Диагностика развития творческих способностей — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Диагностика развития творческих способностей

2019-11-28 319
Диагностика развития творческих способностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей: В.С. Библср, Л.С. Выготский, 10.3. Гильбух, А.В. Запорожец и другие ученые в своих работах уделяют большое внимание данному вопросу, выделяя различные критерии развития творческих способностей. Как известно, критерий - это признак, на основе которого производится оценка. Критерии конкретизируются показателями, которые можно «замерить» с помощью методик.

Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно выделить следующие общие критерии развития творческих способностей:

  • - умение увидеть и распознать творческую проблему (внимательность);
  • - умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей (разносторонность мышления);
  • - умение отказаться от типичной точки зрения и принять другую (гибкость мышления);
  • - стремление отказаться от шаблона или группового мнения (оригинальность мышления);
  • - способность к множественной перегруппировке идей и связей (вариативность мышления);
  • - способность к анализу творческой проблемы как системы (конкретность мышления);
  • - способность к синтезу творческой проблемы как системы (абстрактность мышления);
  • - чувство организационной стройности и идейной целостности (чувство гармонии);
  • - неконформность оценок и суждений даже под давлением (независимость мышления);
  • - восприимчивость ко всему новому и необычному (открытость восприятия);
  • - конструктивная активность в неопределенных ситуациях (толерантность мышления).

Все исследования, посвященные изучению творческих способностей, можно разделить на две области.

1. Первая из них - исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности, Представители «познавательного» направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, в частности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытывают творчески одаренные дети на школьной скамье. Поскольку, согласно данным этого исследования, креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации (творчество антиадаптивно), то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи. Следовательно, креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах.

В другом подходе к концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности (Я.А. Пономарев) креативность исследуется как процесс, в котором выделяются различные фазы, уровни и типы творческого мышления:

  • 1 фаза - сознательная работа (подготовка интуитивного проблеска новой идеи);
  • 2 фаза - бессознательная работа (инкубация направляющей

идеи);

  • 3 фаза - переход бессознательного в сознание (перевод идеи решения в сферу сознания);
  • 4 фаза - сознательная работа (развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка).

Диагностики творческих способностей в русле данного направления традиционно осуществляется в двух направлениях: диагностика вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994 г.) и диагностика невербальной креативности (методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994 г.)

В условиях дополнительного образования детей возможно использование большого количества различных методик, направленных на выявление нестандартности, дивергентности мышления.

Например, Е.Л. Губенко - педагог студии «Художественное творчество» МОУ ДОД «Детско-юношеский центр» г. Шарыпово - использует следующие способы диагностики творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оцениваются от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагируег на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения. Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам.

Тест-задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность.

Тест-игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников - стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д.

2. Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей детей. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию «портрета творческой личности», выявлению присущих ей характеристик, определению личностных, мотивационных и социокультурных коррелятов креативности. Наиболее яркими представителями этого направления являются Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская.

Многие исследования креативности «личностного» направления изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Поскольку психологические исследования до сих пор нс выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности, в качестве детерминанты творческих способностей называют факторы внешней среды, которые могут оказать на их развитие как позитивное, так и негативное влияние. Ф.Баррон выделяет основные параметры социальной микросреды, способствующие формированию креативности:

  • - низкая обоснованность поведения,
  • - высокая степень неопределенности,
  • - наличие образца креативного поведения,
  • - создание условий для подражания творческому поведению,
  • - предметно-информационная обогащенность,
  • - социальное подкрепление творческого поведения.

Автор еще одного направления А. Маслоу способность к творчеству рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. По Маслоу свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полно реализовать свой потенциал.

Примером диагностической методики данного направления изучения креативности может служить методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича, направленная на диагностику творческой активности личности.

