o Важность источников информации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

o Важность источников информации

2019-12-18 128
o Важность источников информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

  Общее Мальчики Девочки
Друзья 18,3% 18,7% 17,6%
Родители 15,9% 16,0% 15,7%
Телевидение 15,1% 17,3% 11,8%
Учителя 14,3% 16,0% 11,8%
Газеты 10,3% 8,0% 13,7%
Журналы 8,7% 8,0% 9,8%
Книги 6,3% 2,7% 11,8%
Интернет 14,3% 6,7% 5,6%
Радио 5,6% 6,7% 3,9%

 

Как видим из результатов опроса наиболее важными источниками информации как для мальчиков, так и для девочек, являются друзья и подруги. Вторыми по важности идут родители. Далее по важности источников информации идут телевиденье, интернет, учителя и периодические издания практически одинаково как для мальчиков, так и для девочек. На последнем месте по степени важности находится радио.

Теперь рассмотрим жизненные ценности, которые подростки считаю наиболее важными (см.2). Как видно из таблицы наиболее важной жизненной ценностью подростки считают семью, такой ответ дали 14,3% опрошенных. Однако, семья является главной жизненной ценностью для 21,6% девочек и только 9,3% мальчиков, находясь по их шкале жизненных ценностей лишь на 6-ом месте.

                                                                                                          Таблица 2

 

Наиболее важные ценности в жизни

Общее

Мальчики

Девочки

· Семья 14,3% · Умение использовать технику 16,0% · Семья 21,6%
· Быть современным 12,7% · Коммуникабельность 14,7% · Умение хорошо выглядеть, следить за модой 17,6%
· Коммуникаб-ость 11,1% · Быть современным 12,0% · Быть современным 13,7%
· Умение использовать технику 11,1% · Спортивные успехи 12,0% · Высокооплачиваемая работа 11,8%
· Высокооплачиваемая работа 10,3% · Профессиональные знания 10,7% · Культура человека 11,8%
· Умение хорошо выглядеть, следить за модой 10,3% · Семья 9,3% · Коммуникабельность 5,9%
· Профессиональные знания 8,7% · Высокооплачиваемая работа 9,3% · Профессиональные знания 5,9%
· Спортивные успехи 8,7% · Научные знания 6,7% · Умение использовать технику 3,9%
· Культура человека 7,1% · Умение хорошо выглядеть, следить за модой 5,3% · Спортивные успехи 3,9%
· Научные знания 4,8% · Культура человека 4,0% · Научные знания 2,0%
· Другое 0,8% · Другое 0,0% · Другое 2,0%

 

Первоначальный анализ ответов дает нам возможность предположить, что юноши больше ориентированы на доминирование в конкретных областях жизни и нацелены в дальнейшей жизни на работу и карьеру, хотя высокооплачиваемая работа стоит у них только на 7 месте, в то время как у девочек на 4-ом. Следовательно девочки имеют более долгосрочные жизненные планы (семья и работа), в то время как мальчики более ориентированы развитие и достижение факторов которые позволят им добиться определенного социального статуса, не делая при этом разграничений между карьерой и семьей.

Так мальчики больше обращают внимание на свои успехи в спорте (12%) и умственному развитию (6,7%). В то время как девочки более следят за модой (17,6%) и умение культурно выглядеть (11,8%). Однако представляется интересным факт, что и мальчики и девочки на третье место поставили умение выглядеть современным, под чем они понимают такие факторы как определенная манера общаться, слушать определенную музыку, смотреть определенные фильмы, проводить свободное время и т.п. (12% у мальчиков и 13,7% у девочек).

