Основные функции жилищно-коммунального хозяйства — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные функции жилищно-коммунального хозяйства

2019-11-11 264
Основные функции жилищно-коммунального хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На территории города ЖКХ обеспечивает функционирование жилищного

хозяйства, водоснабжения, водопотребления, водоотведения и очистки сточных

вод, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и др.

В настоящее время ЖКХ РФ находится в кризисном состоянии, которое

характеризуется дотационностью отрасли и неудовлетворительным

финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических

стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг,

неразвитостью конкурентной среды и высокой степенью износа основных

фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии,

воды и других ресурсов.

Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, около

четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество

аварий возросло за последние годы примерно в 7 раз.

Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей

значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за

внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10-15%, а срок службы

теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4-6 раз ниже нормативного.

Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной

тепловой энергии, что эквивалентно 65-80 млн т. условного топлива в год.

Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой

водоподготовки и плохого процесса горения составляет более 12,5%. Их КПД

колеблется в пределах 20-40%.

Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем

водоснабжения коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-

восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых

в 2,5-3 раза выше затрат на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более

усугубляет нехватку ресурсов. Одним из следствий такого положения стало

обострение проблемы обеспечения населения России питьевой водой нор-

31

мального качества и в достаточном объеме. Без ее кардинального решения

невозможно сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия

населения. Более 40% подаваемой в сеть питьевой воды не соответствует

требованиям санитарных правил и норм.

Срочной модернизации требуют около 30% мощностей водопровода –

27,0 млн м3 и 16% водопроводных сетей – 73,6 тыс. км.

Мощность очистных сооружений канализации составляет 56,1 млн м3 в

сутки. Протяженность канализационных сетей населенных пунктов достигла

115,9 тыс. км, из которых 19,7 тыс. км (17%) нуждается в срочной замене.

Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60%

перегружены, 38% сооружений эксплуатируются 25-30 лет и более и требуют

срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных очистных

сооружений достигает около 9 млн м3 в сутки.

Утечка и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в

среднем по России 15% (3 339,2 млн м3/год), а в ряде городов – 30%.

Более 50 млн м2 жилищного фонда находятся в ветхом состоянии. В домах

этого фонда проживают около 2 млн чел.

В этих условиях жилищно-коммунальные предприятия не имеют

серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов,

снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов.

В итоге затраты, например, электроэнергии на производство и реализацию

1 м3 воды на 30% выше среднеевропейского уровня. Численность персонала

отечественных предприятий в расчете на 1 000 обслуживаемых жителей в

1,5 раза выше, чем аналогичных европейских. Удельное потребление воды на

одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли,

межотраслевом характере возникших проблем, для преодоления которых

требуется взаимосвязанная по направлениям и по уровням программа действий.

Начало разрешению этого кризиса положила Концепция реформы ЖКХ на

32

1997–2003 гг., однако жизнь внесла коррективы: реформирование продлено

до 2012 г.

Федеральная целевая программа «Реформирование и модернизация

жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации в составе

Федеральной целевой программы «Жилище»» содержит потребность в объемах

работ и затратах на модернизацию систем жизнеобеспечения ЖКХ на

2002-2012 годы.

Состояние и анализ жилищно-коммунального хозяйства

В современной России

ЖКХ – одна из крупнейших отраслей российской экономики. По данным

Минфина и Госкомстата России, расходы российского бюджета на жилищно-

коммунальное хозяйство сопоставимы с расходами на оборону и превышают

затраты на правоохранительную деятельность, госбезопасность _______и

госуправление.

В жилищно-коммунальном комплексе страны функционирует более

52000 предприятий, на которых работает 4,2 млн человек, обслуживающих

1092 города и 1872 поселка13.

Отрасль, основу которой составляет жилищный фонд страны (почти

2,9 млрд кв. м), имеет очень высокий удельный вес в основных фондах всей

экономики. Доля ЖКХ в основных фондах народного хозяйства составляет

24%. Это третий показатель, лишь немного уступающий транспорту (29,5%) и

промышленности (27,4%).

