Исполнение песни «Родина моя» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Исполнение песни «Родина моя»

2019-11-19 350
Исполнение песни «Родина моя» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исполнение песни «Родина моя»

Воспитатель: Ребята, а какой же праздник без угощений? А вы знаете, какое самое распространенное блюдо у башкирского народа? Конечно, это чак- чак. Воспитатель выносит чак-чак и угощает детей (Звучит мелодия)


Ребёнок


Башкортостан-мой край родной,

Горжусь и радуюсь с тобой!

Твои долины, реки и поля-

Все это ты, любимая земля


(А. Ахметхужина «Ода Башкортостану»)



Ребёнок


Прекрасны дальние края,

Но я шептала на рассвете,

Что соловьиная моя

Башкирия одна на свете! (А.Тагирова «Моя Башкирия»


Воспитатель


Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края.


Только мне, из всей моей России,

Милей всего Башкирия моя!

  С днём рождения тебя, наша республика!


Цель:

- воспитание у детей патриотизма;

- приобщение к культуре Башкортостана через легенды, игры, напевы, танцы башкирского народа, знакомство с музыкальными инструментами;

- развивать двигательную активность через игры.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа;

продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа (с легендами);

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.

Развивающие:

- развивать память, сообразительность, находчивость;

- развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;

- обогащать словарный запас и расширить кругозор;

- развивать двигательную активность.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;

- формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;

- формировать чувства толерантности

 «Мой родной Башкортостан»

(Звучит башкирская музыка, дети под музыку входят в зал. Выходит ведущая в национальном башкирском костюме)

Вед. 1: Сегодня, в этот осенний октябрьский день, мы собрались для того, чтобы отметить День суверенитета Республики Башкортостан. 11 октября – мы отмечаем день Республики.


Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной…

Пускай на глобусе ты кажешься листком,

Горячим занесенным ветерком, -

Башкирия моя! Твой сын простой,

Я восхищен твоею широтой

 


Башкортостан мой – край родной!


Горжусь твоею красотой!

Я с детства так люблю

Твои бескрайние поля,

Твои широкие просторы,

Озера, реки, лес и гор



Расцветай, республика, мой Башкортостан!

Нет тебя прекраснее средь далеких стран.

Гордый, независимый, мой прекрасный край,

Жемчужина России, а вернее рай.







(Звучит Гимн Республики Башкортостан)

Вед.: Гимн РБ – это первый символ нашей Республики. Вторым символом является флаг. Он состоит из трех цветов: синий означает ясность и чистоту помыслов народов республики, белый – их миролюбие, открытость и зеленый – свободу, вечность жизни.

А третий символ нашей республики – это герб. На гербе изображен национальный герой Салават Юлаев на коне, в честь Салавата Юлаева назван наш город.


Пляшет под Салаватом конь,

Сам в седле он – живой огонь.


Песня «Салават»

Вед.: Все состязания не проводились без танцев и песен. Танцем народы Башкортостана выражали радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств человека.

«Танец с платками»

Вед.: В жизни башкир широко известны были конные виды спорта, как бэйге, джигитовка, конный пробег. Мальчики мечтали быть джигитами. Вот и посмотрим, какие джигиты растут в нашей группе.

Игра «Ловкие наездники»

Вед. Все башкирские игры и развлечения входили в состав праздников: сабантуй, каргатуй, йыйын, курбан-байрам. На этих народных торжествах проверялись смелость, выносливость, сила, мужество.

И сейчас мы проверим кто из вас более ловкий, шустрый, внимательный.

Дети исполняют песню - «Родной Башкортостан»

Вед: Еще раз хочу поздравить всех с праздником и пожелать мира и благополучия. На этом наш праздник заканчивается, до новых встреч, дорогие друзья!

 

Организационный момент.

Сегодня у нас, ребята, не совсем обычная встреча. Мы совершим путешествие по нашей родной республике, по удивительному краю, который зовётся Башкортостаном. Башкортостан расположен на крупнейшем материке на Земле - в Евразии.

2. Дидактическая игра «Обведи по контуру». Дети обводят географический контур республики Башкортостан.

3. Дидактическая игра «На что похоже?». Что по форме вам напоминают очертания республики на карте России? (Ответы детей).

-Да, действительно, очертания Башкортостана на карте вызывают самые разные ассоциации и поэтические представления. Одни сравнивают его с человеческим сердцем, другие – с ладонью дружественной руки.

