Нектарные наставления Шри Рупы Госвами — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Нектарные наставления Шри Рупы Госвами

2019-12-19 187
Нектарные наставления Шри Рупы Госвами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шри Упадешамрита

Нектарные наставления Шри Рупы Госвами

С комментариями

Шри Радха-Раманы Госвами

Шрилы Бхактивиноды Тхакура

Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

 

 

Перевод - Нараяна Госвами

 

 

Международное Общество «Гаудийа-веданта»

Москва — 2001

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Предисловие к английскому изданию

Великий автор «Шри Упадешамриты» Шри Рупа Госвами

Шри Радха-рамана дас Госвами, автор комментария «Упадеша-пракашика»

Шри Саччидананда Бхактивинода Тхакур, автор комментария «Пийуша-варшини-вритти»

Шри Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, автор комментария «Анувритти»

 

 

Текст 1 Шесть побуждений, мешающих развитию бхакти, которые необходимо преодолеть

 

 

Текст 2 Шесть препятствий на пути бхакти

 

 

Текст 3 Шесть обетов, благоприятных для развития бхакти

 

 

Текст 4 Общение, углубляющее бхакти

 

 

Текст 5 Как преданный среднего уровня должен служить вайшнавам трех уровней

 

 

Текст 6 Недопустимо судить об осознавших себя вайшнавах с мирской точки зрения

 

 

Текст 7 Метод бхаджаны: сосредоточение на имени и лилах Шри Кришны

 

 

Текст 8 Практика бхаджаны и лучшее место для занятий бхаджаной

 

 

Текст 9 Самое святое место

 

 

Текст 10 Самая дорогая возлюбленная Кришны

 

 

Текст 11 Величие Шри Радха-кунды

Литература

Указатель стихов

Словарь имен и терминов

 

 

Предисловие к английскому изданию

 

«Шри Упадешамрита» очень высоко ценится в Шри Гаудийа-вайшнава-сампрадайе. Шри Чайтанйа Махапрабху, перенявший настроение (бхаву), а также цвет тела Шримати Радхики, положил начало совместному пению Святых Имен Шри Кришны (шри-нама-санкиртане) и даровал миру высочайшую лучезарную божественную любовь к Шри Кришне, которую до Него не давал никто. Ради блага всех живых существ Шрила Рупа Госвами вспахтал океан учения Шримана Махапрабху и извлек оттуда самую суть в форме «Шри Упадешамриты». Наставления, которые содержатся в этой книге, чрезвычайно важны для садхаки, или того, кто занимается практикой преданного служения (бхакти). Если преданный не следует этим наставлениям, он не сможет войти в царство чистой преданности. Особенно это относится к тем, кто стремится вступить на возвышенный и нелегкий путь спонтанной преданности (рагануга-бхакти).

Из дневника Говинды даса, личного слуги према-аватары (воплощения божественной любви) Шри Чайтанйи Махапрабху, мы узнаём, что в последние годы перед тем, как вернуться в Свою вечную, непроявленную лилу, Махапрабху был постоянно охвачен жгучим чувством божественной разлуки (випраламбхи). В то время рядом с Ним неизменно находились два Его близких вечных спутника, Шри Сварупа Дамодара и Шри Рай Рамананда. Они старались утешить Махапрабху пением стихов, созвучных Его настроению. Однажды Махапрабху сидел вместе со Своими преданными на берегу океана и слушал повествования о Кришне (кришна-катху). Внезапно густая роща на берегу голубого океана и высокие песчаные дюны напомнили Ему холм Говардхана и реку Йамуну, на берегах которой много прекрасных садов и рощ, и Он начал плакать от разлуки с Кришной. Спустя какое-то время Он успокоился и стал ровным, благозвучным голосом давать наставления собравшимся там преданным. Эти наставления и легли в основу стихов «Шри Упадешамриты».

Садхаке, стремящемуся войти в царство бхакти, необходимо с самого начала отказаться от действий, которые вредят духовному развитию. Это значит, что ему не следует потворствовать требованиям ума, языка, желудка и гениталий. Кроме того, он должен контролировать свою речь и сдерживать порывы гнева. Он также должен избегать переедания, ненужных усилий, пустых разговоров, несоблюдения или поверхностного соблюдения предписаний шастр, дурного общения и преодолеть ненасытность, или неугомонность, ума, которая выражается в склонности принимать разного рода посторонние идеи. В то же самое время садхаке необходимо развивать качества, усиливающие бхакти: энтузиазм, решимость, терпение, правильное поведение в соответствии с принципами бхакти и верность идеалам пути бхакти, которые были установлены чистыми преданными.

