Религиозная политика фашистов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Религиозная политика фашистов

2019-12-17 87
Религиозная политика фашистов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Изучая историю Второй Мировой Войны, невольно удивляешься тому, как некоторые события прошлого буквально копируется в настоящем. Стремление отдельных наших современников к отколу от Церкви глубже осмысливается при ознакомлении с религиозной политикой фашистов.

Некоторые считают, что фашисты лояльно относились к Православной Церкви. Это не так. Полная ликвидация Православной Церкви замышлялась еще в 1941 году. Гитлер указал, что «после войны он предпримет соответствующие меры против Церкви»[17].

«Планы ликвидации Православия после окончания войны» созревали в Главном управлении имперской безопасности (РСХА). Если представители этого ведомства и делали какие-то незначительные уступки в пользу Русской Церкви, то лишь «в случае крайней необходимости, под давлением международного, пропагандистского или военного факторов»[18].

Уступкой на время войны – вот чем являлось проявление некоторой лояльности. Уступка эта, как писал М.В. Шкаровский, была обусловлена тем, что военная администрация на оккупированных территориях старалась «не провоцировать лишних конфликтов с гражданским населением, усиливавших антигерманские настроения и различные формы сопротивления». Поэтому и деятельности православного духовенства военная администрация открыто не препятствовала. Но в то же время «позиция партийного руководства в лице самого А. Гитлера и руководителя Партийной канцелярии М. Бормана» была «открыто враждебной»[19]. Чиновники центрального аппарата Рейсхминистерства занятых восточных территорий (РМО) руководствовались концепцией «максимально возможного раздробления и ослабления Русской Православной Церкви»[20]. «Они желали, чтобы большая часть населения оккупированных территорий (как и в Германии) была безрелигиозной». Шеф РМО А. Розенберг писал: «Христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и заменен единственным символом – свастикой»[21].

Шкаровский не принадлежит к числу историков-мечтателей, которые строят домыслы. Стиль Шкаровского своеобразен. Часто – это беспристрастное цитирование источников. В том числе и немецких.

Он приводит слова из «Оперативного приказа № 10», который был издан в 1941 году шефом РСХА Гейдрихом на основе директив Гитлера. В указе было сказано, что «о воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи». Нужно следить, чтобы не состоялось слияние церковных православных кругов, находящихся в стадии формирования. «Расщепление на отдельные церковные группы, напротив, желательно. Равным образом не надо препятствовать развитию сектантства на советско-русском пространстве»[22].

«Насильственное дробление Церквей» – это часть религиозной политики Гитлера. В кругу приближенных в 1942 году он говорил, что если бы «каждая деревня имела бы собственную секту», то такое положение соответствовало бы интересам Германии. Приветствовалось бы даже развитие шаманских культов, напоминающих негритянские или американо-индейские. «Ведь это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы»[23].

Какова причина такого отношения к Церкви? По мнению Гиммлера – одного из главных политических и военных деятелей Третьего рейха – Православная Церковь сплачивает людей «национально». И ввиду этого, как писал Гиммлер, ее необходимо дезорганизовать, а, возможно, и вообще ликвидировать[24]. «Поддерживать и снова оживлять Православную Церковь, – считал он, – было бы неверным, так как она всегда являлась организацией национального сплочения… Нам нужно поддерживать каждую религиозную форму и секту, которая будет пацифиствующей»[25].

Мысль Гейдриха о сплачивающем действии Церкви подтвердилась результатами работы Псковской миссии, которая действовала на оккупированной территории. Немецкие чиновники были обеспокоены «сплочением русских людей под покровом Церкви, их твердостью, мужеством и верой»[26]. На оккупированных нацистами территориях «открывшиеся храмы превратились в центры проявления русско­го национального самосознания, глубоких патриотических чувств. Вокруг них сплотилась значительная часть населения»[27].

Присутствие Православной Церкви на Балканах способствовало развитию у местного населения более доброжелательного отношения к СССР. Предотвратить развитие этой доброжелательности нацисты задумали «антибольшевистскими заявле­ниями русских православных церквей»[28]. РСХА с согласия партийной канцелярии занялось подготовкой к проведению серии конференций с участием православных архиереев. Организацию конференций и их проведение возглавлял руководитель группы IVA РСХА штурмбанфюрер СС Нейгауз[29]. В этом смысле показательны события, произошедшие после избрания в 1943 году митрополита Сергия (Страгородского) патриархом Московским.