Также данное направление изучения творческих способностей может быть связано с диагностикой профессиональной направленности личности. Например, методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» позволяет, с одной стороны, выявить профессиональную направленность личности по сферам: «человек - живая природа», «человек - техника (и неживая природа)», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ», а с другой стороны - диагностировать возможные цели будущей профессиональной деятельности ребенка в зависимости от класса профессии (гностические, преобразующие, изыскательские профессии). Таким образом, процесс диагностики творческих способностей детей в дополнительном образовании непосредственно связан с определением возможных сфер социальной и профессиональной самореализации.

В процессе осуществления диагностики, основываясь на данных обоих подходов к пониманию сущности этого процесса, можно выделить различные уровни развития творческих способностей детей. В таблице 10 дается характеристика различных уровней развития творческих способностей с учетом развития творческого мышления и проявления творческой активности личности.

Таблица 10

Уровни развития творческих способностей детей _

Уровень Особенности творческого мышления Проявление творческой активности Ведущая личностная потребность
1 Репродуктивный уровень Носит опытный характер, мыслительные операции выполняются по образцу, проявляется замкнутость восприятия Ребенок не верит в собственные творческие возможности, не умеет и не стремится включаться в творческую деятельность, сознательно игнорирует и уклоняется от выполнения творческих заданий или выполняет их по указанию педагога Подражание творческим проявлениям других

 

Уровень Особенности творческого мышления Проявление творческой активности Ведущая личностная потребность
2 Репродук- тивно- конструк- тивиый уровень Мышление приобретает оценочный характер, развиваются гибкость и вариативность мышления Учащийся сомневается в собственных творческих возможностях, в творческую деятельность включается частично, эпизодически (при благоприятных для него условиях), а творческие задания выполняет под руководством учителя и осуществляет их только репродуктивным способом Потребность в поддержке взрослого
3 Конструк- тивно- аналити- ческий Преобладает оперативное (конвергентное) мышление, основанное на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи; развивается открытость мышления Ребенок нуждается в дополнительных стимулах со стороны педагога, в творческую деятельность включается чаще всего в группе, а при выполнении творческих заданий прибегает к помощи педагога, предпочитая выполнять коллективные творческие задания, не решаясь брать инициативу на себя Потребность в проявлении творческих способностей внутри группы
4 Творческий Тактическое (аналитическое) мышление, основанное на самостоятельном анализе и синтезе имеющейся информации, проявляется независимость и толерантность мышления Ребенок верит в собственные творческие возможности, постоянно включается в творческую деятельность, при выполнении творческих заданий иногда прибегает к помощи Потребность в общественном признании

 

Уровень Особенности творческого мышления Проявление творческой активности Ведущая личностная потребность
    педагога, используя как творческий,так и репродуктивный способ их выполнения  
5 Креативный Стратегическое (дивергентное) мышления - «мышление, идущее в разных направлениях», допускающее варьирование путей решения проблемы и приводящее к неожиданным результатам и выводам; хорошо развиты абстрактность и конкретность мышления, проявляется чувство гармонии Учащийся адекватно оценивает собственные творческие возможности и способности, часто проявляет инициативу, постоянно активно включается в творческую деятельность, находит нестандартные пути решения творческих задач, продуцируя оригинальные, самостоятельные произведения детского творчества Потребность в творчестве

Согласно общей логике развития творческих способностей, человек может последовательно «проходить» все обозначенные уровни. В условиях дополнительного образования творческое мышление формируется постепенно, и благодаря усилиям педагогов ребенок на основе полученных знаний и опыта начинает со временем проявлять творческую активность и креативность. Однако в процессе осуществления диагностики уровня развития творческих способностей важно понимать, что взаимосвязь между возрастом детей, опытом их творческой деятельности и уровнем развития творческих способностей достаточно условна: даже при отсутствии целенаправленной работы по развитию творческих способностей человек благодаря хорошим природным задаткам, творческой атмосфере в семье, благоприятной социальной ситуации и т.п. может демонстрировать достаточно высокий уровень их развития. Поэтому педагогу дополнительного образования важно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как в процессе диагностики творческого потенциала, так и в ходе его развития.

