Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-11-11 | 279 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Центральные одно- и двухканальные, а также местно-центральные и автономные СКВ могут отличаться одна от другой (однотипной) технологической схемой обработки воздуха, зависящей от числа и порядка расстановки отдельных элементов кондиционера, значениями скорости воздуха в воздухопроводах и его давления за кондиционером, наличием, степенью или отсутствием рециркуляции воздуха, наличием и типом или отсутствием теплообменников в воздухораспределителях помещения и т. п.
На основе технико-экономического анализа были определены основные типы СКВ, получившие наибольшее распространение на отечественных и зарубежных судах, построенных после 1965 г. Рассмотренные суда различались как по назначению (пассажирские, нефтеналивные, сухогрузные, промысловые и т. д.) и типу главной установки (дизельные, паротурбинные, газотурбинные), так и по водоизмещению (танкеры до 250 000 т, буксиры от 800 т и т. д.). Результаты анализа показали, что наибольшее распространение на морских судах в настоящее время получили следующие типы систем комфортного кондиционирования воздуха.
Тип I. Одноканальная центральная низко-, средне- или высокоскоростная прямоточно-рециркуляционная система с выпускными воздухораспределителями.
Тип II. Одноканальная прямоточно-рециркуляционная местно-центральная средне- или высокоскоростная система с частичной обработкой воздуха в центральном кондиционере и дополнительным подогревом приточного воздуха в каютных доводочных прямоточных воздухораспределителях.
Тип III. Одноканальная прямоточная местно-центральная средне- или высокоскоростная система с частичной обработкой воздуха в центральном кондиционере и дополнительной обработкой (охлаждением или подогревом) в каютных доводочных эжекционных воздухораспределителях.
|
Тип IV. Двухканальная прямоточно-рециркуляционная центральная средне- или высокоскоростная система с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере и смесительными выпускными воздухораспределителями.
Кроме того, в ряде случаев применяются автономные СКВ — кондиционеры.
Выпускные воздухораспределители (в зависимости от напорности системы) могут быть неэжекционными или слабоэжекционными (в низкоскоростных — низконапорных системах) либо со значительной эжекционной способностью k э = 1,0÷2,5 (в средне- и высокоскоростных системах). Иногда эту систему дополняют зональными паровыми нагревателями воздуха для групп кондиционируемых помещений, различных по тепловым нагрузкам.
Нагреватели воздуха обычно паровые, но встречаются водяные и, реже, электрические. Увлажнение производится паром. Воздухоохладители применяются в основном с непосредственным кипением холодильного агента (Ф-12 и Ф-22), а также с промежуточным хладоносителем (водяные).
Холодильная установка, как правило, с регулируемой холодопроизводительностью. Система автоматического регулирования (САР) пневматическая, электрическая, электропневматическая или с регуляторами прямого действия (современная тенденция). Индивидуальное регулирование параметров воздуха в кондиционируемых помещениях осуществляется путем изменения его количества, подаваемого через воздухораспределители (с регулируемым расходом воздуха).
Основным достоинством систем типа I в сравнении с другими системами является их более низкая стоимость, простая трассировка трубопроводов, а также меньшие масса и габариты. Самый существенный недостаток — трудность индивидуального регулирования параметров воздуха в кондиционируемых помещениях, особенно на режимах отопления (расчетном и переходных).
Увеличение рабочей разности температур приточного воздуха и воздуха помещения и применение эжекционных воздухораспределителей в высоконапорных системах, в сравнении с низконапорными, позволяет уменьшить общий расход воздуха (при той же тепловлагоассимиляционной его способности), а значит, производительность вентиляторов и сечения воздухопроводов, и улучшить воздухораспределение в судовых помещениях. Это приводит к значительному уменьшению массы и габаритов оборудования и воздухопроводов системы, некоторому снижению требуемой холодопроизводительности и потребляемой мощности, значительно упрощает прокладку и монтаж воздухопроводов на судне и исключает возможность распространения пожара в случае его возникновения.
|
Благодаря этим достоинствам высокоскоростные и среднескоростные одноканальные СКВ без теплообменников в каютных воздухораспределителях в последнее время довольно широко применяются на судах наряду с низкоскоростными системами. Они, например, установлены на сухогрузах типов «Славянск», «Капитан Кушнаренко», на рыбопромысловых и других судах отечественной и зарубежной постройки.
Существенный недостаток высокоскоростных систем — большая шумность, так как в кондиционерах применяются высоконапорные вентиляторы и скорость воздуха в воздухопроводах и воздухораспределителях высокая.
