Федеративная Республика германия — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Федеративная Республика германия

2019-12-19 124
Федеративная Республика германия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Площадь — 357 тыс. км. Население — 82,1 млн. чел. (2000 г.)

ВВП — 1625 млрд. долл. ВВП па душу населения — 19750 долл.

 

ФРГ - четвертая страна мира по экономической мощи (после США, КНР и Японии), и это проявляется во многом: ВВП страны уступает лишь ВВП этих трех стран, по экспорту продукции она занимает 2-е место в мире после США, в Европе - лидер во всех планах (по численности населения, экономическому и научно-техническому потенциа­лу, развитости ВПК).

Географическое и геополитическое положение

Центральное положение ФРГ в Европе подчеркивается мак­симальным количеством стран-соседей 9. На севере, на Ютландском полуострове, ФРГ граничит с Данией, на северо-западе — со странами Бенилюкса, на западе — с Францией; все эти границы не имеют каких-либо серьезных естественных рубежей.

На севере страна имеет широкий выход к Северному морю (экономическая зона в Северном море — всего 24,6 тыс. км2.) и Балтике. При этом побережье Северного моря гораздо важнее экономически, ибо это выход к морским путям для «старых земель» — наиболее развитой индустриально и наиболее ин­тегрированной в мировую экономику части страны. Большую роль здесь играют и два речных пути от внутренних районов ФРГ (и шире — Европы) к морю — Рейн и Эльба. Хотя Рейн выходит к морю уже на голландской территории, вся «рейн­ская ось» — это полимагистраль, «жгут» разнообразнейшей инфраструктуры не только ФРГ, но и всего ЕС, каркас доми­нирующего на континенте мегалополиса.

Центральное положение ФРГ в Европе проявляется в том, что здесь перекрещиваются важнейшие широтные и меридиональные магистрали общеевропейского значения. Линия Мос­ква-Минск-Варшава-Берлин-Париж связывает восток и запад Европы — это «столичная ось», соединяющая пять столиц Европы. В широтном направлении выделяются еще (по их же терминологии) «балтийская ось» (Северная Германия-Гданьск-Калининград-Вильнюс-Санкт-Петербург) и «промышленная ось» (Лейпциг-Дрезден-Вроцлав-Краков-Львов).

Из осей меридионального направления выделяется «рейн­ская» — костяк всей урбанистической и индустриальной кар­тины Центральной Европы. Южнее она продолжается: желез­ная дорога и автострады ведут к Сен-Готардскому туннелю в Швейцарии и далее на Турин (Италия). Основной внешней «осью» Север-Юг для ФРГ вне ее пределов являются железная и шоссейная дороги от Инголынтадта-Мюнхена на юг к Брен-нерскому перевалу и туннелю под ним, ведущему в Италию.

Восточнее еще одна «ось» — от Гамбурга на Берлин-Дрез­ден-Прагу-Вену-Триест, ее называют «осью Эльба-Адриатика».

Геополитическое положение ФРГ резко изменилось в 1990 г. после объединения двух немецких государств и вклю­чения восточной части страны в НАТО. Если до этого граница ФРГ по Одеру-Нейсе была крайним восточным рубежом Запада в биполярном мире, границей капиталистического и социалис­тического лагеря, двух экономических и военных блоков, то ныне ФРГ сама оказалась центром ЕС, а потенциально — и европейских структур НАТО. И если ранее членами ЕС были только западные и южные соседи (кроме нейтральной Швей­царии, не входящей ни в какие блоки), а большая часть из них (кроме той же Швейцарии и Австрии) и членами НАТО, то ныне ближайшими членами НАТО стали и ее восточные соседи — Польша и Чехия.

На новой политической карте Европы центральное место Германии упрочилось, что облегчает ее внешнеэкономическую экспансию, поскольку

несравнимы экономические потенциалы ФРГ и ее соседей на востоке. Это определяет широкую торговую и финансовую экспан­сию немецких концернов и банков в экономику восточных соседей, уже сейчас около 30% их импорта приходится на ФРГ. Военно-политическое сближение ФРГ со странами Вос­точной Европы неизбежно обострит всю обстановку в Европе, может повлиять и на соотношение сил внутри НАТО.

Геоэкологическое положение ФРГ определяется тем, что для соседей на востоке (в том числе и для России) она является крупнейшим экспортером загрязнений в трансграничном пере­носе, а для стран Западной Европы — одним из основных загрязнителей Северного моря. По выбросам СО2 она лидирует в Европе (в середине 90-х годов 234 млн. т. углерода, что несколько больше, чем в Великобритании, и в 2,5 раза больше, чем во Франции).

