Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-11-19 | 406 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вед.: Молодцы ребята. Вы можете быть охотниками, воинами и отличными наездниками.
Вед. Но ни один праздник не обходится без музыки, а значит без башкирских народных инструментов. Самым любимым стал – курай. Изготовляют его из сухого полого тростника – курая. (Звучат звуки курая)
Вед. Звуки курая повествовали о жизни, радости и любви.
Когда я слушаю курай, то радость льется через край,
Неприхотлив и невелик курая песенный родник,
Тростинку срежу я в лесу, домой с собою унесу,
И только дуну в свежий срез, как зашумит уральский лес.
И зажурчит, наверняка, в ней мелодичная река.
Держу курай, в родном краю я песни звонкие пою.
Башкортостан, наш край благодатный
Ты все молодеешь, цветешь с каждым днем
И в праздничный день республики нашей
От детского сада ПРИВЕТ ТЕБЕ ШЛЕМ! (все)
Дети исполняют песню - «Родной Башкортостан»
Вед: Еще раз хочу поздравить всех с праздником и пожелать мира и благополучия. На этом наш праздник заканчивается, до новых встреч, дорогие друзья!
Занятие «Мой родной Башкортостан»
Цель: Обобщить, углубить и расширить знания детей по истории и экологии современного Башкортостана.
Задачи:
образовательные: развивать связную речь; закрепить знания детей о Башкортостане;
развивающие: развитие памяти, произвольного внимания, логического мышления, мелкой моторики, слухового восприятия
воспитательные: воспитывать чувство национальной гордости за родную республику через соприкосновение с лучшими и наиболее интересными образцами литературы, искусства, фактами из истории и национальными традициями.
Оборудование:
-.CD проигрыватель с записью мелодии курая;
- географическая карта;
|
- башкирский мёд,
Ход занятия
Организационный момент.
Сегодня у нас, ребята, не совсем обычная встреча. Мы совершим путешествие по нашей родной республике, по удивительному краю, который зовётся Башкортостаном. Башкортостан расположен на крупнейшем материке на Земле - в Евразии.
2. Дидактическая игра «Обведи по контуру». Дети обводят географический контур республики Башкортостан.
3. Дидактическая игра «На что похоже?». Что по форме вам напоминают очертания республики на карте России? (Ответы детей).
-Да, действительно, очертания Башкортостана на карте вызывают самые разные ассоциации и поэтические представления. Одни сравнивают его с человеческим сердцем, другие – с ладонью дружественной руки.
-А народный поэт Башкортостана М. Карим назвал нашу республику зелёным листком берёзы России. (Декламирование логопедом стихотворения «О берёзовом листке»)
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Мустай Карим
Обучающий момент.
Итак, мы начинаем наше путешествие! В Башкортостане проживают представители более 30 национальностей (назовите их).
В Башкортостане - 21 город, столица – г. Уфа.
-В начале нашего путешествия я предлагаю вам совершить небольшой экскурс в прошлое.
-Вы задумывались когда-нибудь, почему наша республика называется Башкортостан?
-История слова «башкорт» имеет природные начала и два самых распространённых научных толкования: первая половина в обоих вариантах означает «голова», а вторая половина «корт» одними исследователями переводится как «волк», а другими «пчела»
БАШ КОРТ голова волк пчела
Первое толкование объясняется существующей с давних времён легендой о волке-спасителе, волке-основателе башкирского народа.
Второе толкование связано с поклонение башкирской пчеле и с исторически древним занятием пчеловодством и бортничеством.
-Какие цвета преобладают на физической карте Башкортостана? (коричневый и зелёный). Коричневый цвет означает горы, а зелёный – равнину.
|
- Есть башкирская легенда о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс этот был огромный. Однажды великан растянул свой пояс, и он лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
-Как вы думаете, что означает слово «Урал» по-башкирски? (пояс)
-Непосредственно с горами связано и формирование рек в Башкортостане.
Всё хорошо в природе, но вода - красота всей природы. С. Т. Аксаков
-Удивительны и прекрасны реки Башкортостана. Многие из них берут своё начало в Уральских горах. Какие реки Башкортостана вы знаете?