Достигнув некоторого успеха в духовной жизни, садхака должен практиковать шесть видов общения с преданными, выражать подобающее почтение вайшнавам трех уровней и служить им сообразно их духовному уровню. И наконец, живя или пребывая мыслями во Врадже и следуя преданным, которые обладают глубокой любовью к Кришне и наслаждаются враджа-расой, садхака должен постоянно занимать свой язык и ум повторением (или прославлением) и памятованием имен Шри Кришны (намы), Его образа (рупы), качеств (гуны) и развлечений (лилы). Дороже всех Кришне Шримати Радхика, и так же дорог Ему Ее пруд (кунда). Поэтому все, кто идет путем бхакти, обязательно должны найти прибежище у воплощения высшего экстаза преданности (махабхавы), Шримати Радхики, и также у Ее пруда, Шри Радха-кунды. Так Шри Чайтанйа Махапрабху увековечил в стихах «Шри Упадешамриты» высшую суть всех наставлений.

 

Текст 1

Мангалачарана

 

Прежде всего я снова и снова отдаю поклоны моему высокочтимому Шри Гурудеве, нитйа-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагйане Кешаве Госвами, а также моему парама-гурудеве — Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Прабхупаде, который написал комментарий «Анувритти», моему паратпара-гурудеве — Шри Шримад Бхактивиноде Тхакуру, который написал комментарий «Пийуша-варшини», Шри Радха-рамане дасу Госвами, служителю Божества Шри Радха-раманы, написавшему «Упадеша-пракашика-тику», Шри Рупе Госвами, автору «Шри Упадешамриты», чьим единственным достоянием была раса супружеской любви (шрингара-раса), и его Божеству — Шри Чайтанйе Махапрабху, которого украшают настроение и цвет тела Шри Радхи. Снова и снова припадая к их стопам, я начинаю этот перевод с «Упадеша-пракашика-тики».

 

Упадеша-пракашика-тика

 

Да сопутствует всегда победа Шри Радха-рамане! Я возношу молитву Шри Чайтанйе Махапрабху и Его спутникам: освобожденному подвижнику (авадхуте) Шри Нитйананде Прабху, который суть Сам Шри Баладева, Шри Адвайте Ачарйе, воплощению Маха-Вишну, Шри Гададхаре, олицетворению энергии Махапрабху, и всем приближенным Махапрабху во главе со Шривасой. Я принимаю покровительство Махапрабху, первоисточника всей энергии в этом мире. С большим почтением и любовью я возношу молитвы Шри Рупе Госвами, чье единственное достояние — шрингара-раса. Всю свою жизнь он посвятил описанию этой расы, также известной как уннатоджвала-према-раса, высшая лучезарная божественная любовь Шри Радхи и Кришны. Он всегда погружен в служение лотосным стопам Шри Радхи-Говинды. Шри Рупа Госвами принес очищение всем дживам этого мира, описав метод, позволяющий обрести эту разновидность премы. Я почтительно кланяюсь Шри Гопале Бхатте Госвами, который очень милостив к несчастным падшим дживам, околдованным внешней энергией Господа. Я еще раз кланяюсь океану милосердия, Шри Чайтанйе Махапрабху, освятившему эту Кали-югу. Он распространяет Святое Имя (шри хари-наму) и любовь к Богу (бхагават-прему) и дарует освобождение всем дживам на земле. Я обращаюсь с молитвами к Шри Гопинатхе дасу, ученику Шри Гопалы Бхатты Госвами и служителю Шри Радха-раманы. Он благословил бесчисленные живые существа, даровав им шри гаура-бхакти. Я отдаю поклоны моему Гурудеве и деду, Шри Дживана-лалу. Я всегда остаюсь его слугой. Выразив им всем почтение, я приступаю к краткому объяснению стихов «Шри Упадешамриты», которую Шри Рупа Госвами написал для блага всех садхаков.

В «Шри Бхакти-расамрита-синдху» Шри Рупа Госвами определяет уттама-бхакти как любовное служение Шри Кришне, свободное от покрытия гйаной (знанием, цель которого — слиться с Господом) и кармой

(деятельностью ради ее плодов, которая не направлена целиком и полностью на удовлетворение Господа). Занимаясь таким служением, преданный не должен иметь никаких других желаний. Как может уттама-бхакти развиваться в людях, чьи сердца переполняют такие пороки, как вожделение и гнев? В «Падма-пуране» говорится:

шокамаршадибхир бхаваир акрантам йасйа манасам катхам татра мукундасйа спхурти самбхавана бхавет

«Разве может Шри Мукунда явиться тому, чье сердце охвачено скорбью, гневом и другими беспокоящими чувствами?»

