Медитация и психические феномены — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Медитация и психические феномены

2019-11-19 234
Медитация и психические феномены 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 1970-е, по мере роста общественного интереса к медитации, стали проводиться исследования взаимосвязи психических феноменов и медитации. Многие из таких исследований недвусмысленно поддерживали утверждения Патанджали о развитии сиддхи и были нацелены на проверку их подлинности в лабораторных условиях.

Первое из подобных исследований провела психолог Гертруда Шмайдлер в 1970 году[481]. Она протестировала шестерых аспирантов по психологии, не имевших ни особых знаний, ни интереса к пси-феноменам или медитации. Это был простой тест с открытым ответом на экстрасенсорное восприятие, проводившийся перед и после медитации и дыхательных упражнений (пранаямы) по указаниям индийского йога. Результаты, полученные перед медитацией, были случайными; после медитации они значительно превышали случайные.

Остальные эксперименты, проводившиеся в 1970 и 1980 гг., имели одну из трех особенностей: (1) участники медитировали перед и после тестов на ясновидение с принудительным выбором или открытым ответом; (2) сравнивались показатели медитирующих и немедитирующих участников психокинетических экспериментов; и (3) проводились исследования электрической активности мозга у медитирующих участников, чтобы увидеть, связаны ли конкретные состояния мозга с улучшениями показателей теста на телепатию.

Общий анализ 16 экспериментов с этими тремя особенностями, проведенных в середине 1970-х, показал, что 9 из 16 экспериментов имеют статистически значимые результаты, и в каждом из них коэффициент исключения случайности составляет как минимум 20 к 1. В группе из 16 экспериментов при случайном совпадении мог бы оказаться только один эксперимент (на самом деле даже меньше чем один) со статистически значимым результатом. Поэтому вероятность того, что 9 из 16 экспериментов показали значимые результаты по чистой случайности, крайне мала, если быть точным, с коэффициентом исключения случайности 61 миллион к 1[482]. Позднее Шмайдлер провела обзор литературы по этим исследованиям и дополнила ее исследованиями вплоть до 1994 года. В итоге она скромно заключила, что «Медитация способствует развитию ЭСВ в том случае (и только в том), если медитирующие всецело принимают экспериментальную процедуру и цели самого исследования»[483].

Эти ранние исследования, основанные лишь на нескольких десятках экспериментов, предполагали, что практика медитации, по-видимому, улучшает экстрасенсорные способности, однако, принимая во внимание отсутствие должной организации и относительную кратковременность, такое заключение было весьма приблизительным[484].

Интерес к взаимосвязи медитации и пси-феноменов начал убывать по мере роста популярности экспериментов на телепатию по методу бесструктурного поля зрения (БПЗ), поэтому в течение двух десятилетий заключение Шмайдлер о взаимосвязи этих явлений оставалось наиболее меткой догадкой. Наши недавние эксперименты с участием мастеров медитации показали результаты, подтверждающие идею того, что медитация улучшает показатели пси, однако мы пока не сосредотачивались на особенностях отдельных техник медитации или соотношении объема медитации и показателей экстрасенсорных способностей.

Недостаточное внимание к медитации как к возможному модулятору пси может стать одной из причин того, что типичные результаты пси-экспериментов заметно слабее эффектов, описанных в преданиях йоги. Частично это может объясняться приукрашиванием сиддхи в легендах и, как следствие, завышенными ожиданиями реально возможного. Но немаловажно и то, что исследования пси-феноменов проводятся с участием неподготовленных людей и в культурных контекстах, вызывающих подозрения или боязнь таких явлений.

Что нам нужно для серьезного изучения тройственной взаимосвязи «медитация-сиддхи-пси» – это систематический подход к проведению одних и тех же пси-экспериментов с участием мастеров медитации в той же самой среде в течение длительного периода времени. И такие исследования наконец-то начались.

 

Йоги и тибетские монахи

 

В 2001 г. британский психолог Серена Рони-Дугал была приглашена преподавать исследования пси-феноменов на северо-восток Индии – в Бихар, где находится ашрам и университет йоги свами Сатьянанды Сарасвати. Рони-Дугал, пользуясь возможностью, разработала исследовательскую программу при участии местных йогов и йогинь для изучения влияния медитации на проявление пси-феноменов. С тех пор она с коллегами расширила эти исследования, задействовав и тибетских буддистов, живущих в различных монастырях Индии [485], [486], [487], [488], [489].