Теперь перейдем к анализу факторов которые формируют рассмотренные выше жизненные установки, т.е. информационные темы которые интересуют подростков (см. Таблица 3)

                                                                                                                                 

 

                                                                                                                                 Таблица 3

 

 Темы информации интересующие подростков

 

Общее

Мальчики

Девочки

Современная музыка

15,1%

13,3%

17,6%

Кино

10,3%

13,3%

5,9%

Развлечения

11,1%

6,7%

17,6%

Спорт

9,5%

13,3%

3,9%

Здоровье

7,9%

5,3%

11,8%

Другое

7,9%

9,3%

5,9%

Мода

7,1%

4,0%

11,8%

Компьютеры (компьютерные игры)

5,6%

8,0%

2,0%

Классическая культура

4,8%

2,7%

7,8%

Наука

4,0%

5,3%

2,0%

Право

4,0%

4,0%

3,9%

Секс

4,0%

5,3%

2,0%

Наркотики

3,2%

4,0%

2,0%

Политика

3,2%

4,0%

2,0%

Классическая музыка

2,4%

1,3%

3,9%

 

Как видим желание быть современным является в данном случае преобладающим и определяет социо-культурную установку подростка, т.е. семья, высокооплачиваемая работа, профессиональные знания и умения при поиске информации отходят как бы на второй план. Желание соответствовать своему кругу общения, который в свою очередь является главным источником информации определяет и социо-культурные потребности подростка: информацию о современной музыке, кино, спорте, моде и т.п. Более глобальные вещи как экономика, право, вопросы политики пока мало волнуют подростка. Это видно из следующей таблицы. Больше всего их интересует, то что случилось в ближайшее время, однако будущими событиями они интересуются больше, чем прошедшими.

 

                                                                                                              

                                                                                                  Таблица 4

Своевременность событий интересующих подростков

  Мальчики Девочки Общее
О том что произошло недавно 20,0% 23,5% 21,4%
О том что произошло сегодня 48,0% 47,1% 47,6%
О том что может произойти в будущем 32,0% 29,4% 31,0%

 

Теперь рассмотрим, что является для подростков периодическими источниками информации, отдельно по газетам (срочная и своевременная информация – Таблица 5) и журналам (познавательная и развивающая информация).

                                                                                                     Таблица 5.

Рейтинг газет

Название газеты Мальчики Девочки Общее
Новороссийский рабочий 17,3% 19,6% 18,3%
Желтая газета 12,0% 17,6% 14,3%
Экспресс 13,3% 13,7% 13,5%
Кубанские новости 12,0% 13,7% 12,7%
Спид-Инфо 8,0% 11,8% 9,5%
Мир новостей 8,0% 9,8% 8,7%
Спорт-Экспресс 8,0% 3,9% 6,3%
Наша газета 5,3% 5,9% 5,6%
Другое 5,3% 3,9% 4,8%
Наш Новороссийск 6,7% 0,0% 4,0%
С легкой руки 4,0% 0,0% 2,4%

 

Рейтинг газет говорит о том, что их читают очень мало, других газет подростки не предложили и все воспользовались вариантами предложенными в анкете. Чаще всего читают «Новороссийский рабочий», но отдают предпочтение все же ежемесячным изданиям: «Экспресс», «Желтая газета», «Кубанские новости», «Спид-Инфо», «Мир новостей». Из ежедневных газет их интересует только информация связанная со спортом: «Спорт-Экспресс». Можно сделать вывод, что подростки газет практически не читают, а основная масса периодики приходится все же на журналы.

                                                                                                           Таблица 6.