Проблемы ЖКХ – одни из самых чувствительных для населения страны.

Как и вся экономика страны, жилищно-коммунальная сфера значительно

деградировала в последние годы. Для ее поддержания в рабочем состоянии

сегодня требуется все больше средств. Тем не менее, в настоящее время более

двух третей из 52 тысяч предприятий, обслуживающих жилищно-

коммунальный комплекс, находятся на грани банкротства.

13 http://www. gks.ru/

33

Расход условного топлива на отопление 1 кв. м втрое больше, чем в

Норвегии и на севере Канады. Потребление воды – за счет потерь – выше в два

раза14. Согласно официальным данным Росстата, с 1993 по 2005 год стоимость

жилищно-коммунальных услуг увеличилась в 12 900 раз, а средняя зарплата -

лишь в 1140 раз.

Основные фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60%,

электроснабжения – на 70%. В целом по России физический износ котельных

составляет 54,5%, водопровода – 65,3%, канализации – 62,5%, теплотрасс –

62,8%, трансформаторных подстанций – 57%, электросетей – 58,1%. Потери

воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20% до 40%.

Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов

до 70 на сетях водоснабжения и канализации, до 200 – на сетях

теплоснабжения, потери тепла от станции до потребителя составляют

30 процентов. Около 30% основных фондов жилищно-коммунального

хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. Только на

модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения РФ, по

оценкам Госстроя, сегодня необходимо около полутриллиона рублей.

В ЖКХ имеется около 200 тысяч котельных, потребляющих около

90 миллионов тонн условного топлива в год15. Сегодня в России в ветхих и

аварийных домах проживает почти три миллиона человек. Общая площадь

ветхого и аварийного жилья в России составляет 92 млн кв. метров. При этом с

1997 по настоящее время количество ветхого и аварийного жилья увеличилось

более чем вдвое.

После инвентаризации основных фондов, которую провел Госстрой,

выяснилось, что около 11% жилищного фонда (300 млн кв. м) нуждается в

неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир

для посемейного проживания, 9% (250 млн кв. м) нуждаются в реконструкции,

14 Черняк В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Жилищный национальный

приоритет: проблемы, решения, эффективность: сборник трудов. – М., 2006. – С. 88-89.

15 Там же. – С. 89.

34

3,2% жилищного фонда страны (88,7 млн кв. м) фактически непригодны для

проживания и подлежат сносу.

Жилье является важнейшим элементом семейной собственности,

определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент

в нашей стране в условиях обесценивания сбережений, жилье для многих семей

осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана с

уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств.

Создание комфортных условий проживания и качество предоставляемых

коммунальных услуг выявляется как потребность каждого человека в

отдельности и общества в целом. Отсюда и возникает необходимость в

реформировании системы ЖКХ, переход на совершенно другой уровень

взаимоотношений.

Так как ЖКХ во многом определяет социально-экономический потенциал

территорий, их инвестиционную привлекательность, то качество жизни

населения должно быть неразрывно связано с наличием благоустроенного

жилья.

Жилищный фонд России составляет 2,95 млрд кв. м общей площади16.

Средний уровень обеспеченности населения общей площадью, в расчете на

одного жителя России, в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной

экономикой. В результате проводимой политики приватизации жилья

гражданами произошли изменения в структуре собственности жилищного

фонда, формирования рынков жилья. Доля частного жилищного фонда по

Российской Федерации с 33% в 1990 году увеличился до 77,1% в 2006 году, на

долю государственного и муниципального жилищного фонда приходится

22,9%17.

Вместе с тем обеспеченность населения жильем остается низкой и имеет

заметные различия по регионам страны.

16 Фатахетдинова А. И. Текущая тарифная политика в регионах // ЖКХ. – 2006. – №12. –

С. 8.

17 Там же. – С. 8.