Природные условия и ресурсы

Страна вытянута с севера на юг, максимальная протяжен­ность от побережья Северного моря до границы с Австрией составляет 876 км (это шесть - семь часов пути по автостраде), а от границы Франции на западе до долины Одера на востоке — 640 км.

Путь с севера на юг — это как бы «три ступени вверх»: весь север занят Северо-Германской низмен­ностью, южнее — пояс Среднегерманских гор с «бухтами» низменностей, вклинивающихся в него с севера, и широкими долинами рек и, наконец, Альпийский пояс на крайнем юге, отделяющий ФРГ от Швейцарии и Австрии.

Мягкий климат с достаточным количеством осадков также создает хорошие предпосылки для развития сельского хозяй­ства. Зимние температуры колеблются от 1-1,5°С на низмен­ности до -6°С в горах, а июльские от 18°С на низменности до 20°С в защищенных долинах юга. Среднее количество осад­ков — около 600—650 мм, больше всего их в горном массиве Шварцвальд на юго-западе (до 2000 мм) и в Баварских Альпах. Сочетание плодородных или улучшенных многолетней культу­рой земледелия почв и мягкого климата создает хорошие условия для разнообразного и высокопродуктивного сельского хозяйства.

Почти половина всей площади ФРГ занята сельскохозяй­ственными угодьями, около 30% — лесом. С 50-х до 90-х годов площадь, занятая населенными пунктами и транспорт­ными сооружениями, увеличилась с 8 до 12%, при этом «бетонированная земля» автострад и парковок уже занимает большую площадь, чем застроенная жильем.

Характер рельефа создает определенную пестроту почвенно-климатических условий, определяет большие различия в сте­пени использования и характере специализации сельского хо­зяйства отдельных районов. Равнинный и низменный север с мягким климатом имеет прекрасные условия для луговодства и животноводства. Север — это плодородные наносные марши на побережье Северного моря, южнее — холмистые плато с пустошами и торфяными болотами (лесной район южнее Гам­бурга тоже называется Люнебургской пустошью). Луга и пастбища занимают местами до 70-80% зоны маршей, а «бухты» низменностей, далеко захо­дящие на юг (в пояс Среднегерманских гор), выделяются особо плодородными черноземовидными почвами. Таков район Брауншвейга-Ганновера с пшеничными полями, возделыванием сахарной свеклы и кормовых культур, продолжающийся в «новых землях», в так называемой Магдебургской бёрде. Та­кова и Кёльнская «бухта» на нижнем Рейне.

Среднегерманские горы — второй «широтный пояс» ФРГ. Почвы здесь менее плодородны, выше среднее количество осад­ков, сельское хозяйство развито менее интенсивно: выращивают рожь, ячмень, картофель, важную роль играет лесное хозяй­ство. Совершенно уникальными почвенно-климатическими ус­ловиями выделяется Рейнская долина, защищенная горами с запада и востока, но открытая для проникновения теплых воздушных масс Средиземноморья через долину Роны. И если в горах преобладают леса и пастбища, то в долине Рейна и его притока слева Мозеля раскинулась полоса виноградников, садов, табачных плантаций, интенсивного пригородного хозяй­ства, обслуживающего сплошную цепочку рейнских городов. Землю Рейнланд-Пфальц называют виноградной. Здесь произ­водятся всемирно известные сорта вин — рейнское и мозель­ское. А вот горный Эйфель (в этой же земле) — один из самых бедных районов страны. На юго-западе в горном массиве Швар­цвальд относительно редкое население занято на лесопилках, мебельных фабриках, карьерах стройматериалов.

Южнее пояса гор находится важный сельскохозяйственный район — долина Дуная с богатыми почвами на лёссе. Степень распаханности достигает здесь 70-80% всей используемой в сельском хозяйстве земли. Это район производства пшеницы, ячменя и сахарной свеклы.

Южнее, в Альпах, типичный ландшафт — хвойные леса, а еще выше — альпийские луга. Здесь развито молочное животноводство с его качественной, известной во всем мире продукцией (масло, сыры). На горных реках (притоках Дуная) построены каскады небольших ГЭС. Юг, особенно предальпийские и альпийские районы, прекрасные места для зимнего спорта, туризма и отдыха.

Юг «новых земель» (бывшая ГДР) тоже представлен гор­ными массивами — Тюрингенским Лесом с самыми красивыми лесными ландшафтами и Рудными горами, отделяющими ФРГ от Чехии. Бедность природными ресурсами издавна определила этот район средневысотных гор как очаг ремесленного произ­водства, формирования квалифицированной рабочей силы для саксонской и тюрингской индустрии, требовавшей опытных кадров.

