Конструктивная противопожарная защита. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Конструктивная противопожарная защита.

2019-11-11 525
Конструктивная противопожарная защита. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  1. Все применяемые на судне материалы должны быть негорючими. Горючие материалы только- топливо, масло, мебель, отделка – все в ограниченном количестве и в точном месте. Судно делится на противопожарные зоны огнезадерживающими переборками и огнестойкими палубами, препятствующими распространению пожара. (Способ предложен США в 1948 г.).
  2. Во всех жилых и служебных помещениях устанавливается автоматическая спринклерная система пожаротушения, являющаяся одновременно и системой обнаружения пожара. Никаких ограничений по применению горючих материалов нет. (Предложен Англией).
  3. Судно делится на контуры (противопожарные зоны) площадью 120-150 м2огнезадерживающими переборками. Все пожароопасные помещения должны быть оборудованы автоматическими системами обнаружения пожара. Существуют ограничения по применению горючих материалов. (Предложен Францией).

По степени участия личного состава в использовании противопожарной защиты и характеру воздействия на процесс горения различают

конструктивную (пассивную) и активную противопожарную защиту.

      1. Конструктивная (пассивная) противопожарная защита судна

Конструктивная противопожарная защита судна предназначена:

- для предотвращения возникновения пожаров и взрывов на судне при аварийных повреждениях;

- ограничения распространения пожара по судну при его возникновении;

- создания рубежей борьбы с пожаром, а также путей эвакуации личного состава.

Состав комплекса мер конструктивной ПП и ПВ защиты существенно зависит от класса судна, особенностей его архитектурного типа и компоновки, условий эксплуатации.

Конструктивная ПП и ПВЗ в отличие от активных средств не требует энергозатрат и находится всегда в готовности к выполнению своего назначения. В то же время она в значительной степени влияет на количественный и качественный состав активных средств борьбы с пожарами и определяет принципиальные направления по разработке и совершенствованию тактики их использования. При наличии КПП и ПВЗ появляется возможность сокращения комплекса средств и систем активной противопожарной и противовзрывной защиты.

В настоящее время рассматривают следующие направления обеспечения конструктивной противопожарной защиты:

- разделение судна на противопожарные зоны;

- разделение больших пожароопасных помещений на меньшие объёмы (зоны, помещения);

- рациональная компоновка помещений судна, исключающая опасное и нежелательное соседство;

- рациональное размещение оборудования в самих помещениях;

- обеспечение герметичности отсеков и помещений;

- применение негорючих материалов;

- использование пожаробезопасных изделий и оборудования или принятие мер по повышению их безопасности.

Одним из наиболее эффективных средств конструктивной противопожарной защиты следует считать разделение помещений на меньшие изолированные отсеки с разнесением опасных объёмов друг от друга, т.е. создание местных противопожарных зон. Часто водонепроницаемые отсеки являются одновременно противоположными зонами, локализующими пожар в своих пределах. Переборки и палубы являются, как правило, границами рубежей обороны по борьбе с пожаром.

      1. Активная противопожарная защита судна

Активная ППЗ судна предназначена для обнаружения и сигнализации о возникновении пожара или взрывоопасной ситуации, воздействия на реакцию горения в автоматическом режиме или с участием человека, предотвращение или подавление взрывов.

В состав активной противопожарной защиты входят:

- системы пожарной сигнализации;

- противопожарные системы судна;

- переносные средства борьбы с пожаром.

Системы пожарной сигнализации делятся на:

- системы обнаружения пожара;

- системы оповещения о пожаре;

- системы предупреждения о включении систем пожаротушения.

Система обнаружения пожара предназначена для выявления очага пожара на ранней стадии его развития и формирования сигнала. В ней используются специальные инфракрасные, тепловые, давления, дифференциальные, температурные и дымовые датчики. Система оповещения о пожаре предназначена для подачи звуковых и световых сигналов на командные пункты (КП). На современных и судах системы обнаружения и оповещения сводят в единую систему автоматического обнаружения и, как правило, совмещают их с соответствующими системами пожаротушения.

Все судовые стационарные системы пожаротушения и переносные средства можно классифицировать по их конструктивным особенностям. Конкретное конструктивное исполнение систем зависит от категории судового помещения и его расположения.

По способу использования энергии все средства и системы можно разделить на автономные и неавтономные. Автономные средства не требуют подвода энергии и используют для своего функционирования либо двигатели, либо различного рода аккумуляторы (электрические, воздушные, химические). Неавтономные средства необходимо подключать к судовым источникам энергии (электрическая сеть, пожарная магистраль, система воздуха высокого или среднего давления).

