Черты имама Абдуль-Азиза ибн Мухаммада ибн Сауда и его гуманизм. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Черты имама Абдуль-Азиза ибн Мухаммада ибн Сауда и его гуманизм.

2019-11-28 185
Черты имама Абдуль-Азиза ибн Мухаммада ибн Сауда и его гуманизм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Тот, кто обращается к биографии Абдуль-Азиза ибн Мухаммада ибн Сауда, с непреложной ясностью обнаруживает, что этот выдающийся имам был велик не только своей отвагой и своими победами, но прежде всего своей благородной натурой, что проявилось, в частности, в дарованной ему Аллахом любви к ученым, его покровительстве наукам, добром отношении к беднякам, поддержке слабых, ненависти к угнетению и любви к справедливости. Он не выходил за границы дозволенного, страшился совершить грех, был скромным и простым человеком.

Для иллюстрации истинности сказанного мы приведем слова ряда беспристрастных ученых об имаме Абдуль-Азизе ибн Мухаммаде ибн Сауде.

“Он, – пишет Ибн Бишр, – был сострадательным и милосердным к подданным, в особенности к жителям пустыни, которым раздавал деньги, посылал милостыню беднякам, а также проявлял пристальное внимание к их положению” [Источник]: «Унван ал-маджд фи тарих Наджд», т.1, стр. 266].

 

Он щедро раздавал садаку* среди подданных из числа прибывавших к нему делегаций, эмиров, судей, ученых и учащихся, учителей Корана, муэдзинов и имамов мечетей.

 

*[ Садака (араб. صَدَقَةٌ) происходит от глагола пятой пароды تَصَدَّقَ (давать милостыню, подаяние (кому على)) и от глагола первой пароды صَدَقَ (быть правдивым искренним) и означает – милостыня. Таким образом, садака указывает на искренность веры того, кто подает ее.

 

 В терминологии шариата садака – это пожертвование чего-либо при жизни безвозмездно, ради приближения к Аллаху, обязательное как закят или добровольное, а также - это всякое благое дело.

 

Аллах сказал: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее неимущим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете». Сура: Корова (271).].


Юноши из числа жителей Дир‘ии, после окончания своих уроков с учителем, приходили к нему со своими дощечками для письма, демонстрируя ему свои почерки. Тот, у кого был лучший почерк, получал от него щедрую награду, остальные же получали меньшие. А если умирал человек из любого района Неджда, то дети умершего приходили к Абдуль-Азизу, объявляя его опекуном, и он тоже щедро одаривал их, а иногда записывал на государственное довольствие… Его заботили и дир‘ийские судьи, и сироты, которых он повелевал обеспечивать помощью.

Находясь в постоянной переписке со специалистами по преподаванию чтения Корана и обучению другим наукам, он назначал им государственное жалование. Тем же из них, кто был слаб, он предписывал прибыть в Дир‘ию, чтобы помочь им на месте. “Имам Абдуль-Азиз (да пребудет с ним милость Аллаха!) был очень набожным, часто молился, предписывал совершать одобряемое и запрещал порицаемое, не боялся ради истины никакой хулы. Он ратовал за справедливость, не делая исключений даже для своих домочадцев и родственников; не поощрял сильного, творившего несправедливость, но отвращал его от нее, приводя к истине; не закрывал глаза на обиду слабого, но поступал с ним по справедливости, даже если тот был пришельцем издалека. Он не увлекался богатой одеждой или оружием, и, хотя мечи его детей и внуков были украшены золотом и серебром, на его мече украшений практически не было”.

[Источник]: «Унван ал-маджд фи тарих Наджд», т.1, стр. 266].

“Неджд, – отмечал Буркхардт [Буркхардт И. – британский подданный, по происхождению швейцарец, путешествовавший по Аравии в 1814-1815 гг. Издал книгу «Путешествия по Аравии» (Лондон, 1829)], – был разделен на множество районов, городов и деревень, независимых друг от друга, находящихся в состоянии вражды и воюющих между собой. В деревнях и за пределами городских стен царствовал закон сильнейшего, и слабый был вынужден уступать свое имущество и свои права сильному”.

На бедуинских становищах царила анархия. Их нескончаемые битвы и набеги, предпринимаемые лишь с целью грабежа и разбоя, заливали Неджд потоками крови.

Столкнувшийся с таким положением Абдуль-Азиз сумел, достигнув верховной власти и используя ее, распространить в Неджде после долгой и упорной борьбы салафитский призыв, и превратиться в итоге из племенного шейха в главу целого государства.