Почти 1/3 территории страны занята лесом. Самые лесис­тые области на западе (в Гессене и Рейнланд-Пфальце леса занимают до 40% площади), а беднее всего лесом Север (в Шлезвиг-Гольштейне — меньше 10% площади). Когда-то в стране преобладали дубово-буковые леса, теперь они или вы­рублены, или заменены хвойными. Для «культурного леса» характерно преобладание сосны, пихты на юго-западе и лист­венницы в Альпах. Дубово-буковые леса местами сохранились лишь в горах, на низменности преобладают дубовые леса с примесью березы.

Богатство лесом позволяет ФРГ удовлетворять 70% потреб­ностей хозяйства в древесине.

Реки ФРГ, текущие в основном с юга, юго-востока на север, северо-запад (Рейн, Везер, Эльба) обеспечивают хорошую связь внутренних районов с морем; важнее всего, что по речным долинам проходят и главные автострады, и железные дороги «Север-Юг». Мощной полима­гистралью является Рейнская долина со скоростными желез­ными дорогами, автострадами, нефте- и газопроводами, крайне интенсивнейшим судоходством. Реки «канализированы», и ус­ловия судоходства на притоках Рейна (Мозель, Майн, Неккар) существенно улучшились. А на севере основные речные бас­сейны страны связаны между собой широтным водным путем — Среднегерманским каналом. Это водный путь от Эмса на западе до Эльбы и района Берлина на востоке. В 1992 г. было завершено строительство канала Рейн-Майн-Дунай по баварской территории, и водные пути ФРГ получили выход к странам Юго-Восточной Европы.

Минерально-сырьевые ресурсы ФРГ, игравшие огромную роль в капиталистическом развитии страны, в значительной мере утратили свое значение. Переключение на импортное сырье сопровождалось сокращением или закрытием очагов до­бывающей промышленности. Импортный каменный уголь стал в 3-4 раза дешевле местного (рурского), последняя тонна железной руды в Зальцгиттере (север ФРГ) была добыта в 1987 г. (при содержании железа в руде 10-45% добыча давно уже стала нерентабельной); в одном Лаузицком бассейне (быв­шая ГДР) перед объединением Германии добывалось больше бурого угля, чем во всей ФРГ, ныне добыча сократилась в 3 раза из-за катастрофической экологической ситуации.

Наибольшую роль в подъеме и географии всей немецкой промышленности играл каменный уголь, достоверные запасы которого составляют около 70 млрд. т (в основном в крупней­шем в Европе Рурском бассейне, гораздо меньше в Сааре). На его основе в XIX в. возникли мощная энергетика, металлургия и химическая промышленность Рейнско-Вестфальского района. Однако геологические условия добычи сложны, а мощности пластов невелики, поэтому в 60-х-90-х годах рурский уголь все более вытеснялся нефтью и импортным углем.

Велики и запасы бурого угля, по современным оценкам они составляют 44 млрд. т. Большая часть его добычи прихо­дится на Кёльнский бассейн (левобережье Рейна), где она ведется открытым способом, мощность пласта достигает 20-30 м. Вторым районом остается Лаузицкий (восток «новых земель), третьим — бассейн Галле-Лейпциг. Большое значение бурого угля в энергетике (в бывшей ГДР он оставлял 70% топливно-энергетического баланса) и быту (буроугольные бри­кеты), а также относительная дешевизна его разработки по­зволили удержать добычу на уровне 190-192 млн. т (1995 г.), т. е. сохранять по этому показателю первое место в мире (перед Россией).

Добывается и важное химическое сырье — калийная соль в районе Ганновера ( северо-восток «старых земель) и на юго-западе «новых земель» в долине р. Верра. По добыче калийной соли и выработке калийных удобрений ФРГ занимает одно из первых мест в мире.

Кроме того, имеются запасы каолина (отсюда знаменитая фарфоровая промышленность Мейсена — саксонский фарфор), медной руды около Мансфельда, мела — на острове Рюген.

Экологические проблемы

Из крупных европейских стран ФРГ — самая плотнонаселенная, самая урбанизированная и индустриальная. Поэтому ясно, что давление на окружающую среду здесь максимально, а узел экологических проблем сложнее, чем в других странах. Одни автострады и места парковки («бетонированная земля») занимают большую площадь, чем вся застроенная жилыми домами (около 4 тыс. км2 только в «старых землях»).

На этой площади сосредоточен ис­ключительно мощный и концентрированный потенциал загряз­няющих отраслей: угледобычи, черной металлургии, большой химии. На территории ФРГ 19 действующих АЭС, ее прони­зывает самая густая сеть автострад. В городах выхлопные газы автотранспорта дают больше половины всех загрязнений.

