Влияние средств массовой информации на социо-культурное развитие подростка. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Влияние средств массовой информации на социо-культурное развитие подростка.

2019-12-18 188
Влияние средств массовой информации на социо-культурное развитие подростка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

     Важно отметить, что сегодня общество развивается гораздо быстрее, чем, допустим, год назад. Появились новые технологические разработки, позволяющие в корне изменить понятие «средства массовой информации» в том виде, в котором мы к нему привыкли. Также важно, что именно эти новые СМИ оказывают особенно большое влияние на развитие и становление личности подростка в развитых странах, странах, где материальный доход не является препятствием для приобщения ребенка к техническим новинкам. С другой стороны – именно подростков всегда интересовали последние достижения в области СМИ как средства развлечения и как средства получения информации.

Средства массовой информации являются наиболее эффективным и универсальным каналом изучения и одновременно формирования общественного мнения, а также воспитания членов общества. Естественно, в современном мире средства массовой информации могут иметь только ту свободу слова и политической информации, только те пропагандистские функции, которые напрямую зависят от социально-экономического строя государства и внутри- и внешнеполитических интересов его правительства. Тем и объясняется скудность и не интересность большинства, например, телепередач, несколько десятков лет назад [4].

   Создание информационной сети государства находится в тесной зависимости от всех общественных институтов, действующих в данном обществе, в том числе и от института семьи, оказывающего на средства массовой информации как прямое (материальное) так и косвенное (здесь – нематериальное) влияние.

При этом конкурентоспособность (жизнеспособность) средств массовой информации определяется перспективами расширения аудитории и получения рекламы.

В любом обществе, в том числе и в современном западном за средствами массовой информации стоит прежде всего власть, а следовательно – основные задачи современных зарубежных средств массовой информации вытекают из цели содействия тем или иным политическим силам и представляют собой следующие ориентиры:

· выполнение функции прямого посредника между правительством (либо другими структурами, обладающими властью, борющимися за неё)и народными массами;

· тесная связь между дипломатией и задачами внутре- и внешнеполитической пропаганды;

· возрастание интереса к странам третьего мира, как возможным донорам развитого государства;

· стремление к "аполитичности";

· -тотальность и массовость;

· учет психологии потребителя, который призван обеспечить систему пропаганды научными данными;

· тенденциозность в освещении политических событий [9].

Естественно, порой, для повышения интереса к СМИ те или иные структуры власти, те или иные властные группировки, могут, порой, заменить такие спорные ориентиры как тотальность и массовость, тенденциозность в освещении событий, на прямо противоположные, но в большинстве своем это будет лишь рекламной компанией, привлекающей внимание население к тому или иному средству массовой информации, чтобы, затем, пользуясь вниманием многомиллионной аудитории вести пропаганду выгодных им идей.

   В данном случае в самой невыгодной ситуации оказывается подросток, которому еще очень сложно разобраться в калейдоскопе политических предпочтений и интересов, которому очень сложно обнаружить грань между политически тенденциозной программой или материалом, и, той, которая не имеет таких качеств.

   Главной чертой образа жизни современного подростка является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности, имеющие возможности влияния на социализацию и воспитание подростка? Это: трудовая; общественно-политическая; учебная; бытовая; социо-культурная; досуговая деятельность [10].

Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, развитием средств массовой информации для совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни [13].

· общественно-политическая деятельность, в которую подросток, что бы ни говорили, активно вовлекается средствами массовой информации, обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет подростку реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях, дискуссиях и т.д. Указанная данность помогает выработке активной жизненной позиции молодого человека. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера. Данный аспект представляет собой смесь интерактивного телевидения и компьютерной техники, что может быть очень интересно для подростка, постоянно интересующегося новинками техники.

· учебная деятельность. Сейчас активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования подростков, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических – компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения.

· бытовая деятельность. Бытовые компьютеры, ставшие сегодня за рубежом, в связи с развитием интернета, проводниками СМИ, в принципе имеют по сравнению с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.);

· социально-культурная деятельность. Развитие мультимедийных технологий средств массовой информации, в их соединении с СМИ и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на воспитании, науке и игре, но и на искусстве..

· досуговая деятельность. В мире фиксируется четкая тенденция реализации средствами массовой информации развития "инфоразвлечений". Данные игры, очень часто реализующие себя в интернете под руководством какого-либо электронного СМИ помогают, при правильной разработке своего материала (а на это сейчас зарубежные производители и педагогические организации денег не жалеют), не только оторвать подростка от отрицательного влияния уличной среды, но и вовлечь его в жизнь, регулируемую стремлением к познанию.

