Комфортного кондиционирования воздуха — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Комфортного кондиционирования воздуха

2019-11-11 279
Комфортного кондиционирования воздуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Центральные одно- и двухканальные, а также местно-центральные и автономные СКВ могут отличаться одна от другой (однотипной) технологической схемой обработки воз­духа, зависящей от числа и порядка расстановки отдельных эле­ментов кондиционера, значениями скорости воздуха в воздухо­проводах и его давления за кондиционером, наличием, степенью или отсутствием рециркуляции воздуха, наличием и типом или отсутствием теплообменников в воздухораспределителях поме­щения и т. п.

На основе технико-экономического анализа были определены основные типы СКВ, получившие наибольшее распространение на отечественных и зарубежных судах, построенных после 1965 г. Рассмотренные суда различались как по назначению (пассажир­ские, нефтеналивные, сухогрузные, промысловые и т. д.) и типу главной установки (дизельные, паротурбинные, газотурбинные), так и по водоизмещению (танкеры до 250 000 т, буксиры от 800 т и т. д.). Результаты анализа показали, что наибольшее распро­странение на морских судах в настоящее время получили следую­щие типы систем комфортного кондиционирования воздуха.

Тип I. Одноканальная центральная низко-, средне- или высо­коскоростная прямоточно-рециркуляционная система с выпуск­ными воздухораспределителями.

Тип II. Одноканальная прямоточно-рециркуляционная местно-центральная средне- или высокоскоростная система с частичной обработкой воздуха в центральном кондиционере и дополнитель­ным подогревом приточного воздуха в каютных доводочных прямо­точных воздухораспределителях.

Тип III. Одноканальная прямоточная местно-центральная средне- или высокоскоростная система с частичной обработкой воздуха в центральном кондиционере и дополнительной обра­боткой (охлаждением или подогревом) в каютных доводочных эжекционных воздухораспределителях.

Тип IV. Двухканальная прямоточно-рециркуляционная цен­тральная средне- или высокоскоростная система с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере и смесительными вы­пускными воздухораспределителями.

Кроме того, в ряде случаев применяются автономные СКВ — кондиционеры.

Выпускные воздухораспределители (в зависимости от напорности системы) могут быть неэжекционными или слабоэжекционными (в низкоскоростных — низкона­порных системах) либо со значительной эжекционной способностью k э = 1,0÷2,5 (в средне- и высокоскоростных системах). Иногда эту систему дополняют зональными паровыми нагревателями воз­духа для групп кондиционируемых помещений, различных по тепловым нагрузкам.

Нагреватели воздуха обычно паровые, но встречаются водя­ные и, реже, электрические. Увлажнение производится паром. Воздухоохладители применяются в основном с непосредствен­ным кипением холодильного агента (Ф-12 и Ф-22), а также с про­межуточным хладоносителем (водяные).

Холодильная установка, как правило, с регулируемой холодопроизводительностью. Система автоматического регулирования (САР) пневматическая, электрическая, электропневматическая или с регуляторами прямого действия (современная тенденция). Индивидуальное регулирование параметров воздуха в конди­ционируемых помещениях осуществляется путем изменения его количества, подаваемого через воздухораспределители (с регули­руемым расходом воздуха).

Основным достоинством систем типа I в сравнении с другими системами является их более низкая стоимость, простая трасси­ровка трубопроводов, а также меньшие масса и габариты. Самый существенный недостаток — трудность индивидуального регули­рования параметров воздуха в кондиционируемых помещениях, особенно на режимах отопления (расчетном и переходных).

Увеличение рабочей разности температур приточного воздуха и воздуха помещения и применение эжекционных воздухораспределителей в высоконапорных системах, в сравнении с низконапорными, позволяет уменьшить общий расход воздуха (при той же тепловлагоассимиляционной его способности), а значит, произво­дительность вентиляторов и сечения воздухопроводов, и улучшить воздухораспределение в судовых помещениях. Это приводит к значительному уменьшению массы и габаритов оборудования и воз­духопроводов системы, некоторому снижению требуемой холодопроизводительности и потребляемой мощности, значительно упро­щает прокладку и монтаж воздухопроводов на судне и исключает возможность распространения пожара в случае его возникновения.

