Божественная литургия в храме святого Георгия Победоносца хутора Новоукраинского — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Божественная литургия в храме святого Георгия Победоносца хутора Новоукраинского

2019-11-11 115
Божественная литургия в храме святого Георгия Победоносца хутора Новоукраинского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воскресенье, Сентября 15 2019
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/7694-bozhestvennaya-liturgiya-v-khrame-svyatogo-georgiya-pobedonostsa-khutora-novoukrainskogo

15 сентября 2019 года Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, совершил Божественную литургию в храме святого Георгия Победоносца хутора Новоукраинского.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Крымского округа протоиерей Сергей Карпец, настоятель храма святого Георгия Победоносца протоиерей Сергий Потапов, протодиакон Евгений Габов, диакон Вадима Круподер и диакон Александр Лысенко.

По окончании богослужения глава Новороссийской епархии обратился к молящимся со святительским словом.


[1] Найти точные сведения об этом монастыре не удалось. Известно лишь то, что расположен он был в урочище, названном Малый Дворец. В период польского гнета был разорен униатами…. Хранившаяся же в нем Новодворская икона Божией Матери перенесена в Черниговский Елецкий монастырь.

[2] Московский Успенский собор — православный храм Московского Кремля, расположенный на Соборной площади, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 / 17 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 / 27 августа 1327 года[3]. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси, святитель Петр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра, — треснули своды, после чего их укрепили массивными брёвнами. В 1472 году началось возведение нового собора, но в 1474 году он разрушился из-за землетрясения. Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. По его проекту собор возвели из тёсанных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. В 1479 году новый собор был освящен. На протяжении последующих веков собор неоднократно страдал от пожаров, реставрировался (однажды ему даже угрожало обрушение). Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита, святителя Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск. В XX веке собор еще раз реставрировался. В 1917 году он серьезно пострадал от производимого большевиками обстрела Кремля. Вскоре храмы Кремля были закрыты. В 1922 году храм был разграблен под предлогом «помощи голодающим». Собор получил статус музея и остается им до сих пор, правда, в отдельные дни года в нем могут совершаться службы.

[3] Этолия (греч. Αιτωλία) — в древности область южной Греции, с юга омывается Коринфским заливом, по другую - южную сторону которого находится полуостров Пелопоннес, южная точка страны.

[4] Эпир [1] (греч. Ήπειρος, Ипирос [2]) — географический и исторический регион в юго-восточной Европе, поделён между Грецией и Албанией. Эпир расположен между горной грядой Пинд и Ионическим морем, и протянулся от залива Влёра на севере до залива Амвракикос и развалин римского города Никополь на юге. Территория Эпира разделена между периферией Эпир, расположенной на северо-западе Греции и областями Влёра, Гирокастра и Берат на юге Албании. Крупнейшим городом является столица периферии Эпир в Греции город Янина, в то время как на территории Албании крупнейшим городом Эпира является Гирокастра.

[5] Хрисанф впоследствии стал известным историческим и церковным деятелем, немало сделавшим для возрождения православия в греческих землях.

[6] Κούμας Κ. Ιστορίαι ανθρωπινων πράξεων. Τομ. 12. Βιεννή, 1832. Σ. 555.

[7] Πετσάλη Θ. Οί μαυρόλυκοι. Αθήναι, 1948. Τομ. Β. Σ. 225.

[8] Нынешний Днепропетровск.

[9] Обучение в западной Европе не могло не оказать влияния на часть греческой интеллигенции: восхищение перед "прогрессом" западной цивилизации было практически абсолютным, и, как обычно бывает в таких случаях, исчезала возможность конструктивной критики и сознательного выбора. В среде образованной интеллигенции появляется некий дух "провинциализма", который, в свою очередь, приводит к пренебрежению собственным культурным наследием и всецелой привязанности к "чужому", которое становится непререкаемо лучшим и более совершенным. На наш взгляд, такой подход и система взглядов обусловлены, прежде всего, образованием, полученным в западной Европе: возвращаясь в Грецию, вместе со знаниями, приобретенными в западноевропейских университетах, ученики привозили и новую систему ценностей. О проникновении этих идей мы находим много свидетельств в источниках: "Безбожествуют те, которые учатся во Франции и после своего возвращения вводят в безбожие и других". Анастасий Гордиос (†1729) сообщает: "Если кто из восточных едет во Францию либо для учебы, либо для торговли, когда возвращается назад, становится другим, с растлившимися либо умом, либо нравами, либо и тем и другим".

[10] Вот что рассказывает о дальнейших событиях первый биограф святого Космы преподобный Никодим Святогорец: "Еще нося мирское имя Констант, праведный и в мирской одежде уже украшал себя благолепием монашеского образа, не щадил своих сил и трудов и приучал себя к совершенному подвижничеству. Но вот из этого славного и знаменитого училища удалились учителя, оно, к несчастью, снова опустело и пришло в упадок, тогда добрый Констант, удалившись оттуда, прибыл в святую обитель Филофееву. Там он принял монашеский постриг и с великим усердием преуспевал в иноческой жизни. Вскоре же, когда обители понадобился священник, по сильному убеждению и прошению отцов он был рукоположен во иеромонахи".