Как и в традиции йоги, в тибетском буддизме считается, что сиддхи возникают только после того, как человек научится пребывать в состоянии глубокой погруженности в самадхи. Тем не менее также признается, что не всякий медитирующий сможет достичь самадхи, как не обязательно и то, что появившиеся сиддхи будут устойчивыми. Вот что пишет по этому поводу Рони-Дугал:

 

Тибетцы выделяют два вида «ясновидения». Они считают, что ясновидение, которое исследуют западные психологи, представляет собой низкую разновидность, ненадежную и поддающуюся обману. Такой способностью наделены от рождения многие люди, она происходит из кармы прошлой жизни и может быть усилена с помощью медитации.

Но ясновидение, достигаемое через Самадхи, это способность высокого уровня, и она совершенно надежна. В интервью различные монахи повторяли снова и снова, что только немногие люди достигают Самадхи и ясновидения, и даже у них ясновидение надежно не более чем на 80 %. Всеведение возникает только при полном просветлении. Не каждый, практикующий медитацию, достигает Самадхи, так что не каждый, практикующий медитацию, может развить в себе экстрасенсорные способности[490].

 

Пусть экстрасенсы высокого уровня встречаются крайне редко, даже среди мастеров медитации, – Рони-Дугал интересовал вопрос, улучшают ли продвинутые уровни медитации выполнение заданий с использованием экстрасенсорных способностей. Если учителя йоги правы, это должно быть так. Ведь ключевым следствием практики йоги является развитие навыков, присущих каждому.

Рони-Дугал протестировала практикующих медитацию с различными уровнями практики с помощью одного пси-теста. Для уменьшения различий в обстановке и процедуре между подходами она тестировала людей в одно и то же время дня, в том же помещении и с теми же интервалами между подходами (обычно каждый день). Также она снабдила всех участников аудиозаписью инструкций на местном языке.

Стандартизированный пси-тест Рони-Дугал проводился с помощью портативного компьютера. Участник начинал каждый подход с пятиминутной релаксации, после чего высказывал намерение ощутить фотографию, которую покажут на экране компьютера после краткого периода медитации. За этим следовали 15 минут медитации, и участник получал указание очистить свой разум и позволить проявиться впечатлениям от цели (фотографии) в течение следующих четырех минут.

После этого он описывал свои впечатления и рисовал наброски того, что приходило ему на ум. Затем на экране перед ним появлялись четыре фотографии. Эти четыре фотографии выбирались компьютером произвольным образом из набора 25 групп фотографий, где, как и в эксперименте на телепатию по методу БПЗ, каждая группа содержала четыре максимально различные фотографии.

Участник просматривал эти четыре фотографии – все вместе или по одной, столько времени, сколько ему требовалось. А затем он оценивал по 100-балльной шкале сходство каждого снимка с тем образом, который он получал во время медитации. Дальше, если это был тест на предвидение, после того как участник излагал свои впечатления, компьютер произвольно выбирал целевое изображение и показывал его. Если же это был тест на ясновидение, компьютер показывал целевое фото, которое он выбрал произвольно в начале эксперимента. После того как каждый участник завершал восемь экспериментов, они заполняли анкету своей медитативной квалификации.

Рони-Дугал использовала такой тест потому, что тибетцы с давних времен воспринимают феномен предвидения в виде прорицаний оракулов и лам. Кроме того, ясновидение в тибетской культуре является главным способом диагностики монахов, переживших реинкарнацию (известных как тулку).

В течение шести лет, с благословения далай-ламы и свами Сатьянанды, Рони-Дугал тестировала приходивших к ней посетителей, студентов, саньясинов (студентов, получивших ученую степень по йоге), монахов и монахинь, ринпоче (тибетских лам, переживших реинкарнацию), лам (тибетских монахов высокого уровня, завершивших трехгодичное обучение в ретрит-центре) и геше (монахов, получивших эквивалент докторской степени в буддистской философии). Она провела два эксперимента в йога-ашраме и еще два в разных тибетских монастырях, при участии 52 йогов и 28 тибетских монахов.

