Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-11-11 | 525 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
По степени участия личного состава в использовании противопожарной защиты и характеру воздействия на процесс горения различают
конструктивную (пассивную) и активную противопожарную защиту.
Конструктивная противопожарная защита судна предназначена:
- для предотвращения возникновения пожаров и взрывов на судне при аварийных повреждениях;
- ограничения распространения пожара по судну при его возникновении;
- создания рубежей борьбы с пожаром, а также путей эвакуации личного состава.
Состав комплекса мер конструктивной ПП и ПВ защиты существенно зависит от класса судна, особенностей его архитектурного типа и компоновки, условий эксплуатации.
Конструктивная ПП и ПВЗ в отличие от активных средств не требует энергозатрат и находится всегда в готовности к выполнению своего назначения. В то же время она в значительной степени влияет на количественный и качественный состав активных средств борьбы с пожарами и определяет принципиальные направления по разработке и совершенствованию тактики их использования. При наличии КПП и ПВЗ появляется возможность сокращения комплекса средств и систем активной противопожарной и противовзрывной защиты.
|
В настоящее время рассматривают следующие направления обеспечения конструктивной противопожарной защиты:
- разделение судна на противопожарные зоны;
- разделение больших пожароопасных помещений на меньшие объёмы (зоны, помещения);
- рациональная компоновка помещений судна, исключающая опасное и нежелательное соседство;
- рациональное размещение оборудования в самих помещениях;
- обеспечение герметичности отсеков и помещений;
- применение негорючих материалов;
- использование пожаробезопасных изделий и оборудования или принятие мер по повышению их безопасности.
Одним из наиболее эффективных средств конструктивной противопожарной защиты следует считать разделение помещений на меньшие изолированные отсеки с разнесением опасных объёмов друг от друга, т.е. создание местных противопожарных зон. Часто водонепроницаемые отсеки являются одновременно противоположными зонами, локализующими пожар в своих пределах. Переборки и палубы являются, как правило, границами рубежей обороны по борьбе с пожаром.
Активная ППЗ судна предназначена для обнаружения и сигнализации о возникновении пожара или взрывоопасной ситуации, воздействия на реакцию горения в автоматическом режиме или с участием человека, предотвращение или подавление взрывов.
В состав активной противопожарной защиты входят:
- системы пожарной сигнализации;
- противопожарные системы судна;
- переносные средства борьбы с пожаром.
Системы пожарной сигнализации делятся на:
|
- системы обнаружения пожара;
- системы оповещения о пожаре;
- системы предупреждения о включении систем пожаротушения.
Система обнаружения пожара предназначена для выявления очага пожара на ранней стадии его развития и формирования сигнала. В ней используются специальные инфракрасные, тепловые, давления, дифференциальные, температурные и дымовые датчики. Система оповещения о пожаре предназначена для подачи звуковых и световых сигналов на командные пункты (КП). На современных и судах системы обнаружения и оповещения сводят в единую систему автоматического обнаружения и, как правило, совмещают их с соответствующими системами пожаротушения.
Все судовые стационарные системы пожаротушения и переносные средства можно классифицировать по их конструктивным особенностям. Конкретное конструктивное исполнение систем зависит от категории судового помещения и его расположения.
По способу использования энергии все средства и системы можно разделить на автономные и неавтономные. Автономные средства не требуют подвода энергии и используют для своего функционирования либо двигатели, либо различного рода аккумуляторы (электрические, воздушные, химические). Неавтономные средства необходимо подключать к судовым источникам энергии (электрическая сеть, пожарная магистраль, система воздуха высокого или среднего давления).
По огнетушащему составу противопожарные системы и средства можно разделить на водяные, пенные, газовые, порошковые и хладоновые (ингибиторные).
По принципу тушения различают системы и средства поверхностного и объёмного тушения.
По категориям обеспечиваемых помещений выделяют:
- общесудовые противопожарные системы;
- системы защиты помещений энергетической установки.
Для полной характеристики какой-либо противопожарной системы необходимо указать все её классификационные признаки. Например, стационарная автономная система объёмного пенного тушения пожара в электростанции.
