Конурбация (агломерация)        Численность населения, млн. чел. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Конурбация (агломерация)        Численность населения, млн. чел.

2019-12-19 162
Конурбация (агломерация)        Численность населения, млн. чел. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большой Лондон                              7,6

Западный Мидленд (Бирмингем) 2,6

Большой Манчестер                2,3

Западный Йоркшир (Лидс)       2,1

Клайдсайд (Глазго)                  1,4

Мерсесайд (Ливерпул)             1,4

Южный Йоркшир (Шеффилд)  1,1

Майнсайд (Ньюкасл-апон-Тайон) 1,1

Наибо­лее быстрыми темпами увеличивается на­селение курортов, новых городов, сельских поселений; люди переезжают в лучшие по качеству жизни районы страны. Масштаб контрурбанизации в Великобритании гораздо шире, чем в других странах Европы, так как она имеет большое количество индустриальных центров еще с XIX в.

Доля занятых в сфере материального производства состав­ляет менее 30% (в том числе в сельском хозяйстве — 2), в сфере услуг — почти 70%).

Английский язык — один из самых распространенных в мире, для более чем 400 млн. чел. это родной язык. Господ­ствующей религией является англиканство, распространены также пресвитерианство и католицизм.

Характеристика хозяйства

Важным условием формирования научно-техни­ческого потенциала является финансирование сферы НИОКР, причем главным его источником является государство (от 40 до 50%). Среди развитых стран Великобритании принадлежит второе место по доле затрат на исследования в военных целях. «Бритиш аэроспейс» принадлежит третье место среди ВПК мира. При этом значительная часть сферы НИОКР остается невос­требованной и экспортируется в виде патентов и лицензий; по экспорту лицензий Великобритания уступает только США. Объ­ясняется это тем, что, располагая сильным научным потенци­алом, страна испытывает дефицит в специалистах среднего звена. Выпуск дипломированных специалистов в 1,5-2 раза отстает от потребностей производства, и это является главной причиной медленного внедрения разработок в производство. С невостребованностью национальных изобретений связан и про­водимый в 80-е-90-е годы курс на открытость экономики для иностранных инвесторов.

Великобритания — лидер в выпуске автомобилей высшего класса (70% «Роллс-Ройс» и «Ягуар» идут на экспорт).

В структуре ВВП на долю промышленности приходится чуть более 20%, на долю сельского, лесного и рыбного хозяй­ства — менее 2%, на сферу обращения и услуг — более 70.

В ТЭК на долю угля приходится 30% (в 1950 г. — 88), нефти и газа — 62%, атомной и гидроэнергии — 8, с начала эксплуатации месторождений нефти и газа в Северном море значение угля в экономике страны резко снизилось.

С 1975 г. страна начала осваивать нефть Северного моря и превратилась в одну из ведущих нефтедобывающих стран мира. Крупнейшими нефтяны­ми корпорациями являются «Бритиш петролеум» и «Шелл» (в составе «Ройял Датч-Шелл Груп» совместно с Голландией). Экспорт нефти превышает 80 млн. т, в основном в страны ЕС (Франция, Италия, Нидерланды, ФРГ) и в США. Однако технология многих нефтеперерабатывающих заводов не рассчи­тана на легкую нефть Северного моря, и они могут работать только на привозной нефти, поэтому сохранился и ее импорт (более 50 млн. т), в основном с Ближнего Востока. На привозной нефти работают старые центры: Милфорд-Хейвен, Пембрук (юго-западное побережье), Станлоу (на Манчестерском канале),- Тиспорт (в устье реки Тис), Шелхейвен (в устье Темзы). В Саутхемптоне располагаются мощ­ности, принадлежащие американской нефтяной компании «Эксон». Новыми центрами, работающими на собственной нефти, являются Грейнджмут (в Шотландии), Иммингем (залив Хам­бер), небольшая деревушка на Шетлендских островах Салом-Во превратилась в нефтяную столицу Великобритании. Нефть до­ставляется по морским трубопроводам, протяженность которых более 2,5 тыс. км.

Промышленное освоение газа на шельфе началось в 1967 г. Добыча его в 1998 г. достигла 66 млрд. м3, и страна занимает пятое место в мире по этому показателю после России, США, Канады и Нидерландов. Но внутренние потреб­ности не удовлетворяются за счет собственного газа, и часть его поступает из Норвегии (около 3 млрд. м3) по морским газопро­водам к магистральной линии Лондон — Ланкашир и другим центрам (газовой столицей считается Бактон на юго-восточном побережье) и разветвляется от них по всей стране.

