Упрямство в исламских хадисах — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Упрямство в исламских хадисах

2019-11-28 271
Упрямство в исламских хадисах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Посланник Аллаха и безгрешные имамы из его рода оставили мусульманам множество наставлений относительно упрямства и его отрицательного влияния на человека. Вместе с аятами Священного Корана данные наставления призывают задуматься и бороться с этим отрицательным качеством всех тех, кто стремится к духовному совершенствованию. В хадисе от Имама Али (да будет мир с ним) сказано: «Сторонитесь порицаемого и безосновательного упрямства, ведь оно приводит к войнам». [606] Причиной призыва имама сторониться упрямства порицаемого и безосновательного возможно является то, что временами человек проявляет упорство в благих и позитивных делах, которое зиждется на здравомыслие и морали, что в религии является одобряемым поступком. Подобное упорство в конце концов приводит человека к успеху и победе во всех начинаниях. Но упрямство, не имеющее под собой никакого разумного основания, вызывает такое же упрямство у противоположенной стороны, что зачастую приводит к злобе и ненависти, а порой и к кровавым столкновениям. 

В одном из писем Имама Али говорится: «Перевернется разум человека, который будет проявлять беспричинное упрямство, и будет продолжать делать это. Аллах закроет его сердце, и настигнут его беды и несчастья». [607]

В еще одном хадисе от этого же имама сказано: «Воистину, наилучшим характером является характер, далекий от упрямства». [608]

Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Благие деяния постепенно становятся привычкой. А мерзости берут свое начало в упрямстве». [609]

Имам Садик (да будет мир с ним) наставлял мусульман: «Шесть качеств не имеют ничего общего с истинным верующим – излишняя строгость, неблагодарность, упрямство, зависть, несправедливость и обман». [610]

 

Причины упрямства

 

Мусульманские учителя нравственности говорят, что так как упрямство является неотъемлемой чертой большинства детей младшего возраста, которые еще не способны здраво мыслить и отвечать за собственное поведение, то причину упрямства взрослых людей прежде всего необходимо искать в невежестве, незнании и недальновидности. Разумные и знающие люди, которых отличает здравомыслие и понятливость, всегда опираются на логичные доводы и доказательства. Если кто-либо, например, приведет им твердый и разумный довод в пользу ошибочности некого деяния, которое они совершали в течение долгих лет, то в тот же час они прекратят совершать данное деяние. Но люди невежественные и недальновидные не откажутся от своих привычек, они проявят упрямство. Логика перед ними бессильна.

Другой причиной появления упрямства называют неуместные и неуемные упреки и порицания. Если человек совершит какой-либо неблаговидный поступок и ему в мягкой форме будет сказано об этом, то в большинстве случаев он признает свою ошибку и исправит свое поведение. Но если его будут упрекать и осуждать, и если это будет делаться без меры, да еще и в присутствие посторонних, то можно быть уверенным в том, что в качестве защиты он проявит упрямство. Он будет доказывать свою явную неправоту, убеждая в обратном себя и окружающих. Имам Али говорил по этому поводу: «Чрезмерные упреки и порицания разжигают пламя упрямства». [611]

Третьей причиной проявления упрямства является комплекс неполноценности, когда для того, чтобы доказать свою значимость и важность, малодушный человек не прислушивается к словам других людей, даже если они дают ему полезные советы. Он не соглашается с их разумными доводами, упрямо отстаивая свои ошибочные мысли, речи или деяния.

 Упрямство прежде всего оборачивается злом для самого упрямца, так как его упорство в ошибках и заблуждении не может пройти бесследно. Хочет он того или нет, но многочисленные трудности не заставят себя ждать и обступят его со всех сторон. Достаточно вспомнить описанную в суре «Корова» историю сыновей Бани Исраиль, которым Муса (да будет мир с ним) повелел зарезать корову. Вместо того чтобы взять и забить первую попавшуюся корову, они принялись проявлять упрямство, выраженное в бесполезных и пустых вопросах. Этим они затруднили для себя поиск коровы, отличительные признаки которой с каждым их вопросом указывали на редкость наличия подобных коров. Упрямый человек сам лишает себя возможности изменить характер и исправить свои моральные качества, ибо такой человек не признает собственных отрицательных сторон. Как уже было указано ранее, упрямец старается не замечать собственных просчетов, и не соглашается с очевидной истиной, о которой ему не устают повторять окружающие. В конце концов окружающие отворачиваются от него, потеряв интерес к его дальнейшей судьбе. Поэтому упрямцы никогда не достигают духовного совершенства и добродетели.

 

Наставления Иблиса

 

Рассказывают, что однажды Иблис явился к Пророку Мусе и сказал ему:

– Не желаешь ли услышать от меня тысячу и три наставления?

– То, что знаешь ты, я прекрасно знаю и без тебя, – ответил ему Муса.

В это время к Мусе снизошел ангел Джибрииль с повелением Аллаха отказаться от тысячи наставлений Иблиса, ибо они являются ложью, но прислушаться к оставшимся трем наставлениям. После этого Муса обратился к Иблису:

– Поведай мне три из тысячи и трех твоих наставлений.

– Когда ты задумаешь совершить благое дело, – начал Иблис, – соверши его как можно быстрее, иначе я отговорю тебя. Если ты останешься наедине с чужой женщиной, то никогда не забывай о том, что я и мои наущения рядом. Если тебя охватят гнев и ярость, то перейди в другое место, чтобы я не разжег смуту. Я сказал тебе три наставления, теперь прошу тебя обратиться к Аллаху, чтобы Он простил и помиловал меня.

Муса обратился к Аллаху с просьбой Иблиса. В ответ Аллах ниспослал своему пророку откровение: «О Муса. Я прощу его, но при условии, что он отправится к могиле Адама и совершит ему земной поклон». Муса передал Иблису повеление Аллаха, но в Иблисе вновь проснулись высокомерие и упрямство:

– Я не совершил земной поклон Адаму тогда, когда он был жив. Ты думаешь, я сделаю это сейчас, когда он покинул этот мир?

 



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.