Проблемы эстетического воспитания в трудах отечественных и зарубежных педагогов — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Проблемы эстетического воспитания в трудах отечественных и зарубежных педагогов

2019-12-17 358
Проблемы эстетического воспитания в трудах отечественных и зарубежных педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Традиции эстетического воспитания личности уходят своими корнями в глубину веков. Вопросы эстетического воспитания ребенка с первых лет его жизни занимали видное место в философии Аристотеля, Демокрита, Пифагора, Платона, Квинтилиана и других мыслителей древности.

Зарождение в Древней Греции идеи о важности воспитания ребенка, в частности эстетического его аспекта, было связано, прежде всего, с развитием идеи семейного воспитания, целью которого было воспитание физических сил ребенка, чувства красоты и формирование традиционных моральных принципов. В трактате «Государство» Платон отмечал, что родители должны воспитывать чувства ребенка от рождения, чтобы «формировать душу детей быстрее, чем тело руками». Эстетическое воспитание философ рассматривал как основу духовного развития личности. Целесообразными средствами такого воспитания он считал музыкальное искусство, литературу (поэзия, рассказы, сказки) и игровую деятельность.

Платон для эстетического развития ребенка, придавал значение созданию вокруг него эстетической среды. Жилье, в котором находится ребенок, он рекомендовал украшать статуями, картинами, дорогими тканями.

По утверждению древнегреческих философов, в частности Аристотеля, именно школьный период особенно важен в формировании личности, способной к восприятию и приумножению культурных ценностей общества.

С целью обеспечения гармоничного развития ребенка, его умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания он рекомендовал использовать различные игры в сочетании с художественными рассказами и музыкой.

В эпоху Средневековья главная образовательная цель заключалась в необходимости воспитания религиозного человека, поэтому дети с раннего возраста привлекались к искусству, в основном, через чтение соответствующей религиозной литературы на латинском языке, пение молитв, псалмов, религиозных песен. Характерной для этого времени стала борьба с «греховным началом» человека. В связи с этим было запрещено использовать так называемую «светскую музыку», различные игры и развлечения в процессе воспитания детей.

В эпоху Возрождения возникла идея возрождения античного идеала гармонически развитого человека. Представители этой эпохи (Л. Альберти, Витторино да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, М. Монтень и другие) отмечали необходимость гуманного отношения к ребенку в процессе интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности.

Особое внимание художники уделяли развитию природных сил и творческих способностей детей, а также созданию благоприятных условий для осуществления эстетического воспитания в различных образовательных учреждениях. Так, в школе «Дом радости», которую открыл в 1424 г. итальянский педагог-гуманист Витторино да Фельтре, значительное внимание уделялось эстетическому оформлению интерьера учебного помещения, для учебно-воспитательной работы с детьми привлекались художники, педагоги-музыканты, танцоры.

Прогрессивные и кардинально новые идеи относительно эстетического воспитания детей получили активное развитие в педагогической мысли эпохи Просвещения благодаря плодотворной деятельности выдающегося чешского педагога Я. Коменского. Им впервые с учетом возрастных особенностей было разработано содержание эстетического воспитания детей.

Проблема эстетического воспитания детей раннего возраста занимала также видное место в творчестве французского просветителя Ж. Ж. Руссо. Он подчеркивал, что эстетическое воспитание, которое осуществляется средствами искусства, народного литературного творчества, природы, в значительной степени влияет на формирование характера ребенка и развитие его духовной красоты.

Особое значение Ж. Ж. Руссо придавал взаимосвязи эстетического с физическим воспитанием, в процессе которого происходит гармонизация отношений ребенка с природой, людьми, формируются эстетически-нравственные качества личности.

Освещая проблемы эстетического воспитания детей, целесообразно обратить внимание на деятельность выдающихся теоретиков и практиков западноевропейской педагогики конца ХVIII - первой половины XIX века Г. Оуэна, И. Песталоцци, Г. Спенсера, Ф. Фребеля. Так, выдающийся английский педагог Г. Оуэн, подчеркивая влияние средств искусства на развитие эстетического восприятия, эмоциональности, эстетического вкуса, творческих способностей личности, рекомендовал родителям и воспитателям привлекать детей к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения).

