Риск регресса или застоя. Риск отторжения значительной частью профессионального сообщества — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Риск регресса или застоя. Риск отторжения значительной частью профессионального сообщества

2019-11-28 134
Риск регресса или застоя. Риск отторжения значительной частью профессионального сообщества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

От лиц, принимающих решения в государстве и профессиональных сообществах, в ключевых структурах и организациях можно часто слышать позитивную оценку образования в прошлом (в частности, в советский период) и негативное отношение к реформам: «Нас учили хорошо, зачем что‐то менять…». Помимо других (в том числе – объективны) причин для таких суждений, существенное влияние оказывает персональный фактор: следует констатировать, что автор суждения действительно получил хорошее образование (иногда – самообразование), но при этом в среднем граждане страны получали много худшее образование.

 

С другой стороны содержание общего образования (и, в некоторой степени – высшего) регулируется содержанием учебной литературы и примерными учебными программами (которые пишут авторы этой литературы). Авторы и издательства массовых учебников заинтересованы в продолжении существующих линий, консервации или медленной эволюции содержания. К этому добавляется и «учительский фактор»: основной массе учителей удобнее учить по уже освоенным учебникам или небольшим их модификациям. Инновационные линии могут предлагаться, исходя из их рыночных преимуществ, как правило, связанных, скорее с «упаковкой», а не с реальным содержанием.

 

Серьезные изменения в подходах к математическому образованию и просвещению могут вызвать отрицательную реакцию отдельных представителей математического сообщества, имеющих свою позицию, отличающуюся от реализуемой, в частности – общую консервативную или критическую установку по отношению к любой «инициативе сверху», псевдо‐патриотизм и т.д.

 

Особо существенным этот риск может оказаться в процессе продвижения средств ИКТ в математическое образование. И профессиональные математики и лучшие педагоги‐математики могут рассматривать эти средства не как инструмент, способствующий развитию логического мышления, решения новых задач, приложения математики, а, прежде всего – как угрозу «хорошему старому».


32

 

С другой стороны, выдвижение приоритета именно математического образования может вызвать негативную реакцию со стороны представителей других научных и образовательных областей.

 

Способы снижения этого риска включают:

 

· анализ современных потребностей в математическом образовании и реального его уровня для всех возрастов,

 

· восстановление исторических данных об объемах и результатах математического образования,

 

· беспристрастный исторический анализ мирового опыта и сопоставление его с российским,

 

· нахождение авторитетных экспертов в научных и образовательных сообществах, которые возьмут на себя труд изучить собранные данные и результаты анализа,

 

· публичную содержательную дискуссию в различных аудиториях и СМИ, «демифологизацию»,

 

· продуманные государственные процедуры постепенных изменений содержания математического образования под контролем профессионального сообщества и широкой общественности, в частности, как это описано выше, в разделе «Модернизация содержания и методов математического образования».

 

Риск несоответствия квалификации преподавателя новым образовательным задачам

 

В течение ряда десятилетий в области математического (и не только) образования работали механизмы (например, низкая и не гарантированная оплата труда), способствующие снижению уровня квалификации педагогических кадров. Повышение заработной платы в последние годы, безусловно необходимое, само по себе не дает немедленного позитивного эффекта. В частности, замедляется процесс обновления кадров.

 

Снижение риска обеспечивается повышением качества приходящих в систему образования кадров (обеспеченное, в частности, повышением требований к поступающим и выпускникам вузов), новыми аттестационными механизмами, возможностью эффективного трудоустройства работников, не удовлетворяющих новым требованиям к квалификации. Также вводятся содержательные процедуры аттестации результатов дополнительного профессионального образования, магистерские и аспирантские программы для работающих учителей. (Такой механизм показал свою эффективность при введении ФГОС начальной школы в некоторых регионах России.)

 

Важным элементом постепенной трансформации системы является формирование критической массы пилотных образовательных учреждений, реализующих те или иные элементы обновления, далее эти учреждения становятся основой (например, стажировочными площадками) повышения уровня основной массы учреждений.

 

В высшем и послевузовском образовании будет использован ресурс математических кадров, работающих в математических областях, в том числе – за рубежом, но «недовостребованных» в


33

 

российском образовании, эффективные механизмы повышения квалификации, аттестации, трудоустройства.

 

Риск подгонки нивелирования лучших общеобразовательных учреждений

 

Целый ряд мероприятий в области образования направлены на повышение качества общего образования во всех его сегментах. К ним относятся, в частности – нормативное подушевое финансирование без выделения особых видов общеобразовательных учреждения (лицеи и т. д.), закрепление территорий за общеобразовательными учреждениями, укрупнение (слияние) школ. Одним из следствий таких мероприятий может оказаться снижение уровня преподавателей и учащихся в выдающемся, лидерском учреждении, его нивелирование до уровня обычной «школы

 

с углубленным изучением…». С другой стороны и для рядовой «школы с углубленным изучением математики» процессы оптимизации оплаты труда также не всегда пройдут безболезненно.

 

Снижение риска осуществляется за счет целевого (в том числе – федерального) финансирования «за результат» (упомянутая выше индивидуализация), постепенности процессов, поддержки самоорганизации и самоопределения школ.

 

Риск невостребованности результатов образования

 

В последние десятилетия значительная часть молодых ученых и преподавателей в области математики в качестве основного места работы выбирает зарубежные образовательные организации, исследовательские центры и корпорации, что обусловлено более интересной и востребованной работой, высоким уровнем оплаты труда, социальной инфраструктурой, большими возможностями для трудоустройства по специальности и активностью исследовательских центров за рубежом.

 

Снижение этого важнейшего риска будет осуществляться, прежде всего, за счет государственно‐ частной поддержки развития математических отраслей (в том числе – ИТ). Также будут задействованы механизмы совместных международных исследований и разработок, создания научно‐образовательных центров (в том числе – международных).

 

Риск экстенсивного развития

 

Концепция направлена на расширение и обогащение математической культуры в обществе. Однако, одним из естественных и стихийно формируемых сценариев может быть формальный рост математического компонента образования – в числе выделяемых часов и объема охватываемого теоретического материала. При этом в реальности может происходить сокращение реально осваиваемого большинством обучающихся содержания. Для меньшинства наиболее высокомотивированных учащихся это может приводить к чрезмерной нагрузке, не дающей выигрыша в долгосрочной перспективе.

 

Ограничение этого риска достигается формированием позиции профессионального сообщества, включающей, одновременно, ограничение претензий на расширение объемных показателей обязательного математического образования, если они не имеют конкретной мотивировки (которая возможна, например, в данной области высшего образования) и повышение его значимости и мотивации к нему, актуализации математических знаний, в том числе – прикладных, расширения вариативности (например, элективных курсов в школе).


34

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.