Смысл этого утверждения заключается в том, что, когда вожделение, гнев, алчность и другие разновидности скверны возникают в уме, шесть страстей, названных в комментируемом стихе, заставляют ум думать только о недолговечных чувственных объектах. В нечистом сердце никогда не разовьется чистое, беспримесное бхакти. Поэтому данный стих призывает обуздать эти страсти, которые препятствуют развитию бхакти. Садхака, способный сдерживать эти страсти, может давать наставления всему миру. Можно сделать вывод, что садхака, который обуздал свои чувства и одолел в себе перечисленные страсти, способен очистить все дживы этого мира своим непоколебимым и чистым уттама-бхакти. Учеником такого великого человека может стать каждый.

В «Шримад-Бхагаватам» (11.14.24) сказано:

ваг гадгада дравате йасйа читтам рудатйа бхйкшнам хасати квачич ча виладжджа удгайати нртйате ча мад бхакти йукто бхуванам пунати

«О Уддхава! Голос Моего преданного содрогается от премы, а сердце тает от переполняющих его духовных чувств. Он ни на миг не может удержаться от слез. Он то смеется, то, отбросив всякое смущение, громко поет или пускается в пляс. Такой преданный очищает не только себя, но и весь мир».

Важно отметить, что, смирив шесть упомянутых страстей, человек лишь получает право вступить на путь бхакти. Само по себе это достижение не относится к непосредственным составляющим практики преданного служения (садхана-бхакти), а лишь открывает врата в царство бхакти. Бхакти представляет собой самопроявляющуюся функцию внутренней энергии Господа (сварупа-шакти), поэтому с появлением бхакти шесть страстей усмиряются сами собой.

 

Шри Бхактивинода Тхакур

Пийуша-варшини-вритти (Комментарий, подобный потоку нектара)

 

три годрума-чандрайа намах

Я отдаю поклоны Шри Чайтанйе Махапрабху, луне на небосводе Шри Годрумы.

йат крпа-сагародбхутам упадешамртам бхуви шри рупена саманйтам гаурачандрам бхаджами там

Я поклоняюсь Шри Гаурачандре, океану милости. Он дал начало потоку нектара, который Шри Рупа Госвами собрал и преподнес миру в форме «Шри Упадешамриты».

натва грантха пранетарам тикакарам пранамйа ча майа вирачйате врттих ‘пййуша-паривешанй’

С великим смирением я кланяюсь автору «Шри Упадешамриты», Шри Рупе Госвами, а также ее первому комментатору, Шри Радха-рамане дасу Госвами. Так я начинаю этот комментарий, мое нектарное подношение.

анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй анавртам анукулйена кршнану-шйланам бхактир уттама

«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, то есть представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне всеми силами тела, ума и речи, а также различными духовными чувствами (бхавами), которая свободна от влияния гйаны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом) и кармы (корыстной деятельности) и которая основывается на единственном желании — доставить удовольствие Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением» (Б.-р.-с., 1.1.11). Принимая все наставления данного стиха как благоприятные для духовного развития и отвергая все, что мешает духовному развитию, человек начинает заниматься деятельностью, направленной исключительно на удовлетворение Шри Кришны. Именно эта практика, или бхагават-анушилана, является первоначальной целью тех, кто стремится совершать бхаджану. Принятие благоприятного для развития бхакти и отвержение неблагоприятного не относятся к непосредственным частям (ангам) шуддха-бхакти. Это проявления веры, лежащей в основе вручения себя Господу (шаранагати), которое наделяет человека способностью практиковать бхакти. В «Вайшнава-тантре» об этом сказано так (цитата из «Бхакти-сандарбхи», Ануччхеда 236):

анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа варджанам ракшишйатити вишвасо гопт\твв варанам татха атма-никшвпа-карпанйв шад-видха шаранагатих

«Существует шесть признаков вручения себя Господу: 1) анукулйасйа санкалпа — садхаки, полностью предавшиеся Господу, принимают только то, что благоприятно для развития према-бхакти; 2) пратикулйа варджана — они решительно отвергают все, что неблагоприятно для развития према-бхакти; 3) ракшишйатити вишваса — они твердо верят в то, что их единственный защитник — Кришна, что у них нет иного защитника, кроме Него, и что их не защитит никакая посторонняя деятельность; 4) гопт\твв варана — преданные никогда не сомневаются в том, что Кришна — их единственный покровитель; 5) атма-никшепа — они вручают себя Господу, думая: „Сам я ни на что не способен. Ничто не происходит без воли Кришны“; 6) карпанйа — они очень смиренны и считают себя падшими и ничтожными. Чистые преданные обладают такой твердой и простой верой. Это умонастроение именуется шаранагати».