Низкоскоростные центральные одноканальные СКВ стали применять на судах раньше, чем высокоскоростные. Ими оборудованы первые отечественные суда с комфортным кондиционированием воздуха — танкеры типа «Прага», сухогрузы типа «Ленинский комсомол», китобаза «Советская Украина», рефрижераторы типа «Севастополь», пассажирские суда типа «Киргизстан», лесовозы типа «Вытегралес», суда зарубежной постройки типа «Углеуральск» и др.
Основные достоинства низкоскоростных СКВ — малошумность работы (при относительно небольших напорах вентиляторов, низких скоростях воздуха в воздухопроводах и каютных воздухораспределителях). Благодаря этому низкоскоростные системы до сих пор широко применяются на судах, например, на крупных пассажирских лайнерах (где очень важна малошумность) зарубежной постройки последних лет (фирмы Европы и США), а также на судах других типов в основном для общественных помещений (столовые, рестораны, кинозалы, кают-компании).
|
Однако низкоскоростным СКВ свойственны и существенные недостатки:
— большие масса и габариты оборудования и воздухопроводов и связанная с этим трудность прокладки последних по судну;
— повышенная опасность распространения пожара по судну вследствие больших сечений воздухопроводов;
— недостаточно качественное распределение воздуха по помещениям;
— индивидуальное регулирование температуры в одном помещении путем изменения количества подаваемого воздуха приводит к созданию дискомфортных условий в соседних помещениях из-за перераспределения подачи в них воздуха.
Последний недостаток одноканальных низкоскоростных СКВ свойствен и высокоскоростным системам без теплообменников в каютных воздухораспределителях. Однако в последнее время он устраняется применением в системах регуляторов статического давления РСД, которые позволяют автоматически изменять подачу воздуха кондиционером в группу тех помещений, в части которых уменьшен или увеличен расход воздуха.
Однако лучшего регулирования параметров воздуха в судовых помещениях можно достичь применением наряду с количественным способом (регулированием расхода) метода качественного регулирования, т. е. изменения параметров воздуха, подаваемого из распределителя в помещение. Это возможно при использовании одноканальных высокоскоростных систем с каютными доводочными воздухораспределителями, имеющими теплообменники для тепловлажностной обработки воздуха, и двухканальных СКВ со смесительными воздухораспределителями (системы типов II, III, IV),
В практике кондиционирования воздуха и вентиляции на судах нашли применение и такие системы, в которых осуществляется высокоскоростная подача воздуха по магистралям и низко-напорное распределение приточного воздуха в помещениях. Эти системы получили название «Минидукт» (минимальное сечение воздухопровода).
Схема устройства системы типа II и соответствующие процессы кондиционирования представлены на рис. 8.5. В этой системе смесь наружного и рециркуляционного воздуха (процессы смешения НД и КД — летом или Н'Д' и К'Д' — зимой) летом подогревается в электровентиляторе ЭВ (процесс ДА), охлаждается с осушением во фреоновом воздухоохладителе центрального кондиционера (процесс АВ) до температуры t в = 11÷15°С и подается к каютным доводочным воздухораспределителям прямоточного типа ВРДП (в доводочных прямоточных воздухораспределителях термической обработке подвергается приточный воздух, а в эжекционных ВРДЭ — эжектируемый воздух помещения).
|
Рисунок 8.5 — Схема (а) и процессы кондиционирования в летнем (б) и зимнем (в) режимах работы системы типа II (одноканальной прямоточно-рециркуляционной местно-центральной)
Процессы: ВС - подогрев воздуха в воздухопроводах, СП — тепловлагоассимиляции в помещениях, ПК —подогрев, в коридоре Кр. В применяемых здесь ВРДП встроены водяные или электрические подогреватели воздуха. Обычно в летнем режиме они не работают. Индивидуальное регулирование параметров воздуха в помещениях производится изменением подачи приточного воздуха через ВРДП. Однако для этих целей (при снижении тепловых нагрузок на помещение или необходимости поддерживать несколько повышенную температуру) могут быть использованы подогреватели ВРДП (процесс СС1 — подогрев приточного холодного воздуха в ВРДП).
В зимнем режиме смесь наружного и рециркуляционного воздуха подогревается в паровом воздухонагревателе ВН (процесс Д'Б) и в электровентиляторе ЭВ (процесс БА') до температуры 20—30°С, увлажняется паром (процесс А'В'). Дальнейший нагрев воздуха производится индивидуально по желанию обитателей помещений в каютных доводочных воздухораспределителях (процесс С'Е; В'С' — процесс охлаждения воздуха в воздухопроводах).