Благодаря этим достоинствам высокоскоростные и среднескоростные одноканальные СКВ без теплообменников в каютных воз­духораспределителях в последнее время довольно широко приме­няются на судах наряду с низкоскоростными системами. Они, например, установлены на сухогрузах типов «Славянск», «Капи­тан Кушнаренко», на рыбопромысловых и других судах отечественной и зарубежной постройки.

Существенный недостаток высокоскоростных систем — боль­шая шумность, так как в кондиционерах применяются высокона­порные вентиляторы и скорость воздуха в воздухопроводах и воз­духораспределителях высокая.

Низкоскоростные центральные одноканальные СКВ стали применять на судах раньше, чем высокоскоростные. Ими обору­дованы первые отечественные суда с комфортным кондициониро­ванием воздуха — танкеры типа «Прага», сухогрузы типа «Ленин­ский комсомол», китобаза «Советская Украина», рефрижераторы типа «Севастополь», пассажирские суда типа «Киргизстан», лесовозы типа «Вытегралес», суда зарубежной постройки типа «Углеуральск» и др.

Основные достоинства низкоскоростных СКВ — малошумность работы (при относительно небольших напорах вентиляторов, низких скоростях воздуха в воздухопроводах и каютных возду­хораспределителях). Благодаря этому низкоскоростные системы до сих пор широко применяются на судах, например, на крупных пассажирских лайнерах (где очень важна малошумность) зару­бежной постройки последних лет (фирмы Европы и США), а также на судах других типов в основном для общественных помещений (столовые, рестораны, кинозалы, кают-компании).

Однако низкоскоростным СКВ свойственны и существенные недостатки:

— большие масса и габариты оборудования и воздухо­проводов и связанная с этим трудность прокладки последних по судну;

— повышенная опасность распространения пожара по судну вследствие больших сечений воздухопроводов;

— недостаточно ка­чественное распределение воздуха по помещениям;

— индивидуаль­ное регулирование температуры в одном помещении путем изме­нения количества подаваемого воздуха приводит к созданию диском­фортных условий в соседних помещениях из-за перераспределения подачи в них воздуха.

Последний недостаток одноканальных низкоскоростных СКВ свойствен и высокоскоростным системам без теплообменников в ка­ютных воздухораспределителях. Однако в последнее время он устраняется применением в системах регуляторов статического давления РСД, которые позволяют автоматически изменять по­дачу воздуха кондиционером в группу тех помещений, в части которых уменьшен или увеличен расход воздуха.

Однако лучшего регулирования параметров воздуха в судовых помещениях можно достичь применением наряду с количе­ственным способом (регулированием расхода) метода качественного регулирования, т. е. изменения параметров воздуха, подаваемого из распределителя в помещение. Это возможно при использовании одноканальных высокоскоростных систем с каютными доводочными воздухораспределителями, имеющими теплообменники для тепловлажностной обработки воздуха, и двухканальных СКВ со смесительными воздухораспределителями (системы типов II, III, IV),

В практике кондиционирования воздуха и вентиляции на су­дах нашли применение и такие системы, в которых осуществля­ется высокоскоростная подача воздуха по магистралям и низко-напорное распределение приточного воздуха в помещениях. Эти системы получили название «Минидукт» (минимальное сечение воздухопровода).