Этот стих призывает отказаться от всего, что мешает развитию бхакти. Тот, кто способен сдерживать побуждения, исходящие от речи, ума, гнева, языка, желудка и гениталий, может давать наставления всему миру.

В «Падма-пуране» сказано:

шокамаршадибхир бхаваир акрантам йасйа манасам катхам татра мукундасйа спхурти самбхавана бхаввт

«Разве может Шри Мукунда явиться тому, чье сердце охвачено скорбью, гневом и другими беспокоящими чувствами?»

Данный стих указывает на то, что вожделение, гнев, алчность, иллюзия, опьянение, зависть и другие беспокоящие чувства постоянно возникают в уме, привлекая его к материальным чувственным объектам. Этому способствуют шесть посредников: 1) побуждение говорить или употребление слов, причиняющих страдания другим; 2) возбуждение ума, или возникающие в нем бесчисленные желания и планы; 3) раздражение или употребление грубых слов; 4) бесчинство языка, или жадное желание наслаждаться шестью вкусами: сладким, кислым, горьким, острым, соленым и вяжущим; 5) требования желудка или желание есть больше необходимого и 6) возбуждение гениталий, или желание вступать в половую связь. Все это делает невозможной практику шуддха-бхакти. Чтобы помочь тем, кто вступил на путь бхаджаны, направить желания своего сердца на бхакти, Шри Рупа Госвами поместил этот стих в самое начало своей книги.

Попытки победить шесть перечисленных побуждений сами по себе не являются бхакти -садханой. Это своего рода лестница, позволяющая подняться до уровня, на котором человек получает право войти в храм бхакти. Наставление сдерживать шесть побуждений дается также тем, кто идет путем кармы, деятельности ради ее плодов, или путем гйаны, философского познания истины. Это наставление предназначено не для чистых преданных. Согласно шастрам, истинное бхакти — это слушание, повторение и памятование имен, а также рассказов об образе, качествах и развлечениях Шри Кришны.

Шесть побуждений ставят различные преграды перед тем, кто только вступил на путь бхакти. Найдя прибежище в настроении безраздельного вручения себя Господу (шаранагати), а также избегая нама-апарадхи, или десяти оскорблений Святого Имени, начинающий преданный обретает способность преодолеть эти препятствия силой хари-нама-киртаны и других методов. Общение с безупречно чистыми святыми (садху) играет при этом очень важную роль. В «Падма-пуране» сказано:

шрутвапи нама-махатмйам йах притирахито ’гхамах ахам намади парамо намни со ’пй апарадха-к\т

«Те, кто, даже услышав о поразительном величии Святого Имени, все равно продолжают отождествлять себя с материальным телом и считать какие-либо материальные объекты своей собственностью либо повторяют Святое Имя нерегулярно или без любви, также являются оскорбителями Святого Имени».

Преданные стремятся к практическому отречению от материальных объектов (йукта-вайрагйе), избегая бессмысленного, формального отречения. Поэтому на них не распространяется указание избегать всякого соприкосновения с объектами чувств. Когда ум более не возбуждается, или, другими словами, когда человек больше не жаждет мирских удовольствий, побуждения, исходящие от глаз, ушей, жизненного и всех остальных источников, ослабевают.

Итак, те, кто победил шесть страстей, могут завоевать весь мир. Наставление сдерживать вышеназванные побуждения относится к преданным, ведущим семейную жизнь, поскольку, прежде чем оставить семейную жизнь, необходимо одержать победу над этими страстями.

 

Анувритти

 

В высшей степени сострадательный Шри Шачинандана Гаурахари, который очищает падшие души, явил безграничную милость дживам, попавшим под пагубное влияние Кали и питающим отвращение к служению Шри Кришне. Он дал им наставления, известные как «Шри Шикшаштака». В этих стихах в сжатой форме Он объяснил все, что касается самбандхи1, абхидеи2 и прайоджаны3. Его любимый ученик Шри Рупа Госвами услышал эту бхакти-таттву (сокровенные истины, описывающие основы преданного служения) из Его лотосоподобных уст в Джаганнатха Пури и Прайаге. Шри Чайтанйа Махапрабху, всемогущее воплощение премы, не просто дал ему наставления, но вложил в его сердце способность постичь все тайны бхакти. Шри Рупа Госвами явил миру эти наставления, изложив их на простом, легко понятном санскрите в своих книгах «Шри Бхакти-расамрита-синдху», «Уджвала-ниламани», «Лалита-мадхава», «Видагдха-мадхава», «Става-мала» и других. Эти священные тексты представляют собой месторождение драгоценных камней премы и несут всем величайшую удачу. «Шри Упадешамрита» — один из бесценных бриллиантов премы. Он красуется на груди у преданных Махапрабху. В ней Шри Рупа Госвами извлек из наставлений Шри Чайтанйи Махапрабху самую суть и преподнес ее в дар всем истинным садхакам.