-В башкирском народном творчестве Агидель - «белую как серебро» реку часто называют Идель. В знаменитом эпосе «Урал-батыр» Идель- один из сыновей Урала, давший людям воду, прорубив в скалах дорогу Белой реке. Имя Иделя народ дал реке, кормилице и поилице, тем самым, увековечив его на все времена. Может быть поэтому за рекой и закрепилось нынешнее название – Агидель - Белая река, в противоположность Караидели- чёрной реке, у которой воды темнее и мутнее. Или потому, что Агидель течёт с юга, со светлого полудня, а Караидель- с севера, с чёрной полуночи.
-Любой путешественник, отправляясь в дальнюю дорогу должен задуматься о том какая погода его ждёт.
-Климат Башкортостана: зима обычно снежная и холодная, лето жаркое
Игра «Отгадай загадки».
В них загаданы погодные явления, которые мы можем часто наблюдать в нашем родном Башкортостане.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает,
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер).
Нашумела, прогремела,
Всё полила и ушла
И сады и огороды
Всей округи полила. (Гроза).
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса).
Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (Молния).
На дворе переполох-
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина
У неё теперь ангина. (Град).
Без крыльев – летят,
Без ног – бегут,
Без паруса – плывут. (Облака).
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (Туман).
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь).
|
- Но в какое путешествие интересно отправляться в одиночку? Лучше и веселее взять с собой друзей, чтобы вместе полюбоваться красотами и богатствами родного края.
- Чем же богат Башкортостан? Вспомните легенду о великане, носившем пояс «Урал». Какие богатства он упрятал в недрах своих глубоких карманов?
- Полезные ископаемые, которые добываются на территории Башкортостана.
-Более 800 различных минералов хранятся в недрах уральских гор. Тысячи месторождений железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Урал – родина малахита, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней и минералов.
-Но главное богатство нашей республики – это уголь и нефть.
-Одно из главных богатств Башкортостана – это его природа. Республика богата лесами. У нас растут: березы, ели, пихты, сосны, липы, дубы, клён, черёмуха, рябина, а в горной местности – и лиственница. Из кустарников наиболее распространённые орешник, боярышник, шиповник, можжевельник.
- В Башкирских лесах наполненными душистыми цветами, цветущими кустарниками и деревьями, издавна обитают дикие пчёлы.
-С. Т. Аксаков, воспевая башкирскую природу, писал: «Прекрасен ты, чудесный край, свежи, зелены и могучи стоят твои раздольные леса и рои диких пчёл шумно населяют рукотворные борти твои, занося их душистым липовым мёдом…»
-Башкирский мёд славился всегда. Своими уникальными вкусовыми качествами он известен не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Он был отмечен золотыми медалями на международных выставках: в Париже – в 1900 году, в Эрфурте – 1961 году. Начало 21 века башкирский лакомый продукт ознаменовал новой победой: на международной выставке «Золотая осень» в Москве – одиннадцатью золотыми и двумя серебряными медалями.
- Богаты исторические традиции башкирского народа в области коневодства. А точнее, в вопросе разведения особой породы лошадей – башкирской лошади. Это тоже является очень значительным и примечательным фактом в истории Башкортостана.
- Богат и животный мир Башкортостана. Это объясняется разнообразием растительности и рельефа республики. В степях встречаются волки, лисицы, хори, зайцы, а из птиц – серая куропатка. В лесах – лоси, косули, волки, рыси, медведи, барсуки, куницы, норки, из птиц – тетерев, глухарь, рябчик.
|
- Возле рек и озёр селятся лебеди, серые гуси, казарки, различные утки. В озёрах и реках много рыбы хищных карповых и ценных пород.
- Всё это богатство требует охраны и защиты во имя будущего. Поэтому на территории республики были созданы заповедники.
- Завершая наше сегодняшнее путешествие по родному краю, давайте обобщим, чем же богат Башкортостан? Что можно считать главным и истинным богатством нашей республики? (Дети приходят к мысли, что главное богатство нашей республики это люди, которые своим трудом добиваются её процветания).