Результаты экспериментов в йога-ашраме показали скромное свидетельство соответствия длительности медитативной практики и качества пси-эффектов, с коэффициентом исключения случайности 33 к 1. Эти же тесты в тибетских монастырях показали намного лучшие результаты, с коэффициентом исключения случайности 2000 к 1. После совмещения данных обоих тестов, взаимосвязь медитации и пси стала еще более явной, с коэффициентом исключения случайности 8500 к 1. При совмещении с более ранними экспериментами на взаимосвязь медитации и пси стало очевидно, что медитация действительно улучшает экстрасенсорные способности, что в очередной раз подкрепляет слова Йога-сутры о развитии сиддхи.

 

Далай-лама

 

Даже после положительных результатов экспериментов людям западного мировоззрения очень трудно принять реальность сверхнормальных способностей. Об этом часто спрашивают далай-ламу, и вот что он пишет в автобиографии:

 

Многие люди Запада хотят знать, правдивы ли книги о Тибете (таких авторов как Лобсанг Рампа), в которых говорится об оккультных практиках. Меня также спрашивают, существует ли Шамбала (легендарная страна, упоминаемая в некоторых священных текстах, предположительно расположенная в северных пустошах Тибета) на самом деле…

В ответ на первые два вопроса я обычно говорю, что большинство таких книг являются плодом воображения и что Шамбала существует, но не в обычном понимании. В то же время было бы ошибкой отрицать, что некоторые тантрические практики действительно позволяют проявиться таинственным феноменам[491].

 

Этот фрагмент написан с большой осторожностью, подходящей как для духовного, так и для политического лидера, каким далай-лама является уже много лет. Суммируя его ответ, можно сказать, что продвинутые медитативные практики способствуют проявлению некоторых необычных эффектов, и эти практики обычно наука игнорирует.

Далай-лама проявляет личную заинтересованность в укреплении диалога между наукой и духовностью, хотя поначалу устройство таких переговоров требовало от него больших усилий. В медитативных традициях высшие методы считаются тайной доктриной, и, как мы уже знаем по Йога-сутре, демонстрация таких способностей в мирских целях строго запрещена. Тем не менее далай-лама долгое время пытался сделать все возможное, чтобы такие явления смогла исследовать наука:

 

Я надеюсь однажды организовать своего рода научное исследование феномена пророчества, остающегося важной частью тибетского образа жизни. Однако, прежде чем говорить об этом подробно, я должен подчеркнуть, что цель пророчества не в том, чтобы, как можно подумать, просто предсказывать будущее. Это лишь часть того, что делают пророки. Но, кроме того, их можно призывать и в качестве защитников, а в некоторых случаях пользоваться и их целительскими способностями… Посредством ментальной тренировки мы разработали особые техники, позволяющие делать такие вещи, для которых у современной науки нет адекватного объяснения. И это есть основа подразумеваемой «магии и мистики» тибетского буддизма[492].

 

 

Прогресс

 

Новый вклад в изучение взаимосвязи медитации-сиддхи-пси внес метаанализ исследований медитации, опубликованный в 2012 г. Петером Зедлмайером и его коллегами из Технологического университета Хемница (Германия) в «Psychological Bulletin»[493].

Целью метаанализа Зедлмайера было получить ответ на три вопроса. Первый вопрос: имеет ли медитация положительное влияние на экстрасенсорные способности? Результат дал ясный положительный ответ. Медитация оказывает «существенное воздействие на психологические факторы»[494]. Второй: имеет ли медитация практическое значение, то есть достаточно ли получаемые эффекты сильны в терапевтических целях? И снова был получен однозначно положительный ответ. Данные эффекты сопоставимы с эффектами стандартного психологического и психотерапевтического лечения. Третий вопрос: является ли медитация, главным образом, техникой релаксации? Ответ показал, что медитация – это не просто техника релаксации, хотя она включает методы релаксации.

И это уже хорошо. Комплексный метаанализ однозначно подтверждает то, о чем давно подозревали многие исследователи медитации: медитация работает. И кроме того, что особенно важно, в этой статье открытым текстом и без всяких извинений упоминаются сиддхи, хотя обычно эту тему обходят молчанием в большинстве академических исследований медитации.

Это важнее, чем может показаться. В предыдущих главах этой книги мы рассмотрели немало примеров научных предрассудков против возможности существования пси-феноменов. Этот предрассудок заставлял многих ученых и гуманитариев избегать упоминания сиддхи.