В целом, для диагностики развития творческих способностей существует большое количество разнообразных методов и методик. Наряду с формализованными методами диагностики (тесты, опросники, методики проективной деятельности) должны использоваться и неформализованные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности), при этом следует сопоставлять полученные в том и в другом случае результаты. Также в процессе диагностики развития творческих способностей необходимо учитывать возраст респондентов, так как каждая возрастная группа имеет особенности проявления креативности и обладает различными способностями при выполнении диагностических заданий.

Уровни развития творческих способностей и проявления творческой активности находятся в непосредственной связи с этапами развития творческих способностей.

Этапы развития творческих способностей детей в дополнительном образовании Согласно исследованиям ученых, каждый человек обладает творческими способностями, однако при отсутствии определенных условий и целенаправленной работы творческие способности могут никогда не раскрыться. Творческий потенциал личности может постепенно «угаснуть», так и нс достигнув уровня проявления творческой активности. Развитие творческих способностей, как и любого качества, осуществляется поэтапно, что необходимо учитывать педагогу дополнительного образования. В этой связи особенно важно рассмотреть процесс развития творческих способностей, показать его динамику, чтобы выстраивать целенаправленную работу на каждом этапе. В таблице 11 мы охарактеризуем основные этапы развития творческих способностей с учетом специфики дополнительного образования. Таблица 11 Этапы развития творческих способностей детей_
Название этапа. Цель Сущность этапа Формы и методы работы Особенности реализации в УДО
Диагностический Цель: выявить уровень сформирован- ности творческих способностей Диагностика творческих способностей, определение уровня их развития, выявление склонностей к определенному виду деятельности Наблюдение, опросные методы исследования, беседа с ребенком, родителями, воспитателем, учителем, «акт добровольцев», создание «ситуаций выбора» Реализуется на этапе знакомства с возможностями дополнительного образования, ребенку предлагается проверить свои склонности и возможности
Мотивационный Цель: вызвать интерес к конкретному виду творчества Стимулирование ребенка к развитию и проявлению творческих способностей, создание положительной мотивации к участию в творческой деятельности Демонстрация творческих продуктов, достижений детей, знакомство с жизнью творческих личностей, посещение учреждений культуры, создание креативной образовательной среды Реализуется в процессе выбора направления творческой деятельности и образовательного объединения, на первых этапах участия ребенка в деятельности образовательного объединения ДО, освоения образовательных программ

 

Когнитивный Цель: сформировать представления о сущности выбранного вида творчества Включение ребенка в процесс получения знаний об особенностях и основах осуществления творческий деятельности, изучение истории вопроса Методы поощрения, рассказ, беседа, просмотр документальных и художественных фильмов, посещение музеев, концертов, изучение основ осуществления деятельности Осуществляется, в основном, на первоначальном этапе пребывания ребенка в образовательном объединении через передачу опыта других с постепенным переходом к самообразованию
Практический Цель: освоить способы творческой деятельности Освоение ребенком способов осуществления творческой деятельности выбранной направленности Демонстрация, презентация, игра, упражнение, тренинг, приемы ТРИЗ, проектная деятельность Реализуется в процессе коллективной и и нди видуальной деятельности субъектов образовательного объединения или образовательной программы
Демонстрационно- созидательный Цель: презентовать результаты творческой деятельности Демонстрация ребенком освоенных навыков и умений, результатов творческой деятельности, проявление самостоятел ьной творческой активности Творческие конкурсы, соревнования, концерты, благотворительные акции, творческие встречи, выставки, помощь менее опытным участникам объединения, забота о других Осуществляется при подведении промежуточных итогов деятельности УДО, в конце освоения определенного раздела программы дополнительного образования

 

Рефлексивный Цель: помочь ребенку выявить новые ресурсы для развития Осознание ребенком собственного творческого потенциала, стремление к осознанному проявлению творческой активности, создание собственных творческих продуктов, возможное дальнейшее профессиональное самоопределение Текущая диагностика творческой активности, анализ результатов творческой деятельности и удовлетворенности ребенка этими результатами, различные виды рефлексии, сопоставление собственных результатов с результатами других, определение дальнейших перспектив, разработка индивидуальных образовательных программ, консультации Осуществляется по итогам определенного периода образовательной деятельности ребенка (в конце учебного года, в конце обучения), а также в процессе регулярных занятий, тренировок, выступлений