Не удивительно поэтому, что ФРГ была одной из самых загрязненных стран мира в 60-х — 70-х годах. Рейн называли «сточной канавой Европы», а «кислые дожди» сделали боль­ными леса страны. В ГДР положение было еще хуже: больше 70% энергии здесь производилось из бурого угля — самого «грязного» вида топлива.

Но к 90-м годам многое изменилось к лучшему. Под давлением «зеленых» были приняты очень серьезные меры для экологического оздоровления страны:

Затраты принесли плоды: очистился Рейн (в нем можно ловить рыбу) перестал нависать «смог» над угольно-металлур­гическим Руром, чище стал воздух в других городах. По некоторым показателям ФРГ стала лидером, например по вто­ричному использованию сырья она достигла рекордных резуль­татов. Иностранцу могут показаться чрезмерными экологические «строгости» повседневной жизни немцев. Так, стеклотару они строго сбрасывают в несколько контейнеров: зеленые бутыл­ки — в один особый, светлые — в другой и т. д.

Государственный строй

ФРГ — парламентская республика. Роль президента стра­ны гораздо меньше, чем в президентских республиках, напри­мер во Франции.

ФРГ состоит из 16 земель, имеющих значительные полномочия и собственные конституции (наряду с Основным законом ФРГ). Земли имеют и «культурный суверенитет» — свои законы в области образования.

Высшим органом законодательной власти является парла­мент, состоящий из двух палат: бундестага (избирается всем населением страны на срок 4 года) и бундесрата (Совет земель). В землях эта система дублируется: в каждой есть свой парламент (ланд­таг), свое правительство, свой премьер-министр. Три из земель несколько отличаются от других, это «земли-города» — Бер­лин, Гамбург и Бремен.

Земли резко различаются по социально-экономическим по­казателям, причем эти внутренние различия больше, чем в других странах ЕС. Разработан и действует механизм выравнивания» — западные земли платят в бюджет на помощь восточным. Крупнейшими донорами являются самая экономи­чески мощная из «старых земель» Северный Рейн-Вестфалия, затем Баден-Вюртемберг и Бавария. Основной получатель по­мощи — перестраиваемый Берлин, «самая большая строитель­ная площадка нации», который перенимает столичные функ­ции.

В 1991 г. бундестаг принял решение о переносе главных столичных функций из Бонна в Берлин. Сейчас идет «переселение столетия». Правда, оно будет лишь частичным, компромиссным. В Берлине работают президент и федеральный канцлер, правительство (точнее, большая его 'часть) и парла­мент (точнее, бундестаг, так как решение о переносе туда бундесрата еще не принято). Шесть министерств останутся в Бонне, одиннадцать — в Берлине. Бонн же предполагается превратить в центр научных исследований и новейших техно­логий.

Все послевоенные годы у власти сменялись две партии - ХДС (с союзниками — более мелкими партиями) и СДПГ.

Христианско-демократический союз (ХДС) ХДС действует в блоке с региональной баварской пар­тией — Христианско-социальным союзом (ХСС).

Крупнейшей из всех политических партий является Соци­ал-демократическая партия Германии.  (СДПГ).  

На выборах в бундестаг (1998 г.) победил блок СДПГ — «Союз-90»/«зеленые». Ныне представитель СДПГ Иоганнес Pay является президентом ФРГ, а федеральным канцлером — ее представитель Герхард Шредер.

ФРГ имеет широкие международные связи. Она поддер­живает дипломатические отношения почти со всеми страна­ми мира, имеет 230 зарубежных представительств. С 1973 г. ФРГ — член ООН.

ФРГ — член НАТО, ее военно-промышленный комплекс широко участвует в модернизации вооруженных сил других стран блока, а в перспективе — и «стран-кандидатов». С 1995 г. страна принимает участие в многонациональных ми­ротворческих силах НАТО в Боснии, во время агрессии НАТО в Югославии (1999 г.) контингент бундесвера впервые участ­вовал в военных акциях вне немецкой территории.

Население

По численности населения (82 млн. чел., 2000 г.) ФРГ — первая страна Европы и одна из самых плотнонаселенных стран (230 чел. на км2).

Динамика численности населения с 1972 г. отличалась отрицательным приростом: показатель рождаемости был мень­ше, чем показатель смертности. С 1990 г. в «старых землях» вновь наблюдается минимальный прирост населения — рож­даемость несколько увеличилась, но это всего 10,5 рождений на 1000 жителей в год (смертность 10,0).