Возможность индивидуального регулирования параметров воздуха в помещении на режиме отопления (а при желании — и в, летнем режиме, если предусматривать наиболее глубокое охлаждение воздуха в центральном кондиционере и некоторый подогрев в ВРДП) качественным путем является основным преимуществом систем кондиционирования типа II. Недостатки - сложность трассировки, возможность протечек водяных трубопроводов и трудность их определения (при установке водяных теплообменников в ВРДП), необходимость трассировки электрокабеля, повышенная потребляемая электрическая мощность на режиме отопления, необходимость наблюдения за состоянием электроподогревателей (при их использовании в ВРДП), усложнение эксплуатации и повышенная стоимость системы.
В зарубежном судостроении СКВ с каютными электродоводчиками находят более широкое применение, чем с водяными.
Системы кондиционирования воздуха типа II применяются на транспортных грузовых и пассажирских судах неограниченного района плавания с преимущественным плаванием в умеренных и северных широтах.
|
Устройство системы кондиционирования типа III и соответствующие термодинамические процессы показаны на рис. 8.6. В центральном кондиционере обрабатывается только наружный воздух. Номинальный его расход должен быть определен с учетом того, чтобы даже при уменьшении воздухоподачи в помещение при регулировании воздухораспределителя в эксплуатационных условиях количество поступающего воздуха соответствовало санитарным нормам. Практически производительность таких центральны: кондиционеров определяют из расчета 35—50 м3/ч наружного воздуха на одного человека (в зависимости от степени возможного снижения воздухоподачи при регулировании воздухораспределителя).
Рисунок 8.6 — Схема (а) и процессы кондиционирования в летнем (б) и зимнем (в) режимах работы системы типа III (одноканалъной прямоточной местно-центральной): ПВ — подогреватель воды; ЦН1 и ЦН2 — циркуляционные насосы
В этой системе применены доводочные эжекционные воздухораспределители ВРДЭ с водяными теплообменниками, в которых охлаждается (летом) или подогревается (зимой) эжектируемый воздух помещения (эжекция производится за счет подсоса струей приточного воздуха, истекающей из сопла воздухораспределителя с большой скоростью, до 20—22 м/с).
В центральном кондиционере применен рассольный (водяной) - воздухоохладитель. Холодная вода для этого воздухоохладителя и теплообменников воздухораспределителей приготавливается: в испарителе И холодильной машины, через который она циркулирует с помощью насосов ЦН1 и ЦН2 (при этом клапан КЛ закрыт, а на подогреватель воды ПВ пар не подается).
Воздухонагреватель и увлажнитель центрального кондиционера паровые.
В зимнем режиме работы через теплообменники воздухораспределителей с помощью насоса ЦН2 циркулирует теплая вода, подогрев которой осуществляется в паровом подогревателе ПВ (клапан КЛ открыт).
Наружный воздух в центральном кондиционере охлаждается до температуры 12—16°С и осушается (летом, процесс АБ) либо нагревается до t а =15÷25°С и увлажняется (зимой, процессы НА и АВ) и в состоянии, характеризуемом точкой В, поступает в воздухораспределители. Проходящий через теплообменники воздухораспределителей эжектируемый воздух помещений (по существу это тоже рециркуляция, только осуществляемая внутри помещения) охлаждается до 14— 18 0С (летом) или нагревается до 30—450С (зимой, процесс ПД). Летом процесс ПД ориентирован на ту же точку О на линии насыщения, что и процесс АБ охлаждения наружного воздуха, поскольку и в ВО центрального кондиционера, и в теплообменники ВРДЭ подается вода с одинаковой температурой, а значит, средняя температура поверхностей охлаждения будет приблизительно одинаковой.
Доводочные эжекционные воздухораспределители обычно выполняют в виде пристенных шкафчиков. Коэффициент эжекции воздухораспределителей этого типа составляет k э = 1,8÷2,0. Его можно определить как отношение отрезков k э = ВС/ДС. На выходе из шкафчика смешанный воздух имеет еще достаточно высокую скорость (3—6 м/с), поэтому здесь возникает вторичная эжекция воздуха помещения, что несколько увеличивает коэффициент эжекции. Такие шкафчики называют воздухораспределителями с двойной эжекцией.
Теплоассимиляционная способность обработанного летом в теплообменнике рециркуляционного воздуха Q р.в = Gр.в (Iп — I д) = kэGн.в (I п — I д) часто оказывается больше теплоассимиляционной способности обработанного в центральном кондиционере наружного воздуха Q н.в = G н.в (I а — I в), причем Q р.в + Q н.в = (G р.в.+ G н.в)Δ I р=(k э+ 1) G н.в(I п –I с).