35

Если в среднем по России показатель обеспеченности жильем на одного

жителя на конец 2004 года равнялся 19,7 кв. м, в Мурманской области –

22,3 кв. м, в Псковской области – 23,0 кв. м., то, например, в республике Тыва –

12,6 кв. м, республике Ингушетия – 6,4 кв. м. (то есть ниже социальной нормы

жилья), в Ульяновской области – 21,1 кв. м, в Московской области –

24,0 кв. м18.

Лишь в Москве и некоторых других городах обеспеченность жильем

благодаря новому жилищному строительству увеличилась.

Таким образом, имеется дефицит жилья. Актуальность проблемы

обеспечения семей жильем связана, прежде всего:

– со значительным сокращением ввода нового жилья и его бесплатным

предоставлением;

– низким уровнем доходов основной массы семей;

– ростом тарифов на жилье и жилищно-коммунальные услуги;

– необходимостью капитального ремонта жилищ и его проведением в

условиях обесценивания накопленных для этого фондов;

– необходимостью срочного решения жилищных проблем семей,

оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, вынужденные переселенцы,

бомжи, военнослужащие и их семьи).

В 2005 году в очереди на получение жилья по РФ насчитывалось 3,3 млн

семей, а улучшили свои жилищные условия 151 тыс. семей, т. е. 4%

очередников. Ситуация не изменилась до настоящего времени.

Характерной особенностью современного социально-экономического положения в

России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно,

по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.

На первичном рынке жилья цена за 1 м. в среднем по Ульяновской области в

2006 году составила 12,1 тыс. рублей19, а на вторичном рынке – 12,3 тыс. рублей.

18 Регионы России. Госкомстат России. – М., 2001. – Том 2. – С. 112.

19 По данным материала Гендиректора АИЖК Александра Семеняка – О ценах на жилье //

Прямые инвестиции. – №8. – 2006. – С. 90.

36

Это говорит о том, что цена первичного рынка меньше цены вторичного.

В целом, ценовая динамика последних месяцев указывает на закрепление

существующих, на рынке тенденций. Это, в свою очередь, делает возможность

снижения цен в ближайшей перспективе маловероятной. Аналогичная

ситуация складывается на всей территории России. Большинство семей не

могут приобретать жилье по таким ценам. По данным министерства труда и

социального обеспечения почти 35,8 миллионов человек в России имеют

доходы ниже прожиточного минимума.

Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его

качество. Около 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в

малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более

300 млн кв. м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном

ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн кв. м

(9%) – в реконструкции. При ежегодном нормативе 4-5% в среднем капитально

ремонтируются лишь 25,5 млн кв. м, или 0,9%. Объем ветхого и аварийного

жилья в период с 2002 по 2007 год увеличился с 50 млн кв. м. до 93 млн кв. м20.

Доля ветхого и аварийного жилищного фонда наиболее высока в

республиках Дагестан (26,0%), Ингушетия (23,3%), Коми (7,8%), Тыва (20,6%),

Саха (Якутия) (12,2%), Астраханской (11,5%), Магаданской (9,1%), Амурской

(7,7%), Калужской (7,1%) областях, Республике Алтай, Курганской и Тульской

областях (соответственно, по 6,3%), Кемеровской области (5,7%).

ЖКХ является самой энергоемкой отраслью страны. Коммунальная

энергетика потребляет более 20% электрической и около 45% тепловой

энергии, производимой в России. Дефицит мощностей источников тепловой

энергии составляет около 13 тыс. Гкал/час.

Одной из серьезных проблем ЖКХ признано крайне неудовлетворительное

техническое состояние действующих систем водоснабжения и канализации,

20 Проблемы ЖКХ решат к 2012 году // Коммунальщик. – 2007. – №8. – С. 4.

37

более 50% которых требуют полной замены. Поэтому на водопроводных и

канализационных сетях происходят прорывы, отключения и аварии, что

вызывает не только потери воды и перебои в водоснабжении, но и загрязнение

природной среды, а также нарушение санитарного благополучия населения.

Более чем в 100 крупных городах вода подается в дома по графику, при этом

четверть ее теряется.