Причины низкой рождаемости объясняются тем, что воз­растная структура населения в 90-х годах отличалась от «нор­мальной» повышенной долей лиц старших возрастов. В ее строении виден «провал» в рождаемости в результате Второй мировой войны, а следствием этого являлась негативная «де­мографическая волна» и в 70-х годах. Типичными стали семьи с одним ребенком или вообще без детей, особенно характерно это для городского населения, а ФРГ высоко урбанизиро­ванная страна, в городах живет около 90% населения. Высокая занятость женщин (55% работает в хозяйстве) также не спо­собствует увеличению семей. Не помогали и искусственные меры, вроде пресловутого п. 218 Конституции ФРГ, запреща­ющего аборты.

Следствием низкой рождаемости стали:

- высокая доля пенсионеров (люди старше 60 лет состав­ляют 20%), а значит, «нагрузка» на каждого работающего возрастает (число работающих на 1 пенсионера в Японии - около 4, в ФРГ — 2);

- относительно небольшая и сокращающаяся доля молодежи до 20 лет (сейчас немногим более 20%);

- уменьшение населения страны в перспективе (по неко­торым прогнозам оно сократится к 2040 г. до 69 млн. чел.).

ФРГ держит рекордные показатели по средней продолжи­тельности жизни (73 года для мужчин, 79,5 лет для женщин).

ФРГ - страна с высоким жизненным уровнем: ВВП на душу населения превышает 19 тыс. долл. — больше, чем во многих странах Европы. Заработная плата выше, чем в США, при этом немецкий рабочий занят меньшее число часов в году (1560), чем американский (1923) или тем более японский 2076). Рабочий час в «новых индустриальных странах» Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Сингапур) стоит 7,5-10 марок, а в Малайзии — 3 марки, тогда как в ФРГ — 20-30 марок в час. Поэтому идет бегство капитала в «дешевые страны»; считается, что оно только в 1991-1995 гг. обошлось немецкой индустрии в 1,2 млн. рабочих мест. Сохранились и различия жизненного уровня в «старых» и «новых землях», пока еще довольно значительные.

Западные и восточные немцы не сильно отличаются друг от друга, и все же долгий период раздельного существования и сейчас отражается в социальной и особенно религиозной структуре населения. В «новых землях» 67,1% неверующих, 27,0% принадлежат к евангелической церкви, 5,9% — католики. Иная картина в старых землях», где вли­яние церкви гораздо сильнее: не принадлежит к ней лишь 19,0% населения, католики (Юг) составляют 42,9% населе­ния, а приверженцы евангелической церкви (Север) — 38,1%. Самой католической землей является Бавария.

Как богатая страна с высоким жизненным уровнем, ФРГ привлекает иностранных рабочих и беженцев из многих стран. По началу, в 60-х годах, этот приток (в основном из стран «Общего рынка») возмещал нехватку рабочих рук, особенно в сфере обслуживания и некоторых отраслях промышленности. Позже главным экспортером рабочих рук стала Турция. Во многих городах Юга иностранцы составляют 20-25% всего населения (Франк-фурт-на-Майне, Мюнхен). Это создает целый ряд проблем:

- социальное положение «рабочих-гостей» (так раньше называли иностранцев в ФРГ)  гораздо хуже, чем коренного населения, они часто не владеют языком, получают низкооп­лачиваемую или «черную» работу, живут в худших условиях;

- в городах возникли «геттоизированные районы», осо­бенно у вокзалов, выросли преступность, наркомания;

- с ростом безработицы обострилась конкуренция за ра­бочие места, ухудшилось отношение к «рабочим-гостям», в западных землях это использовалось реакционными национа­листическими группировками, имели место акты насилия.

Конечно, иностранцы в ФРГ - это не только обездоленная часть населения, около 200 тыс. иностранцев имеют свое соб­ственное дело, являются владельцами мелких предприятий.

Кроме иностранцев новой частью немецкого населения ста­ли 2,2 млн. переселенцев немецкого происхождения из стран бывшего восточного блока, прежде всего немцы с территории СССР.

В промышленности работает 34% всех занятых (эта доля была выше 40%, сейчас она сокращается), в сельском хозяй­стве — 3%, в сфере обслуживания — более 60, и она быстро растет. В конце 90-х годов число безработных достигло рекорд­ной цифры — 5 млн. чел.

Социальная структура населения стала более контрастной в последние 30-40 лет за счет «вымывания» сельских жителей в результате разорения мелких и многих средних ферм. Если в 1950 г. число хозяйств в деревне превышало 1,6 млн., то в. 90-х годах оно опустилось ниже 0,6 млн., в армию наемных работников влилось несколько миллионов человек.

