I. Обоснование и основные элементы профилактической психолого-педагогической программы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

I. Обоснование и основные элементы профилактической психолого-педагогической программы

2019-11-11 132
I. Обоснование и основные элементы профилактической психолого-педагогической программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕМИЛУКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

ПРОГРАММА

психолого-педагогической

профилактики суицидального поведения обучающегося колледжа

на 2019 -2022 год.

 

 

                                                   Срок реализации программы: 3 года

 

Составители:

зам. директора по ВР Е.О. Кулова

педагог-психолог Л.Ю. Жеребятьева

 

Семилуки, 2019


Утверждаю:

Директор

_____________В.Г. Зварич

«27»   августа 2019г.

 

Одобрено

Советом колледжа

Протокол №  1 от «27_»  августа 2019г.

 

.

 


СОДЕРЖАНИЕ

I. Обоснование и основные элементы профилактической психолого-педагогической программы 4

II.Основная часть программы.. 11

III. Заключительная часть программы.. 16

IV. Литература. 27

Приложения. 27

 

 


I. Обоснование и основные элементы профилактической психолого-педагогической программы

Пояснительная записка

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» является суицид.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагирования аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей человек оказывается, а именно: от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения. Словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Особенно трагичен суицид молодых людей. Сегодня задача, работающих с молодежью - научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, обсудить, что можно и нужно делать, чтобы помочь молодым людям отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода...

Исследования показывают, что вполне серьёзные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети. Профилактика суицидального поведения и предотвращения суицидальной попытки является актуальной проблемой.

Учреждение образования, где молодые люди проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В данной программе предложена модель суицидальной превенции на уровне отдельного образовательного учреждения. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло. Разрабатываемая модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции

Особенности суицидального поведения

Суицид среди молодежи имеет следующие характерные черты:

- Суициду предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты в сферах близких отношений (семье, образовательном учреждении, группе).

- Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматический.

- Суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное, мужественное решение.

- Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного расчета.

- Средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-го этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка).

- Подражательный характер (подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов).

Мотивы суицида

- Призыв. Способ попросить помощи.

- Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

- Месть. Попытка сделать больно другому человеку. «Они еще пожалеют».

- Самонаказание. Молодой человек решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье

- Бегство от наказания.

-

1.4. Факторы суициального риска

Выделяется ряд основных факторов суицидального риска:

1) Факторы семейного неблагополучия, если они действуют в ярко выраженной и пролонгированной форме (например, алкоголизация родителей, невыполнение или искажение воспитательной функции в семье отца, нарушение отношений вследствие психиатрического заболевания родителя и т.п.)

2) Психологические факторы (личностные особенности проблемного студента).

3) Травматические факторы - это экстраординарные события, которые вызывают сильное психологическое напряжение, приводящее к дезадаптации (например, ранняя незапланированная беременность в ситуации отсутствия психологической поддержки со стороны родителей и т.п.)

4) Время года. Больше всего самоубийств регистрируется осенью и весной, особенно весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой. Суициды учащаются во время рождественских праздников («счастливый сезон» не приносит ожидаемой радости).

В зоне повышенного суицидального риска находятся обучающиеся:

- с выраженными акцентуациями характера: сензитивные, возбудимые, эмотивные.

- со сниженным показателем настроения, менее удовлетворенные жизнью, депрессивные;

- злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;

- совершившие суицидальную попытку, либо бывшие свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;

- одаренные;

- с плохой успеваемостью;

- беременные девушки;

- жертвы насилия.

Причины суицида

- На первом месте стоят проблемы и конфликты в семье. Развод родителей.

- Насилие в семье, нарушения общения с близкими, семьей.

- Несчастная любовь

- Потеря родственников и близких. Большинство суицидентов сталкиваются со смертью в своем близком окружении.

- Подражание кумирам, из чувства коллективизма.

1.6.Типы суицидального поведения (суицида)

- Истинный (когда человек действительно хочет убить себя). Чаще использует повешение.

- Аффективный (с преобладанием эмоционального момента). Обусловлено сильным аффектом и сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравления токсичными препаратами.

- Демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону). Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения.

1.7. Компоненты профилактической деятельности с обучающимися колледжа:

- нормализация и обогащение отношений обучающихся в колледже с окружающим миром, прежде всего с преподавателями, сверстниками, коллективом;

- интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств и мировоззрения на ценность жизни;

- усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;

- накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности, связан­ной с удовлетворением интересов юношества;

- реабилитация, как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании по­ложительного отношения к жизни, ее ценности, искоренение отрицатель­ных качеств и вредных привычек.

