Это не проявление высокомерия — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Это не проявление высокомерия

2019-11-28 197
Это не проявление высокомерия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Один из сподвижников Посланника Аллаха рассказывает: «Я прочитал в присутствии Пророка аят «Воистину, Аллах не любит высокомерных гордецов и бахвалов». [573] После этого Пророк принялся рассказывать о мерзости высокомерия и гордыни, он стал перечислять все зло, которое они влекут за собой, и я заплакал. Он спросил меня: «Почему ты плачешь?» Я ответил: «Мне нравится надевать чистую красивую одежду. Теперь же я боюсь, что, надевая такую одежду, я становлюсь высокомерным гордецом и бахвалом». Тогда Пророк сказал: «Нет же, это не является проявлением высокомерия. Высокомерие – это когда человек не смиряется перед истиной, когда он видит себя лучше других людей, когда он считает их ниже своего достоинства».

 

Причина высокомерия

 

Читая аяты Священного Корана, можно сделать вывод, что основная причина появления высокомерия, гордыни и заносчивости заключена в неосведомленности человека относительно Творца, божественной награды и наказания, а также в отсутствии веры в Судный день. Еще одной причиной возникновения высокомерия и гордыни является незнание человека о том, как он возник и каков будет его конец, незнание своей слабости, немощности и зависимости от Аллаха. Поэтому для того, чтобы искоренить в людях проявления высокомерия, Коран рассказывает о судьбе многочисленных народов прошлого, которые, несмотря на то, что обладали и силой, и богатством и влиянием, были уничтожены божественным провидением. Они были стерты с лица земли мощными ветрами, разрушительными землетрясениями, раскатами грома и молниями, невиданными наводнениями и даже маленькими птицами, бросавшими в них небольшие камни. Разве после этого в здравомыслящем человеке может оставаться надменность, заносчивость и гордыня?!

Еще одну причину появления высокомерия раскрывает Имам Садик, который говорил: «Человек проявляет высокомерие и надменность по причине униженности, имеющейся в его сердце». [574]Когда некоторые люди чувствуют свое бессилие и униженность по причине поражения в различных житейских делах, то для того, чтобы скрыть от других свое поражение и свои ошибки, они прибегают к высокомерию и надменности.

 

Два фактора, уничтожающих человека

 

В хадисе от Повелителя правоверных Имама Али сказано: «Два качества уничтожают человека – страх перед бедностью и надменность». [575] И действительно, страх перед бедностью заставляет человека быть скупым, завистливым, алчным, заставляет его копить богатство и думать только о нем. А надменность поселяет в сердце человека пренебрежение к окружающим, понуждая его без причины считать себя лучше них.  


Глава 42. Зависть

 

Исламские ученые делят зависть на два вида – белую и черную. Белая зависть – это чувство, которое возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нем неприязни к этим людям. Он не стремится к тому, чтобы они перестали быть успешными. Наоборот, он рад за них и желает им всяческих благ, а также сам дозволенными путями стремится достигнуть таких же успехов. Черная зависть – это чувство, также возникающее у человека при виде успеха и благ других людей, но в отличие от белой зависти при черной зависти человек испытывает страдания от мысли, что кто-то пользуется благами. При черной зависти человек жаждет, чтобы у людей не было этих благ, чтобы они не пользовались успехами, которыми не обладает он. Временами черная зависть не ограничивается просто желанием, а переходит к действиям, когда завистник начинает строить козни, распускать слухи и клевету, а порой применяет физическую силу.   