Важнейшим условием успешной творческой самореализации ребенка является правильный выбор направленности и типа образовательного объединения, программы дополнительного образования. Поэтому на первом этапе развития творческих способностей необходимо осуществить адекватную диагностику. Проблеме осуществления диагностики творческих способностей посвящен раздел 3.2. данного пособия. Отметим, что помимо диагностических тестов, анализа результатов творчества детей, наблюдения в процессе выбора кружка или секции для занятий необходимо учитывать мнение родителей и пожелания самого ребенка.

Следующим этапом развития творческих способностей является обеспечение необходимой мотивации у детей. По мнению известного психолога Карла Роджерса, «...главным побудительным мотивом творчества, как оказалось, служит стремление человека осуществить себя, проявить свои возможности». Поэтому для создания мотивации творчества помимо вдохновляющих рассказов о жизни великих композиторов и спортсменов и посещения учреждений культуры необходимо показывать систему возможных перспектив творческой деятельности ребенка, рассказывая об участии творческого коллектива в различных конкурсах, концертах, объяснить возможность дальнейшего профессионального обучения в русле выбранного направления деятельности. Также на этом этапе нужно постараться обеспечить комплексную мотивацию со стороны всех участников образовательного процесса, включая родителей, школьных педагогов или воспитателей ДОУ. Необходимо поддерживать мотивацию ребенка через создание ситуаций успеха, поощрение проявлений творческой активности и самостоятельности, поддержку творческой индивидуальности.

Однако даже при наличии творческих задатков и необходимой мотивации ребенок, начиная заниматься в образовательном объединении, осваивать программу дополнительного образования, не обладает системой знаний и представлений о выбранном направлении творческой деятельности. Поэтому основной задачей следующего, когнитивного этапа развития творческих способностей ребенка является обогащение системы его представлений в следующих направлениях:

      • -знакомство с особенностями выбранного вида творческой деятельности;
      • -знакомство с историей возникновения и развития выбранного вида творчества;
      • -изучение результатов творчества известных художников, поэтов, композиторов и т.д.;
      • -знакомство с программой и правилами деятельности образовательного объединения;
      • -освоение основных приемов творческой деятельности (движений и позиций - в хореографии, мазков и цветопередачи - в живописи, правил выполнения подскоков и подкруток - в фигурном катании и др.);
      • -изучение основ композиционного построения освоенных приемов для создания творческого продукта.

Отметим, что обогащение когнитивной сферы детей знаниями об основах творческой деятельности будет, с одной стороны, способствовать необходимой мотивации, а с другой - содействовать эффективности следующего этапа развития творческих способностей.

На практическом этапе развития творческих способностей происходит отработка, а иногда и автоматизация освоенных на предыдущем этапе приемов творческой деятельности. Чаще всего для реализации этой задачи используются упражнения, предполагающие многократное повторение каких-либо действий: ребенок многократно играет гаммы, чертит линии, много раз повторяет прыжок и т.п. Для того, чтобы такая деятельность не оказалась утомительной и монотонной, педагогу необходимо использовать и другие формы и методы работы

(выполнение творческих проектов, тренинги, разнообразные игры, элементы современных педагогических технологий). Также на этом этапе очень важно стимулировать собственную инициативу и творческую активность детей, поощряя внесение предложений по организации деятельности, предлагая выбор возможных видов и способов осуществления деятельности.

На демонстрационно-созидательном этапе дети презентуют результаты своей творческой деятельности. Результатами в данном случае можно считать не только качество выполнения элементов творческой деятельности («чистота» пения, правильность выполнения движений, похожесть изображения), но и развитие заинтересованности детей в выбранном виде творчества, и наличие самостоятельности в создании творческого продукта, и слаженность работы группы в коллективных объединениях (сплоченность хоккейной команды, «сыгранность» актеров в театральном объединении, взаимопомощь в кружке авиамоделирования и т.п.). Также важнейшим показателем эффективности данного этапа является развитие у ребенка стремления создавать новое, вносить собственные предложения по осуществлению деятельности.

