Свобода человека и проблема человеческого отчуждения. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Свобода человека и проблема человеческого отчуждения.

2019-12-17 371
Свобода человека и проблема человеческого отчуждения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра ч - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. (самореализация).

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые атрибуты личности. Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл: Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор. Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом состоянии счастья, а в его достижении. Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла. Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.

Жизнь обретшая смысл не страшится смерти.

Свобода личности:

В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и “необходимостью” как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение. Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода – первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие.

. Человеческое отчуждение.  В широком понимании отчуждение есть социальный процесс, в кот рез-ты деят-ти ч-ка превращ-ся в самост-ую господствующую над ним и враждебную ему силу. Это явление связано с общественным разделением труда и возник-ем частной собственности, последствия этого – гос-во как аппарат насилия одного класса над др., социал. неравенство и эксплуатация, абсолютизация духовных сил ч-ка и превращение их в сверхестест-е (религия и идеализм), такое развитие науки и техники, когда они обращаются против ч-ка. Отчуждение есть побочный продукт процесса овеществления человеком своих сил и способностей, что в усл-х разделения труда и складывающихся на этой основе соц отношений приводит к отчуждаемости отношений, что отраж-ся в сознании индивида и обществ-й психологии. Это выражается в разрыве м/уожиданиями ч-ка и нормами, кот предписываются ему соц стр-рой, восприятие этих форм как чуждых лич-ти, чувством изоляции, одиночества. Все это предполагает нарушение норм соц-го поведения.

Феномен отчуждения прослеживается во всей истории чел-ва (кроме м.б. родового общ-ва): К.Маркс показал, что условия труда отчуж-ся от самого труда и противопоставляется рабочему в кач-ве капитала и поэтому рабочий занятый в проц труда одностор образом выходит из него обедненным и опустошенным. Рез-ты труда также отчуж-ся от наемного рабочего. Т.о. формы отчуждения: 1опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства произ, управление, организация) – субъекту труда; 3отч результатов деятельности от субъекта; 4отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества; 5соц структур и институтов от трудящихся – бюрократическая машина. Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч.

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет, если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон. Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. По освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой сущности 4.гармонизации отношений между людьми. Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.

 Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.

 

 