Схема устройства системы типа II и соответствующие процессы кондиционирования представлены на рис. 8.5. В этой системе смесь наружного и рециркуляционного воздуха (процессы смешения НД и КД — летом или Н'Д' и К'Д' — зимой) летом подогревается в электровентиляторе ЭВ (процесс ДА), охлаждается с осушением во фреоновом воздухоохладителе центрального кондиционера (процесс АВ) до температуры t в = 11÷15°С и подается к каютным доводочным воздухораспределителям прямоточного типа ВРДП (в доводочных прямоточных воздухораспределителях термической обработке подвергается приточный воздух, а в эжекционных ВРДЭ — эжектируемый воздух помещения).

 

 

Рисунок 8.5 — Схема (а) и процессы кондиционирования в летнем (б) и зимнем (в) режимах работы системы типа II (одноканальной прямоточно-рециркуляционной местно-центральной)

Процессы: ВС - подогрев воздуха в воздухопроводах, СП — тепловлагоассимиляции в помещениях, ПК —подогрев, в кори­доре Кр. В применяемых здесь ВРДП встроены водяные или электрические подогреватели воздуха. Обычно в летнем режиме они не работают. Индивидуальное регулирование параметров воздуха в помещениях производится изменением подачи приточного воздуха через ВРДП. Однако для этих целей (при снижении те­пловых нагрузок на помещение или необходимости поддерживать несколько повышенную температуру) могут быть использованы подогреватели ВРДП (процесс СС1 — подогрев приточного холод­ного воздуха в ВРДП).

В зимнем режиме смесь наружного и рециркуляционного воз­духа подогревается в паровом воздухонагревателе ВН (процесс Д'Б) и в электровентиляторе ЭВ (процесс БА') до температуры 20—30°С, увлажняется паром (процесс А'В'). Дальнейший на­грев воздуха производится индивидуально по желанию обитате­лей помещений в каютных доводочных воздухораспределителях (процесс С'Е; В'С' — процесс охлаждения воздуха в воздухо­проводах).

Возможность индивидуального регулирования параметров воз­духа в помещении на режиме отопления (а при желании — и в, летнем режиме, если предусматривать наиболее глубокое охла­ждение воздуха в центральном кондиционере и некоторый подо­грев в ВРДП) качественным путем является основным преимуще­ством систем кондиционирования типа II. Недостатки - слож­ность трассировки, возможность протечек водяных трубопроводов и трудность их определения (при установке водяных теплообменников в ВРДП), необходимость трассировки электрокабеля, повышенная потребляемая электрическая мощность на режиме отопления, необходимость наблюдения за состоянием электро­подогревателей (при их использовании в ВРДП), усложнение эксплуатации и повышенная стоимость системы.

В зарубежном судостроении СКВ с каютными электродоводчи­ками находят более широкое применение, чем с водяными.

Системы кондиционирования воздуха типа II применяются на транспортных грузовых и пассажирских судах неограниченного района плавания с преимущественным плаванием в умеренных и северных широтах.

Устройство системы кондиционирования типа III и соответству­ющие термодинамические процессы показаны на рис. 8.6. В цен­тральном кондиционере обрабатывается только наружный воздух. Номинальный его расход должен быть определен с учетом того, чтобы даже при уменьшении воздухоподачи в помещение при регу­лировании воздухораспределителя в эксплуатационных условиях количество поступающего воздуха соответствовало санитарным нормам. Практически производительность таких центральны: кондиционеров определяют из расчета 35—50 м3/ч наружного воздуха на одного человека (в зависимости от степени возможного снижения воздухоподачи при регулировании воздухораспределителя).

 

Рисунок 8.6 — Схема (а) и процессы кондиционирования в летнем (б) и зимнем (в) режимах работы системы типа III (одноканалъной прямоточной местно-центральной): ПВ — подогреватель воды; ЦН1 и ЦН2 — циркуляционные насосы

 

В этой системе применены доводочные эжекционные воздухо­распределители ВРДЭ с водяными теплообменниками, в которых охлаждается (летом) или подогревается (зимой) эжектируемый воздух помещения (эжекция производится за счет подсоса струей приточного воздуха, истекающей из сопла воздухораспределителя с большой скоростью, до 20—22 м/с).

