Причины подозрительности и плохого мнения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Причины подозрительности и плохого мнения

2019-11-28 188
Причины подозрительности и плохого мнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мусульманские учителя нравственности говорят, что как и многие отрицательные качества человека неуемная подозрительность и плохое мнение об окружающих имеет причины возникновения. 

1. Духовная испорченность. Люди с грязными душами и мерзкими сердцами считают остальных такими же, как они сами. Их помыслы и деяния они оценивают по своим собственным критериям, которые редко отражают благо и доброту. Пока такие люди не очистят свои души, они никогда не будут иметь хорошего мнения об окружающих. Имам Али (да будет мир с ним) говорил о подобных людях: «Плохой человек не имеет хорошего мнения о ком-либо, ибо судит о других по своим помыслам и деяниям». [624]

2. Безнравственное окружение и общение с порочными людьми. Когда человек живет в безнравственном обществе, общается с подлецами и грешниками, то их поведение он считает нормой и ожидает от людей, в том числе и от хороших, только ложь, предательство, несправедливость и мерзкие поступки. В хадисе от Имама Али сказано: «Общение с подлецами становится причиной подозрительности и плохого мнения в отношении благочестивых и праведников». [625]

3. Зависть, вражда, высокомерие. Данные отрицательные качества называются еще одной из причин возникновения подозрительности и плохого мнения, ибо завистливый человек, испытывающий вражду к кому-либо, посредством плохого мнения о нем пытается унизить его в своем воображении. Примерно то же самое делает и высокомерный человек.

Исключения

 

В любом правиле бывают исключения, в том числе в добром мнении относительно людей и ожидании от них одних только благ. В начале этой главы было сказано, что в некоторых ситуациях хорошее мнение о людях может оказаться ошибочным и тогда оно может принести отрицательные плоды. Верующему человеку не следует быть наивным, попадаясь на уловки различного рода обманщиков и преступников. Из ряда хадисов можно сделать вывод о том, что если в каком-либо обществе испорченность и повсеместный разлад возьмут верх над справедливостью и добродетелью, то человеку ни в коем случае нельзя доверять первому встречному. В таких случаях доброе мнение о людях перестает быть положительной чертой характера, ибо оно может навлечь большое количество бед. В хадисе от Имама Хади (да будет мир с ним) мы найдем подтверждение сказанному: «Когда среди людей какой-либо эпохи будут царствовать добродетель и благочестие, а кто-то подумает плохо об окружающих, которые даже не помышляли совершить скверный поступок, то это будет считаться несправедливостью и угнетением. Но если среди людей какой-либо эпохи возьмут верх разлад и пороки, а кто-то подумает хорошо об окружающих, то этим он обманет самого себя». [626]


Глава 46. Гнев и его последствия

 

Гнев и ярость – это самое опасное состояние, в котором может пребывать человек. Если человек не обладает способностью контролировать свой гнев, то в этом состоянии он словно впадает в сумасшествие. В гневе он может натворить такое, о чем затем будет сожалеть всю свою оставшуюся жизнь и до конца своих дней будет искуплять совершенную ошибку. Гнев и ярость подобны пламени огня, даже небольшая искорка которого может превратиться в огромный неуправляемый пожар, сжигающий все вокруг. Для осознания опасности гнева достаточно взглянуть на историю человечества, на каждой странице которой содержатся свидетельства того, как ярость и гнев уничтожали государства и влекли за собой страдания целых народов.

 

Гнев в аятах Корана

 

Священный Коран – духовный наставник каждого мусульманина, поэтому Коран множество раз обращается к теме гнева, чтобы донести до верующих его опасность и чтобы они осознали его отрицательные последствия.

1. В первом аяте после описания верующих и того, что они уповают на Господа, говорится о них: «Которые избегают великих грехов и мерзостей, а когда гневаются, то (гасят свой гнев) и прощают». [627] Иными словами, если верующими овладевает гнев, а от этого не застрахован никто, то они не поддаются ему, а наоборот, гасят его, контролируют и по этой причине не погружаются в пучину грехов. В данном аяте способность гасить гнев упоминается после избегания великих грехов и мерзостей. Возможно, это сделано потому, что значительное количество грехов и мерзких поступков совершается человеком в состоянии гнева. Гнев – источник этих грехов, ведь в этом состоянии человек теряет контроль над своим разумом, а все его отрицательные качества выплескиваются наружу. Интересно, в данном аяте не говорится, что верующие не гневаются, ведь гнев это чувство, присущее всем без исключения людям, и вполне естественно, что в некоторых ситуациях он проявляет себя. Согласно исламской религии важно не искоренение в себе чувства гнева, ибо сделать это попросту невозможно, а важен контроль над гневом.