  Таким образом, происходящее в настоящий момент соединение средств массовой информации и новейших компьютерных технологий позволяют активизировать воспитательное воздействие на подростков. Конечно, важно отметить, что здесь особое значение приобретает качество материала, предлагаемого подросткам подобными системами развитых СМИ. Но и здесь важно отметить, что в последнее время, по сравнению с, например, периодом первой половины восьмидесятых годов, в развитых зарубежных странах налажен достаточно жесткий и объемный контроль за качеством информации и её содержанием, доступ к которой может получить через средства массовой информации подросток. Разработанная система кодов и паролей конечно же не обеспечивает полностью закрытость той или иной, вредной для подростка в становлении его личности информации, но минимализирует эту защиту, тем самым отвечая на справедливую для своего времени критику о развращающем воздействии СМИ на подрастающее поколение [5].

Конечно, при активном воздействии такого рода современного симбиоза СМИ и новейших технологий, возникает опасность оторванности от реальной жизни. Но активно реализуемая сегодня за рубежом программа экологии воспитания позволяет избежать этого. Опытные психологи и педагоги непременно участвуют при разработке того или иного материала, предназначенного для подростков, тем самым сводят опасность до минимальной. Мир полон информации, но не весь ее объем доступен каждому отдельному человеку. В.С. Собкин выделяет в структуре информационного поля две составляющие [19]:

· стабильную (источники информации, к которым обращаются ежедневно):

· СМИ: телевидение, газеты, журналы, радио;

· постоянное межличностное общение – семья, друзья;

· информационные источники, связанные с учебной деятельностью – учебная литература, учителя;

· книга (не учебник), “которую можно рассматривать двояко: с одной стороны, как средство пространственно-временной коммуникации (в этом смысле она приближается к первой группе), а с другой, – в отличие от ситуативно-ориентированных СМИ, книга является носителем долговременной социальной памяти, и поэтому обращение к ней как источнику информации носит несколько иной характер, чем обращение к СМИ;

· переменную: кинематограф (видеозапись), аудиозаписи, информацию, полученную при посещении театров, музеев и т.д.

Какие средства доставки выбирают подростки. Социологические опросы, проведенные в последние десятилетия XX в. разными исследователями, дают в общем-то схожую картину (см. Таблица 1) [4,17,20,12]

 

 

                                                                                            Таблица 1.          

                                                                                                

Безусловным лидером являются средства массовой информации и, прежде всего, телевидение. То, что относится к школе (учителя и учебники), занимают далеко не первое место в рейтинге источников информации.

В 2008 году сотрудниками лаборатории технических средств обучения и медиаобразования ИОСО РАО были получены следующие результаты (см. Таблица 2) [9].

Интересны высказывания школьников о достоверности информации, передаваемой по каналам СМИ. Учащимся нескольких школ Новороссийска были заданы вопросы: “Может ли автор статьи или телепередачи исказить информацию? Если да, то как и зачем он это делает?”

 

                                                                                    

                                                                                                     Таблица 2.

Рейтинг источников информации

 

Типичный ответ (70%): “Не может, так как это будет искажение фактов, обман людей”.

Не типичный ответ (30%): “Наверное, может. Я не понимаю, правда, зачем это делать. Информации так мало, зачем же ее еще и искажать?”

Очень редкий ответ: “Разумеется, может автор передачи изменить смысл. Это будет на его совести и по его замыслу”.

Один ответ из примерно 500: “Да, это случается часто, особенно если ведущий телепередачи обсуждает какую-то высокопоставленную личность. У него срабатывает иммунитет страха, и он показывает только его положительные стороны”.

В том же исследовании приведены данные по характерным ответы учеников, недавно переступивших порог школы, с ответами выпускников (Таблица 3).

Каждый человек сам создает свой информационный кокон. Кто-то может весь день просидеть перед телевизором, но при этом не посмотреть ни одной информационной программы. Кто-то смотрит только информационный канал “Время”, а его сосед — только “Куклы”. Всего остального для них просто не существует. Читатель может сам привести достаточно много примеров того, что у каждого есть свой информационный кокон.

                                                                                                             Таблица 3.

Сравнительный анализ характерных ответов учеников различных возрастов

 

Какая информация наиболее интересна подросткам? Опрос очень большого числа учащихся позволят утверждать, что полученные результаты отражают действительное положение дел. Процитируем результаты исследования, проведенного С. Б. Цымбаленко с сотрудниками [20]:

«Основная группа участников опроса считает самой важной информацию о сегодняшнем дне (85%), информацию о прошлом находят более важной лишь 1% ответивших на вопрос, 8,5% склонны оценивать как наиважнейшую информацию о будущем.

В наибольшей степени подростков интересует информация, имеющая отношения к их внутреннему миру как отражению подростковой субкультуры: такой выбор сделали 50,3% юных участников исследования. Фундаментальные знания считают важными 28,9%.

Мальчики чаще, чем девочки, относят к категории важной информацию о компьютерных играх (13,1% против 1,2%), соревнованиях (12,5 против 1,2%). Девочки чаще называют важной информацию о друзьях, знакомых (18,3% против 9%), моде (8% против 1%), здоровье (5,2% против 2%), кинозвездах и певицах (4,8% против 1,4%).