На ТЭС, а они работают в основном на угле, было выработано 70,3% электроэнергии, на АЭС — 27,7, на ГЭС — 2. До 1970 г. страна была мировым лидером в производстве атомной энергии, но ее значение снизилось в связи с освоением запасов нефти и газа. Роль гидроэнергетики  мала, имеются лишь небольшие станции в Шотландии и Северной Ирландии. Все станции входят в единую энергосистему «Супергрид» («сверхрешетка»).

Черная металлургия - одна из старейших отраслей промышленности. Значение отрасли все последние десятилетия снижалось, хотя она и остается одной из базовых. Выплавка стали в 90-х годах составляла около 17 млн. т. Около половины ее Великобрита­ния экспортирует, в основном в страны ЕС, оттуда же ввозит прокат. В качестве топлива используется главным образом собственный кокс, но растет и доля импортного. Месторожде­ния железной руды в сильной степени исчерпаны, поэтому 80% ее получают по импорту из Канады, Бразилии, Швеции. Страна полностью зависит от импорта легирующих металлов.

Родиной черной металлургии является Мидленд, где на базе собственного сырья и топлива были построены первые сталелитейные заводы в Бирмингеме, Вулверхемптоне, Корби, Сканторпе; Шеффилд длительное время считался столицей чер­ной металлургии. С переходом на импортное сырье и топливо были созданы крупнейшие предприятия в портах: в Мидлсбро и Ньюкасле на северо-востоке страны, Порт-Толботе в Южном Уэльсе, в районе Глазго и др.

Крупнейшая государ­ственная компания «Бритиш Стил корпорейшн» - четвёртая сталелитейная компания мира. Кислород­но-конверторным способом сейчас выплавляется до 70% стали, остальное — в электропечах. Главными металлургическими районами ныне являются Южный Уэльс (Порт-Толбот) и северо-восток страны (Лакенби-Редкар).

Цветная металлургия работает на импортном сырье. В основном выплавляются вторичные металлы (первичные пре­обладают лишь в производстве олова, алюминия, в меньшей степени — меди). Из-за высокой зависимости от импортного сырья большая часть цветных металлов производится в портах эстуария Темзы, Южного Уэльса, Ланкашира и др. Производ­ство алюминия ведется у ГЭС Шотландии, но большее значение имеют центры около атомных станций Линмут на северо-востоке и Холихед на о. Англси. Производителями вторич­ных цветных металлов являются крупные машиностроитель­ные центры. Спрос на цветные металлы сохраняется в связи с развитием новейших отраслей.

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности, его доля в стоимости промышленной продукции составляет 42%, оно обеспечивает 45% экспорта страны. По уровню производства страна находится на пятом месте в мире после США, Японии, ФРГ и Франции, а по сложности отраслевой структуры в Европе уступает только ФРГ. Качество продукции обеспечивается высококвалифицированной рабочей силой. Ве­ликобритания специализируется на выпуске нестандартной, до­рогой продукции.

По стоимости продукции и числу занятых выделяется общее машиностроение, которое специализируется на производ­стве дорожной техники, энергетического оборудования (турбо­агрегаты, паровые котлы, оборудование для АЭС), сельскохо­зяйственной техники, медицинского оборудования и т. д. Ве­ликобритания — одна из ведущих стран мира в тракторострое­нии. Все большее развитие получает станкостроение, особенно производство станков с числовым программным управлением.

Транспортное машиностроение долгое время было лидирую­щей отраслью, но значение его в последние десятилетия сни­зилось. Ведущей отраслью остается автомобилестроение, где, как ни в какой другой развитой стране, сильны позиции иностранного капитала. Созданы филиалы крупнейших авто­мобильных корпораций мира: «Ровер» (филиал «БМВ», ФРГ), «Форд» (включая «Ягуар», США), «Воксхолл» (филиал «Дже­нерал Моторс», США), «Талбот» (Франция), «Хонда», «Ниссан» и «Тойота» (Япония). Среди английских автокомпаний ведущее положение занимают «Роллс-Ройс» и «Бритиш Лейленд» (хотя и здесь наблюдается проникновение иностранного капитала). Основные заводы располагаются в крупнейших агломерациях: Большом Лондоне (Лутон), Бирмингеме, Ковентри, Дерби, Бристоле, Ливерпуле, Оксфорде.

В судостроении старейшей отрасли страны, Великобритания оставалась мировым лидером до 1965 г., а сейчас она оттеснена во вторую десятку. Освоение нефтяных и газовых месторождений на шельфе: начали строиться специализированные суда и буровые платформы, а также обо­рудование для них. Около половины судов производится в Клайдсайде (Дамбартон, Гринок), где выпускают в основном пассажирские суда; вторым крупным центром (до 40% судов) является Тайнсайд (Сандерленд и Саут-Шилдс), главная спе­циализация его — грузовые суда; среди других центров можно назвать Беркенхед, Барроу, Портсмут, Плимут, Белфаст.