Важнейшим этапом развития творческих способностей является рефлексивный этап. Как известно, рефлексия - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. В процессе становления творческой активности ребенок может включаться в различные виды рефлексии:

      • -рефлексия в группе (проводится в конце каждого занятия, а также по результатом знаковых для объединения событий - концертов, выставок, соревнований), групповая рефлексия является одной из форм коллективного общения и способствует повышению эффективности взаимодействия в группе;
      • -рефлексия с педагогом, в процессе которой происходит осознание результативности деятельности и личностного творческого роста ребенка, а также выявление причин успехов или неудач последнего;
      • -индивидуальная рефлексия способствует осознанию ребенком не только успешности собственной творческой деятельности, но также ощущению эмоциональной удовлетворенности ее итогами.

Именно в процессе рефлексии формируются такие важнейшие проявления творческой активности, как направленность на творчество, самостоятельность, ответственность за результаты собственной деятельности. Различные виды рефлексии могут быть основой разработки индивидуальной образовательной программы ребенка, где в обязательном порядке отражается и развитие творческого потенциала личности.

В целом, рефлексия способствует созданию и поддержанию необходимой творческой мотивации, обеспечивая преемственность этапов развития творческих способностей.

Осуществляя развитие творческих способностей детей, педагогу важно понимать, что содержание каждого этапа этой деятельности может варьироваться в зависимости от особенностей контингента учащихся и конкретных задач ДО, однако общая логика осуществления данного процесса должна быть именно такой. Отметим, что данные этапы в процессе пребывания ребенка в образовательном объединении могут быть последовательно реализованы несколько раз, по принципу расширяющейся спирали, так как в ходе становления творческой активности необходимо постоянно создавать зону неопределенности, проблемные ситуации, для решения которых дети должны освоить новый творческий навык, проявить творческую активность. Также важнейшим условием развития творческих способностей является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: приступая к занятиям по программе дополнительного образования или в объединениях дополнительного образования, дети обладают разной мотивацией, имеют разный багаж творческой деятельности, проявляют различное но интенсивности усердие, обладают разным социальным опытом. Поэтому один ребенок может быстро, в течение нескольких недель или месяцев, пройти первые этапы и демонстрировать творческую самостоятельность, другому же для продвижения вперед требуется гораздо больше времени, и педагог (совместно с родителями) должен активно стимулировать и поощрять его дальнейшее творческое развитие.

Общую логику этапов развития творческих способностей точно отразил К.Э. Циолковский, который писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

В зависимости от этапа развития творческих способностей, педагоги дополнительного образования должны использовать различные средства развития. Важнейшим условием и средством развития творческого потенциала личности в условиях дополнительного образования выступает креативная образовательная среда.

Сфера деятельности.

В деятельности ребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Именно в деятельности происходит освоение социальных ролей и осмысление их значимости. Дополнительное образование детей представлено большим количеством направлений творческой деятельности, каждое из них имеет свою специфику, которая непременно должна учитываться в процессе создания креативной среды.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественное дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. В центрах народных промыслов, творческих мастерских, студиях, школах искусств, профильных художественных классах осуществляется деятельность по приобщению детей к искусству.

