Ансамбль башкирских народных инструментов. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Ансамбль башкирских народных инструментов.

2019-11-19 270
Ансамбль башкирских народных инструментов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Народные игры создавались веками, поэтому мы не должны их забывать, т. о. сохраняя традиции башкирского народа.


Как мы нарядны и красивы,

Как весело – посмотри,

Давайте вместе мы попляшем,

Взялись за руки, раз, два, три.

Звучит башкирская мелодия

И не устоишь на месте.


«Парный башкирский танец.»


Великую землю, любимую землю.

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой.

Мы Родиной нашей зовём.

Мы дети Родины, своей большой страны.

Мы всех счастливей, всех сильней,

Покуда вместе мы!


Песня: «Башкортостан – ильгенам»

- Вам понравился наш праздник?

- Как зовут знаменитого башкирского поэта, написавшего стихотворение «Родина», которому в этом году исполняется 100лет?

- С какими легендами башкирского народа вы сегодня познакомились?

- С какими башкирскими народными музыкальными инструментами вы сегодня познакомились? (Кубыз, думбыра, курай)

- Как называется мелодия протяжная, долгая? (Озон кой)

- Как называется мелодия быстрая, веселая? (Кыска кой)

- В какие башкирские народные игры вы играли?

- Ребята, раз мы родились живём в Башкирии, мы должны знать свою культуру, свой язык, свои обычаи и традиции. Пусть всегда будет мир и дружба в этом удивительном краю. Здесь хватит места для всех на родов.

- А теперь, ребята, поблагодарим наших гостей за то, что они нашли время прийти к нам и дали возможность услышать живое звучание башкирских народных инструментов.


Название проекта: «Чудеса Башкортостана».

Вид проекта: информационный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители

Актуальность.

Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

1 этап Цель проекта:

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;

Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;

Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики;

Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.

Задачи:

Формировать бережное отношение к природе родного края;

Формировать знания по культуре родного края;

Продолжать учить понимать ценности каждого объекта природы, как источника материального и духовного развития общества;

Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей;

Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

Этап Подготовка к внедрению проекта

1. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

2. Подобрать иллюстрации и дидактические игры.

3. Составить перспективный план мероприятий.

Этап Выполнение проекта

Образовательные области Вид детской деятельности

Познавательное развитие Формирование целостной картины мира:

«Лес – наше богатство», «Мой край Башкортостан», «Что мы знаем о пчелах», «Поющий родник», «Лекарственные растения Башкортостана», «Башкортостан – моя республика», «Цвети мой край родной».

Беседы: «Башкирская пчела», «Мурадымовское ущелье», «Озеро Аслы – куль», «Пещера Шульган – таш», «О городе Уфе», «Водяной орех», «Иремель горы», «Озеро Кандры – куль».

Речевое развитие Легенда «Происхождение башкир», сказка «О курае», легенда о происхождении шиханов, легенды о реках Башкортостана, сказка «Медведь и пчелы».

Социально – коммуникативное развитие  КВН «Дикие животные нашего края», драматургия башкирской народной сказки «Четыре друга».

Дидактические игры: «Какого города герб?» «Башкирская национальная одежда», «Собери карту Башкортостана», «Кто скорее составит флаг РБ?».

Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента».

Музыка «Процветай, Родина моя!», «Я люблю тебя, мой Башкортостан!».

Художественно – эстетическое развитие Рисование: «украшение бочонка для меда», «Ромашки», «Юрта».

Аппликация: «Украшение одежды башкирским орнаментом».

Физическое развитие Подвижные игры: «Юрта», «Медный пень», «Липкие пеньки».

Работа с родителями Посещение краеведческого музея

Этап Презентация проекта

1. Организация выставки детских творческих работ «Край родной».

2. Оформление фотовыставки «Мы познаем край родной».

Дидактические игры.

Собери карту Башкортостана.

 

 

«Мой край родной»

Цель игры: закреплять знания детей о карте Башкортостана; учить детей составлять карту по образцу и по памяти; развивать внимание, зрительную память; воспитывать интерес к родному краю.

Оснащение игры: карта и разрезная карта Башкортостана.