По огнетушащему составу противопожарные системы и средства можно разделить на водяные, пенные, газовые, порошковые и хладоновые (ингибиторные).

По принципу тушения различают системы и средства поверхностного и объёмного тушения.

По категориям обеспечиваемых помещений выделяют:

- общесудовые противопожарные системы;

- системы защиты помещений энергетической установки.

Для полной характеристики какой-либо противопожарной системы необходимо указать все её классификационные признаки. Например, стационарная автономная система объёмного пенного тушения пожара в электростанции.

Отдельным направлением активной противопожарной защиты является создание следующих противопожарных средств:

- переносные пожарные насосы;

- пожарные стволы и пеногенераторы;

- огнетушители;

- пожарный инструмент.

Разработка элементов конструктивной противопожарной защиты, а также создание и совершенствование систем и средств борьбы с пожаром проводится на основе тщательного анализа известных случаев взрывов и пожаров на судах, действий личного состава по борьбе с пожаром и количественной оценки различных вариантов противопожарной защиты.

    1. Принципы предотвращения пожаров

Прекратить горение веществ и материалов можно, воздействуя различными способами на горючее вещество или на цепные реакции окисления. При этом в основе любого способа лежит физический или химический принцип взаимодействия огнетушащего вещества с зоной горения. В настоящее время можно выделить следующие принципы

прекращения горения.

1. охлаждение зоны горения или реагирующих веществ ниже определённых температур подачей в зону горения веществ с низкой температурой и высокой теплоёмкостью, которые отнимают часть тепло-

ты;

2. изоляция реагирующих веществ от зоны горения: в зону горения

вводят твёрдые вещества или пены, покрывающие горящее вещество нейтральным слоем, который прекращает выход летучих горючих веществ или поступление воздуха в зону горения;

3. снижение концентрации кислорода разбавлением негорючими газами до значения, при котором не может происходить горения;

4. химическое торможение (ингибирование) скорости химической реакции в пламени: активные вещества (ингибиторы) соединяются с промежуточными продуктами реакции и выводят их из реакции;

5. механический срыв пламени сильной струёй газа или воды;

6. создание условий огнепреграждения, т.е. таких условий, при которых пламя не может распространяться через узкие каналы.

Следует отметить, что 5-й и 6-й способы на судах применяются крайне редко и в дальнейшем мы на них останавливаться не будем.

Эффективно потушить пожар можно при правильном выборе огнегасителя, т.е. зная все его положительные качества и недостатки.

      1. Применение огнетушащих средств

Локализовать и ликвидировать пожар можно только при быстром и правильном выборе средств и способов пожаротушения. Для этого нужно знать свойства горючей системы и характер (вид) процесса горения: условия, при которых протекает горение; условия и пути развития пожара; возможность использования различных средств пожаротушения; безопасность работы человека; влияние использования выбранного средства на поведение судна и работоспособность его технических средств и применять наиболее эффективное для выбранных условий огнетушащее средство.

Наиболее эффективно применение рассмотренных огнетушащих веществ при тушении следующих горючих материалов:

Вода для тушения:

- твёрдых горючих материалов, за исключением приведённых в табл. 6;

- горючих газов;

- топлива и масел (распылённая вода);

- всех видов пожаров поверхностным способом.

Диоксид углеродадля тушения:

- электроустановок, моторов, двигателей;

- горючих газов;

- пожаров в хранилищах твёрдых горючих материалов;

- пожаров твёрдых и жидких материалов объёмным способом.

Пена для тушения:

- всех твёрдых горючих материалов, а также газов;

- электроустановок до 500 В, если пена приготовлена на пресной воде;

- пожаров поверхностным или объёмным способом.

Порошки для тушения:

- твёрдых и жидких горючих материалов;

- электроустановок и электрооборудования в обесточенном виде или под напряжением;

- горючих газов;

- металлов и их сплавов (кальция, натрия, магния, алюминия, карбидов и др.)

Соответствие выбора огнетушащих веществ типу горючего материала или типу помещения приведено в табл. 6.

Таблица 6

Тип материала или помещения Вода Пена СО2 Порошки
Дерево, бумага, резина, ткани 1 2 2 2
ГСМ, бензин, спирт, лаки, краски, каучук, синтетические материалы, оргстекло 2 1 2 2
Ацетилен, углеводороды, водород 2 3 1 2
Электроустановки под напряжением 3 2 1 1
Алюминий, титан, магний и их сплавы 2 3 3 1
Машинные отделения 2 1 2 2
Газовые турбины 2 3 1 2
ЭВМ 3 3 2 3
Открытые ёмкости с ГЖ 1 1 3 2
Трансформаторы, электрощиты 3 2 1 2
Электростанции 3 2 1 2

Примечание:

1 – наиболее подходящее огнетушащее вещество;

2 – можно использовать при отсутствии 1;

3 - нельзя.