Но вот в авторитетном журнале по психологии появляется статья, в которой сиддхи упоминаются в порядке вещей, без типичных трусливых недомолвок. Сиддхи являются ключевой составляющей большинства медитативных традиций, из чего должно следовать, что всякое серьезное исследование данной темы должно включать обсуждение сиддхи. Однако большинство из них умалчивают о сиддхи, что особенно заметно в неврологических науках, где даже упоминание этой темы в положительном ключе строго запрещено.

Тем приятнее читать следующие рассуждения Зедлмайера:

 

Во введении мы высказали одно общее предположение для практикующих медитацию начального и среднего уровней как индуистской, так и буддистской традиции (медитация оказывает общее положительное психологическое воздействие), но мы не делали предположений относительно продвинутых или конечных уровней медитативной практики. Мы делаем его сейчас.

Обе традиции – и индуистская, и буддистская – утверждают, что практикующие медитацию могут развить в себе своего рода сверхзнание, особые способности (сиддхи), превосходящие нормальные человеческие.

Буддистская традиция гласит, что можно пробудить в себе шесть видов сиддхи… Примечательно, что наименее впечатляющее – разрушение нечистых помыслов – считается самым значительным. Другие – это психокинез, яснослышание, телепатическое знание, ретрокогнитивное знание… и ясновидение. Йога-сутра сообщает и о других сиддхи, раскрывающихся при усиленной практике йоги. Ни в индуистской, ни в буддистской традиции сиддхи не придается большого значения. Будда и многие знаменитые йоги предупреждают об опасностях, связанных с обладанием сиддхи….

Тем не менее теория об эффектах медитации была бы неполной без рассмотрения этих измененных состояний сознания. Существуют свидетельства того, что такие состояния могут возникать спонтанно… но эффекты, обнаруживаемые в метаанализах, обычно весьма малы… Насколько нам известно, никому еще не удавалось проверить, действительно ли соответствующие эффекты более ярко проявлены у опытных мастеров медитации, как об этом говорят индуистская и буддистская традиции[495].

 

Как было сказано выше, Серена Рони-Дугал действительно установила, что более опытные мастера медитации показывают лучшие результаты в тестах на предвидение, и также в литературе, рассматривающей пси-феномены, указывается на то, что медитирующие участники экспериментов показывают лучшие результаты. Это поддерживает предположение Зедлмайера относительно эффектов продвинутых уровней медитативной практики, и снова мы убеждаемся в правоте Патанджали.

Подведем итог. Мы выяснили, что наука говорит о сиддхи, и увидели, что имеются рациональные, подкрепленные доказательствами причины считать, что некоторые экстрасенсорные сиддхи – подтвержденные в ходе многочисленных экспериментов – вполне реальны. Мы видели подтверждения тому, что продвинутая медитация способствует углубленному владению экстрасенсорными способностями. И что особенно важно, помимо отдельных одаренных личностей и мастеров медитации, такие способности присущи и большинству других людей – в слабой, спорадической, неконтролируемой форме.

С научной точки зрения само существование таких явлений поразительно. Оно говорит нам, что современное понимание человеческого разума, основанное почти исключительно на открытиях неврологии и неврологических подходах к изучению работы мозга, совершенно не учитывает фундаментального аспекта наших подлинных возможностей и потенциала. Это также говорит нам о том, что и наука, и религия слишком поспешно отвергали истории, связанные с сиддхи, как порождения суеверий, не стоящие серьезного рассмотрения. Несомненно, какие-то из легенд являются чистым вымыслом, полные невероятных преувеличений и искажений. Но некоторые легенды могут быть весьма правдивы. Новый взгляд и экспериментальный подход к древней мудрости с современными технологиями могут открыть совершенно новые горизонты знания.

Со временем, по мере роста интереса к изучению возможностей мастеров медитации, мы постепенно приблизимся к пониманию пси-феноменов и сиддхи. Когда это произойдет, мы, вероятно, сумеем создать более цельные модели реальности. В итоге это может способствовать развитию радикально новых технологий.

Но, говоря практически, полезно ли это знание сегодня?

 

Часть III

Что дальше?

 

Получив уверенность в том, что некоторые из сверхвозможностей йоги реальны, что мы можем сказать о таинственной границе между внутренним и внешним миром?