В «Шри Упадешамрите» даны наставления двух видов: оставить все, что мешает развитию бхакти, и принять то, что благоприятно для развития бхакти. Пока садхака не начнет следовать этим двум видам наставлений, в его сердце не проявится бхава-бхакти4, не говоря уже о према-бхакти5. В настоящее время многие люди придерживаются различных неавторитетных мнений и учений, которые, внешне маскируясь под религию, на самом деле противоречат бхакти, а также идей, идущих вразрез с Ведами, учений сахаджии (подражания), майавады (имперсонализма) и прочих противоречивых взглядов. Такие люди боятся наставлений «Упадешамриты», видя в них олицетворение Йамараджи, карающего души умерших. Но люди верующие, которые с любовью изучают и декламируют «Упадешамриту», а также применяют ее в жизни, смогут избавиться от всех сомнений относительно бхакти и достичь сначала бхава-бхакти и в конце концов редчайшего према-бхакти. Поэтому, посыпав голову пылью с лотосных стоп всех гуру в преемственности, идущей от Шри Рупы Госвами, я, Шри Варшабханави-дайита дас, слуга господина жизни (прананатхи) Вришабхану-нандини Шримати Радхики, начинаю этот комментарий к «Шри Упадешамрите» под названием «Анувритти». Цель его — помочь дживам погрузиться в «Шри Бхакти-расамрита-синдху», произведение, которое явил миру Шри Рупа Госвами и которому учили и следовали все рупануга-ачарйи, наставники-вайшнавы, последователи Шри Рупы, такие, как Шри Гауракишора дас Бабаджи и Шри Бхактивинода Тхакур.

 

Примечания:

 

1 Самбандха — принцип взаимоотношений между Господом, живыми существами и материальной природой.

2 Абхидейа (абхидхейа) — средство достижения высшей цели; практика преданного служения.

3 Прайоджана — высшая цель жизни преданного, чистая любовь к Шри Кришне.

4 В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.1) дано следующее определение бхавы: «Бхава-бхакти» — это особое проявление энергии чистой благости (шуддха-саттвы). Иными словами, по своей природе бхава-бхакти — явление, целиком состоящее из шуддха-саттвы. Оно подобно лучу солнца премы, и оно смягчает сердце разнообразием вкусов (ручи)».

5 «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.1) определяет прему следующим образом: «Когда бхава-бхакти смягчает сердце гораздо сильнее, чем на начальной стадии, и в значительной степени усиливает чувство духовного блаженства, а также дарует чувство обладания (мамата) по отношению к Шри Кришне, знатоки духовной науки именуют это премой».

 

Живых существ, привязанных к мирским удовольствиям, одолевают три вида страстей: побуждения, исходящие от ума, тела и речи. Тем, кто попадает под могущественное влияние этих неистовых страстей, очень трудно спастись. Падая в поток повторяющихся рождений и смертей, такие живые существа лишаются духовного благополучия. Но люди, способные обуздывать эти побуждения, не попадают под власть стремления к материальным чувственным удовольствиям. Они могут освободиться из плена материального существования.

К необузданной речи относятся идущие вразрез с учением бхакти рассуждения философов-имперсоналистов (нирвишеша-вади) и людей, стремящихся к плодам своего труда и погрязших в корыстной мирской деятельности, а также любые разговоры, не связанные со служением Шри Кришне, или, другими словами, выражающие различные виды стремления к материальным удовольствиям. Сюда не относятся разговоры о служении Господу. Напротив, такие разговоры следует считать плодом усилий в обуздании речи. Бывает, что человек, давший обет молчания, выражает свои стремления к материальным наслаждениям мимикой или письмом. Это тоже попадает в категорию необузданной речи.

Беспокойства ума бывают двух видов: авиродха-прити — привязанность, не встречающая препятствий, и виродха-йукта-кродха — гнев, возникающий при столкновении с препятствиями. Привязанность к учению майавади, к деятельности ради ее плодов и вера в идеи людей, которые одержимы множеством желаний, не связанных со служением Кришне, — таковы три разновидности авиродха-прити. Безразличие к деятельности гйани, карми и других категорий людей, одержимых материальными желаниями, — это та же привязанность, не встречающая препятствий, только в неразвитой, непроявленной форме. Когда на пути исполнения материальных желаний человека возникают препятствия, когда он не обретает желанных плодов своего труда или, несмотря на все усилия, не достигает освобождения (мукти), в нем просыпается гнев. Размышление о лилах Шри Кришны не относится к беспокойствам ума, напротив, это способ избавиться от всех беспокойств.