Анализ выявил 7% ответов, где самой важной признается информация о СПИДе, сексе, правах, наркотиках».

Результаты исследования, проведенного сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования ИОСО РАО в 2007/2008 учебном году, приведены в таблице (см. Таблица 4) [13].

                                                                                                         Таблица 4.

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, которые им «не додали в школе». На первое место выходит желание развлечься. Вывод сделан на основе исследований, проведенных в 1997 Центром социологии образования РАО и посвященных изучению мотивов обращения школьников к телевидению. В анкетах были предложены такие варианты: желание развлечься, желание быть в курсе событий, желание повысить культурный и образовательный уровень, потребность общения. Около 70% респондентов – учащихся 9 и 11 классов отметили, что телевизор они смотрят для развлечения.

Являясь активными потребителями информации СМИ, школьники, однако, не всегда понимают скрытый смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания. Это утверждение основано на результатах эксперимента, который был проведен в 2000 г. сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования при активном участии учителей московских школ. Учащимся были предложены задания по биологии, географии, физике и химии, по выполнению который можно судить об умении выделять главное в информационном сообщении, приводить аргументы за и против той или иной точки зрения. Полученные результаты удручают (см. Таблица 5) [12].

 

                                                                                                              Таблица 5.

Результаты изучения сформированности некоторых информационных умений

Умение 9 класс 11 класс
Выделять главное в информационном сообщении 1,1% 12,9%
Приводить аргументы за и против той или иной точки зрения 25,27% 9,68%

 

Проведенные исследования дают основание заключить, что информация, которую школьники получают из средств массовой информации, в отличие от учебной (школьной) обладает рядом весьма привлекательных для подростка свойств – она эмоционально окрашена: даже о неинтересных вещах журналисты рассказывают так, что подростка буквально не оторвать от экрана телевизора. Второе свойство – актуальность информации следует отметить, что актуальная информация, переданная по каналам СМИ, в дальнейшем этими же СМИ опровергается.

Большое значение имеет то, что масс-медиа заговорили на языке подростков. У взрослого могут вызвать улыбку попытки сорокапятилетней тети вести себя, как тинэйджер, но то, что она говорит, имеет для подростка большое значение, т.к. она говорит не как учитель на уроке, а так, как они сами. И если ученик не может на уроке воспроизвести учебную информацию, переданную ему учителем или зафиксированную в учебнике, то ему грозит “двойка”. Если же не воспринята или забыта информация из газетной статьи, то журналист “двойку” не поставит. Все это делает СМИ как источник знаний более привлекательными для учащихся, чем школьные уроки.

По большому счету, нам безразлично, какими путями ученик приходит от незнания к знанию. Главное, чтобы эти знания были научными, т.е. адекватными с точки зрения современной науки окружающему миру и явлениям, протекающим в нем. Этот тернистый путь ученик может пройти, взявшись за руку своего учителя, но никто не может ему запретить выбрать в качестве поводыря газеты, телевидение, видеозаписи, компьютерные технологии – лишь бы результат был положительным. Однако, анализ сообщений средств массовой информации может самого стойкого человека повергнуть в ужас. Возьмем в качестве примера наиболее доступные средства доставки информации – газеты и телевидение – и Интернет как глобальную информационную структуру, очень привлекающую к себе молодежь.

В мае 1999 года учащимся 11 классов было предложено ответить на вопросы, ответы на которые они получали в течение длительного времени из телевизионных передач. Результаты превзошли все ожидания. Ни одни из более чем тысячи опрошенных не узнал в карбамиде мочевину и не указал, что это вещество – удобрение. Почти уже выпускники считают карбамид самым эффективным средством борьбы с кариесом. Более 80% респондентов убеждены в том, что озоновые дыры появляются в атмосфере из-за использования человеком холодильников и аэрозольных баллончиков, а около 6% уверены в том, что озоновые дыры возникают в результате запуска космических кораблей, которые “пробивают отверстия в озоновом слое Земли”. Постулат Евклида, благодаря рекламе техники “Zanussi” перешел в разряд теорем (“Параллельные прямые не пересекаются. Доказано Евклидом”).

Можно было бы ожидать такого результата, если бы школьникам предложили вопросы, связанные с водородным показателем (pH здоровой кожи – 5,5; “Секрет” взаимодействует с женским уровнем pH и т.д.), который в школе не изучается. Но:

· о карбамиде учащиеся узнают на уроках химии;

· об озоновых дырах – на уроках географии;

· на постулатах Евклида строится весь школьный курс геометрии;

 Сотрудники лаборатории ТСО и медиаобразования приводят  реплику одной ученицы, принимавшей участие в опросе и не давшей ни одного правильного ответа на поставленные вопросы: «Почему Вы не сказали, что отвечать нужно, как на уроке?» Через месяц после опроса та выпускница средней общеобразовательной школы получила аттестат о среднем образовании и золотую медаль «За успехи…» [13].

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.