Швейцарский педагог И. Песталоцци подчеркивал необходимость осуществления эстетического воспитания детей, начиная с раннего возраста. Для развития эмоционально-чувственной сферы, фантазии у детей он отводил роль играм на природе, во время которых малыши учатся замечать и понимать живописность природных явлений, и художественной литературе, что способствовало формированию у них чувства красоты родного языка.

Эстетическое воспитание рассматривалось Г. Штайнером в неразрывной связи с национальными традициями. Содержание занятий строилось с учетом исторических, культурных особенностей немецкого народа, его искусства, обычаев, фольклора. Характерной особенностью вальдорфских заведений было создание атмосферы для свободного творческого развития ребенка.

Таким образом, анализ процесса развития исследуемой проблемы в истории зарубежной педагогики свидетельствует о том, что эстетическому воспитанию детей философы, ученые, педагоги придавали значение еще с античных времен.

В России развитие идеи эстетического воспитания детей имело свои особенности, обусловленные культурно-образовательными традициями народа. В Киевской Руси эстетическое воспитание детей с раннего возраста осуществлялось на принципах народной педагогики путем использования фольклорного материала (легенды, предания, сказки, обрядовые песни, думы). Особое значение для эстетического развития детей имели народные игры и праздники, которые уже в этот период, распределялись по возрастным особенностям детей дошкольного и школьного возраста.

Николай Иванович Новиков одним из первых в истории русской педагогики начал рассматривать эстетическое воспитание как составляющую всестороннего развития личности. В трактате «О воспитании и наставничестве детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благосостояния» он дает рекомендации по осуществлению умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания с учетом возрастных особенностей детей.

Дальнейшее развитие проблемы эстетического воспитания школьников прослеживается в отечественной педагогической мысли XVII — XVIII вв. Мыслитель и литератор Симеон, отмечал в своих педагогических трудах, важность осуществления эстетического воспитания, начиная уже с раннего возраста ребенка, «Книжица вопросов и ответов», «Букварь языка словенского», проповедях «Обед душевный», «Вечеря душевная» и других. С целью всестороннего развития личности ребенка он рекомендовал родителям привлекать ребенка к активному ручному труду, к рукоделию и другим занятия [5].

 Конец XIX — начало ХХ века характеризуется разработкой отечественной концепции проблема эстетического воспитания детей занимались в эти времена выдающиеся отечественные педагоги В. Верховинец, Н. Лубенец, С. Миропольский, С. Русова, Е. Свентицкий, Е. Тихеева и другие.

Так, Е. И. Тихеева считала, что ничто не должно мешать развитию у детей природных эстетических чувств. Она доказывала, что эстетическое воспитание не должно превращаться в обучение, в упражнения по технике искусства, а должно углублять чувство прекрасного у детей, пробуждать в их душах эстетические эмоции, способствовать их творческому развитию. К основным средствам эстетического воспитания педагог относила музыкальное и изобразительное искусства, художественное слово, природу, подвижные игры.

Г. Марочко предполагала, что формирование у детей эстетических чувств и ценностных представлений происходит во время ознакомления их с природой. Она считает, что эстетическая ценность природы — ее растительный мир, который всем своим внешним видом дает наслаждение людям

На протяжении второй половины ХХ века деятельность ученых и педагогов (Д. Белецкий, А. Богуш, Г. Жуковская, В. Зубань, Н. Карпинская, А. Лещенко, Г. Лоза, Е. Лукина, Н. Орланова, В. Сухомлинский и другие) направлялась на изучение особенностей восприятия содержания и идей произведений, положительных и отрицательных героев сказок и реалистических произведений, отдельных приемов художественного изображения, специфику воспитательного воздействия художественных произведений на детей и тому подобное.

Следовательно, отечественными учеными и педагогами подчеркивалась необходимость реализации задач эстетического воспитания детей в учебно-воспитательном процессе разными средствами (эстетическое отношение к природе, труду, быту и общественным взаимоотношениям; (музыка, живопись, литература, прикладное и театральное искусство).


 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.