При разработке концепции школьного музея следует определиться по нескольким позициям — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

При разработке концепции школьного музея следует определиться по нескольким позициям

2019-09-26 278
При разработке концепции школьного музея следует определиться по нескольким позициям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.

При организации школьного музея нужно, прежде всего, определить концептуальную направленность в его деятельности. Научная концепция музея во многом зависит от среды его бытования, поставленных перед ним целей и задач, его профиля, возможностей его развития, реализации целей и задач. Концепция музея разрабатывается согласно концепции образовательного учреждения.

Место музея. Название музея, принадлежность его к учебному заведению, образовательному учреждению и место нахождения с указанием почтового адреса.

Цель. Выделить конечную цель в работе музея. Определить категорию посетителей.

Создание фондов музея. Составить план комплектования с привлечением школьного актива, учителей и родителей. Организовать учет и хранение музейных коллекций.

Замысел экспозиции. Определить основную идею экспозиции. Описать экспозицию в авторском представлении, исходя из наличия коллекций музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозиционные комплексы и последовательность их показа. Указать экспозиционную площадь.

Принцип построения экспозиции. Определить, каким он будет: проблемным (наиболее характерные особенности раскрываемой темы), мемориальным, коллекционным, ансамблевым, образно-сюжетным. Для школьных музеев наиболее характерны проблемные экспозиции.

Тематическая структура экспозиции. Определить темы будущей экспозиции и кратко их раскрыть.

Требования к архитектурно-художественному решению экспозиции и экспозиционному оборудованию. Составить план помещения с размещением в нем витрин, стендов, подиумов, шкафов, подставок, турникетов и др.

Основные затраты. Определяются исходя из стоимости экспозиционного оборудования, технических средств и оплаты художника-дизайнера.

 

Концепция является первым этапом в формировании музея.

 

Принципы построения экспозиции в школьном музее

Содержание экспозиции. Описать экспозицию в авторском представлении, исходя из наличия коллекций музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозиционные комплексы и последовательность их показа. Указать экспозиционную площадь.

Тематическая структура экспозиции. Определить темы будущей экспозиции и кратко их раскрыть.

Требования к архитектурно-художественному решению экспозиции и экспозиционному оборудованию. Технология публикации самой экспозиции.

Составить план помещения с размещением в нем витрин, стендов, шкафов, подиумов, подставок, турникетов и др. Выполнить художественный эскизный проект.

Тематическая экспозиция посвящена раскрытию определенной тематики, сюжета, проблемы, созданию музейного образа отражаемых событий и явлений. В ее основе тематико-экспозиционный комплекс, группа связанных по содержанию или отдельным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство, раскрывающих определенный сюжет, тему.

Выбор методов экспонирования зависит от профиля музея, темы, целевых установок экспозиции, специфики коллекции, размеров экспозиционных площадей.

В основе экспозиций и выставок находятся экспозиционные материалы.

К ним относятся:

- музейные предметы, подлинные экспонаты, хранящиеся в основном фонде музея;

- воспроизведения музейных предметов, копии, репродукции, модели, муляжи, слепки, голограммы, хранящиеся в научно-вспомогательном фонде музеев;

- научно-вспомогательные материалы, карты, диаграммы, чертежи, таблицы, выполняемые для конкретной экспозиции;

- тексты и аннотации, составляемые для конкретной экспозиции.

Основой экспозиции являются подлинные музейные предметы – главные экспонаты экспозиций. Из них формируются музейные комплексы – группы связанных по содержанию или отдельным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство. Вещественные памятники дополняются изобразительными, письменными, фоно- и фотоматериалами, создавая модель реального мира. Будучи по своей природе информативными, они играют решающую роль при экспонировании.

 

Для построения экспозиции все экспонаты группируются по разделам и темам. Каждая группа экспонатов называется экспозиционным комплексом. Основным документом при создании экспозиции является тематико-экспозиционный план. Например, тема экспозиции «Наше село в годы Великой Отечественной войны».

Тема Экспозиционный комплекс (разделы) экспозиции Подлинные экспонаты (ОФ) основной фонд Вспомогательные экспонаты (НВФ) Место комплекса в экспозиции Проблемность
Наше село в годы Великой Отечественной войны 1.Односельчане, участники войны. 2. Труженики колхоза в помощь фронту. 3. Дети войны. Фото, письма, ордена и медали, газеты, открытки, грамоты, одежда. Списки участников войны, списки награжденных за доблестный труд, исследовательские работы учащихся На стенде, в витрине, Тыловой регион

 

Структурные подразделения экспозиции:

а) предметный (исторический, географический, биологический, литературный и т.д.);

б) комплексный, состоящий из разных разделов;

в) природы края (географическое положение, полезные ископаемые, рельеф, водные ресурсы, почва, растительный и животный мир);

г) хозяйство края (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь);

д) история и культура края (наш край в прошлом, в годы Великой Отечественной войны, в годы первых пятилеток и т.д.);

е) проблемным (наиболее характерные особенности раскрываемой темы).

Экспозиция школьного музея должны отвечать следующим требованиям:

- хронологическая последовательность представляющих материалов;

- логическая стройность;

- грамотность и глубокая содержательность ведущих и пояснительных текстов;

- художественное оформление.

