Понятие науки. Типы научной рациональности в истории науки. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Понятие науки. Типы научной рациональности в истории науки.

2019-12-17 133
Понятие науки. Типы научной рациональности в истории науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наука – это учение о сущем. Наука сама по себе есть система объективных истин, она необходима как ср-во достиженияцели (дух,матер. порядка). Венцом науч познания выст-т теория.. Наука есть вид дух деят-ти, напр-ый на выработку, проверку и систематизацию знаний. На их основе созд-ся ср-ва, расшир-щие дух и прак-ие возм-ти чел. Создаваемый ч-ком искус-й мир – это продолжение и усиление его ест-ых способностей. Сейчас насчит-ся 3 тыс наук, увелич-ся число компл-ых наук(биохимия) поэтому клас-ция наук задача слож и трудоемкая. По объекту отражения науки клас-ся на: 1. Естеств-е – науки о природе. Отличается четким и устойчивым предметным содержанием. 2. Гуманитар. – об обществе и чел-ке, изучают события, познание котсводится к описанию единичных, специф-х явлений. 3. Технические – обеспечивают практич-ю реализацию знаний. Гл. объект – технич. устр-во, машина. Матем. науки в качестве аппарата исследований проникают во все три группы.

Науч. познание предст. собой единство логич. формы мысли и опыта, чувтст-конкретного содержания. От того что из них преобладает в реальном познавательном процессе, выдел-ся два уровня – эмпирич. и теоретич-е.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и т.д. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства как абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и т.п.), синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему и др.

Тип научной рациональности — это состо­яние научной деятельности, представленной как отношение «субъект — средства исследования — объект» и направлен­ной на получение объективной истины. На разных этапах ис­торического развития науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рационально­сти. Описанным выше научным революциям соответству­ют, как считает В. С. Степин, классический, неклассичес­кий, постнеклассический типы научной рациональности.

Классический тип рациональности в научной деятельно­сти, понятой как отношение «субъект— средства — объект», выделяет объект в качестве главного компонен­та указанного отношения. При этом усилия ученого тра­тятся на то, чтобы как можно полнее исключить из тео­ретического объяснения и описания объекта все, что относится к субъекту, средствам и методам познания. В этом усматривается необходимое условие получения объективного и истинного знания об объекте.

Неклассический тип научной рациональности, в отличие от классического, характеризуется осознанием влияния по­знавательных средств на объект. Это влияние учитывает­ся и вводится в теоретические объяснения и описания. То есть в отношении «субъект — средства — объект» вни­мание исследователя акцентируется на объекте и одновре­менно на средствах. А так как средства познания исполь­зует субъект, то начинает приниматься во внимание его активность.

Постнеклассический тип рациональности — это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодей­ствия со средствами (а значит, соотносятся и с субъектом, использующим эти средства), но и с ценностно-целевы­ми структурами деятельности субъекта. Другими словами, признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследователь­ских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-целе­вых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. В постклассике соци­альная жизнь, ее ценности и цели признаны компонента­ми (явными или неявными) научного знания об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальны > > аппарат философии науки и гносеологии.

Смена типов рациональности есть процесс углублена рефлексивной работы мышления, сопровождающей познавательную деятельность.

 

33. Заблуждение в научном познание и пути их преодоления. Заблуждениеэто содержание сознания, не соответ­ствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что и за­блуждения отражают — правда, односторонне — объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и очень опосредованно или даже пре­дельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно — они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вы­мысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображение в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное. Бытует мнение, будто заблуждения — досадные случайности, Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата^ человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позво­ляют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исто­рической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относи­тельной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Тут уместно напомнить слова И.В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения вы­ступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентричес­кой теорией Птолемея или с ньютоновской трактовкой простран­ства и времени. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологичес­кие, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологичес­кие, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложьэто искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет бессмысленностью. Научное познание по самой своей сути невозможно без столк­новения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же как невозможно и без за­блуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не послед­нее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как утверждал Г. Галилей, избегать ошибок при наблюде­нии просто невозможно. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на по­знание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил И.В. Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодо­леваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.   12. Материализм и его исторически формы. (от лат. – вещественный) – направление в фил-ии, сведение сущего к материи. Все существующее – материально, хотя и не обязательно вещественно. Материализм – одна из форм натуралистического мировоззрения и отрицает существование каких-либо внеприродных начал (Бога, абсолютного духа). Позиция материализма – первичность материи – объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, духа, развивающейся по своим законам. В материализме нет учения о бытие. В истории материализма были попытки создания глобальных умозрительных конструкций, так атомисты Левкипи и Демокрит считали, что в основе мира лежат невидимые частицы – атомы, отличающиеся др. от др. формами, положением, порядком. Демокрит утверждал, что душа состоит тоже из атомов. Логически доказать сущест-ие объективного источника наших восприятий невозможно, но без этого утверждения о материи теряют смысл, поэтому материализм берет на вооружение опыт и здравый смысл («наивный реализм»). Философ-е учения Беркли, Канта показывают, что опыт не доказывает того, что мир существует независимо от нашего сознания. Поэтому в поисках предельных оснований бытия материализм был вынужден смыкаться с науками. Возникают механистический материализм - абсолютизирует з-ны механики, экономический мат-м – з-ны экономики, вульгарный мат-м – сводит мышление к нейромозговым процессам. Материализм не мог ответить на многие вопросы и единственным выходом было отказаться от теории бытия и сосредоточить рефлексивные усилия на процессе познания, устраняя абсолютную идею, Бога, такой материализм назывался диалектическим – его суть – вне человеческого сознания и независимо от него существует объективная реальность – материя. Современный этап материалистической философии связан с именем К.Маркса.      

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.