В городах через коммунальные системы канализации очищается до

установленных нормативов только 30% стоков. Дефицит мощностей

канализационных сетей достигает 9 млн куб. м. в сутки (16,5%). Капитального

ремонта требуют 12% этих сетей, 50 тыс. км подземных коммуникаций

находятся в аварийном состоянии, 300 тыс. км требуют немедленного ремонта,

а денег на эти цели практически не выделяется21.

Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей

установленной производственной мощности.

Всего в Российской Федерации строений – 19,0 млн ед., в том числе

построенных:

Таблица 1.4. - Количество строений в российской Федерации

млн единиц %

до 1920 г. 1,1 5,8

с 1921-1945 гг. 2,1 11,0

1946-1970 гг. 8,6 45,3

1971-1995 гг. 6,1 32,1

после 1995 г. 1,1 5,8

Таблица 1.5. - Распределение жилых зданий по проценту износа

млн единиц %

0 до 30% 7,3 38,4

31 до 65% 10,6 55,8

65% 1,1 5,8

21 Иванов А. И. Туманная судьба жилищно-коммунальной реформы // ЖКХ. – 2000. – №1. –

С. 9–10.

38

Таблица 1.6. - Распределение жилых домов по материалу стен

млн единиц %

каменных, кирпичных 4,5 23,7

панельных 0,5 2,6

смешанных 0,9 4,8

деревянных 10,7 56,3

прочих 1,9 1,0

Наличие жилых квартир:

млн единиц %

Всего 56,0

В том числе

однокомнатные

13,0 23,2

Двухкомнатные 22,9 40,9

Трехкомнатные 16,4 29,3

Четырехкомнатные и более 3,7 6,6

Таблица 1.7. - Благоустройство жилых домов основными

видами благоустройства

Наименование Российская Федерация

водопровод 74,2

канализация 70,0

центральное отопление 75,0

ванна 64,4

горячее водоснабжение 61,0

газ 70,2

напольные электроплиты 16,5

Существенны различия в благоустройстве жилья по регионам. В Москве и

Санкт-Петербурге, а также в Мурманской, Тульской, Нижегородской,

Челябинской областях важнейшие показатели обеспечения коммунальными

39

удобствами – свыше 90% (кроме телефона). В то же время в Новгородской,

Пензенской, Ульяновской областях, Адыгее, Северной Осетии - Алании, они в

среднем почти вдвое ниже. А в таких регионах, как Калмыкия, Дагестан, Тыва,

Республика Алтай подавляющая часть жилья лишена удобств. В целом в

России в неблагоустроенных квартирах проживают около 40 млн человек22.

Анализ основных показателей, характеризующих состояние жилищ,

показывает, что наш быт ухудшается, жилищный фонд стареет, техническая

оснащенность, как в сфере строительства, так и эксплуатации жилья снижается.

Объемы капитального ремонта жилищного фонда в России с 1990 по

настоящее время сократились в пять раз.

Из-за сложившегося экономического положения в стране, дефицита

средств в бюджетах всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда,

из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный

фонд с износом более 70 процентов. Если в 1995 году таковой составлял

37,7 млн кв. метров, то в настоящее время он насчитывает 88,7 млн кв. метров

или 3,1% от всего жилищного фонда, в котором проживает около 5,0 млн

человек (3,4% населения страны).

В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования

современной системы жизнеобеспечения территорий, большинство

предприятий ЖКХ занимают монопольное положение на обслуживаемой ими

территории.

Монополизм в системе ЖКХ снижает ответственность организаций за

предоставление жилищно-коммунальных услуг и их качества, ведет к

формированию монопольных цен.

Кризис ЖКХ как отрасли сферы услуг обусловлен совокупностью причин:

слабой технической базой отрасли, недостатком мощностей, отсутствием

необходимых средств на развитие и текущее содержание, доминирование

естественных монополий и т. д.

22 Фатахетдинова А. И. Текущая тарифная политика в регионах // ЖКХ. – 2006. – №12. – Ч.2. –

С. 8.

40

Их основой является неэффективный и несоответствующий социально

ориентированной экономике механизм установления тарифов, система

платежей и контроля за использованием ресурсов на развитие ЖКХ.