9. Раздражимость как форма приспособления организмов к среде. Между живой и неживой природой нет непроходимей пропасти. Присущее неживой материи свойство отражения при определенных, исторически складывающихся естественных условиях порождает отражение в живой природе — биологическую форму отражения. Механизмом отражения здесь выступает раздражимость – комплекс биохимических реакций, направленных на приспособление к среде обитания. Ее разновидностями выступают: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Отражение в живой природе связано с качественно новым способом существования биоорганизмов — приспособительной жизнедеятельностью. Приспособление живых существ к среде непосредственно связано с сущностью жизни. В этом процессе и развивается механизм отражения — постепенно появляется нервная система, начиная от ее простейших зачатков до развитого головного мозга позвоночных. Раздражимость — есть биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость — это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Растения реагируют на движение Солнца. Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Этим формам биологического отражения присуща активность и целесообразность. Растения, простейшие организмы, исходя из потребности самосохранения, целесообразно реагируют, т. е, отражают биологически важные условия среды. Например, хватательный рефлекс у простейших действует лишь при появлении тех жучков и паучков, которыми они питаются: на остальные раздражители они никак не реагируют. У животных появляются способности, которые они активно используют при добыче пищи. На основе этого происходит дальнейшее развитие биологической формы отражения – появляются зачатки психической формы отражения. В результате организм начинает воспроизводить приспособительные реакции при первом же сигнале, ин­формирующем о наступлении условий, сформировавших данный биохи­мический комплекс [1]. Так, после активной жизни в весенне-летний период растения начинают готовиться к зиме. Сигналом для них становится сни­жение солнечной активности, сокращение светового дня, первые признаки похолодания и т.д. Деревья сбрасывают листву, и циркуляция влаги в клетках ограничивается до предела. Обменные процессы свертываются, организм впадает в спасительный анабиоз. Таким образом, внешние воз­действия, имеющие жизненное значение, как бы вплетаются в физиологи­ческую ткань организма. Поскольку ведущую роль в формировании при­способительных механизмов играет фактор времени, каждый организм представляет собой как бы "свернутый" временной аналог своей среды, ее специфическую форму. Отсюда, в частности, проистекает "привязанность" организма к своему месту, его довольно жесткая локализация. 5. Психика как форма приспособительного поведения. Идеальная природа психики. Психика-специфич форма отражени, кот нач-ся с чувств-ти – непосредств-х пепереживаний, связанных с присоб-ем к среде. Основой мех-ма чувтс-ти явл. нервные имп-сы – биоэлектр сигналы, кот не изменяют физиолог. процессы, а явл средством связи с биол-ки значимыми параметрами. В ответ на изменение внеш среды ж-ое не перестраивает свои физиол. фкц, а изм-ет свое поведение и место пребывания. Так шорох сам по себе нейтрален, но он заст-ет ж-ое применить меры предосторожности. Он ориентирует поведение ж-го, инфор-ет его щ сущ-нии биол-ки знач-го объекта. Жив-ая психика отражая пространств-врем парам-ры отражает и биол-ки нейтраль. св-ва, но этот момент не носит самост-го хар-ра, а подчинен целям адаптации и самосохр-я. Для ж-го предмет псих-го отраж-я сводится только к тому субъек-му переживанию, кот он выз-ет у орг-ма вданной ситуации. Психика ж-го воспр-ит предмет, как абс-но тождест-ый с самим отражающим субъектом. Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, что она привязана к конкр. ситуации и помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош, ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит из сферы псих-го и сохр0ся на уровне условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем более осмыслить свое прошлое. Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Человек отличается от природы наличием развитой психики. Есть она и у высших животных. Психич идеально и нематериально. Психическое есть символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку фрагментов внешнего мира. Природа психики символична, пример картины Рафаэля - одно и тоже может быть символами разных явлений. Аналогично при одинаковых нейрофизических процессов разные люди увидят разное, что говорит о неоднозначности соотношения мозга и психики. Психика есть нечто чисто человеческое, а отсюда чисто человеческое имеет специфическое символическое содержание. Непосредственно для человека психика выступает как явления ощущений, восприятий, представлений. В ходе взаимодействия в мозгу формируются динамические структуры, отражающие материальную среду. Они обеспечивают отражение действ и являются регулятором процесса взаимодействия человека со средой. Про системы Павлова. Формирование мозга. Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Материальная основа мышления - высшая нервная деятельность. Мышление в некотором смысле отождествляется в философии с психикой. Мышление есть процесс оперирования образами чувственно-сенсит и понятийными. Свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез и идей. Результатом всегда является мысль. Позволяет, отправляясь от анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно непосредственному восприятию. Мышление есть способность к акту умозаключения, логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема его моделирования. Мышления не существует в отрыве от других психических процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление возникает в связи с общественным развитием, возникает в процессе деятельности. Оно имеет общее происхождение по особенностям возникновения, по способу функционирования и по результатам. Мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью человека. Поэтому мышление осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в языке. Категория «идеального» фиксирует способность высокоорганизо­ванной материи создавать параллельные ряды взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство — системное. Оно возникает, оче­видно, под напором эволюции у самоорганизующихся биологиче­ских систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множест­во одновременно действующих раздражителей или стимулов. 28. Истина как процесс. Конкретность истины и пути ее достижения. Со времен античности истина есть знание, соответствующее действительности. Но кроме соответствия действительности истина включает и другие характеристики: доказанность, наличие критерия истины, включенность в определенную познавательную систему и др.    Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. Истина имеет субъективную и объект. стороны. субъективность ее означает, что она находится в человеке, в его сознании и степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Объективна истина потому, что в ней фиксируется содержание, относящееся к субъективным предметам, существующим независимо от сознания. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.     Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой. Но система научных знаний, да и житейский опыт – не склад исчерпывающей информации о бытие, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительно ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Однако истина отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата. Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлена если не известны условия места, времени..., в кот они сформулированы. В свое время Гегель справедливо подчеэркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание(в науке, в фил. и т.п.) всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфич. обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действит-ой применимости неминуемо превращает истину в антипод – в заблуждение. Даже такая простая истина как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчесления… можно привести и др примеры. Т.О. объект-я, абсол-я, относ-я и конкрет-я истина – это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими харак-ми признаками. Конкретность истины обеспечивает ей предметную определенность, сущ-ие «здесь» и «теперь», равенство знания и субстанции. (Неравенство равносильно заблуждению). Конкретность истины один из осн-х принципов диалектич подхода к сознанию, -предполагает точный учет всех условий, в кот нах-ся объект познания. К-св-во истины. Принцип конкр-ти истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий. Н-р: вода кипит только ели это обыч вода и норм давление. Значит истинность или ложность суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т.д., в кот-х они сформулированы. Иными словами конкр-ть истины – это завис-ть знания от связей и взаимодей-й, присущих тем или иным явлениями, от условий, места и времени, к кот они сущ-ют и разв-ся. Абстр. истны нет, истина всегда конкретна. 6. Психофизическая проблема и ее современное состояние. Основные методы исследования психической деятельности. Психофизическая проблема — в широком смысле вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае П. п. правильнее называть психофизиологической Особую остроту П. п. приобрела в XVII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из к-рой Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые, исходя из этой трактовки природы, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе “машины тела” привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга. Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т. Гоббс и Б. Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел, но позитивно решить П. п. они не смогли. Гоббс предложил рассматривать ощущение как побочный предмет материальных процессов (см. Эпифеноменализм}. Спиноза, полагая, что порядок идей тот же, что и порядок вещей, трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции — природы. Г. В. Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею психофизического параллелизма, согласно к-рой душа и тело совершают свои операции независимо I Друг.от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление их согласованности между собой. Они подобны паре часов, к-рые всегда показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо. Материалистическую интерпретацию психофизический параллелизм получил у Д. Гартли и других натуралистов. Психофизический параллелизм приобрел большую популярность в середине XIX в., когда с открытием закона сохранения энергии стало невозможно представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понимания психики как активного фактора регуляции жизненных процессов. Это привело к появлению новых вариантов концепции психофизического взаимодействия (У. Джеймс). В конце XIX — начале XX в. получила распространение махистская трактовка П. п., согласно к-рой душа и тело построены из одних и тех же “элементов”, а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между “комплексами ощущений”. Современный логический позитивизм рассматривает П. п. как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов. В противоположность различным идеалистическим концепциям диалектический материализм трактует П. п., исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, к-рое возникает в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия. В различных разделах психофизиологии и смежных с ней дисциплин накоплен огромный материал о многообразных формах зависимости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов (как функции мозга) в организации и регуляции жизнедеятельности (учение о локализации высших психических функций, об идеомоторных актах, данные ряда разделов нейро- и патопсихологии, психофармакологии, психогенетики и др.). Не экспериментальные метод: 1. Наблюдение -целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом; 2. Анкетирование; 3. Беседа; 4. Монографический метод является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Диагностические методы. К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты 1. Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Экспериментальные методы: 1. Естественный (полевой) эксперимент Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь; 2. Моделирующий эксперимент При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. 3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями.  Формирующие методы. К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и т.п.   29. ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ 1. Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объ­екта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеа­лизм, конечно, не знает действительной, чувственной деятель­ности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но саму человеческую деятельность он берет не как предмет­ную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рас­сматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязно-торгашеской форме ее проявления. Он не понимает, поэтому значения «революционной», практически-критической деятельности. 2. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предмет­ной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изо­лирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос. 3. Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспи­тания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно, поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна). Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятель­ности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика. 4. Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и дей­ствительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своем противо­речии, а затем практически революционизирована путем устра­нения этого противоречия. Следовательно, после того как, на­пример, в земной семье найдена разгадка тайны святого семей­ства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована. 5. Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апелли­рует к чувственному созерцанию; но он не рассматривает чувст­венность как практическую, человечески-чувственную деятель­ность. 6. Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть сово­купность всех общественных отношений. Фейербах, который не занимается критикой этой действи­тельной сущности, оказывается поэтому вынужденным: 1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать рели­гиозное чувство [Сепии] обособленно и предположить абстракт­ного — изолированного — человеческого индивида; 2) поэтому у него человеческая сущность может рассматри­ваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами. 7. Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвер­гаемый им анализу, в действительности принадлежит к опре­деленной форме общества. 8. Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики. 9. Самое большее, до чего доходит созерцательный материа­лизм, т. е. материализм, который не постигает чувственность как практическую деятельность, это — созерцание им отдель­ных индивидов в «гражданском обществе». 10. Точка зрения старого материализма есть «гражданское» об­щество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, пли обобществившееся человечество. 11. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в толь чтобы измелить его.  

