Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Игры и упражнения — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Игры и упражнения

2019-12-17 150
Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Игры и упражнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Игры и упражнения

Ирина Горелова
учитель-логопед МБДОУ д/с № 46, г. о. Кинешма Ивановской области
Анна Иванова
педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 20», г. о. Кинешма Ивановской области

Задержке речевого развития (ЗРР) часто сопутствуют агрессия, тревожность, трудности с социализацией. В статье – приемы, которые помогут решить эти проблемы и стимулировать речевую активность у детей.

В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Дети легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят. Планшет, телефон, телевизор не слышат, не задают вопросов, не стимулируют искать ответ, и говорить ребенку незачем. Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка.

Какие речевые приемы использовать

Дети с ЗРР используют жесты, так как у них нет мотива говорить вслух: нет эмоции или необходимости. Ниже – приемы, которые помогут стимулировать речь в детском саду и дома.

Разговор с собой. Когда ребенок находится недалеко, начинайте говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорите медленно, отчетливо, короткими, простыми предложениями, которые доступны восприятию ребенка. Но не растягивайте слова.

     
  Пример приема «Разговор с собой». Вот стол. Ставлю тарелку. Кладу ложку. Наливаю суп. Будем кушать. Где чашка? Вижу чашку. В чашке чай. Вкусный!  
     

Параллельный разговор. В отличие от предыдущего приема вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Вы как бы подсказываете ребенку такие слова, которые выражают его опыт и которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание. Прием помогает освоить ситуативную речь. Не спешите понимать, временно станьте «глухим».

     
  Пример приема «Провокация». Ребенок, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас. Дайте ему не ту игрушку, даже если поняли, чего он хочет. Конечно, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом назвать нужный предмет. При затруднениях подскажите: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?». Ребенок охотно активизирует речевые возможности, так как чувствует себя сообразительнее взрослого.  
     

Распространение. Дополняйте все сказанное ребенком, но не принуждайте повторять. Достаточно того, что он вас слышит. Отвечайте распространенными предложениями. Используйте богатую лексику. Постепенно ребенок начнет называть слова правильно, заканчивать мысль, овладеет контекстной речью.

     
  Пример приема «Распространение». Ребенок говорит: «Бибика», взрослый: «Машина, грузовая. Она возит тяжелые грузы. Давай положим в кузов кубики и отвезем на стройку».  
     

Приговоры. Сопровождайте действия ребенка словами, игровыми песенками, потешками, приговорами. Прикасайтесь к нему, поглаживайте. Это доставляет детям радость и способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания, постепенно проникать в их смысл.

Сборник игр и упражнений с детьми в песочнице

Игры и упражнения с детьми в песочнице

Игра «Морской мир»

Создайте вместе с детьми морской мир, в котором есть рыбки, сундуки с сокровищами и др. При этом важно задавать детям много вопросов, мотивировать их произносить сначала простые слов – «да», «нет», «тут», «там» и др., – а потом более сложные. Например: где будет море? Какой камушек возьмем? Этот или этот? Красный или синий? Какую рыбку нарисуем: «такую или такую?» – показывайте руками большую или маленькую рыбку.

Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Игры и упражнения

Ирина Горелова
учитель-логопед МБДОУ д/с № 46, г. о. Кинешма Ивановской области
Анна Иванова
педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 20», г. о. Кинешма Ивановской области

Задержке речевого развития (ЗРР) часто сопутствуют агрессия, тревожность, трудности с социализацией. В статье – приемы, которые помогут решить эти проблемы и стимулировать речевую активность у детей.

В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Дети легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят. Планшет, телефон, телевизор не слышат, не задают вопросов, не стимулируют искать ответ, и говорить ребенку незачем. Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.