Наука недалеко продвинулась в этой запутанной области, поэтому нам предстоит самим рассмотреть возможности и гипотезы за пределами науки и сиддхи.

 

Глава 15

Прагматики

 

Прагматизм задает свой обычный вопрос: «Допустим, какая-нибудь идея или убеждение истинны. Но какой конкретный вклад внесет эта истинность в чью-либо реальную жизнь?

Как осуществится эта истина? Какой практический опыт станет отличным от того, каким он был бы, если бы данное убеждение было ошибочным? Какова, короче говоря, наличная стоимость истины, выраженная в опыте?»

Уильям Джеймс

 

Истории о сверхспособностях – это одно. Но делать деньги – это другое.

Для тех, кто лишен интереса к интеллектуальным вопросам (например, к онтологической основе реальности) или духовным – таким, как обретение свободы, – есть один верный способ завладеть вниманием: превзойти Уолл-стрит.

 

Сиддхи на Уолл-стрит

 

Атлеты-профессионалы обладают физическими возможностями выше средних, но один ключевой фактор отделяет обычного спортсмена от мирового чемпиона – превосходящая ментальная дисциплина. Многие годы гольфист Тайгер Вудс был образцом ментальной целостности. Ей он обязан своим удивительным рекордом побед в 73 чемпионатах Ассоциации профессиональных игроков в гольф на 2012 год.

Но после скандала с супружеской изменой, ставшего достоянием гласности в декабре 2009 г., ментальная целостность Вудса дала трещину, и очень скоро он скатился с 1-го места в мировом гольфе до 58-го. Для побед на профессиональном уровне в любом виде спорта необходимо поддержание экстремальной ментальной целостности, наподобие той, которая требуется для достижения самадхи. Так являются ли профессиональные атлеты хорошими кандидатами для демонстрации пси?

Грег Колодейчик[496] – «железный человек», чемпион по троеборью, удерживающий мировые рекорды скорости в лежачих велогонках и гонках на педальных лодках, в том числе и мировой рекорд, включенный в Книгу рекордов Гиннесса, по максимальной дистанции, преодоленной, благодаря физическим усилиям, за один день по суше и воде (647 миль по суше, 152 мили по воде). В отличие от прочих смертных, Колодейчика не беспокоят повседневные заботы, поэтому он решил попытаться использовать прекогнитивную форму дистанционной визуализации для игры на рынке срочных сделок[497].

Он использовал метод, известный как «ассоциативная дистанционная визуализация». Его разработчиком является антрополог и исследователь Стефан Шварц[498], и основное его предназначение состоит в улучшении ясновидения для применения в практических целях. Однако если цель в том, чтобы определить, будет ли конкретный пакет акций продаваться дорого или дешево, тогда попытка узнать путем ясновидения его точную стоимость едва ли приведет к успеху.

Дело в том, что экстрасенсорная информация в основном касается таких простых понятий, как форма, очертания и цвет, а не аналитических факторов вроде точного местоположения, конкретных слов и цифр. Чем-то это напоминает различие в распределении информации между полушариями мозга.

У правшей левое полушарие мозга связано в основном с языковой деятельностью, аналитическим и рациональным мышлением, а правое – с формами, символами, эмоциями и интуицией. Но такое распределение весьма условно, поскольку в мозге нормального человека происходит постоянный обмен информацией между двумя полушариями. Однако отдельные доли мозга обрабатывают информацию по-разному, и, поскольку часть этих различий относится и к восприятию экстрасенсорных данных, при использовании ясновидения в практических целях требуется особый фокус.

 

Уловка

 

Вот как действует этот прием. Для начала нужно, чтобы ваш помощник подготовил множество пар максимально различных между собой фотографий, притом неизвестных вам, чтобы ни к одной из них у вас не могло быть особого отношения.

Например, одна из таких пар состоит из фотографий яйца и кактуса. Нужно, чтобы ваш помощник или компьютерная программа произвольным образом закрепили за одной из этих фотографий нужный вам пакет акций взлетающим в цене на пятничных торгах, а за другой фотографией – тот же пакет акций падающим в цене на тех же пятничных торгах. Такая ассоциация используется, чтобы в конечном счете показать вам либо фотографию яйца, либо кактуса, в зависимости от состояния цены на пакет акций в пятницу.