Условия реализации

Реализация программы зависит от совокупности материально-технических, методических и психологических условий. В материально-техническом плане реализация программы должна обеспечиваться удобными помещениями для проведения групповых форм работы, а также средствами и оборудованием, включая компьютерную технику. Основным психологическим условием является личная заинтересованность и активное участие педагогов, обучающихся, структурных подразделений колледжа в реализации программы.

 

1.11 Этапы профилактики суицида в образовательной среде ГБПОУ ВО «СПК»

Профилактика суицидального поведения предполагает определенную последовательность:

Оценка риска самоубийства

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (обучающийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя или мастера производственного обучения, заведующего отделением на данном этапе:

Взятие на себя роли того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с обучающимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

Педагог - психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.

2.Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей.

Задачи педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя или мастера производственного обучения, заведующего отделением:

Четкое взаимодействие со структурными подразделениями колледжа.

3.Разбор случая с педагогическим коллективом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

Задачи администрации, заведующего отделением, педагога – психолога, социального педагога:

Если самоубийство официально признается причиной смерти обучающегося, тогда в уведомлении о причине смерти в студенческой среде должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья. Друзьям и обучающимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб. Необходимо быть готовым сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего обучающегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

 

План профилактической деятельности в ГБПОУ ВО «СПК» с обучающимися с суицидальными признаками поведения

№ п\п Направления деятельности   Сроки  

Администрация колледжа

1. Решает вопросы по классному руководству Назначает классного руководителя  группы из числа преподавателей колледжа. Август – Сентябрь
2. Создает в колледже благоприятные условия для адаптации вновь пришедших обучающихся. Заслушивает доклады должностных лиц, педагога - психолога, классного руководителя групп, медицинского ра­ботника об обучающихся общей «группы риска». Организует профилактическую работу с категорией обучающихся «группы риска». Сентябрь, октябрь и весь период обучения  
3. Принимает меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Постоянно
4. Предупреждает и участвует в расследовании ситуаций, связанных с конфлик­тами, жалобами, жизненными ситуациями обучающихся. Постоянно  
5. Ведет учет дисциплинарных проступков, возникновение конфликтных ситуаций у отдельных педагогов с обучающимися, анализирует их тенденции. Постоянно  
6. Ведет прием родителей и обучающихся по личным вопросам. Постоянно  
7. Посещает уроки педагогов с целью изучения личностно-ориентированных взаимоотношений педагогов с обучающимися и применяет своевременные меры административного реагирова­ния в случае выявления фактов нарушений педагогами прав несовершеннолетних. Постоянно  
8. Проявляет постоянную заботу о социальной защищенности обучающихся. Организует встречи специалистов с обучающимися по социаль­но-правовым и семейно-бытовым проблемам. Организует родительские собрания, лектории с приглашением специалистов. Постоянно  
10. Организует досуговую деятельность обучающихся, работу секций, кружков и клубов по интересам, контролирует их деятельность. Постоянно  
11. Реализует меры по поддержанию здорового нравственного кли­мата в группе. Постоянно  
12. Утверждает в коллективе гласность, социальную справедливость, внимание и доверие среди педагогов и обучающихся, создает обста­новку нетерпимости к недостаткам, равнодушию и пассивности. Постоянно  
13. Изучает деловые и морально-психологические качества педагогов; общественное мнение обучающихся и родителей об их деятельности. По мере необходимости  
14. Информирует участников образовательного процесса о правилах поведения в кризисной и чрезвычайной ситуации, о службах и специалистах, способных оказать срочную квалифицированную помощь (оформляет стенды, листовки и буклеты). Постоянно  
15. Информирует классных руководителей и мастеров п/о о программах: «Развитие навыков позитивных взаимоотношений с миром»; «Я выбираю»; «Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям»;«Я принимаю мир»; «Я в ответе за свое здоровье»; «Обучение жизненно важным навыкам», «Полезные привычки» «Формирование эффективных стратегий поведения в трудных ситуациях общения». По плану работы колледжа и методического объединения классных руководителей групп и мастеров производственного обучения

Педагог психолог

1.