 

 

    1. Меры по обеспечению безопасности судна

Ниже предлагаются основные мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров на судах.

      1. В целях предупреждения взрывов и пожаров на судне

запрещается:

- выполнять работы с открытым огнём без разрешения старшего механика;

- работать с легковоспламеняющимися жидкостями, красками и лаками вблизи работающих электромеханизмов;

- применять легковоспламеняющиеся жидкости для протирки палуб, переборок и оборудования помещений;

- использовать бензин для промывки и протирки технических средств;

- хранить горючие и смазочные вещества в открытой таре;

- хранить свежевыкрашенную парусину в сложенном состоянии в плоховентилируемых помещениях;

- хранить лакокрасочные материалы на катерах;

- использовать переносные светильники и электрифицированный инструмент напряжением выше 27 В;

- использовать искроопасный инструмент во взрывоопасных помещениях;

- хранить и демонстрировать кинофильмы, выполненные на горючих плёнках.

      1. При приёме и хранении на судах баллонов с газами

(ацетилен, кислород и др.) запрещается:

- принимать баллоны без паспортов или клейм об испытаниях;

- хранить в одном помещении баллоны с кислородом и другими горючими газами, а также другие сочетания газов, которые могут привести к взрыву или утечке;

- хранить баллоны с газами в помещениях с взрывчатыми веществами и с легковоспламеняющимися жидкостями, а также в помещениях смежных с ними;

- размещать баллоны с газами вблизи нагревательных приборов;

- держать промасленные обтирочные материалы вблизи баллонов с кислородом или работать с баллонами в промасленной одежде;

- покрывать смазками баллоны с газами;

- красить заряженные газом баллоны.

Курение на судне разрешается в определённых местах.

Обтирочные материалы должны храниться в сухих и безопасных от огня помещениях.

      1. Для предупреждения взрывов и пожаров в

энергетических и других помещениях необходимо:

- не допускать течи топливных и масляных систем;

- не допускать скопления горючих и смазочных материалов в трюмах;

- не допускать разрушения футеровки котлов;

- содержать в исправности изоляцию котлов, газоходов, трубопроводов и механизмов.

Запрещается пользоваться открытым огнём:

- в хранилищах всех видов топлива (масла) при наличии в них топлива (масла), а также в пустых хранилищах, если в них не проведены работы по очистке;

- вблизи вскрываемых или вскрытых топливных (масляных) цистерн и в местах разборки топливных (масляных) трубопроводов;

- вблизи вентиляционных закрытий;

- в непосредственной близости от мест хранения легковоспламеняющихся жидкостей с горючими газами;

- в хранилищах обтирочных материалов, сухой провизии, в малярных и шкиперских кладовых при наличии в них имущества и провизии;

- в местах приготовления красок и проведения красочных работ;

- при наличии в атмосфере помещений взрывоопасных газов,

паров, масел, топлив, красок, лаков;

- для отогревания замороженных магистралей;

- для освещения в помещениях судна.

      1. В целях предупреждения взрывов и пожаров при

эксплуатации электрооборудования запрещается:

- использовать неисправное электрооборудование, в том числе без заземления металлических корпусов и с сопротивлением изоляции ниже допустимых норм;

- оставлять без наблюдения включенные нагревательные электроприборы, переносные электроприборы, а также включать нештатные электрогрелки и приборы;

- хранить на электрооборудовании, внутри его, на кабельных трассах и за ними посторонние предметы;

- оставлять открытыми предохранительные и распределительные коробки и щиты. Светильники без колпаков и защитных сеток;

- допускать попадание агрессивных сред (топлива, масла, воды и др.) на кабельные трассы и другое электрооборудование;

- оставлять в помещениях включённое электроосвещение при отсутствии в них личного состава;

- устанавливать в электрических цепях нештатные предохранители, а также отключать защитные устройства.

Весь личный состав судна должен выполнять мероприятия по предупреждению взрывов на судах.

Меры по уменьшению пожарной опасности на камбузе:

- поддержание вытяжных вентиляционных дымоходов в чистоте;

- недопущение разлива масел на верх плиты или их перегрева в электрических кастрюлях;

- постоянный контроль за электропроводкой.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.