Роль ценных бумаг в государственном регулировании экономики — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Роль ценных бумаг в государственном регулировании экономики

2019-12-17 179
Роль ценных бумаг в государственном регулировании экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблема повышения макроэкономической значимости рынка ценных бумаг в России стоит в настоящее время достаточно остро. Государство, перераспределяющее всего около одной третьей ВВП, не имеет возможности самостоятельно направлять финансовые потоки в ту или иную сферу экономики. Таким образом, ведущую роль в процессе инвестирования занимают частные инвестиции, объем которых зависит, прежде всего, от количества временно свободных средств, доходности вложений в ту или иную отрасль и направления инвестиционной политики государства.

Практически в каждой научной работе, рассматривающей проблемы функционирования рынка ценных бумаг, авторы уделяют большое внимание роли рынка ценных бумаг в государственном регулировании экономики.

Так, например мировая практика государственного регулирования фондового рынка рассматривается в работе Рубцова Б.Б.. Востребованность фондового рынка в качестве макроэкономического регулятора достаточно подробно исследуется в работе Булатова В.В.; В своем докладе на научно-практической конференции «Эффективность управления государственным долгом» 26 ноября 2003 года по вопросу управления государственным долгом председатель президиума Института проблем глобализации Делягин М.Г. отмечает необходимость ускоренного погашения внешнего долга за счет наращивания внутреннего.В монографии Шевченко И.Г. «Порядок и хаос рынка акционерного капитала России», руководителя программы «Финансовый менеджмент» Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, несмотря на специфику рассматриваемой проблемы автор в своих выводах определяет фондовый рынок как источник финансирования народного хозяйства, при этом отмечая отдельные аспекты его государственного регулирования [27, c. 213].

Такое внимание к проблеме объясняется тремя причинами:

Во-первых, в условиях рыночных отношений рынок ценных бумаг как эффективное средство перелива сбережений и нераспределенной прибыли в производство конкурирует в отношении доходности только с денежным рынком. При этом в отличие от денежного рынка, приносящего прибыль только в форме ссудного процента, вложения в ценные бумаги дают возможность использовать различные типы инвестиционной стратегии от мажоритарной стратегии получения контроля над предприятием до осуществления спекулятивных арбитражных сделок по курсам биржевых товаров на различных биржах мира.

Во-вторых, рынок ценных бумаг, являясь важнейшей составной частью рынка капиталов, частично обеспечивает перелив сбережений населения в производство через размещение портфельных инвестиций на корпоративном сегменте рынка и компенсации сбережений на рынке государственных ценных бумаг.

В-третьих, формирование рынка государственных ценных бумаг дает возможность проводить тонкую кредитно-денежную политику. При этом государство заинтересовано, прежде всего, в накоплении буферной массы государственных ценных бумаг. Технический термин «буфер», по мнению автора, наиболее полно отражает процесс создания запаса государственных облигаций на руках у населения. Большой Советский энциклопедический словарь определяет буфер (англ. buffer от buff - смягчать толчки) как приспособление для смягчения ударов. Облигационный буфер выполняет подобную роль в денежно-кредитном регулировании экономики. Для успешного регулирования количества денег в обращении Банк России во взаимодействии с Правительством стремится сформировать объемный рынок государственных облигаций. Такая политика имеет стратегическую перспективу возможности безинфляционного наращивания денежной массы в условиях проведения различного рода экономических и политических реформ. Кроме того, планомерное увеличение денежной массы страны в долгосрочной перспективе даст возможность установить паритет в уровне товарных цен с товарами развитых западных стран, а соответственно повысить конкурентоспособность российских товаров.

