Этапы психолого-педагогического сопровождения ребенка — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Этапы психолого-педагогического сопровождения ребенка

2019-11-28 256
Этапы психолого-педагогического сопровождения ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психолого-педагогическое сопровождение целесообразно представить как этапный процесс, чтобы педагог дополнительного образования мог спланировать и логично выстроить взаимодействие с ребенком и другими субъектами сопровождения. Подходы к определению основы для выделения этапов психолого-педагогического сопровождения ребенка могут быть различными. Некоторые специальные исследования посвящены этапам сопровождения развития отдельных сфер индивидуальности, другие - этапам развития конкретных способностей ребенка. Во второй главе рассмотрено сопровождение индивидуальной образовательной деятельности ребенка в дополнительном образовании. Тем не менее, чаще всего психолого-педагогическое сопровождение связывают с решением конкретной проблемы ребенка, то есть его рассматривают как создание условий для актуализации и решения проблем ребенка. Этот процесс цикличен, при этом можно его представить технологично. В научной литературе он описывается по-разному. Представим в табл. 1 некоторые подходы к выделению этапов решения проблемы.

Таблица 1

Основные подходы к выделению этапов решения проблемы

Авторы Этапы решения
Г. Альтшуллер ТРИЗ- технология 1. Точно понять проблему. 2. Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат. 3. Составить модель задачи. 4. Найти ресурс для решения задачи. 5. Применить приемы разрешения противоречий. 6. Сформулировать несколько решений. 7. Выбрать самое сильное решение. 8. Анализ решения задачи.
Р. Джойнер 1. Определение желаемого результата. 2. Анализ текущей ситуации. 3. Анализ причин, приведших к текущей ситуации. 4. Анализ всех возможных путей достижения желаемого результата. 5. Выбор пути, который приведет к результату наиболее эффективно и повлечет за собой дальнейшее развитие человека. 6. Реализация решения, текущий анализ, корректировка. 7. Выработка планов дальнейшего развития.
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури 1.Диагностика проблемы. 2.Формирование целей. 3. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. 4. Выбор допустимых альтернатив.5. Предварительный выбор лучшей альтернативы. 6. Экспериментальная проверка альтернатив. 7. Выбор единственного решения. 8. Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения. 9. Выполнение решения. 10. Обратная связь.
Б.З. Мильнер
      • 1. Выделение и определение проблемы. 2. Поиск информации и альтернатив решения. 3. Выбор среди альтернатив.
      • 4.Принятие решения.
А.Г. Поршнев 1. Появление (постановка) проблемы. 2.Выявление факторов и условий её решения. 3. Разработка (выбор) решения. 4. Оценка, принятие и организация выполнения решения.
В.А. Сласте- нин, А.И. Мищенко 1.Постановка педагогической задачи.2. Проектирование способа педагогического взаимодействия. 3. Осуществление плана решения на практике. 4.Анализ результатов решения.

Л.Ф.Спирин

1. Анализ возникающей ситуации. 2. Осознание и формулирование педагогической задачи как задачи системы. 3. Разработка программы решения задачи системой. 4. Осуществление непосредственного управления пед. системой в процессе решения задачи. 5. Анализ результатов решения педагогической задачи и определение степени достижения поставленных целей.

Предложенные в таблице варианты не противоречат друг другу. Авторы несколько иначе оформляют название и детальность действий при решении проблемы.

Мы предлагаем взять за основу четыре этапа психологопедагогического сопровождения ребенка, предложенных М.И.Рожковым.

Первый - этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с ребенком предмет психологопедагогического сопровождения, каковым является проблема или трудность, конкретная жизненная ситуация. Выявляются суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема, которую надо решить.

Выявление причин проблемы можно назвать одним из важных и наиболее сложных этапов, когда необходимо использовать методы психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, чтобы выяснить, что повлияло на возникновение проблемы, какие факторы повлияли, почему так произошло. На эти и другие вопросы нужно получить ответы, для того чтобы поставить верный диагноз.

Чаще всего в процессе диагностики выявляется целый комплекс причин, повлекших возникновение проблемы. Поэтому педагогу необходимо помочь ребенку осознать свою проблему, установить ее причину (причины), вследствие которой возникла данная проблема, понять, что послужило главным поводом возникновения проблемы.

Наиболее эффективным способом установления причин является привлечение к этому процессу участников проблемной ситуации. Это могут быть родители, близкие люди, друзья, педагоги. Ребенку важно помочь в установлении причин и определении диагноза проблемы.

Важно, чтобы осознание проблемы ребенком привело к четкой постановке задачи, доступной и понятной для него. Для этого необходимо:

  • -учитывать все причины возникновения проблемы (если обратить внимание на описание ситуации и не принимать во внимание причины, то задачи были бы сформированы иначе);
  • -исходить из интересов и опыта ребенка;
  • -предусмотреть психологическое благополучие ребенка;
  • -обращаться к данным науки, передовому педагогическому опыту, советоваться с экспертами, коллегами с тем, чтобы не допустить возникновения ошибок;
  • -поставленная задача должна способствовать выходу из проблемной ситуации, а не порождать конфликтов, при этом у ребенка должна быть сформирована положительная установка на решение возникшей проблемы;
  • -решение задачи должно повлечь за собой положительные изменения в ребенке.