2. Перед следующим рассматриваемым нами аятом речь идет о том, что Всевышний Аллах уготовал для богобоязненных Свое прощение и рай, ширина которого равна небесам и земле. Затем в аяте сказано, что этими богобоязненными являются те, кто раздает милостыню: «Которые делают пожертвования в радости и в горе». Далее, они не подвластны ярости, ибо «сдерживают гнев», в результате чего они «прощают людей». Эти богобоязненные являются творящими добро и «воистину, Аллах любит творящих добро». [628] Умение сдерживать свой гнев является в данном аяте одним из описаний богобоязненных верующих, которым Аллах уготовил Свое прощение и вечное пребывание в садах блаженства.

3. Умение контролировать гнев – это качество небесных пророков (да будет мир с ними), ибо без этого невозможно наставить на путь истины людей, далеких от познания подлинной веры. Когда народы, к которым были ниспосланы пророки, проявляли упрямство, совершали всевозможные мерзости, причиняли им неслыханные мучения и страдания, то даже в этом случае пророки сдерживали свой гнев и, вооружившись кротостью и выдержанностью, продолжали призывать их к прощению Господа. Одним из пророков был Ибрагим (да будет мир с ним), о котором в Священном Коране Сказано: «Воистину, Ибрагим был кротким, выдержанным». [629]

 

Гнев в исламских хадисах

В мусульманских сборниках собрано огромное количество хадисов, в которых содержатся многочисленные указания относительно неуемного гнева – одного из самых опасных качеств человеческого характера.

1. Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Гнев – это горящий уголек, брошенный со стороны шайтана». [630]

2. Он также говорил: «Гнев уничтожает веру так же, как горькое алоэ портит сладкий вкус меда». [631]

3. Имам Али (да будет мир с ним) сказал: «Гнев – горящий огонь. Тот, кто сумеет совладать с гневом, погасит горящий огонь. Тот же, кто предоставит гневу полною свободу, будет первым сгоревшим». [632]

4. Также Имам Али сказал: «Заклятыми врагами человека являются гнев и страсти. Если он совладает с этими двумя врагами, то его степень повысится и он сумеет достичь вершин совершенства». [633]

5. Этот же имам говорил: «Нет у Иблиса воинства более сильного, чем женщины и гнев». [634]

6. В коротком, но в тоже время исполненном глубоким смыслом хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним) сказано: «Гнев является ключом ко всему злу». [635]

7. Не следует считать незначительной опасность, исходящую от разбушевавшегося гнева. В своих молитвах Имам Саджад – четвертый имам (да будет мир с ним) учил мусульман искать прибежища от гнева в милости Аллаха. Он говорил: «О Аллах! Прибегаю к тебе от буйства алчности, от неистовства гнева, от победы зависти, от недостатка терпения и от нехватки довольства имеющимся». [636]

8. Имам Али говорил одному из мусульман: «Избегай проявлений гнева, ведь вначале он влечет за собой безумство, а в конце – сожаление». [637]

9. Также он говорил: «Кротость кротких и сдержанность сдержанных познается при возникновении гнева». [638]

10. Он же сказал: «Отрицательные последствия гнева, вражды и зависти в первую очередь отражаются на их обладателях». [639]

11. В хадисе от Имама Садика передается: «Всевышний Аллах скроет недостатки человека, который сумеет совладать со своим гневом». [640]

12. В другом хадисе от Имама Садика говорится: «Что может быть хуже гнева! В гневе человек посягает на жизнь другого человека и порочит добрую славу чистых людей». [641]

13. В одном из хадисов говорится, что однажды Зуль-карнайн попросил одного из ангелов Аллаха дать ему наставления, которые укрепили бы его веру. Ангел сказал ему: «Не гневайся и не впадай в ярость, ибо шайтан наиболее близок к человеку тогда, когда тот находится в гневе. Поэтому подавляй в себе гнев кротостью и сдержанностью, а его пламя гаси спокойствием и невозмутимостью». [642]

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.