-А народный поэт Башкортостана М. Карим назвал нашу республику зелёным листком берёзы России. (Декламирование логопедом стихотворения «О берёзовом листке»)


Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной…


Мустай Карим

Обучающий момент.

Итак, мы начинаем наше путешествие! В Башкортостане проживают представители более 30 национальностей (назовите их).

В Башкортостане - 21 город, столица – г. Уфа.

-В начале нашего путешествия я предлагаю вам совершить небольшой экскурс в прошлое.

-Вы задумывались когда-нибудь, почему наша республика называется Башкортостан?

-История слова «башкорт» имеет природные начала и два самых распространённых научных толкования: первая половина в обоих вариантах означает «голова», а вторая половина «корт» одними исследователями переводится как «волк», а другими «пчела»

БАШ КОРТ голова волк пчела

Первое толкование объясняется существующей с давних времён легендой о волке-спасителе, волке-основателе башкирского народа.

Второе толкование связано с поклонение башкирской пчеле и с исторически древним занятием пчеловодством и бортничеством.

-Какие цвета преобладают на физической карте Башкортостана? (коричневый и зелёный). Коричневый цвет означает горы, а зелёный – равнину.

- Есть башкирская легенда о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс этот был огромный. Однажды великан растянул свой пояс, и он лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

-Как вы думаете, что означает слово «Урал» по-башкирски? (пояс)

-Непосредственно с горами связано и формирование рек в Башкортостане.

Всё хорошо в природе, но вода - красота всей природы. С. Т. Аксаков

-Удивительны и прекрасны реки Башкортостана. Многие из них берут своё начало в Уральских горах. Какие реки Башкортостана вы знаете?

-В башкирском народном творчестве Агидель - «белую как серебро» реку часто называют Идель. В знаменитом эпосе «Урал-батыр» Идель- один из сыновей Урала, давший людям воду, прорубив в скалах дорогу Белой реке. Имя Иделя народ дал реке, кормилице и поилице, тем самым, увековечив его на все времена. Может быть поэтому за рекой и закрепилось нынешнее название – Агидель - Белая река, в противоположность Караидели- чёрной реке, у которой воды темнее и мутнее. Или потому, что Агидель течёт с юга, со светлого полудня, а Караидель- с севера, с чёрной полуночи.

-Любой путешественник, отправляясь в дальнюю дорогу должен задуматься о том какая погода его ждёт.

-Климат Башкортостана: зима обычно снежная и холодная, лето жаркое

Игра «Отгадай загадки».

В них загаданы погодные явления, которые мы можем часто наблюдать в нашем родном Башкортостане.


Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает,

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер).


Нашумела, прогремела,

Всё полила и ушла

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза).


Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса).


Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (Молния).


На дворе переполох-

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина

У неё теперь ангина. (Град).


Без крыльев – летят,

Без ног – бегут,

Без паруса – плывут. (Облака).


Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко. (Туман).


Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь).


- Но в какое путешествие интересно отправляться в одиночку? Лучше и веселее взять с собой друзей, чтобы вместе полюбоваться красотами и богатствами родного края.

- Чем же богат Башкортостан? Вспомните легенду о великане, носившем пояс «Урал». Какие богатства он упрятал в недрах своих глубоких карманов?

- Полезные ископаемые, которые добываются на территории Башкортостана.

-Более 800 различных минералов хранятся в недрах уральских гор. Тысячи месторождений железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Урал – родина малахита, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней и минералов.

-Но главное богатство нашей республики – это уголь и нефть.

-Одно из главных богатств Башкортостана – это его природа. Республика богата лесами. У нас растут: березы, ели, пихты, сосны, липы, дубы, клён, черёмуха, рябина, а в горной местности – и лиственница. Из кустарников наиболее распространённые орешник, боярышник, шиповник, можжевельник.

- В Башкирских лесах наполненными душистыми цветами, цветущими кустарниками и деревьями, издавна обитают дикие пчёлы.

-С. Т. Аксаков, воспевая башкирскую природу, писал: «Прекрасен ты, чудесный край, свежи, зелены и могучи стоят твои раздольные леса и рои диких пчёл шумно населяют рукотворные борти твои, занося их душистым липовым мёдом…»

-Башкирский мёд славился всегда. Своими уникальными вкусовыми качествами он известен не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Он был отмечен золотыми медалями на международных выставках: в Париже – в 1900 году, в Эрфурте – 1961 году. Начало 21 века башкирский лакомый продукт ознаменовал новой победой: на международной выставке «Золотая осень» в Москве – одиннадцатью золотыми и двумя серебряными медалями.