На втором (поисково-вариативном) этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы, определяется степень участия взрослых и ребенка в этом процессе, а также средства сопровождения.

Поиск вариантов связан с рассмотрением возможных и допустимых способов решения проблемы. При этом большое значение имеет учет характера проблемы, ее уровня, имеющихся условий. На этом этапе желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и тем самым дать возможность достижения поставленной задачи. На практике педагог редко располагает достаточными возможностями, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Кроме того, рассмотрение большого числа альтернатив трудоемко и нарушает логику размышлений над проблемой. Поэтому в практике педагоги, как правило, ограничивают число вариантов выбора для серьёзного рассмотрения несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными, реалистичными и доступными.

Для трудных проблем, затрагивающих социальную и духовнонравственную безопасность конкретного ребенка, необходим углублённый анализ, чтобы разработать несколько действительно различающихся альтернатив, включая возможность бездействия. Когда педагоги не в состоянии оценить, что произойдёт, если ничего не предпринимать, существует опасность экстренных мер тогда, когда они просто вредны.

Для поиска вариантов решения педагогической проблемы целесообразно привлечение тех лиц, которые могут помочь в ее решении (специалистов, родителей и др.).

Оценка вариантов решений - важная составляющая этого этапа. При оценке решений педагог предлагает ребенку оценить достоинства и недостатки каждого из вариантов и возможные последствия. Практически любой вариант сопряжен с отрицательными аспектами, поэтому почти все педагогические решения содержат компромисс. Для сопоставления решений применяют выработанные критерии, главным из которых является гуманность по отношению к ребенку и не ущемление интересов других людей. Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким установленным критериям, её дальше нельзя рассматривать как возможную альтернативу.

Безусловно, на эффективность деятельности по поиску вариантов будут оказывать влияние субъекты педагогического процесса (ребенок, детский коллектив, пед. коллектив, родители и т.д.), а именно, степень их участия в поиске альтернатив. В этом случае педагог занимает позицию координатора, консультанта, организатора групповой и коллективной работы. Самые эффективные варианты решения, как правило, те, которые выдвинуты и обоснованы самим ребенком. Принятие решения - акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации об исходной ситуации. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности.[1] Под принятием решения понимается только сознательный выбор из имеющихся альтернатив единственного варианта действия, позволяющий ребенку добиться наибольшей эффективности. Другими словами, процедура принятия решения - формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекция эталонной гипотезы и программы действий.

Существует классификация способов принятия решений (по Мсскону):

  • -Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Человек не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе.
  • -Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.
  • -Рациональные решения обосновываются с помощью аналитического процесса: диагностика проблемы, формирование целей, формулировка ограничений и критериев принятия решения, выбор допустимых альтернатив, предварительный выбор лучшей альтернативы, экспериментальная проверка альтернатив, выбор единственного решения, определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения, выполнение решения, обратная связь.

Педагогу важно обеспечить принятие ребенком рационального решения, требующего глубокого анализа и обоснованности имеющихся альтернатив.

Если проблема была правильно определена, установлены причины ее появления, а варианты решений тщательно взвешены и оценены, то принять окончательное решение ребенку сравнительно просто. Он выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

Особенностью педагогической системы является ее преимущественно изменчивый характер, в силу влияния на систему различных факторов окружающей среды. Вследствие этого при решении достаточно сложных задач часто педагогу трудно выработать однозначные рекомендации о предпочтении одного варианта всем другим.

Учитывая схожий характер имеющихся альтернатив, возможна интеграция некоторых вариантов решений либо можно выделить группы предпочтительных способов решений, полученных на основе педагогического опыта.

Конечным результатом работы на этом этапе является создание проекта действий по реализации принятого решения. Напомним, что эффективность принятия решения повышается, если оно достигается компромиссным путем, путем согласования интересов всех сторон.

На третьем (практически-действенном) этапе совершаются совместно с ребенком реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят ребенка к решению проблемы.

Особенностью реализации поставленной задачи в педагогической системе является сс преимущественно вероятностный характер. При педагогическом взаимодействии невозможно с точностью гарантировать последовательность развития тех или иных событий, реакцию человека на изменившуюся ситуацию. На основе прогноза мы можем лишь предполагать возможные последствия реализации решения. Педагог стремится к тому, чтобы решение было полностью реализовано. Правильность выбранного решения становится очевидной после начала его осуществления. В реализации решения возможна оперативная корректировка, в зависимости от условий и возможностей окружения.

Эффективность решения поставленной задачи повысится, если оно будет реализовываться при включении всех субъектов, которых затрагивает вызванная проблема.

На четвертом (аналитическом) этапе ребенок и педагог анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления. Данный этап предусматривает контроль и оценку результатов решения проблемы. Для согласования фактических результатов с ожидаемыми необходимо обеспечить систему их отслеживания и контроля. Оперативный контроль осуществляется, начиная с момента реализации принятого решения.

