Соотношение биол. и социал. в чел-ке. Понятие личности. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Соотношение биол. и социал. в чел-ке. Понятие личности.

2019-12-17 110
Соотношение биол. и социал. в чел-ке. Понятие личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек – существо биосоциальное. Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протя­жении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь по крайней мере решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социаль­ном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических из­менений, производимых отбором, и вместе с тем большое генети­ческое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изме­нений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции че­ловечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции homo sapiens. Политические, экономи­ческие и социальные изменения во многих странах, связанные с улучшением жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека от естест­венного отбора. У человека роль естественного отбора заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье. если судить о физическом здоровье людей, его состояние за историю существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служить увеличение сред­ней продолжительности жизни населения. Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способно­стей. Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоро­вье человека и путях его улучшения) английский психолог и антро­полог Фрэнсис Галътон (1822—1911) был убежден в том, что интел­лект современного человека снижается. По его мнению, представи­тели низших классов обладают более низким коэффициентом ин­теллектуальности —IQ. В то же самое время именно эти слои имеют и больше детей. Однако в начале 60-х гг. была показана ошибочность того, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ. Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. процесс видообразования человека, прекратился со времени образования homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологически. изменение его завершилось. Противоположная точка зрения не имеет достаточного основания.

В современной литературе по вопросу о роли социаль­ных и биологических факторов в индивидуальном развитии челове­ка существуют два различных подхода к решению проблемы. Одни авторы утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и обра­зование. Эта концепция получила название пансоциологизм. В ин­дивидуальном развитии человека различаются два периода — эм­бриональный и постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша). Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носи­телем специфического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способно­сти как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или мень­шей степени могут проявляться в условиях среды. Генетический потенциал человека ограничен во времени, при­чем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализа-ции, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцев попавших в джунгли. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения. Можно выделить следующие факторы, воздействующие на человека: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление). Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в эти периоды наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социаль­ной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды.

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.   

40. Научная деятельность как творчество. Пути и способы решения научной проблемы.   45. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте личности. Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни, смерти, о бессмертии. Считалось, что жизнь – это миг данный человеку чтобы подготовиться к смерти и бессмертию. К жизни (к понятию) относились по-разному, кто считал жизнь сном, кто страданием, кто безумием и т. д. Кто воспринимает жизнь как драму – какая бы удачная и долгая не была жизнь конец её неизбежен. Эпикур говорил – когда мы существуем, смерти еще нет, а когда присутствует смерть, нас нет. Человек, в отличие от животного, размышляет о смерти, но животные чувствуют приближение смерти. Одноклеточные организмы бессмертны, когда организмы становятся многоклеточные в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом. Мудрость человека выражается в спокойном отношении к жизни и смерти, человек должен относиться к ним одинаково. Жизнь, смерть и бессмертие рассматривается в биологическом измерении, второе измерение рассматривается с уяснением специфики человеческой жизни и её отличия от жизни всего живого, третье связано с идеей бессмертия (дело, дети, внуки, предметы его деятельности, идеи, образы и т. д.). Мумификация – тоже вид бессмертия. Есть также бессмертие – растворение умершего тела и духа во Вселенной. Христианство: «День смерти лучше дня рождения» Бессмертие через восприятие Ислам: человек сотворён волей Аллаха Существует немало концепций жизни, смерти, бессмертия, основанных на без религиозном подходе к миру и человечеству – жизнь – всё, а смерть – трагедия, которая делает жизнь бессмертной. Для неверующего – невозможно полное сохранение, сохраняется вещество, энергия, значит частицы нашего «я» после смерти войдут в вечный круговорот бытия (закон сохранения). Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте вечности. Человек – единственное существо, которое осознаёт свою смертность и может делать её предметом размышления. Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадёжности и растерянности, даже панической. Преодолевая это чувство, человек, однако всю оставшуюся жизнь существует, отягощённый знанием о грядущей собственной смерти; более точно, это знание, хотя в большинстве жизненных ситуаций оно таится в скрытых глубинах сознания, становится тем не менее основопологающим в последующем духовном развитии человека. Жизнь каждого человека не бесконечна, а обрывается смертью, небытием… история мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть. Понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается, следовательно, на учении о социальной сущности человека. Мысль о неизбежности биологической смерти человека, проходящие красной нитью через творчество Толстого, неразрывно связана у него с утверждением нравственного, духовного бессмертия человека. Смерть страшна для тех кто не видит как бессмысленна и погибельна его одинокая личная жизнь, и кто думает что он не умирает… 18. Формы логического мышления и роль языка в их образовании. Понятие языка науки. Логика – это наука о бытии. Абстрактное мышление представляет собой результат языковой коммуникации. Первично язык и мышление представляли единое целое. Язык способствует образу отрываться от предмета, которое отражается в этом образе, и сохраняться в психике в виде значения этого слова. Слово может иметь не одно, а несколько значений.  Функции языка – назывная и побудительная, или запретительная. С появлением языка появились человеческие отношения. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Формы мышления – это понятие, суждение, умозаключение, способ связи составных частей мысленного содержания, в результате этой операции мы теряем образное содержание, но появляется возможность заключения выводного знания. Понятие – мысль о предмете. Суждения – различны по содержанию, а общее по строению у них то, что они имеют одни и те же элементы и способ связи. С появлением логических форм человек стал отделять себя от предметов, они становятся предметом мысли. У человека две структуры: А) бессознательная – это совокупность бессознательных импульсов, обеспечивающих самосохранение, а основным является либидо; Б) сознательная – находится в антагонизме с бессознательным.

46. Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека. Мировоззрение и философия.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

 Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

1. Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

2.  Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:

2.1. Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

2.2 Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

2.3.Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

2.4.Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.

3. Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

3.1.Обыденное мировоззрение, α формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, α не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

3.2.Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фак­тором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализа­тор­скими - оно формируется как результат сознательного критического отно­шения к миру.

Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы. Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно. Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).

Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.

Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

        19. Категории “субъект” и “объект” (допол.) Теория познания или гносеология - раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познавания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Современная т.п. строится на теории отражения. В философии сущ. 3 основных точки зрения на познаваемость мира: оптимизм, агностицизм и скептицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики не отрицают познаваемость мира, но выражают сомнения в познаваемости мира. Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Подлинный субъект познания никогда не бывает подлинно гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, желаниями, чертами характера, темперамента и т.д. Фрагмент бытия оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же - это конкретные аспекты, на которое направлено острие ищущей мысли. Движущей силой познания является практика. Практика - это материальная, предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития человеческого общества и познания. По отношению к практике она играет троякую роль. Во-первых является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она- цель познания. В-третьих она служит мерилом, критерием истинности результатов. Понятие С. первоначально (напр., у Аристотеля) обозначало носителя свойств. состояний и действий. и в этом отношении было тождественно понятию субстанции. (Субстанция - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало). Начиная с 17 в. понятие О. как и соотносительное с ним - С., стало употребляться прежде всего в гносеологическом смысле. Под С. ныне понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; О. - то, на что направлена познавательная и иная деятельность С.  Связанная с осн. вопросом философии, проблема отношения С. и о. по-разному решалась материализмом и идеализмом. Идеалисты выводили взаимодействие С. и О. и само существование С. из деятельности С., понимаемого как бог, идея и т. п., пытаясь на этой основе объяснить активную роль С. в познания. Для субъективного идеализма при этом характерно понимание С. как единства психической деятельности индивида и попытки отрицать существование О., т.е. последний понимается только как совокупность состояний С. Материализм рассматривал О. как существующий независимо от С. и понимал его как объективный мир, а в узком смысле - как предмет познания. Диалектический материализм исходит из признания существования О. независимо от С., но в то же время рассматривает их в  единстве. О. не является абстрактной противоположностью С., т. к. последний активно преобразует, очеловечивает О., и основу их взаимодействия составляет общественно-историческая практика. Именно в ней стороны и свойства действительности превращаются в О., преобразование к-рого в практической и теоретической деятельности С. позволяет воспроизвести в сознании содержание объективной реальности.         23. Понятие истины. Основные концепции истины Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град).    Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное. Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.            Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.(полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные. Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания. В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.  