Методы, средства и формы эстетического воспитания — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методы, средства и формы эстетического воспитания

2019-12-17 1248
Методы, средства и формы эстетического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы воспитания – это своеобразные способы деятельности, используемые педагогом в рамках воспитательного процесса для достижения поставленной цели.

В процессе эстетического воспитания, для его эффективной реализации, используется комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых методов. Правильный подход к организации воспитательного процесса предполагает сочетание и варьирование нескольких методов одновременно.

Методы имеют различия в:

- способах передачи информации;

- практической форме организации.

Способы делятся на:

- наглядные (когда дети знакомятся с примерами искусства);

- словесные (взрослые рассказывают, объясняют);

- практические (проведение тестирования, творческих работ).

Методы эстетического воспитания:

1. Метод убеждения. Применяется в том случае, если изучаемое явление или предмет прекрасны, и находят отклик у ребенка. Изучение сопровождается словесным описание или анализом изучаемого, делается акцент на его эстетические стороны и особенности.

2. Метод приучения. Данный метод подразумевает практическое действие, направленное на освоение эстетических навыков или умений (например, правила поведения за столом или в обществе).

3. Метод проблемных ситуаций. Метод способствует развитию творческих способностей ребенка, желанию действовать и творить. Педагог предлагает детям самостоятельно воплотить свой художественный замысел. Например, по итогу прочтения художественного произведения можно предложить детям нарисовать того героя, который им понравился больше всего.

4. Побуждение к сопереживанию. В детях необходимо развивать такое качество как сопереживание, потому что человек, который умеет сопереживать и сострадать всегда испытывает радость от общения, он способен поддержать в любой ситуации. Дети, которые способны сочувствовать, они более доброжелательны и открыты, имеют больше друзей и реже конфликтуют с окружающими.

Таким образом, методы эстетического воспитания направлены на развитие физических умений (рисовать, играть на музыкальных инструментах), а также психологических (сопереживание, сочувствие, восприятие, мышление). Именно поэтому в процессе организации воспитательного процесса необходимо применять комплекс методов, для достижение наилучшего результата в воспитании.

Традиционные методы воздействия на воспитанников, в процессе эстетического воспитания [2]:

1. Рассказ. Для достижения основной цели эстетического воспитания, рассказ должен быть эмоциональным, познавательным, влиять на воображение и способствовать появлению самостоятельной оценки действия.

2. Лекция. Применима и уместна на занятиях с детьми более старшего возраста. Для того, чтобы она была интересна и вызывала отклик у детей может сопровождаться различного вида наглядностями (презентации, иллюстрации, плакаты).

3. Беседа. Предполагает не монолог педагога перед детьми, а взаимный и эмоционально окрашенный обмен мнениями.

4. Диспут. Предусматривает рассмотрение и обсуждение разных точек зрения на один и тот же предмет или явление. Важным является правильно подготовить и провести диспут (научить детей аргументировать своё мнение, выслушивать собеседника) для того, чтобы он не перерос в шумный спор.

Средством эстетического воспитания является искусство:

- изобразительное, музыка, литература, театр, архитектура.

Раннее приобщение детей к высокому искусству способствует зарождению в их душе поистине эстетического восприятия действительности. Средством эстетического воспитания является и художественная деятельность. Воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественная деятельность непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн. Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

Эстетическое воспитание может быть организовано по разным формам и классификациям:

- по принципу управления деятельностью – под прямым и косвенным руководством воспитателя;

- по количеству детей – фронтальная, подгруппами, индивидуальная;

- по видам деятельности – занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.

Одна из форм - самостоятельная, где дети по своей инициативе могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно- речевой, изобразительной, театрально игровой.

Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование, лепка, рассказывание), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла.

В связи с этим самостоятельная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления.

Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек, оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию.

Следующая форма деятельности – совместная (взрослый и ребенок). Это совместные: игры, экскурсии, прогулки, праздники и развлечения, театрализованные игры и игры-драматизации.

Все это занимает значительное место в процессе эстетического воспитания.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Следовательно, задачи, средства и формы эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и многом другом.

Исключительная роль семьи в эстетическом воспитании заключается в том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте.

Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад и школа – второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в детском саду и школе.

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты, аккуратности и так далее.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Гантумур, Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 156-159. — URL https://moluch.ru/archive/16/1632/ (дата обращения: 04.11.2019).

2.Кравченко, А. И. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.

3.Кудрявцев, В. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей // Начальное образование / В. Кудрявцев. - 2005. - № 4. - С. 65-74.

4.Рожков, М.И Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб.Заведений / М.И. Рожков., Л.В. Байбородова -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. - 384с.

5.Сомова, В. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сборник статей / Под ред. В. Сомова. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.

6.Харламова, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. Пособие / И.Ф. Харламова - М.: Гардарики, 2013. - 519с.

7.Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.