Итог.
- Понравилось ли вам путешествие?
- Что нового и интересного вы из него узнали?
- Что особенно запомнилось и заинтересовало? Оценивание.
Использованная литература:
«Любовь моя - Башкортостан» методическое издание, Стерлитамак, 2005
«Мой край - Башкортостан» Ф. Н. Фазлыева
Стихотворения К. Киньябулатовой, А. Тагировой, А. Ахметкужина, Р. Молодцова
«Музыка в детском саду»А. Кубагушева
«Мой край родной»
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие - (нравственное и патриотическое воспитание);
- познавательное развитие - (приобщение к социально-культурным ценностям)
- речевое развитие - (развитие речи: формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи.);
- художественно-эстетическое развитие – (приобщение к искусству (к музыке, музыкальная деятельность (слушание, пение, музыкально-ритмические движения.);
- физическое развитие – (физическая культура – (подвижные игры.).
Цель:
- воспитание у детей патриотизма;
- приобщение к культуре Башкортостана через легенды, игры, напевы, танцы башкирского народа, знакомство с музыкальными инструментами;
- развивать двигательную активность через игры.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа;
- познакомить детей с творчеством Мустая Карима;
- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа (с легендами);
- продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;
- продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.
Развивающие:
- развивать память, сообразительность, находчивость;
- развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;
- обогащать словарный запас и расширить кругозор;
- развивать двигательную активность.
|
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;
- формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;
- формировать чувства толерантности.
Предварительная работа:
- проведение ООД: «Наша Родина – Башкортостан!», «Символика Башкирии: гимн, герб, флаг», «Наш город», «Башкирский поэт – Мустай Карим»;
- рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных инструментах, чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок;
- прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах;
- проведение праздника: «Край мой родной, Башкортостан!»;
- экскурсии в мини - музей, по достопримечательностям родного города;
Словарная работа: культура, традиции, поэт, портрет, легенда, кубыз, думбыра, курай, кубызист, думбырист, кураист, озон кой, кыска кой.
Индивидуальная работа:
- продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчетливого произнесения слов и словосочетаний в рассказывании легенд;
- над выразительным чтением стихотворения «Родина»;
- с подгруппой детей над совершенствованием диалогической речи: умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
- совершенствовать развитие навыков пения с инструментальным сопровождением;
- с подгруппой детей над формированием умения двигаться по кругу и в хороводах, ритмично выполнять движения, простейшие перестроения;
- с подгруппой детей над закреплением правил народных игр и умением выполнять действия взятой на себя роли, согласовывая слова с игровыми действиями.
Демонстрационный материал: презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию Мустая Карима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», сборник башкирских народных легенд и сказок, народные музыкальные инструменты (кубыз, думбыра, курай, головные уборы для девочек и мальчиков, маски: волк, козлята, платок.
Оборудование: мультимидийный проектор, указка.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, исправления, дополнения, оценка ответов, объяснение, загадки, художественное слово.
Игровые: народные п/и: «Курай», «Наза эбей».
Наглядные: презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию Мустая Карима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», народные музыкальные инструменты (кубыз, думбыра, курай).
Инновационный метод: презентации.
Ход образовательной деятельности:
Дети под музыку входят в зал и становятся полукругом.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- Ребята, сегодня у нас необычное, праздничное мероприятие. Мы поговорим о культуре нашего края, вспомним, что мы о нем знаем.
- В какой республике мы с вами живем?
- Столица республики Башкортостан?
- Кто такой Салават Юлаев?
- Как называется наш город?
- Каждый из нас Башкортостан называет своей Родиной. Но свою родную республику надо уметь любить, какой бы национальности ты не был.
Песня: «Башкортостан – Родина моя!»
- Ребята, давайте внимательно посмотрим на этот портрет. Это знаменитый поэт Башкортостана – Мустай Карим. В этом году наша республика празднует 100-летие со дня его рождения. И чтобы поближе познакомиться послушаем его стихотворение.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!