Рейтинг журналов

Название Мальчики Девочки Общее
Максим 12,0% 5,9% 9,5%
Хакер 9,3% 7,8% 8,7%
Game.exe 14,7% 0,0% 8,7%
Другое 9,3% 5,9% 7,9%
7 дней 4,0% 7,8% 5,6%
Вокруг света 5,3% 5,9% 5,6%
Формула 1 8,2% 0,0% 5,6%
Мото 9,3% 0,0% 5,6%
Geoghrafical 8,0% 2,0% 5,6%
Лиза 1,3% 9,8% 4,8%
Cosmo 0,0% 9,8% 4,0%
Ops! 0,0% 9,8% 4,0%
Колесо историй 1,3% 7,8% 4,0%
ТВ-парк 1,3% 7,8% 4,0%
Yes! 0,0% 7,8% 3,2%
Наука и жизнь 5,3% 4,8% 3,2%
Отдохни 0,0% 7,8% 3,2%
Бижу 0,0% 5,0% 2,4%
Geo 2,7% 0,0% 1,6%
МК бульвар 0,7% 3,8% 1,6%
Вот так 0,3% 2,1% 0,8%
Добрые советы 0,0% 3,3% 0,8%
  0,0% 0,0% 0,0%

 

Подростки проявляют интереса к журналам больше чем к газетам, особенно юноши, которые были недовольны тем, что в рейтинге отсутствовали журналы посвященные автомобилям («Авто-ревю», «Мотор Шоу» и т.п.), киножурналы («Premiere»), мало журналов по компьютерной тематике («Upgrade», «Подводная лодка», «Игромания»).

Представляется интересным, что «Максим» занял первое место, на наш взгляд, высокий рейтинг данного журнала основан на том, что подростки отнеслись предвзято к данной анкете, а так же, потому что количество названий журналов было слишком мало, и многие не сумели найти в нем свой любимый журнал. Общее заключение будет следующим: интересы подростков как для газет, так и для журналов направлены на поддержание собственного социального статуса в своей среде, для чего они читают журналы ориентированные на молодежь.

 

       

                                                                                                  Таблица 7.

Рейтинг информационных каналов

 

  Мальчики Девочки Общее
МУЗ ТВ 22,7% 25,5% 23,8%
MTV 17,3% 21,6% 19,0%
Спорт 12,0% 13,7% 12,7%
СТС 6,7% 7,8% 7,1%
РТР 6,7% 7,8% 7,1%
ТНТ 8,0% 5,9% 7,1%
Euronews 8,0% 5,9% 7,1%
ОРТ 8,0% 3,9% 6,3%
НТВ 5,3% 5,9% 5,6%
Культура 1,3% 2,0% 1,6%
ТВЦ 1,3% 0,8% 0,8%
Новая Россия 1,3% 0,0% 0,8%
Домашний 0,0% 1,3% 0,8%

 

Телевиденье является одним из основных средств получения информации для подростков. Согласно результатам проведенного нами исследования (см.1) телевиденье является для них самым важным средством массовой информации, уступая только родителям и учителям, значительно обгоняя при этом, книги, газеты и журналы.

Результаты опроса новороссийских подростков представлены в таблице (см.7). Как видно из таблицы подростки предпочитают смотреть развлекательные каналы, в первую очередь («МУЗ ТВ», «MTV», «Спорт», «ТНТ»). Наименьший интерес для подростков представляют канал «Культура», а так же «Домашний» и канал местного вещания («Новая Россия»)

                                                                                                  Таблица 8.

Рейтинг просмотра телепрограмм и кинофильмов

Виды телепрограмм Мальчики Девочки Общее Виды кинофильмов Мальчики Девочки Общее
Музыка 24,0% 25,5% 24,6% Комедии 13,3% 19,6% 15,9%
Новости 16,0% 13,7% 15,1% Боевики 18,7% 11,8% 15,9%
Развлекательные шоу 12,0% 19,6% 15,1% Фантастика 13,3% 9,8% 11,9%
Передачи о животных 6,7% 13,7% 9,5% Приключения 12,0% 11,8% 11,9%
Эротические шоу 9,3% 9,8% 9,5% Мелодрамы 5,3% 15,7% 9,5%
Путешествия 9,3% 7,8% 8,7% Эротика 6,7% 9,8% 7,9%
Спорт 13,3% 2,0% 8,7% Триллеры 12,0% 2,0% 7,9%
Научно-популярные 4,0% 5,9% 4,8% Мультипликационные 5,3% 11,8% 7,9%
Политические шоу 4,0% 2,0% 3,2% Вестерны 9,3% 3,9% 7,1%
Экологические 1,3% 0,0% 0,8% Другое 4,0% 3,9% 4,0%