В СКВ типа III производительность центральных кондиционеров в 1,5—2 раза меньше, чем в системах других типов, потребная холодопроизводительность и мощность системы (вместе с холодильной установкой) снижаются примерно на 20—25%, уменьшаются размеры и масса воздухопроводов. Все это приводит к уменьшению общей массы и габарита СКВ. Еще одно их достоинство заключается в широком диапазоне индивидуального регулирования параметров воздуха в помещениях количественным (изменением расхода приточного, а, следовательно, и эжектируемого воздуха) и качественным методами. Последнее (т. е. изменение параметров воздуха, выходящего из ВРДЭ в помещение, при неизменном его расходе) достигается путем изменения расхода воды через теплообменники воздухораспределителей, т.е. изменения степени охлаждения или нагрева рециркуляционного воздуха.
Однако в этих СКВ из-за большого требуемого напора за кондиционером (для обеспечения высокой скорости воздуха в воздухопроводе и эффективной работы эжекционного каютного доводочного воздухораспределителя) применяются высоконапорные вентиляторы, создающие большой шум. Для снижения шума и предотвращения его распространения по воздухопроводам в центральном кондиционере предусматривается устройство специальной камеры глушения шума. При работе каютных доводочных воздухораспределителей также создается шум довольно высокого уровня. Однако в настоящее время разработаны доводочные эжекционные воздухораспределители, шумность которых не превышает шумности системы (шум системы передается в помещение через патрубок приточного воздуха).
Кроме того, к существенным недостаткам местно-центральных одноканальных СКВ (с доводочными воздухораспределителями) относятся: необходимость и сложность прокладки трубопроводов холодной или горячей воды к теплообменникам каютных воздухораспределителей и отвода от них влаги, выпадающей из рециркуляционного воздуха при его охлаждении; потеря полезного объема кают из-за установки пристенных шкафчиков с теплообменниками, и усложнение эксплуатации такой системы кондиционирования воздуха (например, трудность обнаружения протечек в трубопроводах, расположенных в зашивках судовых помещений, а также самая высокая стоимость таких систем).
Местно-центральные высокоскоростные прямоточные СКВ типа «Хай-пресс» фирм «Нордиск Вентилятор Кр» (Дания), «Свенска Флектфабрикен» (Швеция) и др. с доводочными воздухораспределителями впервые начали применять на судах в 1952 г. Такие системы (с теплообменниками в ВРД, питаемыми холодной или горячей водой) впервые были применены в отечественной практике в 1959—1960 гг. на исследовательских судах «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев».
Третий вариант двухканальной СКВ, получивший наибольшее распространение на современных судах отечественной постройки, представлен на рис. 8.7. Эта система отличается от средне или высокоскоростной системы типа I тем, что в центральном кондиционере имеется дополнительная камера отбора воздуха после первичного воздухонагревателя и электровентилятора и из кондиционера выходят два отдельных воздухопровода — канала, а воздухораспределитель ВРС — смесительного типа.
Таким образом, к воздухораспределителю подводится воздух по каналам I и II, в разной степени обработанный. Смешивая воздух, поступающий по каналам I и II, в различных количественных соотношениях, получают разные параметры приточного воздуха, а, следовательно, и воздуха в самом помещении. Это придает двухканальной системе (выполненной по любому из указанных трех вариантов) главное достоинство — возможность индивидуального регулирования параметров воздуха в помещениях в очень широком диапазоне (как ни в какой другой системе). Заметим, что это качество (правда, не в такой степени) в одноканальных системах с доводочными воздухораспределителями приобретается значительным усложнением самих воздухораспределителей и установки (дополнительные теплообменники, трубопроводы и т. п.). Однако в двух канальных СКВ требуется прокладка второго воздухопровода.
Смесительные воздухораспределители, как правило, имеют постоянный суммарный (по двум каналам) расход воздуха, хотя встречаются и ВРС с изменяющимся общим расходом, воздуха.
Рисунок 8.7 — Схема (а) и процессы кондиционирования в летнем (б) и зимнем (в) режимах работы системы типа IV (двухканальной прямоточно-рециркуляционной средне- или высокоскоростной) ВРС — воздухораспределитель смесительный
Представленная на рис. 8.7 двухканальная СКВ работает следующим образом. В режиме охлаждения по каналу I к ВРС подается воздух с температурой
t в1= t см+ Δ t вт (точка А на рис. 8.7, б),
где t см — температура смеси наружного и рециркуляционного воздуха,
Δ t вт — подогрев воздуха в электровентиляторе, а по каналу II — воздух, охлажденный в воздухоохладителе кондиционера до температуры t в2= 11 ÷15° С (точка В).
