетыре человека (особенно, в течение первой недели, пока дети привыкнут к занятиям и получат первые навыки подражания). Со второй недели это могут уже быть подгруппы в пять-семь человек. Проводить следует два занятия по 15—20 минут с перерывом.

2. Упражнения должны быть разнообразны как по содержанию, так и по характеру проведения (т, е. в занятие должны быть включены упражнения на развитие Подражания, внимания, памяти, голоса, дыхания и т. п.).

3. В то же время не следует проводить много упражнений, хотя бы и разнообразных. Необходимо следить за тем, чтобы они не утомляли детей, чередуя разные по характеру упражнения: связанные со зрительным восприятием, следует чередовать с двигательными; упражнения, проводимые в сидячем положении,— с упражнениями, связанными с подвижностью детей.

4. Необходимо строго следить за чередованием моментов сосредоточения детей с моментами отдыха, при этом на первых порах моменты сосредоточения должны быть более короткими, чем моменты отдыха.

5. Следует неуклонно требовать при проведении упражнений точного воспроизведения показа, так научить точному подражанию и составляет смысл подражательных упражнений как подготовки к обучению.

6. Необходимо приучать детей выполнять упражнения по раз навсегда установленному педагогом сигналу когда педагог встает или садится, складывает определенным приемом руки, хлопает в ладоши, поднимает руку и т. п.). В течение первых трех-четырех дней этот и гнал дается без сопровождения табличкой, а по мере образования у детей первичного навыка действовать по сигналу он дается уже в сочетании со словом (на общих основаниях, т. е. по табличке, затем дактильно и, наконец, устно), например, встаньте, сядьте, смотрите, отдохните, дуйте, идите и т. п.

7. Переходя к новым упражнениям, добиваясь точного их выполнения, следует периодически повторять наиболее трудные и важные упражнения.

Несколько слов к организации работы в подготовительный период.

Даже в многокомплектных дошкольных учреждениях трудно с самого начала подобрать группу с однородным составом. Для этого необходимо слишком много показателей: возраст, состояние речи и слуха, подготовка до поступления в дошкольное учреждение (пребывание в общих или специальных яслях, домашнее обучение). Не приходится говорить, что дети поступают с различными особенностями характера, навыками общения и т. п. Одновременная работа в группе сурдопедагога и воспитателя создает благоприятные условия для организации работы.

Существующий режим предусматривает в младшей группе, да и в средней, работу с двумя подгруппами по 5—6 человек. В силу изложенных выше особенностей, детского состава, учитывая новую для детей обстановку, в подготовительный период детей рекомендуется делить не на две, а на три и даже на четыре подгруппы. Отдельных детей следует обучать по два и даже по одному до тех пор, пока дети не привыкнут к новой обстановке, пока им не будут привиты элементарные навыки поведения.

С самого первого дня необходимо вести дневниковую запись наблюдений за каждым из детей. Систематические наблюдения, анализ поведения ребенка, его продвижения, продуктивность применяемых воспитательных приемов дадут неоценимый материал педагогу и воспитателю. Записывать следует факты, ситуацию, возможные воспитательные приемы. Со временем, отобрав наиболее типичные факты и проанализировав их, можно будет составить правильную характеристику. Главное же заключается в том, что, изучая таким путем процесс детского развития, учитывая новые качества, которые возникают у детей, педагог может соответственно изменять свое воспитательное воздействие на них.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.