 

На выбранных каналах подростки предпочитают смотреть музыкальные программы, что объясняется спецификой каналов стоящих на высших строчках рейтинга подростковых предпочтений и формирующих их социо-культурное развитие. На остальных каналах из телепрограмм их больше интересуют новости и развлекательные шоу (15,1), причем новости больше предпочитают смотреть юноши (16,0%, против 13,7% девочек), а развлекательные шоу девочки – 19,6% и только 12,0% юношей. Далее следую различные виды познавательных передач о животных, путешествиях, спорте и научно-популярные программы. Наименьший интерес для подростков представляют собой передачи связанные с проблемами политики и экологии.

Из кино- и видеофильмов подростки предпочитают смотреть комедии и боевики, естественным переставляется и то что первые предпочитают смотреть девушки – 19,6% и 13,3%, а последние юноши – 18,7%, девушек только – 11,8%. Следующими в подростковых предпочтениях идут фантастика и приключения, что можно объяснить процессом познания и возможности развития кругозора с ориентацией на будущее, т.е. подростки пытается расширить свой кругозор и оценить возможные реальности собственного развития в изменяющемся социуме. Даже если данные границы могут выйти за рамки возможной реальности. Мелодрамы и эротические фильмы больше предпочитают смотреть девушки, что связано с развитием их чувственного мира.

                                                                                       Таблица 9.

Рейтинг свойств телепрограмм и кинофильмов

  Мальчики Девочки Общее
Интересность 44,00% 41,18% 42,86%
Использование молодежного сленга 20,00% 23,53% 21,43%
Развлекательность 16,00% 23,53% 19,05%
Эмоциональная окраска 8,00% 5,88% 7,14%
Точность информации 8,00% 0,00% 4,76%
Доступность 4,00% 0,00% 2,38%
Другое 0,00% 5,88% 2,38%
Использование научных терминов 0,00% 0,00% 0,00%

 

Теперь оценим, какими свойствами должны обладать телепрограммы и кинофильмы, чтобы представлять интерес для подростков и формировать их социо-культурное развитие. На первом месте для них стоит интерес, причем на вопрос, что подростки понимают под понятием «интересность», ответы были очень разнообразны, что можно объяснить субъективностью данного понятия (данный вопрос в опростник не входил и задавался некоторым респондентам после проведения анкетирования). Большинство подростков в указывали на то, что им интересно адекватность общения с ними: использование сленга, и других специфических особенности социальной культуры современного подростка. В программы и кинофильмы которые смотрят подростки носят развлекательный характер. Точность и доступность информации интересуют только мальчиков, по крайней мере, из числа опрошенных. Под категорию «другие», девочки в основном указали чувственности или чувственные переживания, а так же информацию с оттенком скандальности, например личную жизнь кинозвезд, актеров, певцов и т.п.

Однако, смотря телевизор, читая газеты и журналы, современные подростки скептично относятся к правдивости получаемой информации (см. 10). Подростки прекрасно осознают, что информация, поступившая к ним в той или иной степени неправдива, одни считают, что она может быть неправдивой, другие, что иногда бывает неправдивой. То, что информация передаваемая по СМИ в большинстве случаев ложь, и относиться к ней следует скептично считает 16,7% подростков. Однако в то, что информация СМИ может не содержать лжи верит только 4,8% подростков.

                                                                                                        Таблица 10.