7. Философские позиции в объяснение возникновения жизни.

Жизнь — одна из форм бытия и одна из высших форм движения. Однако до сих пор отсутствует определение жизни, которое удовлетворяло бы научным требованиям. Современ­ная наука во взгляде на жизнь исходит из представлений о качес­твенном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у растительного и животного мира, включая человека. Естественно­научное познание жизни осуществляется по многим направлениям. Практически в него вовлечены все науки. И все же основная тяжесть выпадает на биологию — науку о жизни. Познание жизни — первоочередная в числе задач, к решению которых человек приступил с момента своего осознанного сущес­твования. Проблема происхождения жизни на Земле и возможности ее существования в других областях Вселенной издавна привлекала внимание как ученых и философов, так и простых людей. За последние годы интерес к этой "вечной проблеме" значительно возрос. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство — экспериментально подтвердить факт появления жизни Мифологическое сознание ограничивало познание: человек даже не осознавал факта своего рождения и происхождения. Наивные представления о мире как данности, явленной в целостной и гар­моничной жизни, затемняли проблему ее возникновения. Все, мол, просто и естественно: возникновение, рождение жизни — факт сам собой разумеющийся и не требующий объяснений. Лишь по мере становления культуры, совершенствования средств познания, кристаллизации самосознания формируются два осново­полагающих взгляда на происхождение и развитие жизни. Это - креационизм и эволюционизм. Креационизм —концепция, объясняющая происхождение много­образия форм органического мира как акт божественного творения. Основу эволюционного подхода к проблеме возникновения жизни составляет идея развития, которая как методологический принцип познания живой природы начала оформляться в период XVII— XVIII веков. Большой вклад в развитие эволюционных представлений внесли Эр. Дарвин, К. Ф. Кильмейер и Ж. Б. Ламарк Ч. Дарвином, который вскрыл и объяснил источники и движущие силы этой эволюции. В основу теории эволюции им были положены следующие материальные факторы: наследственность, изменчивость и естественный отбор. Его учение о естественном отборе стало ключевым в решении многих проблем эволюции органического мира. Теория самопроизвольного зарождения –Приготовление живого человека или его подобия, «гомункулуса», в колбе, при помощи смешения и перегонки различных химических веществ, считалось в средние века хотя и весьма трудным и беззаконным, но, без сомнения, выполнимым делом.