- Богаты исторические традиции башкирского народа в области коневодства. А точнее, в вопросе разведения особой породы лошадей – башкирской лошади. Это тоже является очень значительным и примечательным фактом в истории Башкортостана.

- Богат и животный мир Башкортостана. Это объясняется разнообразием растительности и рельефа республики. В степях встречаются волки, лисицы, хори, зайцы, а из птиц – серая куропатка. В лесах – лоси, косули, волки, рыси, медведи, барсуки, куницы, норки, из птиц – тетерев, глухарь, рябчик.

- Возле рек и озёр селятся лебеди, серые гуси, казарки, различные утки. В озёрах и реках много рыбы хищных карповых и ценных пород.

- Всё это богатство требует охраны и защиты во имя будущего. Поэтому на территории республики были созданы заповедники.

- Завершая наше сегодняшнее путешествие по родному краю, давайте обобщим, чем же богат Башкортостан? Что можно считать главным и истинным богатством нашей республики? (Дети приходят к мысли, что главное богатство нашей республики это люди, которые своим трудом добиваются её процветания).

Итог.

- Понравилось ли вам путешествие?

- Что нового и интересного вы из него узнали?

- Что особенно запомнилось и заинтересовало? Оценивание.

Использованная литература:

«Любовь моя - Башкортостан» методическое издание, Стерлитамак, 2005

«Мой край - Башкортостан» Ф. Н. Фазлыева

Стихотворения К. Киньябулатовой, А. Тагировой, А. Ахметкужина, Р. Молодцова

«Музыка в детском саду»А. Кубагушева

«Мой край родной»

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие - (нравственное и патриотическое воспитание);

- познавательное развитие - (приобщение к социально-культурным ценностям)

- речевое развитие - (развитие речи: формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи.);

- художественно-эстетическое развитие – (приобщение к искусству (к музыке, музыкальная деятельность (слушание, пение, музыкально-ритмические движения.);

- физическое развитие – (физическая культура – (подвижные игры.).

Цель:

- воспитание у детей патриотизма;

- приобщение к культуре Башкортостана через легенды, игры, напевы, танцы башкирского народа, знакомство с музыкальными инструментами;

- развивать двигательную активность через игры.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа;

- познакомить детей с творчеством Мустая Карима;

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа (с легендами);

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.

Развивающие:

- развивать память, сообразительность, находчивость;

- развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;

- обогащать словарный запас и расширить кругозор;

- развивать двигательную активность.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;

- формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;

- формировать чувства толерантности.

Предварительная работа:

- проведение ООД: «Наша Родина – Башкортостан!», «Символика Башкирии: гимн, герб, флаг», «Наш город», «Башкирский поэт – Мустай Карим»;

- рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных инструментах, чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок;

- прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах;

- проведение праздника: «Край мой родной, Башкортостан!»;

- экскурсии в мини - музей, по достопримечательностям родного города;

Словарная работа: культура, традиции, поэт, портрет, легенда, кубыз, думбыра, курай, кубызист, думбырист, кураист, озон кой, кыска кой.

Индивидуальная работа:

- продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчетливого произнесения слов и словосочетаний в рассказывании легенд;

- над выразительным чтением стихотворения «Родина»;

- с подгруппой детей над совершенствованием диалогической речи: умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

- совершенствовать развитие навыков пения с инструментальным сопровождением;

- с подгруппой детей над формированием умения двигаться по кругу и в хороводах, ритмично выполнять движения, простейшие перестроения;

- с подгруппой детей над закреплением правил народных игр и умением выполнять действия взятой на себя роли, согласовывая слова с игровыми действиями.

Демонстрационный материал: презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию Мустая Карима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», сборник башкирских народных легенд и сказок, народные музыкальные инструменты (кубыз, думбыра, курай, головные уборы для девочек и мальчиков, маски: волк, козлята, платок.

Оборудование: мультимидийный проектор, указка.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы, исправления, дополнения, оценка ответов, объяснение, загадки, художественное слово.