В центральном кондиционере применен рассольный (водяной) - воздухоохладитель. Холодная вода для этого воздухоохладителя и теплообменников воздухораспределителей приготавливается: в испарителе И холодильной машины, через который она циркулирует с помощью насосов ЦН1 и ЦН2 (при этом клапан КЛ за­крыт, а на подогреватель воды ПВ пар не подается).

Воздухонагреватель и увлажнитель центрального кондицио­нера паровые.

В зимнем режиме работы через теплообменники воздухорас­пределителей с помощью насоса ЦН2 циркулирует теплая вода, подогрев которой осуществляется в паровом подогревателе ПВ (клапан КЛ открыт).

Наружный воздух в центральном кондиционере охлаждается до температуры 12—16°С и осушается (летом, процесс АБ) либо нагревается до t а =15÷25°С и увлажняется (зимой, процессы НА и АВ) и в состоянии, характеризуемом точкой В, поступает в воздухораспределители. Проходящий через теплообменники воздухораспределителей эжектируемый воздух помещений (по существу это тоже рециркуляция, только осуществляемая внутри помещения) охлаждается до 14— 18 0С (летом) или нагревается до 30—450С (зимой, процесс ПД). Летом процесс ПД ориентиро­ван на ту же точку О на линии насыщения, что и процесс АБ охла­ждения наружного воздуха, поскольку и в ВО центрального кон­диционера, и в теплообменники ВРДЭ подается вода с одинаковой температурой, а значит, средняя температура поверхностей охлаждения будет приблизительно одинаковой.

Доводочные эжекционные воздухораспределители обычно вы­полняют в виде пристенных шкафчиков. Коэффициент эжекции воздухораспределителей этого типа составляет k э = 1,8÷2,0. Его можно определить как отношение отрезков k э = ВС/ДС. На выходе из шкафчика смешанный воздух имеет еще достаточно высокую скорость (3—6 м/с), поэтому здесь возникает вторичная эжекция воздуха помещения, что несколько увеличивает коэффи­циент эжекции. Такие шкафчики называют воздухораспредели­телями с двойной эжекцией.

Теплоассимиляционная способность обработанного летом в теплообменнике рециркуляционного воздуха Q р.в = Gр.в (IпI д) = kэGн.в (I пI д) часто оказывается больше теплоассимиляционной способности обработанного в центральном конди­ционере наружного воздуха Q н.в = G н.в (I аI в), причем Q р.в + Q н.в = (G р.в.+ G н.вI р=(k э+ 1) G н.в(I п –I с).

В СКВ типа III производительность центральных кондицио­неров в 1,5—2 раза меньше, чем в системах других типов, потреб­ная холодопроизводительность и мощность системы (вместе с хо­лодильной установкой) снижаются примерно на 20—25%, умень­шаются размеры и масса воздухопроводов. Все это приводит к уменьшению общей массы и габарита СКВ. Еще одно их достоин­ство заключается в широком диапазоне индивидуального регули­рования параметров воздуха в помещениях количественным (изменением расхода приточного, а, следовательно, и эжектируемого воздуха) и качественным методами. Последнее (т. е. изменение параметров воздуха, выходящего из ВРДЭ в помещение, при неизменном его расходе) достигается путем изменения расхода воды через теплообменники воздухораспределителей, т.е. изме­нения степени охлаждения или нагрева рециркуляционного воздуха.

Однако в этих СКВ из-за большого требуемого напора за кон­диционером (для обеспечения высокой скорости воздуха в возду­хопроводе и эффективной работы эжекционного каютного доводоч­ного воздухораспределителя) применяются высоконапорные вен­тиляторы, создающие большой шум. Для снижения шума и пре­дотвращения его распространения по воздухопроводам в централь­ном кондиционере предусматривается устройство специальной камеры глушения шума. При работе каютных доводочных возду­хораспределителей также создается шум довольно высокого уровня. Однако в настоящее время разработаны доводочные эжекционные воздухораспределители, шумность которых не превышает шумности системы (шум системы передается в помещение через патру­бок приточного воздуха).