Понятие «финансовая пирамида» подразумевает деятельность юридического лица, направленная на погашение принятых на себя денежных обязательств перед гражданами-кредиторами за счет прогрессирующего расширения объема дополнительно привлекаемых денежных средств граждан путем выдачи долговых обязательств, размещения ценных бумаг или их суррогатов. Данное определение чрезвычайно схоже с определением рефинансирования как возмещения израсходованных на данный момент средств финансовыми ресурсами иного вида с целью продолжить предоставление кредита в условиях, когда все средства распределены, или обеспечить погашение ранее образовавшейся задолженности [29, c. 147].

Таким образом, применяя термин «финансовая пирамида» в отношении государственных облигаций, ничего нового не прозвучало как из уст Президента, так и в проекте закона, отклоненного Госдумой. Рефинансирование государственного долга в теории макроэкономики рассматривается не только как способ продления государственных обязательств, но и как гарант высокой ликвидности государ­ственных облигаций (не даром Банк России относит государственные облигации к наименее рисковым активам коммерческих банков). Способность государства инвертировать долг по облигациям, срок погашения которых уже наступил, во вновь выпущенные облигации, является гарантом их высокой ликвидности. Таким образом, наращивание внутреннего государственного долга является не признаком слабости бюджетной системы, а вполне нормальным рычагом кредитно-денежного регулирования.

Однако объем внутреннего долга, размещенного в качестве гособлигаций на рынке ценных бумаг, должен быть соизмерим с емкостью корпоративного сегмента ранка, представленного акциями и частными облигациями. Объем фондового рынка можно рассчитать путем суммирования текущей стоимости акций и облигаций.

В конце 20 века появилось понимание, что рыночное вмешательство государства на рынке ценных бумаг имеет свои пределы. Так, соотношение между объемами рынков акций и облигаций на развитых рынках ценных бумаг в конце 1990-х годов равнялось примерно 40-45% к 60-65 % в пользу облигаций. Для России это соотношение составляло от 10:90 в 1994 г. до 60:40 в августе 1997 г. и 30:70 в июле 1998 г. К осени 1999 г. пропорции вернулись к показателям августа 1997 г. (притом, что объем сократился в несколько раз). В начале 2004 года это соотношение составило 70:23. Во втором десятилетии XXI века картина, к сожалению изменилась незначительно. Такое отношение государственных и корпоративных сегментов показывает неразвитость российского рынка ценных бумаг и отсутствие соответствующего контроля над конъюнктурой со стороны государства [31, c. 30].

Заметным событием в 2004 году стало погашение в августе последнего находящегося в обращении выпуска ГКО, приведшее к исчезновению из структуры рынка государственных облигаций сегмента бескупонных государственных краткосрочных облигаций (ГКО), а также размещение (возобновившееся впервые после 2001 года) в сентябре Банком России на рынке государственных облигаций собственных облигаций (ОБР).

Таким образом, государственное регулирование рынка ценных бумаг должно иметь не только тактические перспективы по достижению ряда публичных интересов, но быть направлено на его расширение и достижение баланса интересов частных и публичных путем обеспечения пропорциональности двух секторов рынка публичного и корпоративного.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2:

Практика посредников на рынке ценных бумаг по предоставлению/получению средств и ценных бумаг от/для третьих сторон (т.е. лиц, не являющихся прямыми участниками сделок с ценными бумагами) может быть использована при отмывании денег для сокрытия идентификации и происхождения средств. Системы хранения документарных ценных бумаг и расчета сделок с ними уязвимы для злоупотреблений со стороны лиц, отмывающих деньги в связи с потенциальной возможностью совершения мошенничества, предоставления поддельных ценных бумаг, а также отсутствием аудиторского следа по следкам. Хранение и расчет сделок по ценным бумагам в электронной/бездокументарной форме имеет преимущества, связанные с наличием электронного аудиторского следа, в частности - информации о собственниках.

Надзорные органы на рынке ценных бумаг должны иметь право проводить проверки посредников, чью деятельность они регулируют. Такие проверки/аудит должны охватывать политику по надлежащей проверке клиентов, формирование уведомлений о подозрительных сделках, механизмы мониторинга и т.д. посредников.