Осуществляет входную диагностику, выявляет лиц с повышенным риском из числа обучающихся -первокурсников. Докладывает о них; консультирует классных руководителей  и мастеров п/о, дает рекомендации; адреса помощи и надежды; Центров Службы практической психологии (телефон, адрес), Телефон доверия. Сентябрь   Осуществляет углубленную диагностику обучающихся с проявлениями суицидального поведения: «Методика выявления суицидального риска, склонности к суицидальному поведению»; Незаконченные предложения; «Сигнал», опросник Айзенка; и другие; Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса; укрепление личностных ресурсов. по запросу 2. Разрабатывает для обучающихся «суицидального риска» комплекс специальных психопрофилактических, психо­гигиенических мероприятий. Участвует в их реализации.   3. Участвует в обучении преподавателей, формам и методам работы с обучающимися «группы риска». Педагоги должны знать факторы суицидов, уметь определять признаки суицидального поведения, уметь установить контакт с таким обучающимся, оказать поддержку (выслушать, проявить понимание, сочувствие, помочь по-другому взглянуть на проблему); В помощь классному руководителю, мастеру п/о, родителям составляет памятки, методические рекомендации. По плану работы техникума и методического объединения классных руководителей.   4. Изучает вопросы дезадаптации вновь прибывших студентов к условиям обучения в ГБПОУ ВО «СПК». декабрь   Консультирует и оказывает обучающимся и их родителям психологическую по­мощь и поддержку. по запросу 5. Оценивает возможности суицида, выявляет проблемы, заключает с обучающимся «договор о не нанесении себе ущерба и вреда здоровью».   по необходимости 6. Контролирует заполнение классными руководителями, мастерам п/о анкеты: «Факторы суицидального риска».   По необходимости   7. Принимает участие в проведении реабилитационных мер: -психиатрических, -общемедицинских (направленных на устранение соматических последствий (осложнений) совершенной суицидальной попытки); -психологических: коррекционные мероприятия, направленные на изменение личностных установок в отношении суицидальных проявлений, повышение уровня психологической защищенности, формирование «антисуицидального барьера».   По необходимости  


Порядок выявления обучающихся группы суицидального риска

 

Этап Содержание работы   Сроки   Ответственные  
Организация   Подготовка приказа по ОУ об организации и проведении работы по выявлению обучающихся суицидального риска Сентябрь   Директор  
Обучение   Организация и проведение обучения классных руководителей в и мастеров п/о методике заполнения «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» Сентябрь   педагог-психолог  

Выявление

 

Заполнение классными руководителями и мастерами п/о «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» Октябрь   классные руководители, мастера п/о  
Анализ полученной информации, составление первичных списков обучающихся группы риска Октябрь   Педагог-психолог  
Диагностика Проведение диагностического обследования обучающихся согласно первичных списков Проведение диагностического обследования обучающихся группы суицидального риска   Ноябрь   Педагог-психолог  

III. Заключительная часть программы

Сроки реализации программы

Программа реализуется ежегодно и рассчитана на обучающихся с 1-го по 3 курсы.

Рекомендации педагога - психолога о формах и правилах оказания психолого-педагогической помощи обучающемуся.

Можно рекомендовать к использованию на практике три основных способа помощи человеку, думающему о суициде:

1. Своевременное диагностирование и соответствующее лечение суици­дента.

2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.

3. Поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации.

При этом важно соблюдать следующие правила:

- будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- набирайтесь опыта от тех, кто уже был в такой ситуации;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «Пойди и сде­лай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: «Вы не можете убить себя, потому что...»;

- делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную от­ветственность за чужую жизнь.

- Центральной частью преодоления кризисного состояния человека и определения путей его выхода из трудных ситуаций является индивиду­альная профилактическая беседа с суицидентом. Разумеется, она имеет свою специфику, которая проявляется в следующем:

- Ни и в коем случае нельзя приглашать человека на беседу через третьих лиц, приглашение необходимо сделать обязательно лично (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).

- При выборе места беседы главное - отсутствие посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался).

- Желательно спланировать беседу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами.

- В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас, ничего нет.

Рекомендации по организации взаимодействия с суицидальным

Обучающимся.

  Если молодой человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом по­пытки к самоубийству, то:

- Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суи­цидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессиона­лам.

- Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде. Не игнорируйте предупреждающие знаки.

- Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конеч­но, твоя семья тебе поможет».

- Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, что­ бы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

- Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, в не зависимо от того, что вы гово­рите.

- Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам по­кончить счеты с жизнью. На самом деле он/она могут почувствовать облег­чение от осознания проблемы.