Игровые: народные п/и: «Курай», «Наза эбей».

Наглядные: презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию Мустая Карима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», народные музыкальные инструменты (кубыз, думбыра, курай).

Инновационный метод: презентации.

Ход образовательной деятельности:

Дети под музыку входят в зал и становятся полукругом.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

- Ребята, сегодня у нас необычное, праздничное мероприятие. Мы поговорим о культуре нашего края, вспомним, что мы о нем знаем.

- В какой республике мы с вами живем?

- Столица республики Башкортостан?

- Кто такой Салават Юлаев?

- Как называется наш город?

- Каждый из нас Башкортостан называет своей Родиной. Но свою родную республику надо уметь любить, какой бы национальности ты не был.

Песня: «Башкортостан – Родина моя!»

- Ребята, давайте внимательно посмотрим на этот портрет. Это знаменитый поэт Башкортостана – Мустай Карим. В этом году наша республика празднует 100-летие со дня его рождения. И чтобы поближе познакомиться послушаем его стихотворение.

Танец: «Семь девушек.»

- Танцы башкирского народа передавались из поколения в поколение. Без них не обходился ни один праздник, потому, что башкиры, ребята, очень музыкальный народ. Они отличные танцоры, певцы и музыканты.


Башкирия


Моя земля и небо,

Моя любовь,

Мой соловьиный край!

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай.


- Про курай написано много стихов, песен, сказок и легенд.

  Послушайте, ребята, легенду о курае.

«Однажды джигит бродивший в лесу услышал дивную мелодию. Это был голос сухого курая, под дуновением ветра издавал мелодию. Тогда джигит срезал его стебель и стал дуть в него. Так он научился играть на курае знакомые мелодии и сочинять новые напевы.»

- Ребята, теперь вы знаете, как появился курай. И с тех пор башкирский народ играет на нём свои задушевные мелодии.

- У башкир очень много народных игр, в которые играли дети раньше и играют теперь.

Игра: «Курай.»

- А сейчас мы узнаем на каких музыкальных народных инструментах еще играли башкирские музыканты.

Актуальность.

Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

1 этап Цель проекта:

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;

Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;

Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики;

Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.

Задачи:

Формировать бережное отношение к природе родного края;

Формировать знания по культуре родного края;

Продолжать учить понимать ценности каждого объекта природы, как источника материального и духовного развития общества;

Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей;

Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

Этап Подготовка к внедрению проекта

1. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

2. Подобрать иллюстрации и дидактические игры.

3. Составить перспективный план мероприятий.

Этап Выполнение проекта

Образовательные области Вид детской деятельности

Познавательное развитие Формирование целостной картины мира:

«Лес – наше богатство», «Мой край Башкортостан», «Что мы знаем о пчелах», «Поющий родник», «Лекарственные растения Башкортостана», «Башкортостан – моя республика», «Цвети мой край родной».

Беседы: «Башкирская пчела», «Мурадымовское ущелье», «Озеро Аслы – куль», «Пещера Шульган – таш», «О городе Уфе», «Водяной орех», «Иремель горы», «Озеро Кандры – куль».

Речевое развитие Легенда «Происхождение башкир», сказка «О курае», легенда о происхождении шиханов, легенды о реках Башкортостана, сказка «Медведь и пчелы».

Социально – коммуникативное развитие  КВН «Дикие животные нашего края», драматургия башкирской народной сказки «Четыре друга».

Дидактические игры: «Какого города герб?» «Башкирская национальная одежда», «Собери карту Башкортостана», «Кто скорее составит флаг РБ?».

Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента».

Музыка «Процветай, Родина моя!», «Я люблю тебя, мой Башкортостан!».

Художественно – эстетическое развитие Рисование: «украшение бочонка для меда», «Ромашки», «Юрта».

Аппликация: «Украшение одежды башкирским орнаментом».

Физическое развитие Подвижные игры: «Юрта», «Медный пень», «Липкие пеньки».

Работа с родителями Посещение краеведческого музея

Этап Презентация проекта

1. Организация выставки детских творческих работ «Край родной».

2. Оформление фотовыставки «Мы познаем край родной».

Дидактические игры.

Собери карту Башкортостана.

 

 

«Мой край родной»

Цель игры: закреплять знания детей о карте Башкортостана; учить детей составлять карту по образцу и по памяти; развивать внимание, зрительную память; воспитывать интерес к родному краю.