Упадок отрасли спровоцирован нехваткой средств, неэффективной ее

организацией и устаревшей структурой, нарастающим износом основных

фондов (ОФ). Платежи населения покрывают более половины расходов по

содержанию ЖКХ, однако отрасль продолжает оставаться одним из самых

крупных потребителей бюджетных средств, в основном, бюджетов местных

органов государственной власти. На датирование жилищно-коммунальной

сферы они расходуют в среднем около 20-30%, а в отдельных городах и

муниципальных образованьях – 50-70%. Дотации способствуют обострению

бюджетного кризиса.

Ситуация с задолженностью в последние годы постоянно ухудшается.

Разность дебиторской и кредиторской задолженности увеличилась более чем

вдвое (с 37 млрд руб. на осень 2003 г. до 80 млрд руб. на середину 2005 г.), что

свидетельствует об углублении финансового кризиса ЖКХ.

По-прежнему долги поставщикам ресурсов и в бюджеты всех уровней в

1,5 раза превышают долги потребителей и заказчиков услуг предприятий ЖКХ.

В общей сумме объема дебиторской задолженности 22,1% составляют

неплатежи населениям, что превышает допустимый уровень задолженности на

10%. К середине января 2005 г. долги предприятий ЖКХ составили около

600 млрд руб. Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ составляет более

250 млн. руб., а кредиторская – более 300 млрд руб. Примерно половину этой

суммы задолжали население и предприятия, а за остальной долг так или иначе

отвечает государство: около 150 млрд руб. составляет долг бюджетных

организаций – школ, больниц и так далее, а остальной долг образовался в

41

результате хронического недофинансирования из бюджета льгот, которые

предоставляют гражданам коммунальные службы23.

При этом уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением

возрос с 58% в 2001 г. до 100% в 2008 г. Выросла и задолженность перед

работниками жилищно-коммунального комплекса. При этом доля семей,

получающих жилищные субсидии, выросла с 7% в 2001 г. до 13,5% в 2004 г.,

т. е. для подавляющего числа территорий ситуация не стала критической.

В 2005 г. доля семей, получающих субсидии увеличилась до 17,2%. При

планомерном росте тарифов и при исполнении предприятиями ЖКХ своих

обязанностей население не только не прекращает платить за ЖКУ, а делает это

более дисциплинированно.

Тем не менее, даже в благополучном 2006 г. предприятия ЖКХ

недополучили 7% платежей, а недофинансирование отрасли составило

60 млрд руб.

За год с конца июня 2002 г. по конец июня 2003 г. тарифы ЖКХ

повысились в среднем по России на 43,6%, что существенно превышает рост

стоимости любых других видов услуг, предоставляемых населению. Та же

картина наблюдалась в 2004-2006 г.: тарифы на жилищно-коммунальные

услуги в России повысились на 23,2%. Больше всего в группе жилищно-

коммунальных услуг выросла стоимость проживания в гостинице, а также

плата за отопление. Учитывая, что доля оплаты населением стоимости услуг

также росла (примерно с 40% до 60%, остальное дотируется государством через

предприятия ЖКХ), население в среднем стало платить на 350% больше24.

В 2009 году на техническое обслуживание дома оплата повысилась на 24%,

коммунальные услуги на 18 %.

Тем не менее, после многолетних попыток преобразований действительная

экономическая эффективность отрасли составляет не более 4%.

23 Черняк В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Жилищный национальный

приоритет: проблемы, решения, эффективность: сборник трудов. – М., 2006. – С. 89-90

24 Черняк В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Жилищный национальный

приоритет: проблемы, решения, эффективность: сборник трудов. – М., 2006. – С.91

42

Жилищно-коммунальное хозяйство – это отрасль, а вернее, совокупность

подотраслей, обеспечивающая жизнь и работу населения страны в нормальных

условиях. ЖКХ в течение длительного периода развивали и субсидировали

исходя из остаточного принципа в экономике.