- Постарайтесь узнать, есть у него/нее план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.

- Убедите его/ее в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

- Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что Вам сейчас необходи­мо, так это хорошо выспаться, на утро Вы почувствуете себя лучше».

- Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его/ее за эти чувства.

- Помогите ему/ей постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.

- Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.

- Помогите ему/ей понять, что присутствующее чувство безопасности не бу­дет длиться вечно.

 

Если Вам угрожают суицидом

- Покажите, что Вам страшно!

- Не отмахивайтесь от слов. Лучше перестраховаться и попытаться направить человека к психотерапевту или психологу. Не воспринимайте это как свою слабость, как то, что Вы поддались на шантаж. Это про­стая мера предосторожности. Если высказана угроза, Вы обязаны испу­гаться.

- Кстати, фразу: «Тебе бы надо к психологу» (или к психиатру!) тоже про­износите осторожно и не сразу. Человек может воспринять это как по­пытку перенаправить его к другому, да еще Вы высказываете сомнение в его психической полноценности. Помните, обращение к психологу НЕ значит признание себя сумасшедшим. Поймите это и объясните чело­веку, обратившемуся к Вам за помощью.

- Не пугайте его консультацией у специалиста.

- Ни в коем случае не провоцируйте! Если Вам грозят спрыгнуть в окно, не говорите: «Ну и прыгай!».

- При конфликте с подростком или очень неуравновешенным человеком не доводите его до открытой агрессии, агрессия по отношению к другому может мгновенно переключаться на агрессию по отношению к само­му себе.

Словесные признаки.

1.Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии:

- «Я решил покончить с собой».

- «В следующий понедельник меня уже не будет в живых»...

- «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!»

- «Лучше умереть»

- «Пожил и хватит»

- «Ненавижу свою жизнь!»

- «Единственный выход - умереть!»

- «Больше не могу!»

- «Я не могу так дальше жить».

- «Больше ты меня не увидишь!»

- «Тебе больше не придется обо мне волноваться»

- «Я больше не буду ни для кого проблемой».

- Много шутит на тему самоубийства.

2. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки.

  1. Приведение дел в порядок. Одни суициденты будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью "привести свои дела в порядок". Молодые люди известны своей щедростью, но если они дарят какую-то ценную вещь без всякого повода это должно вызвать подозрение.
  2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. Демонстрация радикальных перемен:

- Питание. Респонденты с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят «в три горла».

- Сон. В большинстве своем суицидальные молодые люди спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в «сов»: допоздна ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

- Образовательное учреждение. Многие, учившиеся ранее на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает.

- Внешний вид. Известны случаи, когда суициденты перестают следить за своим внешним видом, оказавшись в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят на окружающих.

- Активность. Молодые люди, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.

- Стремление к уединению. Отмечается уход в себя, отстраненность от окружающих, замкнутость, подолгу не выходят из своих комнат, включают музыку и выключаются из жизни.

- Агрессия, бунт и неповиновение. Суициденты, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, преподавателей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Как и всякая перемена в настроении, подобные "взрывы" должны настораживать.

- Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя «на грани риска». Где бы они ни находились - на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях - они везде едут на пределе скорости и риска.

- Внешняя удовлетворенность, прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, и план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии.

4. Проявление признаков беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки.

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Он социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

2. Живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в семье - в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.

  1. Предпринимал попытку суицида ранее.
  2. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем – то из друзей знакомых или членов семьи.
  3. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

 

Потери

1. Разрыв романтических отношений

В большинстве случаев для подростка утрата таких взаимоотношений - травма. Его или ее мир рушится. Часто за самоуверенной внешностью кроется чувствительный и ранимый молодой человек, а за позой презре­ния - чувствительная и ранимая девушка. Банальные выражения типа «время лечит» или «есть и другие» обидны для чувства молодого челове­ка и отражают неприятие их реальности.

2. Смерть любимого человека

Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть столь сильными, что молодым человеком может управлять желание соединить­ся с ним в смерти. Кроме того, переживаемое семьей горе часто отодвига­ет подростка на задний план. Многие взрослые считают, что молодой че­ловек не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они.

3. Смерть домашнего животного

Считается, что только собаке можно сказать все. Она и слуша­ет, и любит, и никогда не осудит. А что если эта собака умрет?

4. Потеря работы

Для многих «работа» означает зрелость и независимость.