Абдуль-Азиз не пытался подчинить арабов-соотечественников своей власти во всех их делах, а дал им полную свободу, которой они наслаждались в своих племенах и селениях. Вместе с тем он заставил их жить в мире, уважать право короля, и подчиняться закону, благодаря чему смог овладеть большей частью Аравийского полуострова. Стиль его правления не был ограничивающим свободу, но весьма толерантным. При этом, однако, если до него арабы-бедуины, за исключением богобоязненных, не знали других правил поведения, кроме собственных желаний, то теперь они обязаны были подчиняться предписаниям закона, платить имаму закят, участвовать по призыву в джихаде против безбожников и многобожников. Они уже не могли прибегать к мечу во взаимных ссорах. Для разрешения споров были поставлены судьи, на рассмотрение которых они должны были выносить свои дела и подчиняться их решению.

“Абдуль-Азиз, – писал Корансез*, - вел суровую жизнь, подобно большинству своих подданных, что, возможно, стало одной из главных причин его успеха.

 

*[Корансез Л. – французский консул в Халебе (Алеппо), принимавший участие в экспедиции Наполеона в Египет, затем в течение восьми лет живший в Сирии. Его книга «История ваххабитов», выпущенная в 1810 г., содержит немало информации о политической истории государства Саудидов].

 

Он был честен и не использовал призыв как средство наживы; напротив, он копил средства, чтобы поставить их на службу призыву. Он был храбр, но не безрассуден. Он был милосерден, но строго карал за нарушение безопасности и анархию” [Источник]: «Тарих аль-биляд аль-арабийа ас-саудийа» («История Саудовской Аравии»), т.2, стр.29-30].

Таковы некоторые из черт, что отличали имама Абдуль-Азиза ибн Мухаммада ибн Сауда, второго основателя первого Саудовского государства, который провел более сорока лет своей жизни в войнах и походах… Для распространения призыва к единобожию, для его защиты он со своими людьми шел в наступление вплоть до самых дальних пределов. К моменту его убийства в 1218 г. Хиджры он был королем, держава которого простиралась от берегов Ефрата до Омана, от Персидского залива до пределов Хиджаза и Асира.

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Сущность призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.


Весь беспристрастный мир знает: то, к чему призывал Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (да пребудет с ним милость Аллаха), по сути, являлось призывом к возвращению к исламу, к его принципам и учению, свободным от примесей многобожия и идолопоклонства.

 

Он отнюдь не призывал к следованию какому-то новому мазхабу, ибо в исламской идеологии не может быть новшеств, ведь она являет собой откровения и установления, ниспосланные Всевышним Аллахом (слава Ему!) Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), после смерти которого мусульманской общине не остается ничего другого, кроме как следовать примеру его и его последователей и держаться того ясного пути, на который он ее вывел.

В своей сущности призыв Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба – это призыв очистить единобожие от всех примесей многобожия, как явного, так и скрытого; призыв верить в одного лишь Аллаха; призыв отвергать непозволительные новшества и отклонения. Шейх (да пребудет с ним милость Аллаха!) призвал лишь к вероучению праведных предков во всех его отраслях.

 

Все его сочинения, послания, да и сама его жизнь, его деяния и поведение несомненно подтверждают его сильнейшее стремление придерживаться пути благочестивых предков и подражать им.

Сходным образом и то, что написано его последователями, раскрывает со всей ясностью и очевидностью для всякого, кто желает знать истину, несомненную приверженность шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба образу действий людей Сунны и согласия, выявляя одновременно и собственную значимость самих последователей и высокую степень их искренней приверженности словом и делом учению спасшейся общины.

Целый ряд беспристрастных ученых, принадлежащих к самым разным религиям и учениям, как на Востоке, так и на Западе, в самое разное время засвидетельствовали, что шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (да пребудет с ним милость Аллаха!) призвал к исламу эпохи его появления со всей его чистотой и ясностью, далекому от мути философии, наростов многобожия, суеверий суфизма и недозволенных новшеств.

[Источник]: Абдуль-Азиз ибн Мухаммад аль-Латиф. – «Да‘ави аль-мунавиин ли да‘ват аш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Измышления противников призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»). Эр-Рияд, 1412 г. Хиджры].

 

Для выявления истинной сущности призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и ее разъяснения для тех, кого интересует истина, мы поведем в данном разделе подробный разговор на четыре темы:

1 Истинные цели, которые преследуют противники призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, называя его “ваххабизмом” и покушаясь тем самым на истину, факты и историю.
2 Разъяснение учения шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.
3 Разъяснение общих оснований, из которых исходит призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.
4 Объяснение целей призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.