Деформированная система финансирования отрасли в значительной

степени обусловила:

– низкий уровень обеспеченности услугами ЖКХ;

– нарастающий износ основных фондов;

– увеличение аварийности;

– ухудшение экологической обстановки и т. д.

Малоэффективность и затратность ЖКХ заключается, на наш взгляд, в

следующем:

– высокозатратность производства;

– непродуктивность технологии;

– монопольное предоставление услуг.

Централизованная плановая система в Советское время определялась

оптимизацией управленческого процесса и относительно сбалансированной

системой материально-технического снабжения. В условиях формирования

рынка произошло разрушение единой централизованной системы, субъектом

распределительных отношений становится муниципальный уровень, на

котором пока не сложился механизм финансовой сбалансированности между

стоимостью услуг и их оплатой, который стал первопричиной кризиса в ЖКХ.

Кроме того, проявление негативных последствий монопольного

положения предприятий-производителей услуг стал фактором необоснованного

завышения цен и тарифов на них, как и их неудовлетворительного качества,

надежности и экологической безопасности. В этом заключается социально-

экономическое противоречие, которое приводит к глубоким социальным

конфликтам в форме спонтанных выступлений населения против частых и

43

необоснованных прекращений или нарушений нормальных условий

проживания.

Несмотря на принимаемые Правительством меры, реальная социально-

экономическая ситуация в стране по-прежнему осложняет состояние и

функционирование жилищной сферы. В 1991 году был разработан Закон

«О приватизации существующего квартирного фонда». Целью принятия этого

закона была передача государственного жилищного фонда в личную

собственность граждан с последующим отнесением всех расходов по его

эксплуатации и ремонту непосредственно на счет населения и создание

предпосылки для последующих преобразований в жилищно-коммунальном

хозяйстве.

Условия приватизации были довольно заманчивыми. Жильцы получали в

собственность жилье, которое они занимали.

А в декабре 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял

решение о проведении бесплатной приватизации жилья на всей территории

Российской Федерации.

Но после приватизации положение владельца квартиры и съемщика жилья

практически не отличается за исключением того, что владелец квартиры

получает дополнительное право продать или сдать ее, а также передать по

наследству не прописанным в ней родственникам или иным лицам, что сделало

приватизацию привлекательной для пожилых людей. Однако в итоге

государству не удалось отказаться от финансирования содержания

приватизированного жилья из-за возможного осложнения социальной

напряженности в стране.

От нормального функционирования жилищно-коммунального комплекса

зависит не только жизнь и здоровье граждан, но и экономическая безопасность

страны. Поэтому особого внимания требует подготовка и работа

коммунальщиков в зимний период. Тяжелое положение в последние годы

складывается с приобретением и завозом топлива, в результате в сильные

44

морозы без тепла остаются десятки тысяч людей. Нарушается теплоснабжение

многих жилых домов и социальных объектов России. Износ основных фондов

ЖКХ возрастает.

Все это не может не вызывать серьезных опасений за безаварийную работу

систем жизнеобеспечения населенных пунктов в отопительные периоды.

Анализ предзимней подготовки 2006/2007 гг. показал, что наиболее

активно она проходила в Центральном и Приволжском федеральных округах.

Вместе с тем в ряде регионов нарушались сроки выполнения плановых заданий

по подготовке жилищного фонда (Эвенкийский АО, Республика Ингушетия,

Ульяновская область), котельных и теплоэнергетического оборудования

(Приморский край, Рязанская и Мурманская области)25.

Не соблюдались графики ремонта тепловых и водопроводных сетей

(Республика Калмыкия, Новгородская и Костромская области, Приморский край).

Таким образом, число аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве за

последние годы растет от зимы к зиме. Зима стала серьезной проверкой

надежности жилищно-коммунальных служб. ЖКХ _______и предприятия энергетики

ряда субъектов Российской Федерации не могут обеспечить стабильное и

надежное функционирование систем жизнеобеспечения населения.

Воздействовать на энергетиков краевая власть не может. У нее нет таких

рычагов, поскольку все это хозяйство теперь не государственное, а почти

частное, принадлежащее РАО «ЕЭС России».