Статистика, характеризующая социальную структуру насе­ления, нарочито запутана: она выделяет «нанимающихся на работу» (а это и рабочий, и служащий, и даже менеджер крупного концерна), «самостоятельных», или хозяев (это и крупный капиталист, и владелец торгового ларька, и даже мелкий арендатор в деревне, который тоже ни к кому не нанимается на работу!), и «помогающих членов семьи». Гораздо реальнее оперировать данными о средних доходах отдельных

социальных категорий, чем об их точной численности. Эти разрывы таковы: «самостоятельные» (а их примерно 10% ак­тивного населения) получают в среднем 4500 марок в месяц, зарплата служащего составляет более 2000 марок, рабочего — более 1500 марок, а «социальная помощь» безработным — около 900 марок.

Каждый 12-й занятый в хозяйстве страны имеет высшее образование, что говорит о высокой квалификации немецких служащих и рабочих. В вузах страны учится 1,8 млн. студен­тов. По социальному составу это в основном дети «самостоя­тельных», лишь 14% студентов — выходцы из рабочих семей. Существует особая, централизованная в рамках страны проце­дура отбора. Всего в ФРГ 61 университет (49 в «старых землях», 12 в «новых»). Регулярно публикуется «ранг-лист» престижа университетов в целом (т. е. в среднем) и по отдель­ным специальностям. В середине 90-х годов ведущими уни­верситетами по 100-балльной системе были Дюссельдорфский (95,5), Дуйсбургский (90,9), Университет в Констанце (85,0).

ФРГ — высокоурбанизированная страна, 87% населения живет в городах, в том числе больше половины — в городских агломерациях.

Проблемы урбанизации многообразны и сложны, прежде всего это:

— транспортная переуплотненность (даже «чисто теорети­ческая» плотность автопарка сильно превышает 100 легковых автомашин на 1 км2 территории, в реальной же жизни на 1 км2 улиц и площадей  Мюнхена приходится более 1500 легковых автомашин);

— города отличаются и наибольшим экологическим небла­
гополучием.

Многие годы идет стихийный процесс субурбанизации — переселения в пригороды, ставшие наиболее престижными и богатыми районами городов и агломераций. Однако он не привел к деконцентрации населения, скорее это «расползаю­щаяся концентрация». При всех проблемах и минусах жизни в больших городах ФРГ отличается хорошим «имиджем» своих городов в Европе. В начале 90-х годов среди 10 лучших европейских городов называлось 4 немецких: Берлин, Мюнхен, Гамбург и Ганновер.

Городская жизнь ФРГ отличается еще и тем, что имеется несколько примерно равнозначных региональных центров и нет такого сосредоточения всех важнейших функций в одном сто­личном городе, как, например, в Лондоне или Париже. Исто­рически унаследованная территориальная структура является следствием долгой феодальной раздробленности. Так выросла группа «частичных столиц» — в финансовой сфере, торгов­ле, науке, культуре и образовании (Гамбург, Берлин, Кёльн, Франкфурт, Мюнхен) и «региональных столиц», оформлен­ных как центры земель или фактических (Эссен, Нюрнберг и т. д.).

Сплошная цепь агломераций протянулась вдоль самой боль­шой реки Германии — Рейна. В нижней части его течения воз­никла самая большая и «многоядерная» агломерация ФРГ — Рейн-Рур (10 млн. человек). Она состоит из двух частей: го­родов Рурского каменноугольного бассейна на правобережье Рейна от Дуйсбурга на западе до Дортмунда на востоке и рейнских городов — Дюссельдорфа (важный финансовый центр ФРГ), промышленного Кёльна с его знаменитым готическим со­бором и тихого, немного провинциального Бонна. После войны Бонн почти полвека был столицей ФРГ, но сейчас завершается постепенная передача столичных функций Берлину.

Южнее, там, где Рейн получает справа свой самый большой приток — Майн, раскинулась Рейнско-Майнская агломерация (2,5 млн. чел.). В отличие от Рейн-Рура, где несколько очень крупных городов, она имеет одно доминирующее «ядро» — Франкфурт-на-Майне, а он окружен десятками промышленных городов (в том числе Хёхст с его химией, Оффенбах с коже­венной промышленностью и известной фирмой «Саламандер). Сам Франкфурт стал финансовой столицей ФРГ, городом круп­ных банков, немецких и зарубежных, а с 1994 г. — и рези­денцией Европейского банка. Центральное положение города в Западной Германии превратило его в крупнейший европейский узел международных авиалиний.