Участники игры: от одного и более детей 5-7 лет.

Правила игры:

1 вариант. Составление карты по образцу из 3-4 частей, потом количество частей можно довести до 7-8 и более.

2 вариант. Составление карты без образца.

Какого города герб?

Цель игры: закрепить знания детей о крупных и известных городах РБ, о том, что каждый город имеет свой герб и историю названия города; развивать интерес к истории; воспитывать уважение к символам.

Оснащение игры: гербы городов Башкортостана.

Участники игры: от одного и более детей 5-7 лет.

Правила игры: определение городов – Уфы, Стерлитамака, Салавата, Кумертау, Нефтекамска, Сибая, Октябрьского и других – по их гербам.

Ход игры: Дети внимательно рассматривают картинки с гербами крупных городов Башкортостана. Кто больше и правильно по гербу определит название городов – тот и победитель.

Башкирская национальная одежда.

Цель игры: закрепить знания детей о башкирской национальной одежде; напомнить, что особенности костюма, одежды зависят от места жительства, деятельности и уклада жизни народа; вспомнить с детьми, почему так много украшений в женской одежде. Развивать интерес к женской одежде.

Оснащение игры: башкирская национальная женская и мужская одежда: праздничная и повседневная; мужская для разного вида труда (охотника, бортника, пастуха и др.)

Правила игры: дети описывают одежду, называют, кто и когда этот костюм надевает.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что каждый народ имел свою одежду. У всех народов была праздничная и повседневная одежда.

Сегодня мы рассмотрим одежду башкирского народа. Уточним, какая это одежда: праздничная или повседневная, кто и когда ее надевал.

Рассматриваются: праздничная женская и мужская одежда; женская одежда для домашней работы; мужская охотничья одежда, одежда пчеловода, пастуха и т. д.

Как я знакомлю детей с обычаями, традициями и обрядами башкирского народа

Начиная работу по ознакомлению с родным краем, с его людьми и с традициями, обычаями, праздниками педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как через что можно показать образ жизни народа.

Любой край неповторим. В каждом месте своя природа. Неповторимы люди. Есть свои артисты, поэты, герои обязательно есть люди, которые прославили свой край трудом. Труд в каждой местности тоже разный. Замечательно и неповторимо народное творчество. Каждый край знаменит еще и тем, что здесь живут, жили люди, которые стали известны всей стране. Дети должны знать героев, защищавших от врагов их родной край, Родину.

По ознакомлению с традициями, обычаями опирались на программу Фазлыевой «Уралым - минем тоягем» (Урал - мой край родной»). Руководствуясь программой определила объём и содержание знаний, которыми должны овладеть дошкольники. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и также программой по ознакомлению с родным краем, с учетом местных условий планировала весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течении года усваивали знания постепенной, в определенной системе.

Всю работу по ознакомлению детей с традициями, обычаями, обрядами связывала с разделами Природа Башкортостана». «О труде людей», «О народах нашего края», «Искусство и народное творчество» и т. д.

Можно ли рассказать детям о праздниках. обрядах, традициях без сообщения им определенных знаний о родном крае?

В процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагала анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочтет воспитатель.

Так, например, детей знакомила с трудом колхозников. Они узнали о работе людей разных профессий. В течении года планировала несколько образовательно- образовательных тем. Раскрывающих труд людей родного края. Читали детям рассказы, стихи Д. Юлтый «Хлеб», В. Крупинина «Отцовское поле», Ю. Вакоя «Большие дела маленького Микиня», Я. Купалы «Поле».

Чтение этих художественных произведений воспитывают уважение к труду хлеборобов, бережного отношения к хлебу. Проводила занятие «От зерна до каравая», беседу «Откуда хлеб пришел». Ежегодно проводим праздник урожая, который заканчивается чаепитием, где мамы приносят различные выпечки из башкирской национальной кухни. Это балеш, чак-чак, губадия, очпочмак и др.