Отдельным направлением активной противопожарной защиты является создание следующих противопожарных средств:
- переносные пожарные насосы;
- пожарные стволы и пеногенераторы;
- огнетушители;
- пожарный инструмент.
Разработка элементов конструктивной противопожарной защиты, а также создание и совершенствование систем и средств борьбы с пожаром проводится на основе тщательного анализа известных случаев взрывов и пожаров на судах, действий личного состава по борьбе с пожаром и количественной оценки различных вариантов противопожарной защиты.
|
Прекратить горение веществ и материалов можно, воздействуя различными способами на горючее вещество или на цепные реакции окисления. При этом в основе любого способа лежит физический или химический принцип взаимодействия огнетушащего вещества с зоной горения. В настоящее время можно выделить следующие принципы
прекращения горения.
1. охлаждение зоны горения или реагирующих веществ ниже определённых температур подачей в зону горения веществ с низкой температурой и высокой теплоёмкостью, которые отнимают часть тепло-
ты;
2. изоляция реагирующих веществ от зоны горения: в зону горения
вводят твёрдые вещества или пены, покрывающие горящее вещество нейтральным слоем, который прекращает выход летучих горючих веществ или поступление воздуха в зону горения;
3. снижение концентрации кислорода разбавлением негорючими газами до значения, при котором не может происходить горения;
4. химическое торможение (ингибирование) скорости химической реакции в пламени: активные вещества (ингибиторы) соединяются с промежуточными продуктами реакции и выводят их из реакции;
5. механический срыв пламени сильной струёй газа или воды;
6. создание условий огнепреграждения, т.е. таких условий, при которых пламя не может распространяться через узкие каналы.
Следует отметить, что 5-й и 6-й способы на судах применяются крайне редко и в дальнейшем мы на них останавливаться не будем.
Эффективно потушить пожар можно при правильном выборе огнегасителя, т.е. зная все его положительные качества и недостатки.
Локализовать и ликвидировать пожар можно только при быстром и правильном выборе средств и способов пожаротушения. Для этого нужно знать свойства горючей системы и характер (вид) процесса горения: условия, при которых протекает горение; условия и пути развития пожара; возможность использования различных средств пожаротушения; безопасность работы человека; влияние использования выбранного средства на поведение судна и работоспособность его технических средств и применять наиболее эффективное для выбранных условий огнетушащее средство.
|
Наиболее эффективно применение рассмотренных огнетушащих веществ при тушении следующих горючих материалов:
Вода для тушения:
- твёрдых горючих материалов, за исключением приведённых в табл. 6;
- горючих газов;
- топлива и масел (распылённая вода);
- всех видов пожаров поверхностным способом.
Диоксид углеродадля тушения:
- электроустановок, моторов, двигателей;
- горючих газов;
- пожаров в хранилищах твёрдых горючих материалов;
- пожаров твёрдых и жидких материалов объёмным способом.
Пена для тушения:
- всех твёрдых горючих материалов, а также газов;
- электроустановок до 500 В, если пена приготовлена на пресной воде;
- пожаров поверхностным или объёмным способом.
Порошки для тушения:
- твёрдых и жидких горючих материалов;
- электроустановок и электрооборудования в обесточенном виде или под напряжением;
- горючих газов;
- металлов и их сплавов (кальция, натрия, магния, алюминия, карбидов и др.)
Соответствие выбора огнетушащих веществ типу горючего материала или типу помещения приведено в табл. 6.
Таблица 6
Тип материала или помещения | Вода | Пена | СО2 | Порошки |
Дерево, бумага, резина, ткани | 1 | 2 | 2 | 2 |
ГСМ, бензин, спирт, лаки, краски, каучук, синтетические материалы, оргстекло | 2 | 1 | 2 | 2 |
Ацетилен, углеводороды, водород | 2 | 3 | 1 | 2 |
Электроустановки под напряжением | 3 | 2 | 1 | 1 |
Алюминий, титан, магний и их сплавы | 2 | 3 | 3 | 1 |
Машинные отделения | 2 | 1 | 2 | 2 |
Газовые турбины | 2 | 3 | 1 | 2 |
ЭВМ | 3 | 3 | 2 | 3 |
Открытые ёмкости с ГЖ | 1 | 1 | 3 | 2 |
Трансформаторы, электрощиты | 3 | 2 | 1 | 2 |
Электростанции | 3 | 2 | 1 | 2 |
Примечание:
1 – наиболее подходящее огнетушащее вещество;
2 – можно использовать при отсутствии 1;
3 - нельзя.