5. Потеря «лица»

Посмотрите на юношу, который публично заявил, что намерен стать капитаном футбольной команды, и не сделал этого. Взгляните на девушку, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута. Или студент, вы­пускник, стремящийся поступить в ВУЗ, но вместо этого тер­пящий неудачу, и все это знают.

6. Развод

Потеря одного из родителей вследствие развода наносит больший ущерб чувствам ребенка, чем это принято считать. Многие чувст­вуют ответственность за развал семьи. Надуманный или реальный страх перед возможным разводом также вызывает непереносимые страдания.

Давления

1. Давление в образовательном учреждении

Стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни; прилежание.

2. Давление со стороны сверстников

Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; секс; музыкальные пристрастия.

3. Давление родителей

Успех; деньги; выбор ОУ; хорошие друзья; подобающее образова­ние; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть незави­симым; разногласия между родителями; устройство на работу; одежда; музыка; родители, которые хотят быть «друзьями»; скорее проповеди, чем примеры.

Низкая самооценка

Второсортность

Взгляните на молодого человека или юную леди, которые всегда остают­ся в стороне, когда приходит время назначать свидания или быть выбран­ными куда-то.

Сексуальность

Нельзя остаться равнодушным к страданиям и мучениям студента, ко­торый мечется между двумя представлениями о сексе и не решается ска­зать кому-нибудь об этом, боясь показаться смешным. Нельзя не считать­ся со страхом молодого человека, чей страх быть гомосексуальным бази­руется на недостатке фундаментальных знаний о сексе.

Одежда

Под влиянием средств массовой информации и распространенной среди подростков манеры одеваться, подросток оценивает достоинства и недос­татки одежды, которую вынужден носить.

5. Физическое бессилие

Бывает, что молодым людям трудно справиться не только с физическими про­блемами, но и с недобрыми замечаниями и взглядами окружающих.

Неуспешность в учебе

Часто «гениальность» старшего брата или сестры служит причиной по­стоянного напоминания о различиях не в его пользу.

Недостаток общения

Многие чувствуют себя настолько изолированными и одино­кими, что уверены, что никто им не поможет, и никто не позаботится о них. Так это или нет на самом деле, не имеет значения. Суть в том, как они это воспри­нимают, страдая в молчаливой изоляции.

IV. Литература

1.Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.

2.Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.

3.Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.

4.Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).

5.Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.

6.Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок".

7. Методические рекомендации Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

 

 

Приложения

Приложение 1

Прогностическая таблица риска суицида.

(для классных руководителей и мастеров п/о)

 

Ф.И. обучающегося___________________________________ курс__________

Проблема

Проявление (Да, нет, постоянно, часто, периодически)

1Утрата обоих родителей

2Утрата одного из родителей или развод в семье

3Тяжелая психологическая атмосфера в семье

4Несправедливые методы воспитания, подавление

5Тяжелые соматические болезни, инвалидность

6Отсутствие опоры на любящего взрослого

7Неудачи в учебе, низкие школьные успехи

8Акцентуации личности

9Употребление алкоголя и наркотиков

10Нарушение контроля, импульсивность

11Низкая самооценка

12Пассивность, робость, несамостоятельность

13Неуправляемый

14Властный, притесняет других

15Агрессивен

16Изолирован в семье

17Изолирован в своем коллективе.Отвержение

ровесниками в группе

18Вялый, пассивный

19Заносчивый, самолюбивый

20Неудачная влюбленность, желание познакомиться

21Плохое, подавленное настроение

22Одиночество, нет друзей

23Изнасилование или сексуальные домогательства

24Физическое насилие, избиение

25Погиб, умер друг

26Алкоголь, курение

27Наркомания

28 «Несчастная любовь», отсутствие взаимности

 

 


 

Приложение 2

Таблица факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся ________ группы

 

Укажите, пожалуйста, напротив каждого фактора фамилии обучающихся, у которых было или Вы замечали:

 

Факторы

Особенности

Фамилии

 

Идеальные

 

Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»).

 

Косвенные высказывания о возможности суицидальных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется за меня волноваться»).

 

Ситуативные

Суициды родственников, родителей.

 

 

Смерть близкого родственника.

 

Неизлечимые или тяжелые соматические заболевания близких родственников, самого ребенка.

 

Наличие в семье психических больных.

 

Разводящиеся родители, конфликты в семье.

 

Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья.

 

Неполная семья, семья с отчимом или


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.216 с.