Побуждения, исходящие от тела, бывают трех видов: требования языка, желудка и гениталий. Стремление наслаждаться любым из шести вкусов, а также мясом, рыбой, яйцами, вином, ги в чрезмерных количествах, молоком, рабри (сладким блюдом из сгущенного молока), сливками и т. п. — все это потворство требованиям языка. Садху избегают слишком горькой пищи или приправленной острым красным перцем. Употребление ореха бетеля, смеси бетеля со специями (пана), сигарет, марихуаны, конопли, опиума и других наркотических веществ, а также лука и чеснока тоже относится к потворству вредным побуждениям языка. Садхаки, идущие путем бхакти, ни в коем случае не должны употреблять эти одурманивающие вещества и продукты. Следует тщательно избегать потворства дурным наклонностям языка, почитая маха-прасад, остатки пищи Бхагавана и Его преданных. Хотя маха-прасад может быть очень вкусным, принятие его не является потворством языку. Почитая маха-прасад с твердой верой, человек сможет укротить свой язык. Но если под предлогом оказания почтения прасаду кто-то желает испытать удовольствие и украдкой наслаждается его вкусом, это тоже потворство прихотям языка. Вкушать дорогие, изысканные блюда, такие, как рабри или взбитые сливки, которые подносят полубогам в домах состоятельных людей, пагубно для нишкинчана-вайшнавов, живущих в отречении от мира. Потакая требованиям языка, преданный рискует попасть в ловушку предосудительного поведения и дурного общения. В «Шри Чайтанйа-чаритамрите» (Антйа, 6.227, 236) говорится:

джихвара лаласв джви ити утидхайа шишнодара-парайана кршна нахи пайа бхала на кхаибв ара бхала на парибв

«Люди, склонные к плотским утехам и чревоугодию, которые стремятся удовлетворять прихоти своего языка, никогда не смогут приблизиться к Шри Кришне. Преданному не следует носить дорогие, роскошные одежды и есть изысканные блюда».

Садхаки должны тщательно избегать этих соблазнов. Обжорство влечет за собой различные болезни и многие другие проблемы. Люди, склонные к чревоугодию, обычно попадают во власть полового чувства и ведут распутный образ жизни. С требованиями желудка можно совладать, если должным образом почитать бхагават-прасад, соблюдать экадаши по всем правилам и служить Кришне.

Побуждения гениталий бывают двух видов: разрешенные шастрами и запрещенные. Когда, достигнув зрелости, человек вступает в брак в соответствии с указаниями шастр и выполняет дхарму грихастхи, соблюдая правила для зачатия хорошего потомства, тем самым он обуздывает требования гениталий. Это называется половой жизнью в соответствии с шастрами. Существует много разновидностей недозволенного удовлетворения полового чувства, как, например, связь с чужой женой, противоречащая всем моральным нормам и религиозным заповедям, стремление к восьми видам полового общения и удовлетворение чувств искусственным и распутным образом, что также противоречит заповедям шастр. Все садхаки на пути бхакти, как семейные люди, так и те, кто живет в отречении от мира, никогда не должны потворствовать требованиям языка, желудка и гениталий.

В своей книге «Према-виварта» (7.3.1-4) спутник Шри Чайтанйадевы по имени Шри Джагадананда Пандит пишет:

ваираги бхаи грамйа катха на шунибв канв грамйа-варта на кахибв джабв милибв анв
свапнв о на кара бхаи стри самбхашана г\хв стри чхадийа бхаи асийачха вана
йади чаха пранайа ракхитв гаурангвра санв чхота харидасвра катха тхакв джвна манв
бхала на кхаибв ара бхала на парибв х\дайвтв радха-кршна сарвада сввибв

«О вайшнав, отрекшийся от мирской жизни, брат мой, кого бы ты ни встретил, не слушай и не говори ни о чем мирском. Не беседуй с женщиной наедине даже во сне. О брат! Оставь жену и дом и отправляйся в лес. Если ты желаешь развить любовь к лотосным стопам Шри Шачинанданы Гаурахари, то всегда помни о случае с Чхотой Харидасом. Если стремишься к бхагавад-бхакти, не ешь изысканной пищи и не носи роскошных одежд и в сердце своем всегда служи Шри Радхе и Кришне».