Чем дальше развивалось естествознание, чем большее значение в деле познания природы приобретали точное наблюдение и опыт, а не одни только рассуждения и мудрствования, тем более сужалась область приме­нения теории самопроизвольного зарождения. Таким образом, относительно живых существ, видимых простым глазом, предположение о самозарождении оказалось несостоятельным. 4. Теория панспермии

Тело всякого организма - растения, улитки, червя, рыбы, птицы, зверя, человека, - состоит из мельчайших пузырьков, видимых только в микроскоп. Оно составлено из этих пузырьков-клеток, как дом сложен из кирпичей. Разные органы различных животных и растений содержат клетки, отличающиеся друг от друга по своему виду. Приспосабливаясь к той работе, которая возложена на данный орган, клетки, его составляю­щие, так или иначе, изменяются, но в принципе все клетки всех организ­мов сходны между собой. Микроорганизмы отличаются только тем, что все их тело состоит всего-навсего из одной-единственной клетки. Это принципиальное сходство всех организмов подтверждает общепринятую теперь в науке мысль, что все живущее на Земле связано, так сказать, кровным родством. Более сложные организмы произошли из более про­стых, постепенно изменяясь и совершенствуясь. Таким образом, стоит только разъяснить себе образование какого-нибудь простейшего организ­ма - и происхождение всех животных и растений становится понятным. Звездный нуклкосинтез. В процессе гравитационного коллапса звезд гравитационная энергия превращается в тепло и энергию световых квантов, инициируя реакцию слияния протонов в a-частицы. Дальнейшее сжатие и сопровождающий его разогрев звезды создают условия для синтеза из a-частиц ядер углерода. В этих процессах высвобождается громадное количество энергии – намного больше чем при изменении гравитационной энергии. Это происходит за счет превращения вещества в энергию в реакциях нуклеосинтеза.

30 Понятие философского дуализма и его социальные корни. Дуализм. Ду- два. Дуализм(от лат. dualis) - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг другу двух начал - духа и материи. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма Каждая дихотомная граница делит понятие на два противоположных. Добро - зло, друг - враг, отечественный - иностранный, online - offline, инь - янь - примеры взаимоисключающих категорий. Каждая дихотомная граница порождает дуализм. Дуализм - это понятие, которое уходит корнями в религию и философию. В теологии суть дуализма - в том, что есть две вечно противоборствующие силы - добро и зло. В философии дуализм - это существование двух фундаментальных принципов или субстанций - духа и сознания. Философ ХVII века Рене Декарт обозначил границу между наукой и религией, разграничив материю и сознание. Вследствие этого возникла пропасть между наукой и религией, через которую только сейчас начинают наводиться мосты. Границы создают дуализм, подчеркивая, что черное и белое - два противоположных конца серой ленты. Но часто эти концы оказываются двумя сторонами одной монеты. Чаще всего при глубоком рассмотрении дуализма обнаруживается фундаментальный принцип, объединяющий противоположности. Чтобы преодолеть дуализм, надо просто отыскать этот принцип. Мудрость рассмотрения мира в "серых тонах" состоит в преодолении границ, изменяющих наше видение мира. Например, граница между электронным и обычным бизнесом размывается, поскольку Интернет становится неотъемлемой частью любого бизнеса, а традиционные гиганты индустрии начинают торговать через Сеть. Имеет в основе два начала материальное и духовное, философское учение исходящее из признания двух независимых и равноправных начал. Представителем дуализма явл-ся Декарт. Исходным мотивом дуализма часто явл попытка примерения материализма и идеализма. Дуализм противостоит монизму, т.е. признанию множественности. Для дуализма хар-но утвер-е о противопол-ти исходных начал, об их взаимной непрекращающейся борьбе, направленной на уничтожение одного начала другим. признав независимость и несводимость исходных принципов др к др., дуализм вынужден решать задачу обнаружения и выяснения механизмов их взаимодействия и взаимосвязи, взаим

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.