Оценка подростками правдивость получаемой информации

  Мальчики Девочки Общее
Да может 48,0% 41,2% 45,2%
Иногда 32,0% 35,3% 33,3%
Практически всегда 12,0% 23,5% 16,7%
Никогда 8,0% 0,0% 4,8%
Всегда 0,0% 0,0% 0,0%

·

·

   Из результатов опроса видно, что наиболее важными источниками информации как для мальчиков, так и для девочек, являются друзья и подруги 18,3%. Вторыми по важности идут родители 15,9%, далее телевидение 15,1%, учителя и периодические издания практически одинаково как для мальчиков 8%, так и для девочек 9,8%. На последнем месте по степени важности находится радио и интернет 5,6%.

    Теперь рассмотрим жизненные ценности, которые подростки считают наиболее важными. На первое место они ставят семью, такой ответ дали 14,3% опрошенных. Однако, семья является главной жизненной ценностью для 21,6% девочек и только 9,3% мальчиков, находясь по их шкале жизненных ценностей лишь на 6-ом месте. На второй позиции быть современным 12.7 %, комуникабельным 11,1%, умение хорошо выглядеть, следить за модой 10,3% и менее важные жизненные ценности, по мнению подростков, являются культура человека 7,1% и научные знания 4,8%.

Первоначальный анализ ответов дает нам возможность предположить, что юноши больше ориентированы на доминирование в конкретных областях жизни и нацелены в дальнейшей жизни на работу и карьеру, хотя высокооплачиваемая работа стоит у них только на 7 месте, в то время как у девочек на 4-ом. Следовательно девочки имеют более долгосрочные жизненные планы (семья и работа), в то время как мальчики более ориентированы развитие и достижение факторов которые позволят им добиться определенного социального статуса, не делая при этом разграничений между карьерой и семьей. Так мальчики больше обращают внимание на свои успехи в спорте (12%) и умственному развитию (6,7%). В то время как девочки более следят за модой (17,6%) и умение культурно выглядеть (11,8%). Однако представляется интересным факт, что и мальчики и девочки на третье место поставили умение выглядеть современным, под чем они понимают такие факторы как определенная манера общаться, слушать определенную музыку, смотреть определенные фильмы, проводить свободное время и т.п. (12% у мальчиков и 13,7% у девочек).

     Теперь перейдем к анализу факторов которые формируют рассмотренные выше жизненные установки, т.е. информационные темы которые интересуют подростков. Желание быть современным является в данном случае преобладающим и определяет социо-культурную установку подростка, т.е. семья, высокооплачиваемая работа, профессиональные знания и умения при поиске информации отходят как бы на второй план. Желание соответствовать своему кругу общения, который в свою очередь является главным источником информации определяет и социо-культурные потребности подростка: информацию о современной музыке 15,1%, кино 10,3%, спорте 9,5%, моде7,1% и т.п. Более глобальные вещи как, право 4%, наука 4%, культура 4,8%, вопросы политики 3,2%, классическая музыка 2,4% пока мало волнуют подростка. Больше всего их интересует, то что случилось в настоящий момент 48%,  однако будущими событиями 31% они интересуются больше, чем прошедшими 21,4%, что говорит о безразличии к историческим событиям.

Теперь рассмотрим, что является для подростков периодическими источниками информации. Рейтинг газет говорит о том, что их читают очень мало, других газет подростки не предложили и все воспользовались вариантами предложенными в анкете. Чаще всего читают «Новороссийский рабочий» 18,3%, но отдают предпочтение все же ежемесячным изданиям: «Экспресс» 13,5%, «Желтая газета» 14,3%, «Спид-Инфо» 9,5%. Из ежедневных газет их интересует только информация связанная со спортом: «Спорт-Экспресс» 8%. Можно сделать вывод, что подростки проявляют интерес к журналам больше чем к газетам, особенно юноши, которые были недовольны тем, что в рейтинге отсутствовали журналы посвященные автомобилям («Авто-ревю», «Мотор Шоу» и т.п.), мало журналов по компьютерной тематике («Upgrade», «Игромания»). Представляется интересным, что «Максим» у мальчиков занял первое место 12%, в то время как у девочек всего лишь шестое 5,9%, для них более интересными являются журналы про моду, звезд шоу-бизнеса. На втором месте для юношей, издания про компьютер 9,3% и игры 14,7%, затем идут журналы про автомобили 9,3%. Такие журналы как, «Вокруг света» 5,6%, «Geoghrafical» 5,6%, «Колесо историй» 4,0% тоже вызывают интерес у большинства подростков.Общее заключение будет следующим: интересы подростков как для газет, так и для журналов направлены на поддержание собственного социального статуса в своей среде, для чего они читают журналы ориентированные на молодежь.