Тот, кто полностью победил описанные шесть побуждений тела, ума и речи, достоин носить титул «Госвами», что означает «господин своих чувств». Такие госвами — истинные слуги Шри Кришны. Тех же, кто, в противоположность им, находится во власти этих шести побуждений, именуют го-дасами, слугами или рабами своих чувств.

На самом деле го-дасы, слуги чувств, служат иллюзорной энергии (майе). И если они хотят стать слугами Кришны, им необходимо следовать примеру истинных госвами, — иного пути нет. Те, чьи чувства необузданны, никогда не смогут стать преданными Шри Хари. В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.30) Махараджа Прахлада говорит:

матир на кршне паратах свато ва митхо ’бхипадйета грха-вратанам аданта-гобхир вишатам тамисрам пунах пунаш чарвита-чарвананам

«О отец, мирские люди лишь перемалывают молотое и жуют уже жеваное. Поскольку их чувства необузданны, их ждет ужасный ад материального существования. Разум таких людей никогда не обратится к Бхагавану Шри Кришне. Им в этом не помогут ни их собственные усилия, ни наставления других, подобных им мирских людей».

 

 

Текст 2

Упадеша-пракашика-тика

 

На начальной ступени практики бхакти в сердце садхаки еще остаются материальные желания. Поэтому он не способен совладать с шестью страстями, описанными в первом стихе. Как следствие в его сердце создаются условия для развития склонностей, которые сильно вредят бхакти. Эти вредные склонности перечисляются в данном стихе для блага садхаки. Слово атйахара означает «переедание» или «накопительство». Слово прайаса означает «стремление к мирским целям» или «деятельность, вредящая бхакти». Слово праджалпа указывает на неуместную критику других или распространение слухов, что является большой потерей времени. Слово нийамаграха можно разбить на две части двумя способами: нийама + аграха — чрезмерное рвение в следовании предписаниям шастр и нийама + аграха — пренебрежение предписаниями. В первом случае имеется в виду, что человек ревностно исполняет предписания, приносящие результаты низшего порядка, например вознесение на райские планеты, и при этом не прилагает усилий в служении Господу, позволяющих достичь результатов высшего порядка. Во втором случае подразумевается, что человек пренебрегает предписаниями, которые помогают развить бхакти. Слово джана-санга указывает на отказ от общения с чистыми преданными ради общения с другими людьми. В «Шримад-Бхагаватам», в беседе Девахути и Кардамы Муни, приводятся очень ценные наставления, призывающие отказаться от общения с людьми мирского склада:

санго йах самс\твр хвтур асатсу вихито ’дхийа са эва садхушу к\то нихсангатвайа калпатв

«Общение является причиной как материального рабства, так и освобождения из плена материального бытия. Тот, кто из-за невежества общается с людьми мирского склада, не желающими вступать на путь бхакти, запутывается в сетях материальной жизни. Но тот, кто общается с чистыми преданными, освобождается из материального плена и достигает лотосных стоп Господа» (Бхаг., 3.23.55).

Далее Бхагаван Капиладева говорит Девахути:

сангам на курйат прамадасу джату йогасйа парам парам арурукшух мат-сввайа пратилабдхатма-лабхо ваданти йа нирайа-дварам асйа

«Тот, кто желает обрести кришна-прему, высший плод бхакти-йоги, никогда не должен вступать в недозволенную связь с женщинами. Мудрецы, постигшие Абсолютную Истину, говорят, что те, кто хочет освободиться от материального рабства и достичь лотосных стоп Господа, но в то же время вступает в недозволенную связь с женщинами, прокладывают себе дорогу в ад» (Бхаг., 3.31.39).

твшв ашантвшу мудхвшу кхандитатмасв асадхушу сангам на курйач чхочйвшу йошит-крйда-мргвшу ча

«Никогда не следует общаться с глупыми, беспокойными, материалистичными людьми. Они достойны всяческого сожаления, ибо отождествляют себя с телом и являются игрушками в руках женщины» (Бхаг., 3.31.34).

Подчеркивая пагубность материального общения, богооткровенные писания налагают на него запрет. Страсть ума к приятным вещам и различные представления, которые возникают в уме в результате общения с людьми, отстаивающими разного рода убеждения, называется лаулйа. Такое непостоянство ума подобно поведению ветреной женщины и приводит к тому, что человек идет то путем кармы, то путем йоги или гйаны, и лишь иногда путем бхакти. Это сводит на нет присущую дживе склонность к бхакти.