Кроме того, к существенным недостаткам местно-центральных одноканальных СКВ (с доводочными воздухораспределителями) относятся: необходимость и сложность прокладки трубопроводов холодной или горячей воды к теплообменникам каютных возду­хораспределителей и отвода от них влаги, выпадающей из рецир­куляционного воздуха при его охлаждении; потеря полезного объема кают из-за установки пристенных шкафчиков с теплооб­менниками, и усложнение эксплуатации такой системы конди­ционирования воздуха (например, трудность обнаружения проте­чек в трубопроводах, расположенных в зашивках судовых поме­щений, а также самая высокая стоимость таких систем).

Местно-центральные высокоскоростные прямоточные СКВ типа «Хай-пресс» фирм «Нордиск Вентилятор Кр» (Дания), «Свенска Флектфабрикен» (Швеция) и др. с доводочными воздухораспредели­телями впервые начали применять на судах в 1952 г. Такие си­стемы (с теплообменниками в ВРД, питаемыми холодной или горя­чей водой) впервые были применены в отечественной практике в 1959—1960 гг. на исследовательских судах «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев».

Третий вариант двухканальной СКВ, получивший наиболь­шее распространение на современных судах отечественной постройки, представлен на рис. 8.7. Эта система отличается от средне или высокоскоростной системы типа I тем, что в центральном кон­диционере имеется дополнительная камера отбора воздуха после первичного воздухонагревателя и электровентилятора и из кондиционера выходят два отдельных воздухопровода — канала, а воздухораспределитель ВРС — смесительного типа.

Таким об­разом, к воздухораспределителю подводится воздух по каналам I и II, в разной степени обработанный. Смешивая воздух, поступаю­щий по каналам I и II, в различных количественных соотноше­ниях, получают разные параметры приточного воздуха, а, следо­вательно, и воздуха в самом помещении. Это придает двухканаль­ной системе (выполненной по любому из указанных трех вариан­тов) главное достоинство — возможность индивидуального регу­лирования параметров воздуха в помещениях в очень широком диапазоне (как ни в какой другой системе). Заметим, что это ка­чество (правда, не в такой степени) в одноканальных системах с до­водочными воздухораспределителями приобретается значительным усложнением самих воздухораспределителей и установки (дополнительные теплообменники, трубопроводы и т. п.). Однако в двух канальных СКВ требуется прокладка второго воздухопро­вода.

Смесительные воздухораспределители, как правило, имеют постоянный суммарный (по двум каналам) расход воздуха, хотя встречаются и ВРС с изменяющимся общим расходом, воздуха.

 

Рисунок 8.7 — Схема (а) и процессы кондиционирования в летнем (б) и зимнем (в) режимах работы системы типа IV (двухканальной прямоточно-рециркуляционной средне- или высокоскоростной) ВРС — воздухораспределитель смесительный

 

Представленная на рис. 8.7 двухканальная СКВ работает сле­дующим образом. В режиме охлаждения по каналу I к ВРС по­дается воздух с температурой

t в1= t см+ Δ t вт (точка А на рис. 8.7, б),

где   t см — температура смеси на­ружного и рециркуляцион­ного воздуха,

     Δ t вт — подо­грев воздуха в электровен­тиляторе, а по каналу II — воздух, охлажденный в воз­духоохладителе кондиционе­ра до температуры t в2= 11 ÷15° С (точка В).

К ВРС, по каналу II воз­дух поступает с температу­рой

t в1= t в2 + Δ t 1

где    Δ t 1 — подогрев воздуха в воздухо­проводе (процесс ВС).