Ведущим производителем ЭВМ является компания «Интернешнл компьютерс лимитед» («Ай-Си-Эл»). В 90-е годы страна стала лидером в Европе по уровню насыщенности эко­номики. В начале 90-х годов парк промышленных роботов состав­лял более 10 тыс. (собственное производство — 50%). Вели­кобритания заняла второе место в Европе после ФРГ по раз­работкам и выпуску полупроводниковых приборов для различ­ных целей. Значительное внимание уделяется производству радиоэлектронного оборудования, основным потребителем ко­торого является компания «Бритиш телеком», представившая свое новое изделие — видеофон. Создана самая мощная в Западной Европе автоматизированная система информационно­го поиска и самая совершенная система связи между учреж­дениями — «Джанет». Как и в других странах, развитие новейших технологий шло с созданием ряда научно-техноло­гических парков (НТП), одним из ведущих является НТП на базе Кембриджского университета.

Великобритания занимает сильные позиции и в области аэрокосмической промышленности. Из 20 крупнейших компа­ний мира по производству продукции военно-промышленного комплекса три английские: «Бритиш аэроспейс», «Дженерал электрик» и «Роллс-Ройс» (в США — 10, во Франции — 5, в Германии — 1, Японии — 1). Они специализируются на производстве авиационных двигателей, самолетов, авиаракет­ной техники.

Производство электронной продукции, из­делий новейших технологий сосредоточено в Большом Лондоне, авиаракетная промышленность сформиро­валась на юге (Бристоль, Лондон) и в центре (Дерби).

Химическая промышленность занимает вто­рое место после электроники по объему НИОКР. Полностью изменилась ее сырьевая база, основу которой прежде состав­ляли продукты коксохимии; в настоящее время главными видами сырья стали продукты нефтепереработки. По масшта­бам химического производства страна находится на третьем месте в Европе (после ФРГ и Франции). В отраслевой структуре преобладает химия органического синтеза. Главной химической корпорацией страны является «Империал Кемикэл Индастриз» (ИКИ), занимающая шестое место среди ведущих химических корпораций мира и дающая половину химической продукции Великобритании. Роль основной химии сохраняется: в последние годы расширилось производство минеральных удоб­рений, хотя кроме собственного сырья используются и импорт­ные фосфориты. Значительны масштабы производства соды, кислот, хлора и др.

Для новейших отраслей химии характерно тяготение к портовым городам с развитой нефтепереработкой. Крупнейшим районом производства химикатов является юго-восток страны, где лидирующее положение принадлежит Большому Лондону (отрасли тонкой химии, особенно фармацевтика) и Фоли (химия органического синтеза). Район производства продукции основ­ной химии в сочетании с нефтехимией сформировался в Ланкашире и Чешире. На северо-востоке работает комплекс производств — в центрах Билленгем, Уилтон, Тиспорт, где основу составляет нефтехимия. В Шотландии в Грейнджмуте на базе нефтепере­работки недавно возник центр нефтехимической промышлен­ности; одним из новейших районов производства стал Иммингем в Хамберсайде.

Текстильная промышленность сыграла исключи­тельную роль в промышленном развитии страны, это одна из самых старых отраслей. До 1920 г. она занимала лидирующее положение в экономике страны и внеконкурентное — в мире. Ослабление связей с бывшими колониями, а также сдвиг этой отрасли в страны с дешевой рабочей силой привели к ее падению в метрополии. Однако до сих пор она остается замет­ной в международной специализации Великобритании. Главными районами являют­ся Северо-Западная Англия (Ланкашир дает 23% всего произ­водства), Западный Йоркшир (главным образом, шерстяная промышленность), Восточный Мидленд (трикотажное производ­ство), Шотландия и Северная Ирландия. Наряду с хлопчато­бумажными и шерстяными возрастает производство синтети­ческих тканей. Крупнейшими центрами являются Манчестер,Лестер, Лондон, Престон, Болтон. Глазго является «ковровой» столицей страны, льняное производство распространено в Северной Ирландии. Значительная часть тканей экспортируется, главным образом в страны ЕС.

Сельское хозяйство

Великобритании одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Своеобразие аграрных отношений состояло в том, что крупные землевладельцы лендлорды сдавали землю в аренду. В настоящее время 2/3 сельскохозяйственных угодий выкуплены и являются собственностью фермеров. Доля сельскохозяйственной продукции ВНП составляет 1,4%.

Обрабатываемая площадь занимает 1,3 млн. га, под пастбищами и лугами занято 5,8 млн. га, целом в сельском хозяйстве используется 77% территории страны, хотя сейчас эти площади сокращаются.

В стране имеется 244 тыс. фермерских хозяйств, средний размер их (около 70 га) заметно выше, чем в других странах «Западной Европы, но меньше, чем в США и Канаде.