Оснащение игры: карта и разрезная карта Башкортостана.

Участники игры: от одного и более детей 5-7 лет.

Правила игры:

1 вариант. Составление карты по образцу из 3-4 частей, потом количество частей можно довести до 7-8 и более.

2 вариант. Составление карты без образца.

Какого города герб?

Цель игры: закрепить знания детей о крупных и известных городах РБ, о том, что каждый город имеет свой герб и историю названия города; развивать интерес к истории; воспитывать уважение к символам.

Оснащение игры: гербы городов Башкортостана.

Участники игры: от одного и более детей 5-7 лет.

Правила игры: определение городов – Уфы, Стерлитамака, Салавата, Кумертау, Нефтекамска, Сибая, Октябрьского и других – по их гербам.

Ход игры: Дети внимательно рассматривают картинки с гербами крупных городов Башкортостана. Кто больше и правильно по гербу определит название городов – тот и победитель.

Башкирская национальная одежда.

Цель игры: закрепить знания детей о башкирской национальной одежде; напомнить, что особенности костюма, одежды зависят от места жительства, деятельности и уклада жизни народа; вспомнить с детьми, почему так много украшений в женской одежде. Развивать интерес к женской одежде.

Оснащение игры: башкирская национальная женская и мужская одежда: праздничная и повседневная; мужская для разного вида труда (охотника, бортника, пастуха и др.)

Правила игры: дети описывают одежду, называют, кто и когда этот костюм надевает.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что каждый народ имел свою одежду. У всех народов была праздничная и повседневная одежда.

Сегодня мы рассмотрим одежду башкирского народа. Уточним, какая это одежда: праздничная или повседневная, кто и когда ее надевал.

Рассматриваются: праздничная женская и мужская одежда; женская одежда для домашней работы; мужская охотничья одежда, одежда пчеловода, пастуха и т. д.

Как я знакомлю детей с обычаями, традициями и обрядами башкирского народа

Начиная работу по ознакомлению с родным краем, с его людьми и с традициями, обычаями, праздниками педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как через что можно показать образ жизни народа.

Любой край неповторим. В каждом месте своя природа. Неповторимы люди. Есть свои артисты, поэты, герои обязательно есть люди, которые прославили свой край трудом. Труд в каждой местности тоже разный. Замечательно и неповторимо народное творчество. Каждый край знаменит еще и тем, что здесь живут, жили люди, которые стали известны всей стране. Дети должны знать героев, защищавших от врагов их родной край, Родину.

По ознакомлению с традициями, обычаями опирались на программу Фазлыевой «Уралым - минем тоягем» (Урал - мой край родной»). Руководствуясь программой определила объём и содержание знаний, которыми должны овладеть дошкольники. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и также программой по ознакомлению с родным краем, с учетом местных условий планировала весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течении года усваивали знания постепенной, в определенной системе.

Всю работу по ознакомлению детей с традициями, обычаями, обрядами связывала с разделами Природа Башкортостана». «О труде людей», «О народах нашего края», «Искусство и народное творчество» и т. д.

Можно ли рассказать детям о праздниках. обрядах, традициях без сообщения им определенных знаний о родном крае?

В процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагала анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочтет воспитатель.

Так, например, детей знакомила с трудом колхозников. Они узнали о работе людей разных профессий. В течении года планировала несколько образовательно- образовательных тем. Раскрывающих труд людей родного края. Читали детям рассказы, стихи Д. Юлтый «Хлеб», В. Крупинина «Отцовское поле», Ю. Вакоя «Большие дела маленького Микиня», Я. Купалы «Поле».

Чтение этих художественных произведений воспитывают уважение к труду хлеборобов, бережного отношения к хлебу. Проводила занятие «От зерна до каравая», беседу «Откуда хлеб пришел». Ежегодно проводим праздник урожая, который заканчивается чаепитием, где мамы приносят различные выпечки из башкирской национальной кухни. Это балеш, чак-чак, губадия, очпочмак и др.