Еще южнее, у устья другого притока Рейна — Неккара, два слившихся города образуют Рейнско-Неккарскую агломе­рацию (более 2 млн. чел.): Мангейм на правом и Людвигсхафен на левом берегу Рейна. Последний — самый большой во всей зарубежной Европе центр химической индустрии с заво­дами известного концерна «БАСФ».

А вдоль берегов самого Неккара, восточнее Рейнской до­лины, раскинулась широкая Штутгартская агломерация (более 2 млн. чел.) с созвездием мелких промышленных городов, заводами автомобилестроения и электроники.

Цепь агломераций вдоль Рейна является центрально-вос­точной частью мегалополиса Западной Европы, протянувшегося от Лондона до Северной Италии и Южной Франции.

Самой южной из земель ФРГ является Бавария. У пред­горий высоких и заснеженных Альп находится ее столица Мюнхен, тоже обросшая рядом городов-спутников (вместе — около 2 млн. чел.). Мюнхен называют «городом с душой», это средоточие известных музеев (Старая и Новая пинакотеки и др.), дворцов, центр науки и образования (в его университете учится рекордное число студентов — 65 тыс). Но Мюнхен — и «ядро» ВПК ФРГ, и это не случайное совпадение — новейшие военные производства «при­тягиваются» к научным центрам.

В Баварии есть и еще одна агломерация — Нюрнбергско-Фюртская по названиям двух городов (1,5 млн. чел.), между которыми когда-то прошла первая немецкая железная дорога. Нюрнберг — стариннейший торговый центр, известный про­мышленный город.

Крупнейшим городом на северо-западе ФРГ является пор­товый Гамбург. Это одна из 16 земель ФРГ, но агломерация (более 2,5 млн. чел.) выходит далеко за ее границы: на юг, в пределах Нижней Саксонии, и на север, на земли Шлезвиг-Гольштейна. Гамбург — морские ворота ФРГ, ее самый круп­ный порт, связанный по Эльбе с внутренними районами страны и Чехией. Поэтому он стал местом переработки многих видов импортного сырья. Это и город крупнейших издательств. Гам­бург — город-партнер Санкт-Петербурга.

На «новых землях» крупнейшей агломерацией является Берлинская (более 4 млн. чел.). Вплоть до 1990 г., до объеди­нения Германии, он был очень необычным, разделенным го­родом: восточная часть была столицей ГДР, западная — изо­лированным «островом» на ее территории, «театром холодной войны». После объединения многое сделано для «сращивания» обеих частей города и выполнения Берлином столичных функций (решение бундестага об этом было принято еще в 1991 гг.). Берлин — город с 750-летней историей, больше чем со столет­ним столичным «стажем». Это крупный центр индустрии, особенно электротехнической и электронной. Один из районов города называется Сименсштадтом — по имени основателя первых электротехнических заводов Вернера фон Сименса. Бер­лин — город знаменитых музеев, центр многих международ­ных конгрессов.

В южной части «новых земель» находятся две менее круп­ные агломерации — Лейпцигская (более 1 млн. чел.) и Дрез­денская (менее 1 млн. чел.). Лейпциг — город знаменитых ярмарок, а Дрезден — город музеев (знаменитая Дрезденская галерея) и дворцов (Цвингер), старинная столица Саксонии.

Характеристика хозяйства

Главной опорой германской экономики является промыш­ленность (в объединенной Германии на 48 тыс. предприятий работает 6,8 млн. чел.).

ФРГ — страна современной промышленности, ее экспорт в основном состоит из машин и оборудования, автомобилей, изделий электротехники и электроники, химикатов. А в после­военной Германии преобладали металлургия, тяжелое машино­строение и военная промышленность, но военные заводы были демонтированы, согласно решениям Потсдамской конференции СССР, США и Великобритании (1945 г.).

В 50-х-60-х годах индустрия Западной Германии развива­лась очень быстро, этот период называли «экономическим чудом». А отцом этого «чуда» был объявлен Людвиг Эрхард — министр экономики в первом послевоенном правительстве Кон­рада Аденауэра.

Германия в годы тотально-военного хозяйства отстала от англо-саксонских стран, кроме того, часть ее индустрии была разрушена войной. «Стар­товая помощь» Западной Германии была оказана по «плану Маршалла» (госсекретарь США в те годы) деньгами, оборудо­ванием, сырьем, топливом, продовольствием. Цель была одна — сохранение капиталистического строя в центре Европы.

ГДР, отставая от ФРГ по ряду позиций научно-технического прогресса, была извест­на своим судостроением, полиграфическим машиностроением,

станкостроением.

Конечно, дело не просто в быстром экономическом росте, а в коренной ломке структуры промышленности ФРГ, в ее научно-техническом обновлении, в динамичном развитии новых и новейших отраслей. К таким, по сути новым, отраслям относятся:

- автомобилестроение,

- аэрокосмическая промышленность,

- переработка нефти,

- атомная энергетика,

- электроника.