  Не маловажную роль в развитии социо- культурной ориентации подростка играет телевидение, так как оно является основным средством получения информации, уступая только родителям и учителям, значительно обгоняя при этом, книги, газеты и журналы. Подростки предпочитают смотреть развлекательные каналы, в первую очередь «МУЗ ТВ» 23,8%, «MTV» 19,0%, «Спорт» 12,7%, «ТНТ» 7,1%. Наименьший интерес для подростков представляют канал «Культура» 1,6%, а так же «Домашний» 0,8% и канал местного вещания «Новая Россия» 0,8%.

     На выбранных каналах подростки предпочитают смотреть музыкальные программы 24,6%, что объясняется спецификой каналов стоящих на высших строчках рейтинга подростковых предпочтений и формирующих их социо-культурное развитие. На остальных каналах из телепрограмм их больше интересуют новости и развлекательные шоу 15,1%, причем новости больше предпочитают смотреть юноши 16,0%, против 13,7% девочек, а развлекательные шоу девочки 19,6% и только 12,0% юношей. Из кино- и видеофильмов подростки предпочитают смотреть комедии 15,9% и боевики 15,9%, естественно и то что первые предпочитают смотреть девушки 19,6% и 13,3%, а последние юноши 18,7%, девушек только 11,8%. Следующими в подростковых предпочтениях идут фантастика 11,9% и приключения 9,5%, что можно объяснить процессом познания и возможности развития кругозора с ориентацией на будущее, т.е. подростки пытается расширить свой кругозор и оценить возможные реальности собственного развития в изменяющемся социуме. Даже если данные границы могут выйти за рамки возможной реальности. Мелодрамы и эротические фильмы больше предпочитают смотреть девушки 9,8%, что связано с развитием их чувственного мира. Затем следуют познавательные передачи о животных 9,5%, путешествиях 8,7%, спорте 8,7% и научно-популярные программы 4,8%. И наименьший интерес для подростков представляют собой передачи связанные с проблемами политики 3,2% и экологии 0,8%.

        Теперь рассмотрим, какими свойствами должны обладать телепрограммы и кинофильмы, чтобы представлять интерес для подростков и формировать их социо-культурное развитие. На первом месте для них стоит интерес 42,18%, причем на вопрос, что подростки понимают под понятием «интересность», ответы были очень разнообразны, что можно объяснить субъективностью данного понятия (данный вопрос в опростник не входил и задавался некоторым респондентам после проведения анкетирования). Большинство подростков  указывали на то, что им интересно использование сленга 21,43%, и других специфических особенностей социальной культуры современного подростка, тогда как точность информации 4,76% они считают маловажной, она интересуют только мальчиков 8,00%, по крайней мере, из числа опрошенных, а использование научных терминов и вовсе отсутствует. Под категорию «другие» 5,88%, девочки в основном указали чувственность или чувственные переживания, а так же информацию с оттенком скандальности, например личную жизнь кинозвезд, актеров, певцов и т.п.

Однако, смотря телевизор, читая газеты и журналы, современные подростки скептично относятся к правдивости получаемой информации. Они прекрасно осознают, что информация, поступившая к ним в той или иной степени неправдива, одни считают, что она может быть неправдивой 45,2%, другие, что иногда бывает неправдивой 33,3%. То, что информация передаваемая по СМИ в большинстве случаев ложь, и относиться к ней следует скептично считает 16,7% подростков. Однако в то, что информация СМИ может не содержать лжи верит только 4,8% подростков.