В философии существуют следующие концепции истины: 1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах. 2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. 3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для человека. 4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство. 5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир. 6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение 47. Основные концепции бессознательного. Фрейд создал концепции бессознательного (конец XIX в до 1920 г.), когда на основе своих экспериментальных данных, он сделал вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые он называет — сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции З. Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющиe иррациональный и вневременной характер. В отличие от фрейдистской концепции культуры, концепция Г Юнга значительно глубже анализирует бессознательное, рассматривая его как определенную совокупность некоторых фундаментальных образов — символов, действительно важных для любой цивилизации (как, например, символ Дерева Жизни). Этот и подобные ему символы не могут быть описаны в сфере инстинктов и коррелируют с определенными нейродинамичными структурами мозга, что доказала экспериментальная психология. Юнг считал, что особенностью его подхода к изучению коллективного бессознательного является сочетание строгой научности и метода свободных ассоциаций, позволяющих выходить на более высокий уровень научного обобщения.. Анализируя бессознательное, Г. Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуaльнocти, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. В своей программной работе "Метаморфозы и символы либидо". Юнг называет либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности, более того, либидо может трансформироваться и возвращаться вспять в виду каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к репродукции в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей в еще до письменные эпохи. На этой основе создается знаменитая культурологическая концепция Г. Юнга, связанная с пониманием бессознательного как коллективного и безличного, в первую очередь, а уж затем субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное находится в основе архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах.   23. Виды духовной деятельности человека, изменение их роли в истории общества. Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека. По тому какие стороны общественного бытия находят в дух. деят-ти свое отражение выделяют виды дух. деят-ти связанные с соответствующими видами обществ отношений. (познавательные, социально-политич., нравственные, религиоз., эстетич. отношения) им соответствует научное, политико-правовое, моральное, религ., эстетич. сознание. Но эти виды духовной деят-ти отличаются друг от друга не только по объектам отражения, в них концентр-ся оценочные представления общества. Они или входят в содержание дух. деят-ти (морал., религ., эстетич. сознание), или задают ей определенную направленность (наука, политико-правовое сознание). 1. Наука – вид дух. деят-ти, направленный на выработку, проверку, систематизацию знаний. На основе этих знаний создаются средства, кот. расширяют дух. и практич. возможности человека; науки- гуманитар., математич., естествен., технич. 2. Политич. сознание общества – совокупность представлений об устройстве гос. власти, об отношениях между классами, нациями, соц. группами. 3. Мораль явл. регулятором повеления человека в обществе, на страже морали стоят ценностные установки личности, чувство долга, справедливости, совесть, понимание добра и зла, а также общественное мнение. 4. Эстетич. сознание – этот вид дух. деят-ти охватывает выразительные формы действительности, область искусства, точнее – худ. творчество.5.Религиоз. сознание – выражается в чувстве зависимости от Бога Все стороны дух. деят-ти взаимосвязаны. Традиция философского анализа духовной жизни уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало превращается в достаточно четко систематизированную и иерархизированную структуру, которая буквально «держит» мир, со­ставляет его основу. Именно идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир — лишь его несовершенным по­добием. Но как ни велик Платон и как ни уважали в античности философов, духовные ценности отнюдь не превалировали в сознании юдей той эпохи. А вот на следующем крупном отрезке европей­кой истории, в Средневековье, «линия Платона» получила продолжение в развитие христианства. Сделавшись в силу ряда