В данной главе речь пойдет о черной зависти, которая и порицается исламской религией. Зависть – одно из самых отвратительных качеств, способное захватить человека. Зависть приносит огромные страдания как самому ее обладателю, так и его окружающим. Зависть очерняет душу завистника, лишая ее возможности наслаждаться безмятежной жизнью. Завистник не имеет покоя в этом мире, а в мире будущем будет мучиться от пожинания своих мерзких деяний, к которым он прибегал в этой жизни. Можно смело сказать, что зависть является одной из основных причин бед человека в обоих мирах. Ведь не зря Имам Садик (да будет мир с ним) говорил: «Неверие имеет три корня – алчность, высокомерие и зависть». [576] Завистливый человек на самом деле выражает недовольство мудростью Аллаха, который и распределяет блага среди Своих рабов. Именно по этой причине зависть в данном хадисе названа одной из причин неверия. Зависть – самое действенное орудие в руках Иблиса, которое он применил еще на заре истории человечества, когда поддавшийся дьявольским наущениям Каин убил своего брата Авеля. Священный Коран говорит о Каине: «Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток». [577]

Зависть в исламских хадисах

 

В исламской литературе содержатся высказывания Пророка Ислама и безгрешных имамов из его рода относительно всех тем, которые прямо или косвенно касаются жизни человека и человеческого общества. Поэтому они не могли обойти стороной зависть и оставили человечеству многочисленные назидания относительно этой темы. Приведем несколько хадисов:

1. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Зависть пожирает завистника так же, как огонь пожирает сухие ветки». [578] Какие точные слова, передающие всю сущность зависти. Ведь действительно, кто больше всех страдает от зависти? Конечно же сам завистник. Он сам отнимает свой покой, сам очерняет свою жизнь, сам лишает себя счастья. Зависть разъедает его душу, уничтожая его так же, как бушующий огонь уничтожает высохшие сучья. Завистник своими поступками может свести на нет все свои благие деяния, которые он совершал в течение жизни.

2. Имам Али (да будет мир с ним) говорил, что нет душевной болезни хуже зависти: «Зависть – самая худшая болезнь». [579] Эта болезнь способна лишить человека друзей, свидетельством чему являются его же слова: «Завистник не способен дружить и любить».

3. В следующем хадисе от Имама Али сказано: «Зависть стоит у истоков всех мерзких черт характера». [580] Сплетни, доносы, клевета, подозрение, ложь, вероломство в большинстве случаев исходят от завистников, которые этим путем отвечают охватившей их зависти.

4. Этот же имам говорил: «Браво зависть! Как она справедлива! Она исходит от завистника и в первую очередь уничтожает его самого». [581]

5. Он же сказал однажды: «Плоды зависти – несчастье в этом и загробном мире». [582]

6. В хадисе от Имама Садика говорится: «Однажды Пророк Муса (да будет мир с ним) спросил Всевышнего Аллаха: «О Аллах, кто тот человек, который находится под тенью Твоего трона?» Аллах ответил: «О Муса, он из тех, кто не завидовал людям относительно благ, что распределил Я среди них по Своей милости». [583]

7. Посланник Аллаха как то сказал мусульманам: «Шесть человек из-за шести деяний будут брошены в огонь до начала расчета». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Кто эти шестеро?» Он ответил: «Правитель, который угнетает людей. Араб, который проявляет фанатизм. Наместник, который охвачен высокомерием. Торговец, который поступает вероломно. Богач, охваченный невежеством. Ученый, подверженный зависти». [584] Данный хадис от Пророка является предупреждением всем ученым, которые должны иметь в виду, что главную опасность для них представляет зависть, могущая возникнуть в их душах по отношению к собратьям по науке.

8. В следующем хадисе от Имама Садика еще раз говорится о том, что завистливый человек глубоко несчастен в этом мире: «Завистник лишен наслаждений в жизни». [585]

9. Зависть оказывает негативное воздействие не только на духовный мир человека, но и отрицательно влияет на его физическое здоровье. Разве стрессы, переживания, отсутствие покоя, являющиеся неизменными спутниками завистника, не вызовут изменений в его здоровье? Чем большим количеством благ будут обладать другие люди, тем большей завистью будет изводить себя завистник. Он перестанет думать о чем-либо другом, он лишится нормального сна. Имам Али говорил по этому поводу: «Удивляюсь завистникам, которые беспечны от того, что зависть может навредить их телам». [586]

10. Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) говорил, что однажды Всевышний Аллах ниспослал Мусе откровение: «О сын Имрана! Не завидуй людям относительно того, что Я распределил среди них по Своей милости. И не глазей на это завистливым взглядом, и пусть не стремится твоя душа к этому. Воистину, завистник пребывает в недовольстве от моих благ, он препятствует Моему распределению милостей среди Моих рабов. Я не имею ничего общего с таким человеком, и он не имеет ничего общего со Мной». [587]Охваченный завистью человек, возможно сам того не сознавая, начинает испытывать недовольство по отношению к справедливости и мудрости Аллаха. И тогда его сердце перестает наслаждаться искренней верой во всеобъемлющую милость Творца. В хадисе от Имама Бакира (да будет мир с ним) по этому поводу сказано: «Зависть уничтожает веру, словно огонь уничтожает сучья». [588]

11. Некоторых людей зависть охватывает настолько сильно, что они уже лишаются способности избавиться от нее до конца своих дней. Имам Али (да будет мир с ним) сказал о подобных людях: «Зависть – болезнь, делающая завистника немощным и бессильным. Она не пройдет, пока не будет уничтожен завистник или пока тот, кому он завидует, не покинет этот мир». [589]

12. В хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним) следующим образом говорится о белой и черной зависти: «Воистину, верующему присуща белая зависть, но не присуща зависть черная. А лицемер охвачен черной завистью и он не способен на зависть белую». [590] В начале главы уже было сказано, что белая зависть не порицаема. Белая зависть – это когда человек искренне рад тому, что кто-то обладает благами или достиг успеха, и сам желает достигнуть этого же. Тогда как завидующий черной завистью жаждет того, чтобы обладатель благ лишился их и перестал быть успешным.

13. В хадисе от Имама Али сказано об одном из путей, посредством которого можно узнать, завидует человек или нет: «Для того чтобы узнать завистника, достаточно того, что он впадет в уныние, когда ты будешь счастлив». [591]

14. Также Имам Али говорил: «Завистник радуется, когда люди горюют, и впадает в уныние, когда они радуются». [592]

 

Четыре реакции

 

Когда человек видит, что кто-либо стал обладателем некого блага или достиг какого-либо успеха, а сам он лишен этого, то его ответная реакция может быть четырех видов:

1. Он искренне радуется успеху другого человека, и в то же время сам желает стать обладателем данного блага. Это – белая зависть, достойная похвалы, так как вызывает в человеке чувство радости за других и способствует приложению усилий для достижения таких же благ.

2. Он жаждет того, чтобы другой человек лишился своих благ и перестал быть успешным. Порой это может остаться на уровне желаний, но иногда желание может перерасти в действие. Это – черная зависть, порицаемая исламской и всеми остальными религиями. Зависть имеет свои степени. Нижайшая степень – зависть, возникающая непроизвольно, когда в человеке вдруг возникает желание того, чтобы окружающие лишились своих благ. Такое происходит со многими. Если человек сумеет подавить ее, то нет на нем греха. Следующая степень – когда человек продолжает завидовать, изводит себя, но не предпринимает каких-либо действий. Наивысшая степень – когда зависть человека перерастает в активные действия, заключающиеся в подозрениях, сплетнях, клевете, спорах, оскорблениях, рукоприкладстве и так далее. Подобная зависть способна даже подтолкнуть на убийство. Да сохранит нас Аллах от черной зависти.    

3. Он желает быть единственным обладателем этих благ, единственным достигшим успеха, и жаждет, чтобы другие люди не имели их. Это – эгоизм с алчностью.

  4. Он желает, чтобы другой человек всегда был во благе и всегда был успешен, даже ценой того, что сам он будет лишен всего этого. Он даже согласен отдать другому человеку все то, что имеет сам. Это – жертвенность, на которую способны немногие и которая говорит о высокой нравственности и богатом духовном мире ее обладателя.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.