Поэтому среди основных признаков ценной бумаги последователями классической школы принято выделять следующие: наличие документа как материального объекта; строго формальный характер; наличие удостоверенного ценной бумагой права и неразрывность их связи; возможность передачи другим лицам; свойство публичной достоверности; стандартность.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг при бездокументарной форме эмиссионных ценных бумаг владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или на основании записи по счету депо. В связи с этим осуществление правильного учета прав на ценные бумаги приобрело важнейшее значение для обеспечения прав владельцев данных ценных бумаг.

Стандарты ФАТФ требуют, чтобы посредник, если подозревает или имеет разумные основания подозревать, что средства являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма, имел законную обязанность незамедлительно сообщать о своих подозрениях, в формате отчета о подозрительных транзакциях (ОПТ), в подразделение финансовой разведки (ПФР) страны. Таким образом, посредники должны иметь действующую систему, которая позволяет им выявлять подозрительные сделки и после их дальнейшего анализа при необходимости подать ОПТ в ПФР. Способность посредников выявлять такие сделки может быть расширена, если они снабжены руководством, в котором описаны признаки/триггеры, которые могут свидетельствовать о таких  подозрительных операциях. Такое руководство также улучшит качество отчетов о подозрительных транзакциях, которые подаются в ПФР, и позволит правоохранительным и надзорным органам сосредоточить свои ресурсы на проработке качественных ОПТ. Руководство о триггерах/признаках подозрительных сделок Странам евразийского региона было предложено сообщить, были ли предоставлены какие-либо руководящие указания, содержащие перечень триггеров/признаков подозрительных сделок, посредникам на рынке ценных бумаг.

Как отмечает В.А. Белов, акция обесценивается в целом из-за запрета существования «классических» (документарных) именных эмиссионных ценных бумаг. Документарные и бездокументарные ценные бумаги действительно имеют различный правовой режим и являются различными объектами гражданских правоотношений.

Признаки подозрительных сделок: Для того, чтобы расширить возможности посредников по обнаружению и оповещению о подозрительных транзакциях, странам предлагается обновлять перечень признаков подозрительных сделок на регулярной основе с учетом изменений на соответствующих рынках и анализа полученных отчетов о подозрительных транзакциях. Существует четыре различных институциональных модели ПОД/ФТ, которые заключаются в следующем:

1. Ответственность разделена между регулятором рынка ценных бумаг и ПФР страны, например в Индии.

2. Ответственность лежит исключительно на ПФР, например, в России.

3. Ответственность лежит исключительно на регуляторе рынка ценных бумаг, например в Узбекистане.

4. Ответственность лежит на заинтересованном отделе/департаменте Правительства, например в Беларуси.

5. Ответственность лежит на Центральном банке страны, например в Таджикистане и Армении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой систему нормативных правовых актов различных уровней. Между тем понятие «законодательство о рынке ценных бумаг» несколько отличается от терминологии, которая обычно дается в некоторых кодифицированных источниках отраслевого порядка, прежде всего Гражданском кодексе РФ. Так, понятие «гражданское законодательство» в соответствии с пунктом 2 ст. 3 ГК РФ включает законы, возглавляемые Кодексом. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ обозначаются понятием "иные правовые акты" (п. п. 3 - 6 ст. 3 ГК РФ). Акты федеральных органов исполнительной власти определяют ограничения нормотворческого порядка в сложившейся иерархии системы нормативных актов.

Ценная бумага – это документ, содержащий имущественные права, дающий право на получение определенной части дохода.

Кроме документарной формы удостоверения прав по ценной бумаге закон предусматривает и бездокументарную форму закрепления прав в специальном реестре (обычном или компьютеризированном). В этом случае ценная бумага будет называться бездокументарной или электронной.