После его избрания германские власти стали настаивать на запрещении возношения его имени за богослужением[30]. РСХА и РМО решили организовать конференцию православного духовенства, которую бы возглавил Патриарший экзарх Прибалтики митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский). Участникам конференции предписывалось торжественно провозгласить анафему советскому правительству. А также – осудить избрание Патриарха и признать его выборы недействительными. «Рижское гестапо должно было в срочном порядке выяснить отношение Экзарха к проекту. Но Владыка дал понять, что выборы Патриарха были произведены в соответствии со всеми каноническими правилами и оспариваться не могут. Об этом доложили в Берлин»[31].

В 1944 «рижскому гестапо приказали срочно организовать в Риге кон­ференцию православных иерархов и добиться, чтобы она приняла резолюцию, направленную против Московского Патриарха». Программа конференции, которую предписывалось организовать в течение 14 дней, была разработана заранее[32]. После рижской конференции планировалось провести дополнительные встречи с участием архиереев. «В воззваниях местных архиереев, – писал штурмбаннфюрер СС Нейгауз, – должна быть выра­жена ясная позиция против Патриарха Сергия в Москве, без лич­ных оскорблений»[33].

В апреле из Берлина поступили две телеграммы с директивой: «добиться от Экзарха дополнительного заявления о том, что он не признает избрание Патриарха и считает Патриарший престол вакантным. Однако, несмотря на сильнейшее давление, митр. Сергий сделать заявление отказался»[34].

Позицию митрополита Сергия характеризуют следующие слова из сделанного им (хотя и по иному поводу) заявления. «Чтобы обеспечить Церкви порядок и спокойствие также и в по­слевоенное время и предотвратить ее обусловленный оппозицией схизматического епископата раскол на несколько борющихся меж­ду собой сект,...просто необходимо обеспечить в Церкви России принципиальное продолжение существования канонически законной иерархии...»[35].

«Чтобы не допустить возрождения сильной и единой Русской Церкви, РМО уже к осени 1941 г. поддерживало некоторых православных иерархов на Украине, в Прибалтике и Белоруссии, которые выступили против Московской Патриархии и объявили о своем намерении образовать автокефальные (независимые) церковные организации»[36].

Поддерживая иерархов, выступавших против Московской Патриархии, нацисты стремились достичь «атомизации» религиозной жизни. Ставя перед собой задачу ликвидации Православия после войны, они стремились раздробить Церковь. В то же время они были озабочены вопросом создания новой религии, «призванной воспитывать послушных подданных рейха».

Но Русская Церковь оказалось гораздо сильнее и жизнеспособней, чем полагали нацисты. «Сепаратистских национальных Церк­вей нигде, кроме Украины, создать не удалось, да и там за ней по­шла меньшая часть духовенства и верующих»[37].

 

Пора бы верующим людям на Украине усвоить этот исторический урок. Ведь буквально незадолго до нацистов религиозность на Украине подобным образом пытались уничтожить большевики. Подобным образом Православие на территории Украины пытаются уничтожить и сегодня.

Почему люди наступают на одни и те же грабли? На этот счет можно привести слова одного человека, занимающегося реабилитацией людей, в том числе людей зависимых. Зависимый, например, от алкоголя человек, даже придя в Церковь, бывает, что и срывается. Уходит в запой, кается. А потом снова уходит и снова кается. Со временем он исцеляется. Но почему этот процесс иногда растягивается на долгие и долгие годы?

Когда живущий в Церкви человек впадает в какие-то видимые грехи, то, можно предположить, что он что-то в себе просто не видит. И это сокрытое от глаз «нечто» может быть гораздо страшнее того, что проявляется вовне. Человек выходит из этого состояния тогда, когда начинает концентрировать внимание на своей духовной жизни, молиться. Тогда ему открывается видение внутренних болезней: гордыни, высокомерия, невидения других. После того как проблемы осознаются, начинает поиск правильного пути.

Пора бы на этой путь встать и Украине. Большевики, нацисты… Теперь – националисты (или те, кто использует националистов в качестве ширмы). Почерки поражают своим сходством. Нацисты поддерживали «некоторых православных иерархов на Украине, в Прибалтике и Белоруссии, которые выступили против Московской Патриархии и объявили о своем намерении образовать автокефальные (независимые) церковные организации»[38].

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.