Основными средствами создания креативной среды в сфере деятельности являются:

  • -знакомство детей с результатами творчества художников, поэтов, композиторов, спортсменов, при этом важно, чтобы данные продукты были понятны детям, вызывали их интерес и служили стимулирующим материалом для собственной творческой деятельности;
  • -стимулирование творческой активности детей через самостоятельное создание творческих продуктов (музыкальных произведений, рисунков, стихов, танцев, выставок, эссе и т.п.), при этом необходимо, чтобы результаты творчества детей были оценены другими людьми (педагогами, родителями, учащимися других образовательных объединений), что является возможным в ходе организации концертов, выставок, конкурсов и др.;
  • -включение детей в разнообразные виды деятельности, использование различных форм и методов работы, так как многообразие повышает эффективность работы по развитию творческих способностей;
  • -предоставление детям возможности выбора и опора на их самостоятельность в процессе творческой деятельности;
  • -обеспечение взаимосвязи деятельности детей в дополнительном образовании и профориентационной работы через осуществление диагностики профессиональной направленности, знакомство с творческими профессиями, включение детей в социально значимую деятельность;
  • -использование современных образовательных технологий, ориентированных на субъектный характер деятельности детей и обеспечивающих личностный рост каждого.

Таким образом, для того, чтобы сфера общения образовательной среды дополнительного образования способствовала творческому развитию детей, необходимо соблюдать следующие требования:

 

-развитие взаимодействия детей разного возраста;

-ориентация на сотрудничество педагогов, детей и родителей;

-проявление уважения к позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;

-демонстрация эмоциональной готовности к совместной деятельности;

-творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

-постоянное расширение сферы общения детей за счет развития взаимодействия с учащимися всех образовательных объединений УДОД или школы, участия в творческих конкурсах и концертах за пределами образовательной организации, посещения театров, музеев, памятников архитектуры и др., организацию встреч с приглашенными творческими личностями (художниками, писателями, спортсменами и

др-);

-создание соответствующих ситуации пространственно-предметных условий общения: оформление кабинета, музыкальное сопровождение, подобранный видеоряд, внешний вид участников взаимодействия - все это должно способствовать творческому развитию.

 

Технологии развитии творческих способностей в условиях дополнительного образования

Технология, по мнению В.А. Сластенина, - это «...педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая ее конечные результаты»[1].

Современные образовательные технологии обладают следующими характеристиками:

  • - востребованность педагогами и детьми;
  • - оптимальное развитие участников педагогического процесса;
  • - соответствие запросам общества;
  • - учет индивидуальных различий детей и реализация личностного потенциала каждого ребенка.

Все эти характеристики максимально соответствуют требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса в системе дополнительного образования.

Большим потенциалом для развития творческих способностей детей обладают технология проектной деятельности, портфолио, педагогические мастерские, дискуссионные, игровые, исследовательские технологии. Сущность и педагогические возможности данных технологий представлены в учебном пособии: Байбородова Л.В., Чернявская А.П., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГГТУ, 2012.

Более подробно остановимся на двух технологиях, изначально разработанных для развития способностей человека.

В 50-е годы XX века Г.С. Альтшуллером и его коллегами была разработана так называемая технология творчества (ТРИЗ). Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) направлена на:

  • - поиск нетривиальных идей,
  • - выявление и решение творческих проблем,
  • - объективную оценку решений,
  • - систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки,
  • - развитие творческого мышления, формирование творческой личности.

Для развития творческих способностей личности в ТРИЗ используются три основных направления:

  • - методы развития творческого воображения,
  • - теория развития творческой личности,
  • - теория развития творческих коллективов.

Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения, разработанная Г. Альтшуллером и П. Амнуэлем, представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов:

  • - метод «золотой рыбки» (метод разложения и синтеза фантастических идей);
  • - ступенчатое конструирование;
  • - метод ассоциаций;
  • - метод тенденций;
  • - метод скрытых свойств объекта;
  • - «взгляд со стороны»;
  • - ситуационные задания.

Теория развития творческой личности включает описание качеств творческой личности, основные концепции ее развития, жизненную стратегию развития творческой личности (ЖСТЛ-3), деловую игру. Авторы теории развития творческой личности (ТРТЛ) — Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин.

Теория развития творческих коллективов разработана Б.Злотиным, А.Зусманом и Л.Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их развития, механизмы торможения и развития коллективов, принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

В современной психолого-педагогической литературе активно используется понятие «ТРИЗ-педагогика».

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.п.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобр


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.