Теперь представьте, что сейчас понедельник и вы хотите знать все, что вам нужно о вашем пакете акций к пятнице. Для этого вы проводите опыт дистанционной визуализации, представляя образ, который вам покажут в пятницу.

Вы медитируете и очищаете свой разум. И вот в какой-то момент вы получаете образ чего-то зеленого и колючего. Вы записываете ваши впечатления. После этого вам показывают обе фотографии. На одной вы видите яйцо, на другой – кактус. Вы оцениваете, насколько ваши впечатления соответствуют каждому из этих изображений, и решаете с некоторой уверенностью, что, скорее всего, вы видели кактус – зеленый и колючий. После этого вы узнаете, что фотография с кактусом означает падение цены пакета акций, и, соответственно, готовитесь к этому. Приходит пятница, и акции действительно падают, и вам показывают кактус в качестве ответа.

Такая игра на бирже, основанная на единственном опыте дистанционной визуализации, может сработать, но, чтобы повысить шансы на успех, вы повторяете этот процесс много раз и принимаете решение на основе большинства результатов. Вы также можете повысить степень уверенности, оценивая ее в каждом опыте (перед тем, как вы увидите цель). Если вы проведете несколько опытов и увидите, что ваша уверенность равномерно мала, тогда вы можете решить пропустить эти торги.

Колодейчик начал применять технику ассоциативной дистанционной визуализации в 1998 г. для игры на рынке срочных сделок. Его методика, использующая компьютерную программу, состоит в произвольном выборе одной из восьми позиций: 1) индекс 500 S&P[499], 2) налоговый сертификат казначейства США, 3) пшеница, 4) нефть, 5) золото, 6) швейцарский франк, 7) британский фунт и 8) канадский доллар. Дальше он выбирает даты в будущем для начала и окончания торгов. Дата может варьироваться от одного дня до двух недель.

Колодейчик проводит множество опытов дистанционной визуализации для выработки согласованного решения о покупке или продаже, и образы, используемые в виде целей дистанционной визуализации, произвольно выбираются им из тысяч цифровых фотографий, представленных в источниках коммерческой информации или же в Интернете.

Свой опыт Колодейчик начинает с того, что расслабляется в течение нескольких минут, а затем уделяет несколько минут собственно дистанционной визуализации. Обычно он проводит от пяти до десяти таких подходов подряд, так что все вместе занимает от 20 до 30 минут. Вот как он рассказывает об этом:

 

Моя цель в этом процессе состоит в уловлении произвольных мыслей об ответном образе. Я стараюсь очистить разум и ни о чем не думать, и представляю себя в нужный день и время, глядя при этом на ответный образ на экране компьютера. Любые произвольно возникающие мысли я зарисовываю или записываю.

Я игнорирую мысли, которые, по-видимому, порождаются моим сознанием и не кажутся произвольными. Я делаю упор на мысли, вызывающие удивление своей странностью, особенно если это очень подробные мысли.

Например, недавно во время опыта дистанционной визуализации мне пришла мысль о маленьком пушистом зверьке в кармане моей рубашки. Это был четкий образ, и он казался крайне произвольным, так что я придал ему особое значение при зарисовке.

Как оказалось, на ответной фотографии изображался мужчина, держащий собачку над карманом своей рубашки[500].

 

В ходе опыта дистанционной визуализации Колодейчик не знает, какое изображение означает покупку акций (назовем его изображением A), а какое – продажу (изображение B). После окончания всех опытов на заданные торги его компьютер автоматически подсчитывает очки изображения A и изображения B, и Колодейчик полагается на изображение, набравшее больше очков.

Если разница по очкам между изображениями A и B достаточно велика (степень «достаточно велика» определяется на основании предыдущих результатов), тогда он участвует в торгах. Чтобы избежать влияния на свое решение со стороны сводок фондовых рынков, он намеренно избегает выпусков финансовых новостей за несколько дней перед торгами.

 

Результат

 

Применяя этот метод, за 13 лет – с мая 1998-го по сентябрь 2011 г. – Колодейчик совершил 285 торговых операций, основываясь на 5677 опытах ассоциативной дистанционной визуализации. Из этих опытов 53 % позволили ему верно предсказать поведение рынка срочных сделок. Если рассматривать это как эксперимент на дистанционную визуализацию, то такой результат едва ли мог бы получиться по случайности, поскольку коэффициент исключения случайности в данном случае составляет больше, чем 31 000 к 1. Колодейчик также обнаружил, что по мере того, как росла его уверенность в соответствии медитативных впечатлений определенным образам, повышалась и частота принятия верных решений. При максимальной степени уверенности его коэффициент попадания возрастал до 78 %.

