Сущность понятий «творческие способности» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сущность понятий «творческие способности»

2019-11-28 228
Сущность понятий «творческие способности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

___ н «креативность» _

Признак Творческие способности Креативность
Психологические механизмы Базируются на работе бессознательного и подсознания Основана на взаимодействии подсознания и сознания
Создание творческого продукта Осуществляется внезапно, в виде готового решения, «магического синтеза», озарения, инсайта Связано с сознательным открытием закономерности или решением проблемы
Факторы, способствующие проявлению и развитию Проявление творческих способностей основано на благоприятных природных задатках На 95% формируется за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности

 

Признак Творческие способности Креативность
Формы реализации Могут быть реализованы в одной из трех форм:
      • 1 - подготовительная (генерация идей);
      • 2 - поисковая (разработка стратегии решения готовой идеи);
      • 3 - исполнительная (воплощение готовой идеи в конкретный продукт)
Проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз - умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт
Особенности проявления в деятельности Могут проявляться только в одном виде деятельности, совпадающем со специальными способностями к ней. Каждый вид творчества: научный, организаторский, конструктивно-технический, художественный - имеет свой, специфический объект поиска, процесс и продукт Одновременно проявляется в различных вилах деятельности, творческое начало вкладывается в любое событие
Проявление в профессиональной сфере Овладение творческими навыками в конкретной профессии не делает их переносимыми на другие виды деятельности 11роявлсния креативности не связаны с определенной профессией. Проявляются в выполнении любого дела, в постоянном стремлении к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды
Связь с творческой активностью личности Творческая активность характерна для высших (продуктивных) уровней развития творческих способностей Творческая активность сопутствует креативности как проявлению последней во всех видах деятельности

Творческие способности, в отличие от креативности, определяются природными задатками к конкретному виду творческой деятельности. Заложенные в каждом человеке, они проявляются очень по- разному. У одних они наблюдаются в детстве, а затем остаются только в сновидениях, у других спонтанно проявляются в одном виде деятельности или в одной из ее фаз, а у третьих становятся качеством личности, называемым креативностью.

Креативность - это личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы. Сущность креативности очень образно определил П. Торренс: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Поскольку в условиях дополнительного образования образовательный процесс, как правило, имеет направленность на развитие определенного вида детского творчества (музыкального, художественного, конструкторского и т.п.), целесообразно говорить именно о развитии творческих способностей, а не общей креативности ребенка. Однако креативность может приниматься во внимание в качестве критерия успешности деятельности ребенка в дополнительном образовании.

Одна из основных целей системы дополнительного образования - способствовать проявлению творческих способностей детей через создание реальных продуктов деятельности. Важно не только выявить творческие способности, но и создать условия для проявления творческой активности личности каждого ребенка. При этом важно понимать, что главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя - акт создания "идеала", образа мира. Внешняя активность - лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, а, следовательно, от стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя. Как было отмечено в таблице 8, творческая активность является обязательным проявлением креативности и показателем высокого уровня развития творческих способностей.

В таблице 9 дается характеристика основных компонентов творческой активности учащихся.

Таблица 9

Основные компоненты творческой активности _

Компонент Характеристика Проявление компонента
Бессознательное проявление творческих способностей в повседневных ситуациях Наблюдается в устойчивой потребности личности в определённой деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности Проявляется в раннем возрасте через бессознательное стремление к осуществлению определенной деятельности: ребенок постоянно рисует, много поет, копирует манеры других людей и т.п.
Интересы, склонности к творческой деятельности Развитая склонность характеризуется длительным, насыщенным стремлением к деятельности и творческим отношением к ней Проявляется в заинтересованном отношении ребенка к сознательному включению в процесс деятельности: ребенок просит купить краски и альбом,чтобы рисовать, включить музыку, чтобы петь, и т.п.
Интуитивноэвристический потенциал Возможность быстро найти правильное решение задачи кратчайшим путем, затратив минимальное количество информационных, энергетических и материальных ресурсов Проявляется в способности ребенка осуществлять какую- либо деятельность (например, рисовать или петь) интуитивно правильно, не обладая при этом необходимыми знаниями относительно правильности ее выполнения
Репродуктивнотворческое отношение к объектам, явлениям Проявляется в стремлении осуществлять интересующую деятельность качественно, связана с проявлением таких характеристик мышления, как анализ и синтез, обобщение и абстрагирование Задания педагога выполняются репродуктивно точно и качественно. Проявлениями данного компонента могут быть «чистота» пения (в хоровом коллективе),

 

    фотографичность изображения (в изостудии), точность выполнения движения в танце(в хореографическом кружке) и т.п.
Преобразующая деятельность Деятельность по созданию нового (хотя бы для самого автора) продукта или реализованное стремление усовершенствовать объекты окружающей действительности Создание нового творческого продукта (картины, танца, акробатического этюда, пьесы,стихотворения и т.п.).

Дополнительное образование обладает максимальным потенциалом для проявления творческой активности, развития творческих способностей и креативности детей благодаря следующим особенностям.

  • 1. Согласно современным нормативно-правовым документам, основное предназначение системы дополнительного образования - развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Таким образом, развитие творческой активности ребенка заложено в самом предназначении образовательных организаций дополнительного образования.
  • 2. Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей. Для значительной части детей в системе дополнительного образования происходит освоение культурного наследия человечества: знакомство с музыкальными произведениями великих композиторов (в «школах искусств»), приобщение к новейшим достижениям науки и техники (в кружках авиамоделирования), освоение наследия художников прошлого и настоящего и др., так как только в условиях свободного выбора возможно творить.
  • 3. Многообразие типов образовательных объединений, возможность выбора и изменения направления деятельности позволяют осуществить творческие пробы и выбрать оптимальный для себя вид творческой деятельности.
  • 4. Именно в системе дополнительного образования возможно обеспечить максимальную индивидуализацию образовательного процесса, развитие творческих способностей ребенка может стать целью проектирования индивидуальной образовательной программы (подробнее об этом - в главе 2 данного пособия).
  • 5. Дополнительное образование благодаря своей демократичности и неформальности предоставляет вариативные возможности достижения успеха каждым ребенком, что проявляется не только в возможности выбора образовательного объединения, но и в выборе способов и форм деятельности, оптимально соответствующих особенностям каждого.
  • 6. Дополнительное образование способствует максимальной самореализации личности ребенка. Система дошкольного и школьного образования ввиду большого объема, а иногда и перегруженности образовательных программ не способствует проявлению и раскрытию потенциала воспитанников. Часто ребенок, не демонстрирующий особой успешности в освоении основной образовательной программы детского сада или школы, реализует свой потенциал именно в дополнительном образовании, повышая тем самым свой социальный статус и самооценку.

Однако для того, чтобы сделать процесс развития творческих способностей максимально эффективным, необходимо осуществлять целенаправленную и педагогически целесообразную работу, первым этапом которой является диагностика творческих способностей и определение уровня их развития и проявления.

  • [1] Лук А.Н. Психология творчества. - М, 1978. - С.234.
  • [2] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.Книга 1. - Казань: КГУ, 1996. -С.52.
  • [3] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.Книга 1. - Казань: КГУ, 1996.-С.54.

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.