По принципам структурной организации экспонируемого материала экспозиции принято подразделять на тематические, систематические, монографические и ансамблевые.

Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы различных типов (вещевые, изобразительные, копии, макеты, муляжи и т.д.), раскрывающие какую-нибудь тему или проблему и образующие экспозиционный комплекс.          

Систематическая экспозиция создается на основе однородных музейных предметов, представляющих экспозиционный ряд в соответствии с систематикой конкретной научной дисциплины, например, «национальный костюм», «нумизматика», «фарфор» и т.д.

Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию, Чаше всего такие экспозиции создаются в монографических музеях: история школы, история воинской части, музей хлеба, музей стекла и т.д.

Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытом небом, крестьянская изба, партизанская землянка, мемориальная комната и т.д.

У каждой экспозиции как бы два основных автора: научный сотрудник и музейный художник. Их творческое сотрудничество, умение находить взаимоприемлемые решения, общее понимание концептуальных задач и порождает, главным образом, уникальную неповторимость каждой музейной экспозиции.

Далее. Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. Современные музееведческие методики предполагают две основные формы художественного проектирования экспозиции – генеральное решение и эскизный проект, конечной задачей которых является формирование художественного образа экспозиции, адекватно выражающего ее научное и идеологическое содержание.

Роль текста в экспозиции и требования к его составлению

Необходимость включения текста в экспозицию обусловлено тем, что музейный предмет обладает двумя уровнями коммуникативности. Первый уровень характеризует информацию, которая выражается через внешние признаки предмета (цвет, объем, фактура, утилитарное назначение) и обычно не требует специального комментария. Второй соотносится с признаками, которые скрыты для непосредственного восприятия. Это среда бытования предмета, его связь с историческими фактами, с общественными событиями и могут быть раскрыты только с помощью комментария.

В процессе восприятия экспозиции на посетителя воздействует как визуальная информация (предметная основа экспозиции), так и вербальная (система текстов). Их взаимодействие позволяет полностью раскрыть значение музейного предмета, прочесть «музейное сообщение».

Система текстов создается в ходе проектирования экспозиции с учетом того, что они должны быть ясными, однозначными и доступными для всех. Ведь это особая форма общения музея с посетителем, и поэтому текст должен включать в себе всю необходимую информацию, быть понятным, а иногда эмоционально воздействующим.

И все же, как подчеркивают специалисты, одним из важнейших требований, определяющих подход к тексту, является лаконизм. Это способствует современному экспозиционному стилю, который отмечен строгим отбором экспонатов, выделение наиболее значимых фрагментов экспозиции, а также редких, уникальных музейных предметов. Поэтому перегрузка экспозиции текстовым материалом только снижает его познавательное значение.

Внимание к тексту зависит от интереса посетителя к экспозиционному материалу. Знакомство с экспозицией строится, как правило, по принципу «от предмета к тексту», который должен активизировать возникший интерес, дать определенное направление пониманию увиденного, настроить на детальное рассмотрение.

Этикетаж

 Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. В то же время в них должны быть выявлены различные стороны музейного предмета:

- мемориальность;

- редкость или, напротив, типичность экспоната, его связь с местной историей.

Т.е. в тексте этикетки должно раскрываться то, что именно вы хотите показать, суть экспоната.

Те экспонаты, которые имеют особую ценность, однако не обладают внешней привлекательностью, должны иметь аннотацию более обстоятельную.

Например,

Письмо сержанта Саши Кондратьева родителям

Это обычное письмо обычного солдата, который вернулся с победой домой к родителям. Но если письмо было бы написано за пол часа до гибели сержанта Саши Кондратьева, то в данном случае была бы необходима дополнительная информация.

Название предмета дается обычным литературным языком без инверсии,  нарушения порядка стилистики. Например, хрустальная ваза, а не ваза хрустальная как в учетной документации.

Каждую часть этикетки рекомендуется начинать с новой строки. Название можно выделить укрупненным шрифтом.

Другой пример. В экспозиции школьного музея представлены книги В.М.Шукшина и к ним дается лаконичная этикетка:

Книги В.М.Шукшина.

Информация, которая не достаточная в этикетке, обычно подается экскурсоводами.

Виды текстов в экспозиции.

Тексты принято разделять на следующие виды:

- оглавительные;

- ведущие;

- объяснительные;

- этикетаж.

Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться экспозиции. Их задача – дать «путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить ее тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделом, комплексов.

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его назначение в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то ее раздела, темы или комплекса. Широко используется в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанных героями экспозиции, т.е. материалов, имеющих ярко выраженный личностный характер. Но в настоящее время используются авторские тексты, т.е. создателя экспозиции.

Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа. Т.е. в чем особенность, привлекательность экспозиции, своеобразная интрига.

Этикетаж – это совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Ее содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.

Составление этикетажа.

Этикетаж подразделяется на две группы:

- одиночный (индивидуальный);

- пучковой.

Под одиночным этикетажем понимается система, при которой каждому экспонату дается отдельная этикетка.

 Когда в экспозиции представлен комплекс материалов (значки, медали, марки, образцы оружия и т.д.), то применяют «пучковой» этикетаж.

В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:

- название предмета;

- атрибуционные данные: сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении;

- дата.

Атрибуционные данные помещаются непосредственно под названием или в конце этикетки.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.