Из упомянутых 285 торговых операций 181 привела к решениям, давшим Колодейчику достаточно уверенности в своих силах, чтобы рисковать реальными деньгами. Эта 181 операция была основана на 4007 опытах дистанционной визуализации, и 60 % из этой 181 операции оказались успешными. Начиная с капиталом в $ 50 000, он получил в итоге $ 146 000 чистого дохода.

Есть и другие люди, применяющие ассоциативную дистанционную визуализацию для игры на фондовом рынке[501]. Будучи разработанной как лабораторная методика в 1980-х и известная в то время лишь очень узкому кругу людей, каких-то 30 лет спустя она стала настолько популярной, что поисковик «Google Search» выдает по запросу «дистанционная визуализация» («remote viewing») и «фондовый рынок» («stock market») 55 000 веб-страниц; более общий поиск по запросу «дистанционная визуализация» и «применение» («applications») выдает около 700 000 вебстраниц.

Впрочем, очень немногие из этих страниц сообщают о научных исследованиях, поэтому вся информация на них должна восприниматься с долей скептицизма. Тем не менее это говорит о широком интересе к теме, которая раньше считалась сугубо эзотерической. Ряд контролируемых исследований, проведенных в этом направлении, подтверждает, как и случай Колодейчика, что дисциплинированные, целеустремленные и талантливые люди способны с пользой для себя предвидеть будущее.

Что же касается вопроса о том, можно ли достичь подобных результатов с помощью мартышек, кидающих дротики в перечень ценных бумаг, научные испытания показали, что вероятность этого ничтожно мала. Если говорить о случае Колодейчика, то нам понадобилось бы задействовать 31 000 команд мартышек с дротикам и, при условии, что мартышки не умеют играть на фондовом рынке, ждать неопределенно долгое время, чтобы увидеть лишь однажды результат, сопоставимый с результатом Колодейчика. А его доход говорит сам за себя.

Так или иначе, методику Колодейчика нельзя принимать за образец в искусстве делать деньги на Уолл-стрит, поскольку профессиональные биржевые агенты не стали бы полагаться на одну только экстрасенсорику для принятия решения. Сначала они провели бы всесторонний анализ рынка, используя всю доступную информацию, и только после этого, приняв окончательное решение, они могли бы обратиться к пси. Очевидно, здесь этот дополнительный коэффициент и обнаруживает разницу между доходом в сотни тысяч и миллионы долларов.

Этот же подход, использующий получение информации посредством пси, при отсутствии других источников может иметь еще одно применение, дающее ответ на вопрос «ну и что?».

 

Детектив-экстрасенс

 

Есть немало свидетельств применения экстрасенсорных способностей в детективных расследованиях, а также в засекреченных еще недавно программах экстрасенсорного шпионажа правительства США [502], [503], [504]. Здесь, однако, сложно судить об успехе, поскольку нам неизвестна статистика таких расследований. У скептиков есть основания считать, что в некоторых случаях экстрасенсам удается высказать правильную догадку, помогающую следствию, тогда как большинство их предположений оказываются ошибочными.

Если бы наши знания экстрасенсорных возможностей ограничивались только этим, у нас не было бы основания доверять таким историям. Но нам известно по результатам научных экспериментов, что ясновидение существует, а значит, мнение, что детективы и шпионы-экстрасенсы всегда полагаются лишь на удачу, несостоятельно.

Впрочем, и помимо научных причин доверять работе детективов-экстрасенсов, иногда можно встретить пример настолько впечатляющий, что о нем стоит рассказать. Один такой случай привлек мое внимание, пока я писал эту главу. Это история о команде детективов-экстрасенсов, раскрывших преступление, которое было занесено в разряд не поддающихся раскрытию, «глухих дел».

Речь пойдет об одном аферисте-виртуозе, который в конце этой истории был осужден за убийство. Случай был описан в газете «Las Vegas Sun» от 5 мая 2012 года. Информацию, позволившую раскрыть преступника, сообщила команда дистанционной визуализации, возглавляемая Анджелой Томпсон Смит, преподавателем дистанционной визуализации и основателем Невадской группы дистанционной визуализации.