·        Специфика восприятия и освоения школьником информации в огромной сте­пени зависит oт той среды, того круга общения и того социально-культурного и духовного контекста, в которых происходит его взаимодействие с информационным каналом. Кроме того, сам акт восприятия нередко сопровождается интенсивным межличностным общением по поводу воспри­нимаемого материала, чем в значительной мере определяется механизм его усвоения.

     Социальное окружение индивида, воспринявшее поведенческие образцы и определенные стереотипы мышления, содержащиеся в массовой информации, становятся для него как бы дополнительным, «вторичным» источником этой информации. При этом в данном случае многие ее компоненты поступают к индивиду уже в виде своеобразных культурных норм. Они могут восприниматься либо как неотъемлемые свойства социальной среды и вообще не осознаваться актуально в каждом конкретном случае, либо осмысляться в качестве культурных образцов – эталонов, подкрепленных тем или иным авторитетом. Проблема влияния СМИ на воспитание молодёжи является очень актуальной, т.к большее количество своего времени подросток проводит не в общении с друзьями или родителями, а у экранов телевизора или компьютера.

Приведённые данные дают серьёзный повод задуматься над тем, чем же являются СМИ для современного подростка – источником различного рода информации, которая ему так необходима, либо одним из факторов, влияющих негативно на формирование личности, следствием которого являются агрессия, пристрастие к вредным привычкам, искажённое представление о взаимоотношениях между людьми и т.д

Проблема влияния СМИ на воспитание молодёжи является очень актуальной, т.к большее количество своего времени подросток проводит не в общении с друзьями или родителями, а у экранов телевизора или компьютера.

·

·

·

·

·

·

· Заключение

      В ходе эмпирического исследования мы выяснили,что в XXI веке стремительное развитие телекоммуникаций, радиовещания, широкий выбор СМИ для распространения любых данных, революционные изменения информационных и коммуникационных технологий оказывают огромное влияние на все стороны жизни человека, особенно играя большую роль в жизни современного подростка. Свободный доступ к неограниченным информационным ресурсам, в первую очередь, большому числу телевизионных каналов, разнообразным печатным изданиям, а также открытый доступ к Интернету (в т. ч с помощью мобильного телефона) помогает ребёнку найти ответ на любой возникающий вопрос. Если раньше таким источником служили школа, семья, родители, то сейчас их заменяют СМИ. Но психика ребёнка в подростковом возрасте достаточно уязвима, и формирование его личности как раз таки происходит под воздействием средств массовой информации, которые меняют представления молодого человека о различных предметах, явлениях и событиях. Поэтому возникает необходимость помочь подростку задуматься над тем, сколько времени в день, месяц, год он проводит в «общении» с телевизором, компьютером, какую он получает информацию, чтобы он понял, что всё то, что нам преподносят СМИ, необходимо анализировать, оценивать, т. е критически относиться к доступной информации. Это достаточно сложная, но решаемая задача. Поэтому мы включили в работу рекомендации для родителей «СМИ и подросток» и подростков «В круговороте СМИ», разработанные сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования (см.Приложение). Существует большое количество полезных и познавательных программ, радиопередач и т.д., так необходимых для ребёнка, но наряду с этим на подростка обрушивается мощный поток отрицательной информации, с экранов телевизора, с интернет-сайтов, рекламы, музыки, молодёжных журналов и т.д. Именно поэтому нами была выбрана тема: «Средства массовой информации как фактор социально-культурного развития подростка».

     Целью эмпирического исследования было: выявить влияние СМИ на социо-культурное развитие подростка. Для этого мы использовали опросник, разработанный сотрудниками Московской лаборатории ТСО и медиаобразования, для проведения исследования методом анкетирования.      