Интенсивное развитие рынка привело к тому, что число обращающихся на нем ценных бумаг стало исчисляться миллионами. Выпускать в обращение такое огромное количество ценных бумаг в документарной (бумажной) форме стало экономически нецелесообразно из-за бо́льших затрат на их эмиссию, и, кроме того, бумажная форма стала сдерживающим фактором для процесса ее обращения.

В ст. 128 ГК РФ устанавливается, что "к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги...". Так, ценная бумага есть вещь, но не обычная материальная, а юридическая (абстрактная) вещь.

Между деньгами и ценными бумагами есть следующие отличия:  в юридическом смысле деньги – законное платежное средство, а ценные бумаги – по определению имущественное право;  деньги эмитируются только государством (Банком России), а ценные бумаги могут выпускаться как органами власти, так и компаниями;  деньги есть более "первичная" вещь по сравнению с ценной бумагой, так как их, как правило, ничто не может заменить, а ценная бумага может быть заменена другим активом.

Таким образом, можно сказать, что ценная бумага есть имущественное право как вещь, или вещь, но лишь в качестве имущественного права (согласно ст. 130 ГК РФ ценная бумага признается движимым имуществом).

Основные виды ценных бумаг сводятся к следующим: облигация, государственная облигация, чек, вексель, сберегательный сертификат, депозитный сертификат, акция, банковская сберкнижка на предъявителя, приватизационные бумаги. По субъектам прав виды ценных бумаг различают такие: именные, предъявительские, ордерные. Именные бумаги обязательным реквизитом имеют указание конкретного лица, которому принадлежит ценная бумага. Все имущественные права по ней принадлежат только названному в ней лицу.

К ним относятся именные акции, облигации, депозитные сертификаты и т.д. В ценных бумагах на предъявителя не указывают конкретное лицо, а все права на нее принадлежат ее фактическому владельцу. К таким документам относя выигрышные лотерейные билеты, сберегательные и банковские сертификаты на предъявителя, облигации на предъявителя и т.д. В ордерных ценных бумагах указывают лицо, которое имеет право получать имущественные права. Обладатель ордерной бумаги может осуществлять эти права самостоятельно или назначить для этого другое лицо.

Сущность и виды ценных бумаг определяются многими факторами. Прежде всего нужно знать, что в мировой практике они делятся на два крупных класса: основные и производные. Основными называются ценные бумаги, определяющие имущественные права на определенные активы (деньги, капитал, товар, имущество, ресурсы и т.д.). В свою очередь основные бумаги делятся на более конкретные подгруппы, которыми являются первичные и вторичные документы. Первичные основаны на активах, в которые не включаются сами по себе ценные бумаги (закладные, акции, облигации, векселя и пр.). Ценные бумаги вторичного порядка выпускаются на базе первичных и являются документами на ценные бумаги (такие как депозитарные расписки, варранты и др). Существует множество разновидностей ценных бумаг, которые отличаются по закрепленным за ними правам держателей и эмитентов. В связи с этим выделяют классические виды ценных бумаг.

Вексель – денежное обязательство должника в письменной форме о возврате долга, которое законодательно регулируется вексельным правом. Акция – это единичный вклад в изначальный уставной капитал, формируемый акционерным обществом, с вытекающими правами и правилами. Облигация – долговое обязательство единичного характера, которое заключается в гарантировании возврата денежной суммы по истечении определенного юридически срока с уплатой определенного дохода или без нее. Коносамент – контракт международной формы, заключенный на перевозку груза, которые удостоверяет погрузку груза, его перевозку и право на получение. Банковский сертификат - свидетельство о сберегательном (депозитном) вкладе средств в банк, при котором последний обязуется выплатить данный вклад с установленными процентами через определенный по договору срок. Чек – поручение чекодателя в письменной форме банку выплатить чекополучателю определенную документально сумму денег. Депозитивный сертификат – документ, который собой удостоверяет право держателей на сумму вклада, которая была внесена в банк, и права держателя сертификата на выдачу в прописанный срок суммы вклада и процентов по нему. Приватизационный чек – целевая государственная ценная бумага, необходимая для передачи объектов приватизации (долей, акций, имущества) гражданам. Эти