Проводила беседу о празднике Сабантуе. Сабантуй по обряду проводили после посева весенних работ и до сенокоса. Готовились с детьми к проведению этого праздника. Учили с детьми башкирские песни и стихи башкирских поэтов. Рассказала детям. Что такое кумыс и бишбармак и как готовят их, провела беседу о народных танцах. О национальной одежде. Рассматривали национальную башкирскую одежду, детали одежды. Дети с интересом слушали сказания о курае. На празднике Сабантуй дети участвовали с желанием. Они соревновались друг с другом в силе и ловкости. Во время праздника проводились народные игры и шутки, пели башкирские песни, плясали. Знакомство детей с куклами Лейсан и Айбулат в национальной одежде мы начинаем в младшей группе. Предлагаем несложные детские игры, такие как «составь узор», «Домино». Дети с удовольствием играют в эти игры, любят играть с куклами в башкирской национальной одежде. Так, через игру начинается знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами башкирского народа с самого младшего дошкольного возраста. В средней группе я проводила занятия «Лепка пиалы», где под мелодию курая дети, как башкирские умельцы, лепят башкирскую посуду. С детьми играем сюжетно-ролевую игру «В гости к Лейсан» или «У Лейсан день рождения».

Продолжаем проводить беседы по ознакомлению с родным краем. Ходили в музей детского сада на экскурсию, где дети знакомились с башкирской утварью. Уже в старшей группе также дети в начале года посещают музей, где мы продолжаем знакомить детей с башкирским бытом, с обычаями. Провели занятия «Государственные символы Башкортостана», «Мой край родной», «Уфа – столица Башкортостана», «Башкортостан – Родина моя» и др. Наши дети очень любят башкирские народные игры.

Так как мы живем в многонациональной республике, то почитаем и традиции других народов. Проводим и русские праздники. Такие, например, как «Масленица», «Коляда» и др.

Работа по ознакомлению детей с родным краем проходит эффективнее, если мы, педагоги, устанавливаем тесную связь с семьей. Необходимость включения семьи в процесс воспитания объясняется наличием особых педагогических возможностей, которые создают благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Родители не только помощники детского сада, а равноправные участники формирования детской личности.

Приступая к работе по программе Фазлыевой по ознакомления с родным краем ознакомили родителей с задачами программы, раскрыли им значение семьи в развитии высших нравственных чувств.

Проводили консультации и беседы с родителями, ознакомили родителей с обычаями, традициями, обрядами нашего народа. Родители активно включились в нашу работу: сшили национальные костюмы куклам Лейсан и Айбулату; устроили конкурс «Лучшее башкирское блюдо», где приняли участие все родители. С помощью родителей создали уже с младшей группы, башкирской уголок «Родина моя –колыбель золотая», сделали альбомы «Родной Башкортостан», «Природный мир Башкортостана».

 

 

«Природные богатства Башкортостана»

Цель: Воспитывать у детей уважение, гордость и любовь к Родине, к природе, к родному языку. Обогащать знания детей о природе Башкортостана: озёра, горы, реки, леса; о животных нашего края. Прививать любовь к родной природе и родному краю. Развивать логическое мышление с помощью загадок. Формировать желание и потребность бережного отношения к природе и животным.

Словарная работа: республика Башкортостан, природные богатства края, правильно называть на башкирском языке реки, озёра, горы, животных.

Материал: оформление группы (горы, лес, река, озеро, магнитофон, для сюрпризного момента: «ковёр-самолёт», мягкие игрушки: дикие животные, макеты деревьев, карта Башкортостана.

Предварительная работа: беседы, рассматривание книг, альбомов, иллюстраций о Башкортостане, работа с контурными картами, экскурсии на природу, в музей, работа по изодеятельноста, дидактические игры.

Воспитатель: Доброе утро, дети!

Я вам предлагаю послушать стихотворение М. Карима. Вы послушайте внимательно: о чём оно. (звучит мелодия курая)

Ер шарынын картаhына

Караhан якшы гына

Башкортостан шул картала

Бер япрак саклы гына.

Дети: Это стихотворение о Башкортостане.

Воспитатель: Правильно. Дети, посмотрите, пожалуйста, на карту. Это карта нашей республики. Башкортостан -очень большая республика и ещё наш край очень богатый. А чем богат наш край мы сейчас расскажем. Дети, скажите что обозначают на карте разные цвета? Дети: Зелёный цвет- это леса, коричневый- горы, синий-реки и озёра.