К ВРС, по каналу II воздух поступает с температурой
t в1= t в2 + Δ t 1
где Δ t 1 — подогрев воздуха в воздухопроводе (процесс ВС).
Как показано на рис. 8.7, б, номинальный режим работы соответствует наибольшей тепловлажностной нагрузке помещений, процесс тепловлагоассимиляции в которых - это прямая СП. К воздухораспределителям поступает весь (100%) воздух через канал II. При сниженных нагрузках требуемые параметры поддерживаются путем смешения холодного воздуха канала II с теплым воздухом канала I (процессы СС', АС' и С'П').
В режиме отопления помещений по каналу I к воздухораспределителям подается воздух с температурой t В1 ≈15 + Δ t вт, а по каналу II — воздух с температурой t вII = f (t н.в), зависящей от температуры t н,в наружного воздуха (чем ниже t н.в, тем выше должна быть t в II, чтобы компенсировать возрастающие теплопотери помещений при неизменной воздухоподаче в них). Обычно t вII=30÷45°С, зависимость между t в II и t н.в линейная, угол наклона прямой настройки автоматического регулятора температуры рассчитывают для данной СКВ, обслуживающей определенные помещения.
На рис. 8.8 в качестве примера представлена такая зависимость для СКВ сухогрузных судов типа «Муром» (двухканальные кондиционеры «Климат» польского производства, в которых в канал I воздух поступает после ВН 1 и увлажнителя, а в канал II — до паров фреона в испарителе И, расположенном в абсорбере АБР, в РТО4 и РТО5.
Рисунок 8.8 — Зависимость температуры и влажности обработанного в кондиционере воздуха от наружной температуры
Расчет такой установки показал, что при расходе осушаемого воздуха 3,95кг/с (14 200 кг/ч) с указанными начальными и конечными его параметрами (количество отделяемой влаги W = 259 кг/ч) затраты эффективной мощности составляют: на компрессор 54 кВт, на электровентилятор 23,5 кВт, на насосы раствора 2,4 кВт; Σ N е≈80 кВт. При этом холодопроизводительность машины Q 0=208 кВт, а тепловой поток, подводимый фреоном в конденсаторе и соответствующих регенеративных теплообменниках к воздуху и раствору, Q к= Q 0+ N ек = 208 + 54 = 262 кВт. Эффективный холодильный коэффициент машины составляет εе = Q 0/ N ек= 3,83. Суммарные затраты электроэнергии (в компрессоре, электровентиляторе и насосах) на высадку влаги в такой установке составляют 80/259 ≈ 0,31 кВт·ч/кг, что свидетельствует об очень высокой ее эффективности, а следовательно, перспективности применения на судах.
Вопросы для самопроверки:
1. Дать определения прямоточно-рециркуляционной системы комфортного кондиционирования воздуха для негерметизированных судовых помещений.
2. Для чего зимой обрабатываемый в СКВ воздух увлажняется (чем)?
3. Для чего летом обрабатываемый воздух в СКВ осушается (как)?
4. Для чего в системах СКВ применяются шумопоглотители?
5. Принцип работы СКВ в режиме охлаждения помещений.
6. Какое оборудование используется в режиме охлаждения помещений?
7. Какие хладагенты (хладоносители) могут использоваться для охлаждения помещений?
8. Что такое техническое кондиционирование помещений?
9. Как производится осушение танков судов с помощью СКВ?
10. Что применяется в качестве осушителей воздуха или газа?
11. Перечислите типы систем комфортного кондиционирования воздуха.
12. Объясните принцип обработки воздуха в одноканальной центральной прямоточной-рециркуляционной системе.
13. Объясните принцип обработки воздуха в одноканальной центральной прямоточной-рециркуляционной системе высокоскоростной.
14. Объяснить принцип обработки воздуха в двухканальной прямоточно-рециркуляционной центральной СКВ.
15. Принцип работы автономной СКВ.
16. Сравнительный анализ каждой из систем.
17. Перечислить основное оборудование для обработки воздуха всех систем СКВ.
18. Назначение оборудования в системах СКВ (фильтры, вентиляторы, увлажнители-шумопоглотители, осушители).
Литература: [7], [3], [4], [5].
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!