Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Как создаются школьные музеи

2019-09-26 278
Как создаются школьные музеи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Школьный музей может возникнуть только при условии хорошо поставленной поисковой работы, в результате которой в школе постепенно собирается материал музейного значения, музейные предметы, представляющие определенную материальную или духовную ценность. Школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и пр.) являются его основными «потребителями» и «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалисты – музееологи) для другой аудитории.

Обычно к созданию школьного музея педагогический коллектив приходит разными путями. В основном, результат долговременной краеведческой исследовательской работы приводит к созданию школьных музеев, возможно, изначально и не ставились такие цели. Таким путем появились, к примеру, музее в школе № 40 в Октябрьском районе г. Уфы, этнографический музей в Республиканской гимназии-интернат им. Рами Гарипова в г. Уфе. В первом случае учащиеся ежегодно выезжали на геологические экспедиции, откуда привозили коллекции минералов и организовывали выставки. Увлеченная работа и достаточное количество экземпляров привели к необходимости создания геологического музея. Во втором случае изучение этнографии башкирского народа, сбор предметов быта и культуры, экспедиционные поездки в башкирские села стали предпосылкой создания музея. Оба случая характерны для 70-80-ых годов прошлого века.

Еще пример. В школе № 104 в Демском районе г. Уфы создание музея было продиктовано местонахождением школы в микрорайоне железной дороги, школа находилась вокруг жилых кварталов и вагонов. Необходим был мощный воспитательный момент, который бы занимал детей в свободное от уроков время. Педагогический коллектив во главе с директором школы поступили очень мудро. Умелое применение исторической науки на практике дало свои результаты. Школа занялась изучением истории создания и героического подвига на фронтах Великой Отечественной войны  легендарной 112-ой кавалерийской         дивизии под командированием генерала М.М.Шаймуратова. Местом формирования дивизии и отправки на фронт был район Дема.

В настоящее время школа носит имя М.М.Шаймуратова.

 

Определение места музея во главу угла учебно-образовательного процесса является еще одним примером возникновения музеев. Так создавался музей славы родственников учащихся в гимназии № 39 г. Уфы. Школа изначально создавалась как специализированная с углубленным изучением английского языка для детей государственных служащих. Но это ничуть не помешала созданию школьного музея.

Школы, имеющие традиционную историю, связанную с именами знаменитостей или с историческими событиями создают музеи, посвященные этой тематике.

В последнее десятилетие музеи создаются по плану, разработанному педагогическим коллективом именно по созданию музея.

Отличительной чертой школьных музеев городов и сел заключается в том, что в городах в основном появляются музеи узкого профиля, тематические. К примеру, музей Н.И.Кузнецова, гимназия № 105, музей А.П.Гайдара,     гимназия

№ 47, музей «Молодая гвардия», гимназия № 64 и история школ. Это вызвано тем, что в городах имеются крупные государственные музеи комплексного характера.

А музеи сельских школа стараются отражать в своих экспозициях историю поселений и военных времен, колхозов и совхозов, историю самой школы.

Идеи создания литературного музея возникает там, где имеются традиции увлеченного изучения произведений того или иного писателя, поэта. Музей лицея № 21 Кировского района г. Уфы – музей Л.Н.Толстого, музей А.С.Пушкина в Шабагишевской школе Куюргазинского района.

Гимназия им. С.Т.Аксакова № 11 г. Уфы имеет солидную историю, которая выпустила многих известных людей, в том числе М.Ларионов, А.Михайлов, Р.Хакимов, К.Давлеткильдеев и др. В гимназии есть уникальный и богатейший музей, под названием «История школы».

Профили школьных музеев

Профиль музея – специализация собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями, и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры.

Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев.

Можно выделить следующие основные профильные группы. Это относится и школьных музеев.

 Комплексно - краеведческие музеи – основная часть школьных музеев комплексно-краеведческие, т.е. комплекс культурно-исторических и природоведческих экспозиций. Они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природной родного края.

Краеведение – это комплексное изучение родного края. Это наука, изучающая особенности развития природы и общества определенного региона силами его жителей. Следовательно, краеведение – это и методологический прием познания закономерность ей развития природы и общества через специфику своего края.

Таким образом, школьные музеи любого профиля можно считать краеведческими. Но при паспортизации или же при переаттестации школьных музеев принято конкретизировать профили. Соответственно, музей не может назваться краеведческим по профили, если в экспозиции нет раздела природы.

Исторические музеи – основа музеев составляют исторические науки: археология, этнография, военная история, история образования, нумизматика. Профильная группа может рассматриваться как система, включающая подсистемы разного уровня. Так, музеи исторического  профиля подразделяются на общеисторические: археологические и этнографические. В свою очередь общеисторические могут отражать все исторические периоды и какой-нибудь определенный этап в развитии общества. Например, музеи по истории развития  спорта, техники, внутренних дел и т.д.

Художественные музеи – они характеризуют историю искусства, искусствоведения. Сюда относятся картинные галереи, музеи скульптуры, прикладного искусства, художественных ремесел, гравюры, а также музеи театральные, музыкальные и киноискусства.

Естественноисторические музеи, опирающиеся в своей деятельности на естественные науки. Это музеи биологические, ботанические, зоологические, геологические, минералогические, антропологические и экологические.

Литературные музеи – школьные музеи, посвященные развитию литературы, жизни и деятельности писателей и поэтов.

Технические музеи – музеи, связанные с развитием технической науки. Например,  политехнические, технические, авиации, судостроения, железной дороги, развития горного дела и т.д.

Мемориальные музеи от слова memory – наличие историко-бытового комплекса, включающего недвижимые памятники истории и культуры, коллекции мемориальных предметов, а также связанные с данными объектами памятные места. Данная группа музеев не должна рассматриваться как профильная, а скорее как типологическая, ибо каждый мемориальный музей в зависимости от характера события или сферы деятельности мемориального лица, относится к определенной профильной группе музеев.

Библиотека школьного музея

Библиотека музея – это предмет особой заботы руководителя музея и актива учащихся, Она формируется постепенно, систематически при активном участии самих ребят. Состав библиотеки определяется профилем и избранной темой музея, конкретными задачами и намеченными перспективами его развития.

Очень важно собирать и хранить в музее материалы, связанные с его созданием и развитием. Это планы совета музея, отчеты о проведенных походах и экспедициях, о выполнении поисковых заданиях, в т.ч. полевые дневники, полевые описи, тетради для записи воспоминаний и рассказов, тексты экскурсий, тематико-экспозиционные планы, доклады исследовательских работ учащихся, программы, фотографии, магнитофонные записи, видеофильмы и т.д. Таким образом, в библиотеке музея создается архив музея.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.