     Из результатов опроса видно, что наиболее важными источниками информации как для мальчиков, так и для девочек, являются друзья и подруги. Вторыми по важности идут родители, далее телевидение, интернет.                Наиболее важными жизненными ценностями, для подростков являются семья, быть современным, комуникабельным, умение хорошо выглядеть, следить за модой и менее важными, являются культура человека и научные знания. Первоначальный анализ ответов дает нам возможность предположить, что юноши больше ориентированы на доминирование в конкретных областях жизни и нацелены в дальнейшей жизни на работу и карьеру, хотя высокооплачиваемая работа стоит у них только на 7 месте, в то время как у девочек на 4-ом. Следовательно девочки имеют более долгосрочные жизненные планы (семья и работа), в то время как мальчики более ориентированы развитие и достижение факторов которые позволят им добиться определенного социального статуса, не делая при этом разграничений между карьерой и семьей. Так мальчики больше обращают внимание на свои успехи в спорте и умственному развитию. Теперь перейдем к анализу факторов которые формируют рассмотренные выше жизненные установки, т.е. информационные темы которые интересуют подростков. Желание быть современным является в данном случае преобладающим и определяет социо-культурную установку подростка, т.е. семья, высокооплачиваемая работа, профессиональные знания и умения при поиске информации отходят как бы на второй план. Желание соответствовать своему кругу общения, который в свою очередь является главным источником информации определяет и социо-культурные потребности подростка: информацию о современной музыке, кино, спорте, моде и т.п. Более глобальные вещи как, право, наука, культура, вопросы политики, классическая музыка, пока мало волнуют подростка, что говорит о низком уровне культуры и знаний в этих областях. Больше всего их интересует, то что случилось в настоящий момент, однако будущими событиями они интересуются больше, чем прошедшими, что говорит, практически о безразличии к историческим событиям.

Периодическими источниками информации для подростков являются журналы. Наиболее интересными для мальчиков являются издания связанные с компьтерами и играми, для девочек все что описывают жизнь звезд шоу-бизнеса и моду. Такие журналы как, «Вокруг света», «Geoghrafical», «Колесо историй» тоже вызывают интерес у большинства подростков. Общее заключение будет следующим: интересы подростков как для газет, так и для журналов направлены на поддержание собственного социального статуса в своей среде, для чего они читают журналы ориентированные на молодежь. Не маловажную роль в развитии социо- культурной ориентации подростка играет телевидение, так как оно является основным средством получения информации, уступая только родителям, значительно обгоняя при этом, книги, газеты и журналы и даже интернет. Подростки предпочитают смотреть развлекательные каналы, в первую очередь «МУЗ ТВ», «MTV», «Спорт», «ТНТ». Наименьший интерес для подростков представляют канал «Культура», что еще раз подтверждает, равнодушие к событиям, происходящим в этой области.

     На выбранных каналах подростки предпочитают смотреть музыкальные программы, что объясняется спецификой каналов стоящих на высших строчках рейтинга подростковых предпочтений и формирующих их социо-культурное развитие. Из кино- и видеофильмов подростки предпочитают смотреть комедии и боевики. Следующими в подростковых предпочтениях идут фантастика и приключения, что можно объяснить процессом познания и возможности развития кругозора с ориентацией на будущее, т.е. подростки пытается расширить свой кругозор и оценить возможные реальности собственного развития в изменяющемся социуме. Даже если данные границы могут выйти за рамки возможной реальности. Мелодрамы больше предпочитают смотреть девушки, что связано с развитием их чувственного мира. Затем следуют познавательные передачи о животных, путешествиях, спорте и научно-популярные программы. И наименьший интерес для подростков представляют собой передачи связанные с проблемами политики и экологии.

        Теперь рассмотрим, какими свойствами должны обладать телепрограммы и кинофильмы, чтобы представлять интерес для подростков и формировать их социо-культурное развитие. На первом месте для них стоит интерес. Большинство подростков указывали на то, что им интересно использование сленга, и


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.