В условиях решения проблемы речь идет о самоконтроле. Г.Альтшуллер предлагает следующие вопросы для отслеживания правильности решения задачи:

  • 1. Проведите анализ хода решения. Ответьте на следующие вопросы:
    • -Почему я так долго не мог ее решить? Что помогло ее решить? На основании какого закона я решил эту задачу?
    • - Почему я так долго не мог найти хорошего решения?
    • -Что мне помогло догадаться?
  • 2. Проведите анализ причин появления решенной вами проблемы.
  • - Почему появилась эта задача, что (или кто) явилось причиной?
  • - Что я не предусмотрел, в чем я ошибся? Какой закон или мудрое правило я нарушил?
  • - Чему меня научила эта задача?
  • - Что осталось нерешенным? Кто остался недовольным?
  • - Каковы дальние последствия принятого решения?

З.Определите возможность появления подобных задач в будущем.

  • - Действует ли еще причина появления задачи?
  • - На какой срок удалось решить проблему?
  • 4. Что надо сделать, чтобы подобных ситуаций не возникало? Продумайте и примите превентивные меры, исключающие появление подобных проблем в ближайшем и отдаленном будущем.

Сделайте запись в Личной Картотеке Сильных Решений (если таковую вы ведете) о приобретенном опыте (положительном и отрицательном), чтобы в будущем подобные задачи уже решать просто "по аналогу"[2].

Особое значение имеет сопровождение ребенка в ситуациях выбора, когда он должен осознанно принять решение. Для этого ему важно осознать цель выбора, иметь определенный объем информации о ситуации, в которой он находится. В результате анализа ситуации с помощью взрослых или сам ребенок осуществляет свой выбор.

Каждая сложная жизненная ситуация порождает множественность вариантов решения. Психолого-педагогическое сопровождение может трактоваться как помощь ребенку в совершении этого выбора, формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам ребенок. Однако при осуществлении права свободного выбора специалистам сопровождения необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации и сделать первые шаги[3].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, помощь в реализации его жизненной траектории предполагает соучастие взрослых в индивидуальном развитии воспитанника за счет отслеживания его образовательных и личных достижений, позволяющих ребенку получить удовлетворение и самому осознать дальнейшие образовательные и жизненные перспективы и планы.

В процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДО педагог и воспитанник вступают в особые взаимоотношения, результатом которых является самостоятельное принятие ребенком оптимальных решений, связанных с успешным решением образовательных и жизненных задач, соответствующих его возможностям, способностям и интересам. Такие взаимоотношения могут складываться по-разному. В этой связи в педагогической науке и практике различают, а иногда отождествляют два понятия: «психолого-педагогическое сопровождение» и «тьюторское сопровождение».

  • [1] Большой толковый психологический словарь: в 2-х т. - М.: Вече, 2000. - Т.2.-С. 261.
  • [2] Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решенияизобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1991. - С. 165.

Вопросы для самопроверки и обсуждения

  • 1. Каковы сущность, цель психолого-педагогического сопровождения?
  • 2. Каково соотношение психолого-педагогического и тью- торского сопровождения детей?
  • 3. На какие идеи современного образования опирается тью- торская деятельность?
  • 4. Какие типы тьюторских практик реализуются в современном российском образовании и чем они отличаются?
  • 5. Каковы основные характеристики тьюторской деятельности?
  • 6. Какие функции реализуются в процессе психологопедагогического сопровождения детей и какими средствами?
  • 7. Реализация каких принципов обеспечивает эффективность психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании?
  • 8. Каковы этапы психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании?
  • 9. Что должен знать и уметь педагог, чтобы развивать индивидуальность ребенка?
  • 10. Как разрабатывается программа психологопедагогического сопровождения детей в дополнительном образовании?

Практические задания

Базовый уровень

  • 1. Проведите методику изучения индивидуальности известного вам ребенка (см. приложение 1), проанализируйте результаты изучения и определите задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка.
  • 2. Сформулируйге главную проблему ребенка, выявите возможные причины, подберите возможные альтернативные решения проблемы, обоснуйте выбор решения. Разработайте план решения проблемы ребенка.
  • 3. Подберите педагогические средства для развития сфер индивидуальносги конкретного ребенка.
  • 4,Ознакомьтесь с про1раммой психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании, представленной в приложении 2. Определите основные мероприятия, которые могут быть использованы при сопровождении известного вам ребенка.

Повышенный уровень

  • 1. Представьте в виде таблицы различия педагогических позиций тьютора, учителя-предметника, психолога, классного руководителя, социального педагога, воспитателя, тренера, педагога дополнительного образования.
  • 2. Разработайте программу решения проблемы конкретного ребенка.
  • 3. Проанализируйте работу педагога, в деятельности которого проявляются тьюторскис компетенции.
  • 4. Составьте программу психолого-педагогического сопровождения детей в конкретном учреждении дополнительного образования.
  • 5.Составьте таблицу, раскрывающую функции и действия участников образовательного процесса при разработке программы психолого-педагогического сопровождения детей в УДОД.__
Этап ППС Администрация Педагоги Родители Дети
         

https://studme.org/191790/pedagogika/dopolnitelnoe_obrazovanie_detey_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.