Воспитатель: Молодцы, дети, правильно. А теперь посмотрите на север нашей республики (показываю) какого цвета больше?

Дети: На севере больше зелёного цвета, значит здесь растут разные деревья.

Воспитатель: А что можно сказать про юг республики?

Дети: На юге больше коричневого цвета, значит здесь горы. Воспитатель: А это запад республики, что вы видите здесь?

Дети: На западе есть и горы, и леса.

Воспитатель: Правильно, на горах тоже растут деревья. А на востоке какого цвета карта?

Дети: На востоке- коричневый, это значит здесь только горы.

Воспитатель: А есть ли ещё какой-нибудь цвет на карте?

Дети: На карте есть голубой цвет, так обозначены реки и озёра.

Воспитатель: Вот мы и рассказали, чем богата наша республика. А сегодня я хочу предложить вам экскурсию по нашему Башкортостану.

(Звучит музыка, дети садятся на «ковёр-самолёт»)

Воспитатель: Посмотрите, дети, мы с вами приземлились в лесу. Посмотрите вокруг, какие деревья растут. А у нас в Башкортостане какие деревья растут?

Дети: У нас растут берёзы, сосны, лиственница, осины. Воспитатель: А как называется лес, где растут только берёзы (берёзовый, сосны и ели (хвойный). А как называется лес, где растут все деревья рядом (смешанный). А ещё у вас в республике есть такое место, где растут только дубы, как этот лес называется (дубовый). Воспитатель: Молодцы, дети., про деревья нашего края вы много знаете. Лес нам очень необходим: Мы с вами часто ходили в лес, слушали как шумит листва, наблюдали как деревья приветливо встречали нас, качая веточками. Давайте мы сейчас встанем и немного отдохнём в нашем лесу (физминутка)

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз- наклон, и два- наклон,

Зашумел листвою клён.

Воспитатель: Вот мы и отдохнули. А теперь я хочу вам загадать загадки (Загадки на башкирском языке)

1. Йэйен hоро, кышын ак

Кыска койрок, шеш колак

2. Энэлэрен калдырмай йорой Узе тегеусе тугел.

3. Кышын кардан да аста Иэйен урманда батша

(Дети отгадывают загадки о животных: заяц, ёж, медведь)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А ещё какие

животные живут у нас в Башкортостане?

Воспитатель: Правильно, все эти животные обитают у нас

в республике, в наших лесах, горах. Посмотрите вдали что

виднеется?

Дети: Это горы.

Воспитатель: Правильно, а как вы думаете, какие это могут

быть горы?

Дети: Яман-тау, Иремель, Янган-тау.

Воспитатель: А какие горы в нашем Учалинском районе вы

знаете?

Дети: Иремель, Урал-тау.

Воспитатель: А как называется самая высокая гора? Дети, а вы знаете почему гора Яман-тау так называется?

Я сейчас вам расскажу одну легенду про эту гору, (легенда из сборника предания легенды.)

Звучит шум ручья.

Воспитатель: Вы слышите как шумит река? Посмотрите,

наверное это река называется, как думаете? А какие ещё

реки вы знаете (Агндель, Дим) А у нас в районе (Яик)

Воспитатель: Посмотрите, куда привела нас река?

Дети: К озеру.

Воспитатель: Наша республика- это края озёр. Какие озёра

вызнаете?

Дети: У нас в Башкортостане есть Аслы-куль, Якты-куль.

Воспитатель: А у нас в Учалинском районе?

Дети: Ургун, Калкан.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы правильно назвали.

А теперь нам пора возвращаться к себе на родину, домой.

(дети на «ковре-самолёте» возвращаются)

Воспитатель: Сегодня мы путешествовали по нашей

республике, вспомнили богатства нашего края. Назовите

природные богатства нашего Башкортостана.

Дети: Это леса, реки, озёра, горы.

Воспитатель: Да, природа наша очень разнообразна. Это

наше богатство. Нам нужно беречь нашу природу: не

засорять реки, не ломать деревья, не рвать цветы, не пугать

птиц и животных.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.