Традиционные отрасли переживали упадок, сокращение производства, вплоть до полного его прекращения. Это были:

- каменноугольная промышленность Рура и Саара - добыча упала вдвое;

- текстильная промышленность (почти полностью вытеснена «текстильной химией» — искусственными тканями «из ретор­ты» и импортом из «дешевых стран»);

- железорудная промышленность (руда ныне вообще не до­бывается, вся металлургия работает на импортной руде).

По прогнозам электроника может оказаться самой дина­мичной из всех новых отраслей в начале XXI в.

Промышленность ФРГ находится в руках крупнейших мо­нополий, причем самыми мощными из них стали монополии новых отраслей. Вот как выглядит первая десятка лидеров индустрии в 90-х годах:

- «Даймлер-Крайслер» (авиакосмическая и военная промышленность, автомобилестроение);

- «Фольксвагенверк» (автомобилестроение);

- «Сименс» (электротехника, электроника);

- «ФЕБА» (энергетика, горнодобывающая промышлен­ность;

- «Хёхст» (химия);

- «БАСФ» (химия);

- «Байер» (химия);

- «Тиссен» (металлургия, машиностроение);

- «БМВ» (автомобилестроение);

- «Опель» (автомобилестроение).

Все эти концерны являются транснациональными, имеют разветвленные сети филиалов и поставщиков за рубежом.

 «Фольксвагенверк» имеет филиалы в США, Бразилии, Испа­нии, Мексике, Китае, Чехии и Словакии, а «Мерседес-Бенц» (часть концерна «Даймлер-Крайслер») имеет поставщиков в 15 странах: Италия дает листовой прокат, Канада — ветровые стекла, Япония — компрессоры, даже ЮАР — детали для машин высокого класса, собираемых в ФРГ.

Эпоха НТР резко усилила концентрацию производства, в конкурентной борьбе выживали и побеждали лишь сильней­шие. На четыре ведущих концерна в черной металлургии приходится 90% выплавки металла, в автомобилестроении — 60% легковых машин, в нефтепереработке — 70% бензина.

Хозяйство страны контролируется монополиями, но сила ФРГ в объединении двух слагаемых — мощи монополий и регулирующей роли государства. Государство на деньги нало­гоплательщиков поддерживает такие убыточные, но важные для экономики отрасли, как добыча бурого и каменного угля, электроэнергетика, железные дороги, ассигнует большие капи­таловложения в НИОКР и наукоемкие отрасли (атомная, аэро­космическая и т. д.). Это и есть государственно-монополисти­ческий капитализм.

ТЭК традиционно опирался на уголь. Германия до войны была типично «угольной страной» и не случайно ее крупнейший промышленный «сгус­ток» возник в Рурском бассейне — к углю «притянулась» и электроэнергетика, и металлургия, и химия. После войны, особенно в пору дешевой нефти (до энергетического кризиса 1973 г.), нефть обходилась дешевле, чем уголь. Начались мас­совый импорт нефти, свертывание угольной промышленности, затяжной кризис Рура и Саара.

В 60-х годах нефть была доведена нефтепроводами до внутренних районов ФРГ. Были построены нефтепроводы Рот­тердам—Кёльн, Вильгельмсхафен (нефтяной порт ФРГ) — Кёльн, Марсель-Карлсруэ (на юго-западе ФРГ), Генуя-Карлс­руэ— Ингольштадт (Бавария), Триест-Ингольштадт. Возникли крупные НПЗ во внутренних районах ФРГ — на юго-западе, в Рейнско-Рурском районе, в Инголыптадте (Бавария). ФРГ из «угольной страны» превратилась в нефтяную; доля жидкого топлива в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) страны достигла 55% (1973 г.).

Росла и доля природного горючего газа ( газопроводы из Нидерландов и СССР), доля газа из Сибири во всем газоснабжении ФРГ достигла 30%. А в угольной промышленности продолжался кризис — шло закрытие даже крупных шахт, проводились массовые увольнения горняков. Добыча угля упала со 142 млн. т (1960 г.) до 70 млн. т (90-е годы). Рур превращался в очаг безработицы. Но при всех издержках это был прогрессивный процесс, модернизировавший всю энергетику страны. Бурно развивалась атомная энергетика: в «старых землях» было построено 19 АЭС, в «новых» — 2. Правда, в 1990 г. обе станции в «новых землях» были закры­ты. ФРГ стала пионером и в использовании ветровой энергии — на западе Ютландского полу<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.