исторических причин монополистом духовной жизни Европы чуть ли не на тысячу лет, христианская религия весьма существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое пренебрежение Платона материальной стороной жизни сменилось ее однозначным принижением и соответственно возвеличиванием духа, ибо сам Бог есть в конечном счете духовное начало. Средневековая религиозная философия (патристика, схоластика), немало потрудившись над логической стороной духа, все же разрешение проблемы идеального особо не продвинула, поскольку ей с самого начала было ясно, что божественную суть духа надо принимать как данность, а не доискиваться до причин ее появления. Конец Средневековья и начало новой исторической ознаменовались, естественно, сменой философских предпочтений. На место авторитета божьего разума был водружен не менее категоричный авторитет разума человеческого. «Разум правит миром», — провозгласили революционеры духа XVIII. Реальные успехи человеческого разума оказали столько велики и очевидны (промышленность, наука, пол право), что каких-либо преград светоносному разуму просто не замечали. Несомненная заслуга четкой постановки и решения вопроса о происхождении человеческого разума и движущих пружинах его эволюции принадлежит К. Марксу. Его концепция материалистического понимания истории, смысловым стержнем которой была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, позволяла просто и логично объяснить как само появление человеческого разума, так и многие его последующие приключения. И как бы ни оценивалась ныне вся марксистская доктрина в целом с ее явно неудачными историческими прогнозами, более простого и ясного рационалистического решения проблемы происхождения и развития человеческого разума пока еще никто не предложил. Неудивительно поэтому, что рационалистическая философия (к которой относится и марксистская) не смогла долго удерживать господствующие позиции. В конце XIX в. возникает, новая линия философствования — не классическая философия, сознательно кульвирующая иррационализм и насмехающаяся над наивной верой человечества в рациональное устройство мира и возможность его адекватного познания. Истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственной материально-духовной природе самого человека. Духовная сторона бытия человека возникает на основе его прак­тической деятельности как особая форма отражения объектив­ного мира, как дополнительное средство ориентации в этом ми­ре, а также взаимодействия с ним. Генетическая (по происхож­дению) связь духа с практической деятельностью человека ни­когда не прерывается: так было во времена становления челове­чества, так происходит и сейчас, в период формирования (социализации) каждого отдельного человека. Ведь абстрактное мышление не является нашей природною способностью. Оно не наследуется биологически, а формируется в процессе приобще­ния индивида к специфически социальному образу жизни и дея­тельности Выдел-ся два уровня – обыденное, или массовое сознание и теор. сознание. На первом уровне обществ-го бытия осущ-ся в в иде чувств, эмоций, представлений, кот. возникают бессозн-то, стихийно, в конкретных жизненных ситуациях. На втором этапе – в виде теор. положений и концепций, кот стремятся объяснить суть вещей. Массовое сознание – явление более раннее. Теор. сознание возникло, когда общ-во достигло необходимой ступени зрелости и интеллект-ый труд отделился от физич-го. Слухи, мода – явления кратковременные и часто явл продуктом чувственно-непосредственного опыта; теорет мысли служат довольно длител время. Массовое и теор непрерывно взаимодействуют др с др. Взгляды, идеи, составляющие содержание теор познания выраб-ся учеными, теоретиками, а потом внедр-ся в массовое сознание (общество). Массовое сознание, выражающее потребности и может оказывать воздействие на содержание теор-их разработок.   47. Основные концепции бессознательного. Как вы думаете, сознательно ли мышление? Фрейд в своей работе «Я и Оно» (1923 г.) пишет: 1) Сознание является поверхностью психического аппарата. 2) Мыслительные процессы протекают где-то в глубине психического аппарата, то есть в бессознательном. Это вовсе не было открытием Фрейда. Образ психики в виде айсберга, большая часть которого скрыта под водой: подобно айсбергу, большая часть психической деятельности скрыта в глубинах бессознательного. Эта идея принадлежит Густаву Фехнеру (немецкий учёный, основатель психофизики, 1801 – 1887), 19 век. Надо сказать, что Фехнер не был первым, кто понял, что мыслительный процесс протекае

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.