Самообеспеченность сельскохозяйственной продукцией составляет около 80% (до войны - лишь 30%).

Сельское хозяйство характеризуется резким преобладанием животноводства над растениеводством. Насчитывается около 12 млн. голов крупного рогатого скота, преобладает молочное и мясомолочное направление. Кроме это­го хорошо развиты овцеводство мясного и шерстного направ­ления (43 млн. голов), свиноводство (около 8 млн. голов) и птицеводство. Для животноводства в стране самые благопри­ятные природные условия: обширные пастбища и луга, их площадь превышает половину всех сельскохозяйственных уго­дий. Главными районами скотоводства и овцеводства являются Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия, а также Северная и Юго-Западная Англия, где возможен круглогодичный выпас скота. Свиноводство и птицеводство развиваются в основном на промышленной основе на юго-востоке и юго-западе страны.

  В растениеводстве ведущее положение занимает зерновое хозяйство. По посевной площади на первом месте находится пшеница (60%), ячмень — на втором (37%), остальная пло­щадь занята овсом. Валовой сбор пшеницы в 1997 г. составил 16 млн. т, урожайность — одна из самых высоких в мире (72,7 ц/га). Ежегодный экспорт составляет около 3 млн.т., главным образом в страны ЕС, но для полного удовлетворения кормами ввозится кукуруза (1,5 млн. т). Выращиваются также картофель, сахарная свекла, овощи, фрукты. Основные районы растениеводства располагаются вдоль всего восточного побережья, но при этом главной житницей является Восточная и Юго-Восточная Англия.

Транспорт

Великобритания имеет высокоразвитую транспортную сис­тему, а с вводом «Евротуннеля» она стала составлять единое целое со всей сетью дорог ЕС. Значительные изменения в транспортной системе произошли в середине 70-х годов, когда была создана развитая система трубопроводов (большая часть — под водой).

Островное положение страны определяет лидирующую роль морского транспорта, который обслуживает 98% всех внешне­торговых перевозок. Для флота характерно преобладание гру­зового транспорта над пассажирским (танкеры, рефрижераторы, лесовозы, рудовозы и др.). Всего на­зывается 36 портов (Лондонский, включая аванпорт Мэдуэй, Ливерпульский, Глазго).

Страна располагает реками и судоходными каналами. Внутренние водные пути используются главным образом, в рекреационных целях. Во внутренних перевозках ведущее место принадлежит автомобильному транспорту. Общая протяженность автомобильных дорог составляет около 400 тыс. км. В настоящее время идет сокращение железнодорожных путей и снижение роли этого вида транспорта из-за конкуренции автомобильного.

Роль воздушного транспорта велика в международных пассажирских перевозках: Лондонский аэропорт Хитроу — один из крупнейших в мире. Во всей транспортной системе особенно выделяется «коридор», сформировавшийся вдоль главной промышленной зоны Лондон-Ливерпуль.

Внешнеэкономические связи

Главная роль принадлежит торговле. Внешнеторговый оборот страны составляет около 470 млрд. долл. После вступления в ЕС основными торговыми партнерами ее стали европейские страны: в экспорте на долю ЕС приходится 53%, Северной Америки — 14, ведущими странами являются ФРГ (13,2%), США (12,6), Франция (10,2), Нидерланды (7,3). В структуре экспорта пре­обладает готовая продукция, главным образом, машинострое­ния, в последние годы возрастает доля наукоемкой продукции, а также химикатов. Главным изменением с 1970-х годов стало превращение Великобритании в экспортера нефти, а с недав­него времени страна экспортирует и зерновые.

В импорте на долю ЕС приходится 51%, на Северную Аме­рику — 13, ведущими импортерами являются ФРГ (15,2%), США (11,9), Франция (10,5), Нидерланды (6,8), Япония (6,0). В структуре импорта также преобладает готовая продукция, доля сырья и топлива не превышает 20%.

Ныне, несмотря на сниже­ние потока импортного сырья, из стран Содружества продол­жают поступать чай из Индии и Шри-Ланки (Великобритания занимает первое место в мире по потреблению чая на душу населения), хлопок и джут из Пакистана, олово из Малайзии, нефть из Кувейта (50% импорта). Торговля с Россией и вос­точно-европейскими странами незначительна.

Великобритания остается одним из главных экспортеров капитала, хотя и сама служит крупным объектом приложения иностранного, особенно американского, капитала, доля которо­го в некоторых отраслях доходит до 50% (например, в авто­мобилестроении). Великобритания продолжает играть видную роль как финансовый центр мира: из 20 крупнейших бан­ков мира два английских: «ХСБК Холдинге» и «Вестминстер Бэнк», занимающих 7-е и 17-е места соответственно.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.