Изношенность основных фондов в энергетике РФ сейчас такова, что при

нынешних темпах их обновления (точнее, притом, что обновление не

производится в принципе) уже через пять лет 40% оборудования должно выйти

из строя. В лучшем случае Россия превратится из энергоизбыточной страны в

энергодефицитную. А при нынешних темпах роста потребления

электроэнергии это может произойти даже раньше. Уже сегодня

25 Круглик С. И. О готовности предприятий ЖКХ и энергетики к работе в осенне-зимней

период 2006/07 // ЖКХ. – №12. – Ч.2. – С. 5.

45

20 региональных энергосистем являются убыточными26. Износ тепловых сетей

достиг 60-70%, а 25-30% – в аварийном состоянии.

Что же мы имеем в коммунально-жилищной сфере в новом тысячелетии?

Во-первых, резкое снижение намеченных объемов жилищного

строительства и уменьшения государственных инвестиций на эти цели.

Во-вторых, ликвидация планомерной работы по ремонту и

восстановлению жилых домов в соответствии с нормативными сроками их

эксплуатации.

В-третьих, существенное снижение объема всех работ по развитию

коммунальной инфраструктуры и ее обновлению.

В-четвертых, значительное снижение качества коммунально-бытового

обслуживания населения и уровня благоустройства городов и поселков.

В-пятых, социально-экономический кризис.

В-шестых, непомерное повышение квартирной платы и стоимости всех услуг.

Жилищный фонд России приходит в упадок, а коммунальная

инфраструктура почти не обновляется.

Падение объемов производства услуг вызвано не только финансовой

несостоятельностью предприятия (организаций, учреждений), населения и их

неспособностью оплачивать все возрастающую стоимость услуг ЖКХ, но и

отсутствием механизма, обеспечивающего оперативную связь между

требованиями потребителей и принятием адекватных экономических,

технических мер и управленческих решений, отсутствием заинтересованности,

соблюдение критериев качества функционирования ЖКХ.

Обеспечение качества жизни является главной задачей, объективно

стоящей перед Правительством России. Планируя повышение качества жизни,

целесообразно учитывать наличие жилья и обеспеченность ЖК-услугами.

26 Сиваков Д. Энергетическая трехходовка // «Эксперт». – 2000. – № 17. – С. 12.

46

Гарантия потребления и расширения жилищно-коммунальных услуг,

повышение надежности функционирования инженерных сооружений

водопроводно-канализационного хозяйства, коммунальной энергетики

муниципального образования, должно стать наряду с наличием

благоустроенного жилья фактором, определяющим уровень качества жизни

населения.

При формировании стратегических целей социального развития

муниципалитетов и регионов, повышения качества жизни населения в систему

показателей необходимо включить показатель обеспечения жильем и жилищно-

коммунальными услугами, обеспечивающий «нормальный», «комфортный»

уровень условий жизнедеятельности людей. Наличие комфортного жилья – это:

– фактор благополучия;

– фактор социальной стабильности;

– фактор повышения производительности труда;

– залог здоровья и долголетия;

– фактор повышения деторождаемости;

– фактор повышения потребительского спроса;

– фактор экономического благосостояния и т. д.

На наш взгляд, разработка и реализация такого подхода дадут возможность

в обозримой перспективе сменить вектор развития России, направленный не на

физиологическое выживание народа, а на подлинное социально-экономическое

и политическое возрождение страны. При таких условиях действительно

ускорится реформа в ЖКХ, о которой так много говорится и необходимость

проведения которой никто не отрицает.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие основные механизмы составляли базу управления городами в царской

России?

47

2. Объясните неустойчивость системы государственного управления ЖКХ с

позиций теории организации, менеджмента и теории систем.

3. Каковы причины современного кризисного состояния ЖКХ?

4. Укажите основные функции ЖКХ.

5. Назовите основные нормативно-правовые документы федерального уровня

по выводу ЖКХ из кризисного состояния.

Тест


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.352 с.