Я познакомился с мисс Смит в 1980-х, когда она состояла в штате Научно-исследовательской лаборатории инженерных аномалий Принстонского университета, а я работал в том же университете на факультете психологии. Я знаком с еще одним человеком, имеющим прямое отношение к этому делу, фотографом из Лас-Вегаса по имени Роберт Найт, который в конце 1990-х решил сфотографировать меня для выставки своих работ под названием «Тропа воина».

Именно он обратился к Анджеле Смит за помощью, чтобы найти своего друга, известного радиоведущего из Денвера Стивена Б. Уильямса, пропавшего без вести более месяца назад. Команда Анджелы на тот момент включала шестерых мастеров дистанционной визуализации, помимо нее самой, имеющих следующие специальности: капитан воздушного судна в отставке, медсестра ВВС США на пенсии, подрядчик гражданской авиалинии, инженер-строитель, фотограф и библиотекарь.

Каждый из них получил в качестве цели случайный набор букв и цифр. Это неизвестное им «случайное слово» было связано с различными сторонами дела о пропавшем человеке. Использование «слепой цели» является важным элементом дистанционной визуализации, не позволяющим «визуалам» (жаргонное обозначение дистанционного визуализатора) попытаться отгадать цель. Всех их попросили искать информацию о пропавшем человеке и его местонахождении, а позднее – об облике и местонахождении его предполагавшегося убийцы.

Смешанная информация, полученная экстрасенсами, указывала на то, что пропавший человек, вероятно, был мертв (убит), а тело его сброшено в океан, предположительно вблизи Санта-Барбары, штат Калифорния. Найт был, естественно, ошеломлен. Еще более сильный шок он испытал, когда жена сказала ему, что недавно видела выпуск новостей, где сообщалось о неопознанном теле мужчины, найденном в 22 милях к югозападу от Лос-Анджелеса, вблизи островов Каталина и Санта-Барбара.

Основываясь на информации экстрасенсов и на своем тяжелом предчувствии, Найт позвонил в лос-анджелесский морг, где находилось тело. Он сказал клерку, что на теле могут отсутствовать три пальца на левой руке. (Друг Найта потерял их из-за несчастного случая еще в школе.) Клерк был настроен скептически, но все же взглянул на тело и увидел, что действительно отсутствуют три пальца. Дальнейшая экспертиза подтвердила догадку Найта, а также то, что его друг был убит выстрелом в голову.

Найт внезапно стал главным подозреваемым в убийстве, ведь у полиции не было другого объяснения того, как он мог установить личность убитого. К счастью для Найта, он был знаком с капитаном полицейского управления, который знал о действенности метода дистанционной визуализации. Он поручился за Найта, и вскоре с того было снято подозрение. Сержант Кен Кларк из управления шерифа округа Лос-Анджелеса позже признал, что без сведений, сообщенных Найтом и экстрасенсами, им было бы чрезвычайно трудно опознать тело.

Далее Найт сообщил сведения, полученные от экстрасенсов, о личности возможного убийцы. Этот человек предположительно занимался вложением денег убитого, но в действительности украл их. К сожалению, полиция нигде не могла найти его. И снова помогли экстрасенсы Найта, сообщив, что подозреваемый мог улететь на Карибские острова. Так оно и было. В итоге его выследили в Монтане, где он был настолько беспечен, что устроился на работу к бывшему полицейскому. И тот быстро узнал, что его новый сотрудник разыскивается по подозрению в убийстве. Вскоре он был арестован и осужден и с 2011 г. отбывает пожизненное заключение.

 

* * *

 

Что мог бы сказать Патанджали об использовании сиддхи для игры на фондовом рынке? Думаю, он бы сказал, что использование таких способностей в эгоистических целях наподобие получения денег противоречит конечной цели йоги. Он мог бы напомнить нам, что в течение тысячелетий йога оставалась тайным учением, поскольку большинство из нас, не имея стойких моральных и этических принципов, слишком незрелы для безопасного развития и применения сверхвозможностей. Такие люди нажили бы себе уйму неприятностей или, обозлившись, стали бы использовать эти возможности как оружие. И хотя рас


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.