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

I. нормативные акты

 

1. Конституция Российской федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. (с измен. и доп. от 0.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с измен. и доп. от 30 декабря 2015 г. № 430-ФЗ)

3. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ»О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»(с измен. и доп. от 23 июля 2013 г.№ 251-ФЗ)

4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с измен. и доп. от 30 декабря 2015 г. № 461-ФЗ)

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (с измен. и доп. от 31 января 2016 г. № 7-ФЗ)

6. Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. № 730 «О Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России» (с измен. и доп. от 25 ноября 2003 г. № 1389)-утратил силу.

7.

II. Литература:

 

8. Белов В.А. Бездокументарные ценные бумаги. М., 2013.-348с.

9. Волков А. В. Теория концепции «злоупотребление гражданскими правами».- Волг.: Станица-2, 2014. -378с.

10. Гражданское право: Учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ТК Велби,2012.-367с.

11. Гражданское право России. Часть I (конспект лекций в схемах). /Под ред. Д.И. Платонова. - М.: «Издательство ПРИОР», 2014.-347с.

12. Гражданское право. Том 1.// Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М., Статут, 2012.-278с.

13. Гражданское право: В 2 томах, Том II. Полутом 1: Учебник // Отв. ред. проф. Е.Л. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2014.-315с.

14. Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2014.-378с.

15. Гуев А.Н. Гражданское право: учебник для вузов (в трех томах). Т.1. М.: Экзамен, 2012.-378с.

16. Гуляев А.М. Русское гражданское право. Обзор законодательства, кассационной практики Сената и проекта Гражданского уложения. М.,2013.

17. Дугин А. Конец экономики. - СПб.: Амфора, 2014. - 479 с.

18. Ершов В. А., Сутягин А. В., Кайль А. Н. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации.М.,2013.-365с.

19. Зенин И.А. Гражданское право: учебник. М.: Высшее образование, 2012.-314с.

20. Зенькович Е.В. «Рынок ценных бумаг: административно-правовое регулирование»/ Под ред. Л.Л. Попова. М.: Волтерс Клувер, 2013.-378с.

21. Инфраструктура рынка ценных бумаг 2014: Справочное издание.М., 2014.

22. Мамонтов В.А. Правовые средства обеспечения публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 2. С. 2 - 5.

23. Маттеи У.Н., Суханов Е.А.. Основные положения права собственности. М.,2012.-348с.

24. Маркова М. Г. Гражданское право: Учебное пособие. - СПб.: Альфа, 2014.-378с.

25. Молотников А.Е. История развития зарубежного законодательства о рынке ценных бумаг. Часть I // Предпринимательское право. 2012. № 1.-С.23-45.

26. Маренков Н.Л. Российский рынок ценных бумаг и биржевое дело. М., 2013.-278с.

27. Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Рынок ценных бумаг в России: Учеб. пособие. М., 2014.-347с.

28. Научно-практический комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). / под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. - М.: Издательство «НОРМА», 2014.-348с.

29. Пиляева В. В. Гражданское право: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014.-487с.

30. Российское гражданское право: Учебник / Под ред. 3. Г. Крыловой, Э. П. Гаврилова. 2-е изд. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2014.-378с.

31. Ротко С.В., Тимошенко Д.А. Основные направления развития административно-правового регулирования рынка ценных бумаг // Банковское право. 2014. № 6.-С.27-38.

32. Сарбаш С.Н. Время и место исполнения обязательства // Хозяйство и право. 2014. № 12.-С.20-45.

33. Савельев А. А. О пределах ограничений и обременений права собственности.- М.: Юрист. 2014. -378с.

34. Скловский К. И. Собственность в гражданском праве. М.: Дело, 2012. -458с.

35. Сергеев А.П. Гражданское право. Т.1 - М. 2014.-378с.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.