Проводила беседу о празднике Сабантуе. Сабантуй по обряду проводили после посева весенних работ и до сенокоса. Готовились с детьми к проведению этого праздника. Учили с детьми башкирские песни и стихи башкирских поэтов. Рассказала детям. Что такое кумыс и бишбармак и как готовят их, провела беседу о народных танцах. О национальной одежде. Рассматривали национальную башкирскую одежду, детали одежды. Дети с интересом слушали сказания о курае. На празднике Сабантуй дети участвовали с желанием. Они соревновались друг с другом в силе и ловкости. Во время праздника проводились народные игры и шутки, пели башкирские песни, плясали. Знакомство детей с куклами Лейсан и Айбулат в национальной одежде мы начинаем в младшей группе. Предлагаем несложные детские игры, такие как «составь узор», «Домино». Дети с удовольствием играют в эти игры, любят играть с куклами в башкирской национальной одежде. Так, через игру начинается знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами башкирского народа с самого младшего дошкольного возраста. В средней группе я проводила занятия «Лепка пиалы», где под мелодию курая дети, как башкирские умельцы, лепят башкирскую посуду. С детьми играем сюжетно-ролевую игру «В гости к Лейсан» или «У Лейсан день рождения».

Продолжаем проводить беседы по ознакомлению с родным краем. Ходили в музей детского сада на экскурсию, где дети знакомились с башкирской утварью. Уже в старшей группе также дети в начале года посещают музей, где мы продолжаем знакомить детей с башкирским бытом, с обычаями. Провели занятия «Государственные символы Башкортостана», «Мой край родной», «Уфа – столица Башкортостана», «Башкортостан – Родина моя» и др. Наши дети очень любят башкирские народные игры.

Так как мы живем в многонациональной республике, то почитаем и традиции других народов. Проводим и русские праздники. Такие, например, как «Масленица», «Коляда» и др.

Работа по ознакомлению детей с родным краем проходит эффективнее, если мы, педагоги, устанавливаем тесную связь с семьей. Необходимость включения семьи в процесс воспитания объясняется наличием особых педагогических возможностей, которые создают благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Родители не только помощники детского сада, а равноправные участники формирования детской личности.

Приступая к работе по программе Фазлыевой по ознакомления с родным краем ознакомили родителей с задачами программы, раскрыли им значение семьи в развитии высших нравственных чувств.

Проводили консультации и беседы с родителями, ознакомили родителей с обычаями, традициями, обрядами нашего народа. Родители активно включились в нашу работу: сшили национальные костюмы куклам Лейсан и Айбулату; устроили конкурс «Лучшее башкирское блюдо», где приняли участие все родители. С помощью родителей создали уже с младшей группы, башкирской уголок «Родина моя –колыбель золотая», сделали альбомы «Родной Башкортостан», «Природный мир Башкортостана».

 

 

«Природные богатства Башкортостана»

Цель: Воспитывать у детей уважение, гордость и любовь к Родине, к природе, к родному языку. Обогащать знания детей о природе Башкортостана: озёра, горы, реки, леса; о животных нашего края. Прививать любовь к родной природе и родному краю. Развивать логическое мышление с помощью загадок. Формировать желание и потребность бережного отношения к природе и животным.

Словарная работа: республика Башкортостан, природные богатства края, правильно называть на башкирском языке реки, озёра, горы, животных.

Материал: оформление группы (горы, лес, река, озеро, магнитофон, для сюрпризного момента: «ковёр-самолёт», мягкие игрушки: дикие животные, макеты деревьев, карта Башкортостана.

Предварительная работа: беседы, рассматривание книг, альбомов, иллюстраций о Башкортостане, работа с контурными картами, экскурсии на природу, в музей, работа по изодеятельноста, дидактические игры.

Воспитатель: Доброе утро, дети!

Я вам предлагаю послушать стихотворение М. Карима. Вы послушайте внимательно: о чём оно. (звучит мелодия курая)

Ер шарынын картаhына

Караhан якшы гына

Башкортостан шул картала

Бер япрак саклы гына.

Дети: Это стихотворение о Башкортостане.

Воспитатель: Правильно. Дети, посмотрите, пожалуйста, на карту. Это карта нашей республики. Башкортостан -очень большая республика и ещё наш край очень богатый. А чем богат наш край мы сейчас расскажем. Дети, скажите что обозначают на карте разные цвета? Дети: Зелёный цвет- это леса, коричневый- горы, синий-реки и озёра.

Воспитатель: Молодцы, дети, правильно. А теперь посмотрите на север нашей республики (показываю) какого цвета больше?

Дети: На севере больше зелёного цвета, значит здесь растут разные деревья.

Воспитатель: А что можно сказать про юг республики?