Как показано на рис. 8.7, б, номинальный режим работы соответствует наибольшей тепловлажностной нагрузке помещений, процесс тепловлагоассимиляции в которых - это прямая СП. К воздухораспределителям поступает весь (100%) воздух через канал II. При сниженных нагрузках требуемые параметры под­держиваются путем смешения холодного воздуха канала II с теплым воздухом канала I (процессы СС', АС' и С'П').

В режиме отопления помещений по каналу I к воздухораспре­делителям подается воздух с температурой t В1 ≈15 + Δ t вт, а по каналу II — воздух с температурой t вII = f (t н.в), зависящей от температуры t н,в наружного воздуха (чем ниже t н.в, тем выше должна быть t в II, чтобы компенсировать возрастающие теплопотери помещений при неизменной воздухоподаче в них). Обычно t вII=30÷45°С, зависимость между t в II и t н.в линейная, угол наклона прямой настройки автоматического регулятора температуры рассчитывают для данной СКВ, обслуживающей определенные помещения.

На рис. 8.8 в качестве примера представлена такая зависимость для СКВ сухогрузных судов типа «Муром» (двухканальные кондиционеры «Климат» польского производства, в которых в канал I воздух поступает после ВН 1 и увлажнителя, а в канал II — до паров фреона в испарителе И, расположенном в абсорбере АБР, в РТО4 и РТО5.

 

 

Рисунок 8.8 — Зависимость температуры и влажности обработанного в кондиционере воздуха от наружной температуры

 

Расчет такой установки показал, что при расходе осушаемого воздуха 3,95кг/с (14 200 кг/ч) с указанными начальными и конеч­ными его параметрами (количество отделяемой влаги W = 259 кг/ч) затраты эффективной мощности составляют: на ком­прессор 54 кВт, на электровентилятор 23,5 кВт, на насосы раствора 2,4 кВт; Σ N е≈80 кВт. При этом холодопроизводительность ма­шины Q 0=208 кВт, а тепловой поток, подводимый фреоном в кон­денсаторе и соответствующих регенеративных теплообменниках к воздуху и раствору, Q к= Q 0+ N ек = 208 + 54 = 262 кВт. Эффективный холодильный коэффициент машины составляет εе = Q 0/ N ек= 3,83. Суммарные затраты электроэнергии (в компрессоре, электровентиляторе и насосах) на высадку влаги в такой установке составляют 80/259 ≈ 0,31 кВт·ч/кг, что свидетельствует об очень высокой ее эффективности, а следовательно, перспектив­ности применения на судах.

Вопросы для самопроверки:

1. Дать определения прямоточно-рециркуляционной системы комфортного кондиционирования воздуха для негерметизированных судовых помещений.

2. Для чего зимой обрабатываемый в СКВ воздух увлажняется (чем)?

3. Для чего летом обрабатываемый воздух в СКВ осушается (как)?

4. Для чего в системах СКВ применяются шумопоглотители?

5. Принцип работы СКВ в режиме охлаждения помещений.

6. Какое оборудование используется в режиме охлаждения помещений?

7. Какие хладагенты (хладоносители) могут использоваться для охлаждения помещений?

8. Что такое техническое кондиционирование помещений?

9. Как производится осушение танков судов с помощью СКВ?

10. Что применяется в качестве осушителей воздуха или газа?

11. Перечислите типы систем комфортного кондиционирования воздуха.

12. Объясните принцип обработки воздуха в одноканальной центральной прямоточной-рециркуляционной системе.

13. Объясните принцип обработки воздуха в одноканальной центральной прямоточной-рециркуляционной системе высокоскоростной.

14. Объяснить принцип обработки воздуха в двухканальной прямоточно-рециркуляционной центральной СКВ.

15. Принцип работы автономной СКВ.

16. Сравнительный анализ каждой из систем.

17. Перечислить основное оборудование для обработки воздуха всех систем СКВ.

18. Назначение оборудования в системах СКВ (фильтры, вентиляторы, увлажнители-шумопоглотители, осушители).

 

Литература: [7], [3], [4], [5].

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.