 

Пийуша-варшини-вритти

 

Атйахара, прайаса, праджалпа, нийамаграха, джана-санга и лаулйа — таковы шесть пороков, которые губят бхакти. Слово атйахара является сложным и состоит из приставки ати-, которая указывает на чрезмерность в чем-либо, и слова ахара («завладевать чем-либо, поглощать что-либо ради собственного наслаждения»). Чрезмерно наслаждаться материальными объектами с помощью какого-либо из органов чувств или накапливать денег или вещей больше, чем надо, — это атйахара. Преданным, отрекшимся от семейной жизни, запрещено накапливать материальные вещи. Вайшнавам-грихастхам приходится приобретать вещи, необходимые для жизни, однако, если они накапливают вещей больше, чем им требуется, это атйахара. Те, кто стремится совершать бхаджану, не должны заниматься накопительством, подобно материалистам, погрязшим в чувственных наслаждениях. Слово прайаса обозначает деятельность, вредящую бхакти и направленную на получение чувственных удовольствий. Трата времени на пустые мирские беседы называется праджалпа. Слово нийамаграха имеет два значения. Фанатичное следование правилам, предназначенным для тех, кто находится на более низких ступенях духовного развития, называется нийама-аграха. Нарушение предписаний, помогающих развить бхакти, или, другими словами, отсутствие твердой веры, именуется нийама-аграха. Общение с кем-либо, кроме преданных Бхагавана, называется джана-санга. Слово лаулйа означает непостоянство или алчность. В первом значении оно указывает на непостоянство ума, склонного принимать всякого рода ложные учения или сомнительные выводы, а во втором — на привязанность к бессмысленным материальным чувственным наслаждениям. Праджалпа подталкивает человека к критике садху, а лаулйа развивает в нем пристрастие к разного рода относительным, туманным идеям. Оба этих порока приводят к нама-апарадхе. Поэтому их следует тщательно избегать.

 

Анувритти

 

Приобретать излишние знания, как это делают гйани, стремиться к плодам своего труда, как свойственно карми, и предаваться накопительству, чем занимаются те, кого одолевают бесчисленные желания, — все это называется атйахара. Усилия для углубления своих познаний, которые прикладывают гйани, обеты и лишения, которые берут на себя карми, а также тяжелый труд людей, стремящихся обзавестись семьей, накопить богатство и т.п., относятся к категории прайаса. Умствование гйани, сводящееся к бессмысленным спорам на основе писаний, восхваление плодов благочестивой деятельности, которое рождает привязанность к религиозным ритуалам у карми, а также беседы, которые приносят наслаждение чувствам людей, одержимых множеством желаний, называются праджалпа. Следование предписаниям гйана-шастр с целью обрести освобождение именуется аграха, чрезмерным усердием. Привязанность к указаниям шастр, которые поощряют прагматизм (практичность, в противоположность стремлению к идеалистическим результатам), в сочетании с желанием обрести чувственные удовольствия как в этой жизни, так и в следующей, носит название нийама-аграха. Установление определенных норм поведения, соответствующих положению человека, для быстрого обретения счастья, чем заняты утилитаристы, а также те, кто ратует за улучшение положения людских масс, тоже относится к категории нийама-аграха. А безразличие к предписаниям, следовать которым необходимо для обретения бхакти, называется нийама-аграха. Люди, которым это свойственно, настолько бесстыдны, что даже преподносят свою развращенность и порочность как следование священному и возвышенному пути спонтанной преданности (рага-марга). Вот что сказано о таких людях в «Хари-бхакти-виласе»:

шрути-смрти-пуранади панчаратра-видхим вина аикантикй харер бхактир утпатайаива калпате

«Нарушая предписания шрути, смрити, Пуран и «Нарада-панчаратры», человек развивает серьезные недостатки (анартхи), даже если пытается достичь безраздельной преданности Господу».

В «Калйана-калпатару» Шрилы Бхактивиноды Тхакура говорится: «Мой дорогой ум, что ты натворил? Из-за своей незрелости ты, сам того не подозревая, обманул себя, приписав узость взглядов чистой сампрадайе вайшнавов. Ты счел безупречные концепции и авторитетность этой сампрадайи проявлением лицемерия и потому отверг их. Ты перестал носить вайшнавский тилак и бусы из туласи. Ты думаешь: „Какой смысл носить тилак? Я могу повторять Святые Имена в уме — зачем мне четки? Пища человека никак не влияет на его бхаджану. Поэтому нет нужды отказываться от мяса, рыбы и яиц. Зачем отказываться от вина, чая или одурманивающих веществ, таких, как пан, табак, гашиш и опиум?“ Ты отрицаешь необходимость духовного посвя<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.