Дети: На юге больше коричневого цвета, значит здесь горы. Воспитатель: А это запад республики, что вы видите здесь?

Дети: На западе есть и горы, и леса.

Воспитатель: Правильно, на горах тоже растут деревья. А на востоке какого цвета карта?

Дети: На востоке- коричневый, это значит здесь только горы.

Воспитатель: А есть ли ещё какой-нибудь цвет на карте?

Дети: На карте есть голубой цвет, так обозначены реки и озёра.

Воспитатель: Вот мы и рассказали, чем богата наша республика. А сегодня я хочу предложить вам экскурсию по нашему Башкортостану.

(Звучит музыка, дети садятся на «ковёр-самолёт»)

Воспитатель: Посмотрите, дети, мы с вами приземлились в лесу. Посмотрите вокруг, какие деревья растут. А у нас в Башкортостане какие деревья растут?

Дети: У нас растут берёзы, сосны, лиственница, осины. Воспитатель: А как называется лес, где растут только берёзы (берёзовый, сосны и ели (хвойный). А как называется лес, где растут все деревья рядом (смешанный). А ещё у вас в республике есть такое место, где растут только дубы, как этот лес называется (дубовый). Воспитатель: Молодцы, дети., про деревья нашего края вы много знаете. Лес нам очень необходим: Мы с вами часто ходили в лес, слушали как шумит листва, наблюдали как деревья приветливо встречали нас, качая веточками. Давайте мы сейчас встанем и немного отдохнём в нашем лесу (физминутка)

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз- наклон, и два- наклон,

Зашумел листвою клён.

Воспитатель: Вот мы и отдохнули. А теперь я хочу вам загадать загадки (Загадки на башкирском языке)

1. Йэйен hоро, кышын ак

Кыска койрок, шеш колак

2. Энэлэрен калдырмай йорой Узе тегеусе тугел.

3. Кышын кардан да аста Иэйен урманда батша

(Дети отгадывают загадки о животных: заяц, ёж, медведь)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А ещё какие

животные живут у нас в Башкортостане?

Воспитатель: Правильно, все эти животные обитают у нас

в республике, в наших лесах, горах. Посмотрите вдали что

виднеется?

Дети: Это горы.

Воспитатель: Правильно, а как вы думаете, какие это могут

быть горы?

Дети: Яман-тау, Иремель, Янган-тау.

Воспитатель: А какие горы в нашем Учалинском районе вы

знаете?

Дети: Иремель, Урал-тау.

Воспитатель: А как называется самая высокая гора? Дети, а вы знаете почему гора Яман-тау так называется?

Я сейчас вам расскажу одну легенду про эту гору, (легенда из сборника предания легенды.)

Звучит шум ручья.

Воспитатель: Вы слышите как шумит река? Посмотрите,

наверное это река называется, как думаете? А какие ещё

реки вы знаете (Агндель, Дим) А у нас в районе (Яик)

Воспитатель: Посмотрите, куда привела нас река?

Дети: К озеру.

Воспитатель: Наша республика- это края озёр. Какие озёра

вызнаете?

Дети: У нас в Башкортостане есть Аслы-куль, Якты-куль.

Воспитатель: А у нас в Учалинском районе?

Дети: Ургун, Калкан.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы правильно назвали.

А теперь нам пора возвращаться к себе на родину, домой.

(дети на «ковре-самолёте» возвращаются)

Воспитатель: Сегодня мы путешествовали по нашей

республике, вспомнили богатства нашего края. Назовите

природные богатства нашего Башкортостана.

Дети: Это леса, реки, озёра, горы.

Воспитатель: Да, природа наша очень разнообразна. Это

наше богатство. Нам нужно беречь нашу природу: не

засорять реки, не ломать деревья, не рвать цветы, не пугать

птиц и животных.

Исполнение песни «Родина моя»

Воспитатель: Ребята, а какой же праздник без угощений? А вы знаете, какое самое распространенное блюдо у башкирского народа? Конечно, это чак- чак. Воспитатель выносит чак-чак и угощает детей (Звучит мелодия)


Ребёнок


Башкортостан-мой край родной,

Горжусь и радуюсь с тобой!

Твои долины, реки и поля-

Все это ты, любимая земля


(А. Ахметхужина «Ода Башкортостану»)



Ребёнок


Прекрасны дальние кра


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.