Ниже предлагаются основные мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров на судах.
запрещается:
- выполнять работы с открытым огнём без разрешения старшего механика;
- работать с легковоспламеняющимися жидкостями, красками и лаками вблизи работающих электромеханизмов;
- применять легковоспламеняющиеся жидкости для протирки палуб, переборок и оборудования помещений;
- использовать бензин для промывки и протирки технических средств;
- хранить горючие и смазочные вещества в открытой таре;
- хранить свежевыкрашенную парусину в сложенном состоянии в плоховентилируемых помещениях;
|
- хранить лакокрасочные материалы на катерах;
- использовать переносные светильники и электрифицированный инструмент напряжением выше 27 В;
- использовать искроопасный инструмент во взрывоопасных помещениях;
- хранить и демонстрировать кинофильмы, выполненные на горючих плёнках.
(ацетилен, кислород и др.) запрещается:
- принимать баллоны без паспортов или клейм об испытаниях;
- хранить в одном помещении баллоны с кислородом и другими горючими газами, а также другие сочетания газов, которые могут привести к взрыву или утечке;
- хранить баллоны с газами в помещениях с взрывчатыми веществами и с легковоспламеняющимися жидкостями, а также в помещениях смежных с ними;
- размещать баллоны с газами вблизи нагревательных приборов;
- держать промасленные обтирочные материалы вблизи баллонов с кислородом или работать с баллонами в промасленной одежде;
- покрывать смазками баллоны с газами;
- красить заряженные газом баллоны.
Курение на судне разрешается в определённых местах.
Обтирочные материалы должны храниться в сухих и безопасных от огня помещениях.
энергетических и других помещениях необходимо:
- не допускать течи топливных и масляных систем;
- не допускать скопления горючих и смазочных материалов в трюмах;
- не допускать разрушения футеровки котлов;
- содержать в исправности изоляцию котлов, газоходов, трубопроводов и механизмов.
Запрещается пользоваться открытым огнём:
- в хранилищах всех видов топлива (масла) при наличии в них топлива (масла), а также в пустых хранилищах, если в них не проведены работы по очистке;
- вблизи вскрываемых или вскрытых топливных (масляных) цистерн и в местах разборки топливных (масляных) трубопроводов;
- вблизи вентиляционных закрытий;
- в непосредственной близости от мест хранения легковоспламеняющихся жидкостей с горючими газами;
- в хранилищах обтирочных материалов, сухой провизии, в малярных и шкиперских кладовых при наличии в них имущества и провизии;
- в местах приготовления красок и проведения красочных работ;
- при наличии в атмосфере помещений взрывоопасных газов,
паров, масел, топлив, красок, лаков;
- для отогревания замороженных магистралей;
- для освещения в помещениях судна.
эксплуатации электрооборудования запрещается:
- использовать неисправное электрооборудование, в том числе без заземления металлических корпусов и с сопротивлением изоляции ниже допустимых норм;
- оставлять без наблюдения включенные нагревательные электроприборы, переносные электроприборы, а также включать нештатные электрогрелки и приборы;
- хранить на электрооборудовании, внутри его, на кабельных трассах и за ними посторонние предметы;
- оставлять открытыми предохранительные и распределительные коробки и щиты. Светильники без колпаков и защитных сеток;
- допускать попадание агрессивных сред (топлива, масла, воды и др.) на кабельные трассы и другое электрооборудование;
- оставлять в помещениях включённое электроосвещение при отсутствии в них личного состава;
- устанавливать в электрических цепях нештатные предохранители, а также отключать защитные устройства.
Весь личный состав судна должен выполнять мероприятия по предупреждению взрывов на судах.
Меры по уменьшению пожарной опасности на камбузе:
- поддержание вытяжных вентиляционных дымоходов в чистоте;
- недопущение разлива масел на верх плиты или их перегрева в электрических кастрюлях;
- постоянный контроль за электропроводкой.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!