Понятие, цель и задачи эстетического воспитания — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие, цель и задачи эстетического воспитания

2019-12-17 193
Понятие, цель и задачи эстетического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки.

Следовательно, эстетического воспитания в трудах отечественных и зарубежных педагогов являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, задачи и методы, цели и содержание процесса воспитания.

Цель – представить и обосновать эстетического воспитания.

Объект – эстетическое воспитание.

Предмет –использования средств, форм и методов в целях эстетического воспитания.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие, цель и задачи эстетического воспитания.

2. Выявить связь эстетического воспитания с другими видами воспитания.

3. Изучить проблемы эстетического воспитания в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

Для достижения целей эстетического воспитания и формирования его компонентов необходимо решить ряд задач:

- формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры» способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;

- формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности;

- формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей; выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Так же в рамках эстетического воспитания задачи делятся на две группы.

Первая группа задач эстетического воспитания – направление на формирование у детей эстетического отношения к окружающему или происходящему.

Задачи первой группы:

- формирование чувственной личности каждого ребенка;

- формирование и развитие умения видеть красоту и индивидуальность в окружающих людях, природе, природных явлениях, искусстве, социуме;

- ознакомление с основными эталонами и индивидуальными проявлениями культурных качеств личности;

- формирование словарного запаса ребенка, введение эстетически правильных слов в повседневный лексикон;

- понимание ребенком сути прекрасного; формирование у каждого ребенка индивидуального отношения к прекрасному, способности его самостоятельно описать и охарактеризовать, красочно и точно выразить свои эмоции; эмоциональное развитие личности каждого ребенка.

Вторая группа задач эстетического воспитания – педагогические задачи заключаются в побуждении детей к художественно-эстетической деятельности, становлении и получении определенных навыков и способностей. Для приобщения школьников и дошкольников к искусству/культуре используются различные методы (к примеру, рисование, лепка, пение, танцы, чтение стихов). Кроме того, формируется желание привносить и применять полученные умения в реальной жизни.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Следовательно, задачи, средства и формы эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и многом другом.

Исключительная роль семьи в эстетическом воспитании заключается в том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте.

Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад и школа – второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в детском саду и школе.

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты, аккуратности и так далее.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Гантумур, Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 156-159. — URL https://moluch.ru/archive/16/1632/ (дата обращения: 04.11.2019).

2.Кравченко, А. И. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.

3.Кудрявцев, В. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей // Начальное образование / В. Кудрявцев. - 2005. - № 4. - С. 65-74.

4.Рожков, М.И Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб.Заведений / М.И. Рожков., Л.В. Байбородова -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. - 384с.

5.Сомова, В. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сборник статей / Под ред. В. Сомова. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.

6.Харламова, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. Пособие / И.Ф. Харламова - М.: Гардарики, 2013. - 519с.

7.Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки.

Следовательно, эстетического воспитания в трудах отечественных и зарубежных педагогов являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, задачи и методы, цели и содержание процесса воспитания.

Цель – представить и обосновать эстетического воспитания.

Объект – эстетическое воспитание.

Предмет –использования средств, форм и методов в целях эстетического воспитания.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие, цель и задачи эстетического воспитания.

2. Выявить связь эстетического воспитания с другими видами воспитания.

3. Изучить проблемы эстетического воспитания в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

Понятие, цель и задачи эстетического воспитания

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительнос­ти, повышает познавательную активность и даже влияет на физическое развитие.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше осно­ваний надеяться на его результативность. С самого раннего возра­ста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.

Эстетическое воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития.

Эстетическое воспитание - про­цесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценност­ного сознания личности и соответству­ющей ему деятельности.

Эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, при­обретая полноценность лишь при само­образовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию себя участни­ком и субъектом эстетической деятельности.

Цели эстетического воспитания:

- Пристальный интерес к художественной деятельности учащихся;

- развитие эстетического мироощущения, потребности в прекрасном;

- способности к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям.

Следовательно, главная цель – формирование эстетической культуры личности. У эстетически воспитанного ребенка складываются добродетельные, нравственные, духовные ценности; расширяются его познания о природе, обществе, сущности мира.

Различные художественные занятия развивают такие черты характера, как внимательность, настойчивость, дисциплинированность. Следовательно, к целям эстетического воспитания также нужно отнести:

- формирование целостной личности, способной открыто выражать свои мысли, высказываться, самовыражаться, сочувствовать и сопереживать в различных жизненных ситуациях;

- развитие высоконравственного, гармонизированного, многогранного человека, отличающегося своей уникальностью от других индивидов.

В период художественного воспитания, формируются следующие эстетические компоненты, необходимые для общности и качественности процесса:

- Восприятие – умение выделить в повседневной, культурной и общественной жизни эстетические особенности. В дальнейшем воспринятое, оценивается индивидом по личностным критериям, образовавшимся в результате получения эмоционального и интеллектуального опыта.

- Чувства – проявление эмоций, которые появились вследствие взаимодействия с другим человеком, искусством, окружающей средой или социумом. Такие чувства способны вызвать наслаждение, радость, воодушевленность, печаль или отвращение. Они сопрягаются с более сложными интеллектуальными и эмоциональными процессами, а также отличаются своей глубиной, разнообразием, сложностью. Но, несмотря на это, такие стойкие эмоции всегда находятся в гармонии с разумом.

- Интерес – устремленность личности к новым знаниям. Основной критерий эстетического интереса – наличие у индивида любимых произведений искусства, писателей, композиторов; книг, которые он часто перечитывает; присутствие целенаправленности в выборе жанра музыки,

- Потребности – нужда во взаимодействии с эстетическими составляющими (книги, музыкальные трэки, живопись). Присутствие желания получения новой информации об определенном художественном деятеле, сфере искусства. Устремленность к всестороннему познанию того, что доставило духовное наслаждение, вызвало необычайный интерес.

- Вкусы – способность давать индивидуальную оценку культурным явлениям, руководствуясь общепринятыми и личными моральными ценностями.

- Идеалы – личностные психологические, либо общественные представления о красоте, гармонии, совершенстве, правильности.

Задачи эстетического воспитания:


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.