[11] Серафим был родом из Делвино, а следовательно, хорошо знал трагическую обстановку, сложившуюся в материковой Греции. Кроме того, до вступления на патриарший престол он был митрополитом в наиболее проблемных областях Греции: Фракии и Этолии. Предположительно, маршрут первого миссионерского путешествия Космы был разработан при участии патриарха, который с большим воодушевлением и одобрением отнесся к миссии, что тот на себя возложил.

[12] Верия (греч. Βέροια [Veroia], библ. Вериa) — город в Греции, в Центральной Македонии (север Греции, на западе от Халкидонского полуострова). Расположен в 69 км. от Фессалоник (известным нам, как «Салоники»)

[13] север Греции и территория нынешней Республики Македония.

[14] Химара (алб. Himarë, греч. Χειμάρρα, Himarra) — город на юго-западе Албании, на побережье Ионического моря. Входит в округ Влёра и область Влёра.

[15] Акарнания (греч. Ακαρνανία) — историческая область на Западном побережье Центральной части Греции, в настоящее время ном Греции. Ограничивалась с севера Амбракийским заливом, с юга — Калидонским заливом, на востоке, по реке Ахелоос граничила с Этолией.

[16] Кефалини́я [1] (греч. Kεφαλληνία[2]), по другой традиции Кефалония [3][4] (греч. Κεφαλονιά[5][6]) — остров в Греции. Остров Кефалония — наибольший из Ионических островов, у юго-западных берегов Греции.

[17] Страна до нашествия турок была христианской, но здесь, в отличие от Греции, Сербии и Болгарии, завоевателям удалось почти полностью истребить семена христианской веры и албанцы почти все приняли ислам (с XVII века)…..

[18] Несмотря на то, что православные, проживавшие в венецианских владениях, не были лишены доступа к образованию, Косма Этолийский считал необходимым распространение православной традиции и образования, свободного от влияния западной идеологии. Именно этим объясняется его деятельность по основанию школ на этих территориях.

[19] На трагическую ситуацию, сложившуюся в этой провинции, указывают свидетельства современников: "во многих деревнях <…> процветала такая безграмотность, что жители их узнавали о наступлении Пасхи лишь благодаря появлению красных яиц на базаре Берата". Благодаря своей настойчивости и самоотверженности проповедник смог переломить ситуацию. Он постоянно поддерживал в жителях тягу к знаниям, не оставлял вновь основанные школы, а следил за их функционированием и всеми своими силами стремился поддерживать и развивать их. В Северном Эпире проживали не только албанцы, но и значительная часть православных греков. Косма стремился укрепить их решимость сохранить православную веру. Он также укреплял единство и сплоченность населения и его решимость противостоять ассимиляции.

[20] Ζαχαρόπουλος Ν. Δωροθεος Βουλησμάς. Θεσσαλονίκη, 1969.Σ.26-27.

[21] Ардевузский Свято-Введенский монастырь располагался на юге Албании, в Каликандаси. Основан в 1806 году. О судьбе его в XX веке не сообщается ровным счетом ничего, но утверждается, что ныне он действует.

[22] Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Афинах (греч. Καθεδρικός Ναος Ευαγγελισμού της Θεοτόκου), часто сокращенно именуется Митро́поли — кафедральный собор архиепископа Афинского и всей Эллады. Заложен в 1842 году, построен в 1862 году. Собор купольный, трехнефный. В храме находятся раки с мощами двух греческих святых, замученных турками во времена османской власти: преподобномученицы Филофеи Афинской и Патриарха Константинопольского Григория V[4][5]. Филофея была жестоко избита турками в 1588 году за выкуп гречанок из неволи и скончалась спустя четыре месяца[6]. Патриарх Григорий V был повешен по приказу турецкого султана Махмуда II, а его тело брошено в Босфор в 1821 году в ответ на греческое восстание 25 марта, что привело к Греческой войне за независимость. Его тело было спасено греческими моряками, находилось в Одессе, а в 1871 году было перенесено в Афины. Рядом с собором с севера сохранилась небольшая крестово-купольная Церковь Святого Елевферия, построенная в годы османского завоевания. Её часто называют Малой Митрополией [7]. На площади перед собором установлены две статуи: святому Константину XI Драгашу и архиепископу Дамаскину, который в период Второй мировой войны стал архиепископом Афинским и всея Эллады, а также регентом короля Георга II и одновременно премьер-министром Греции в 1946 году. В 2009 году собор по требованию архиепископа Иеронима II был закрыт на один год на реконструкцию. Строительные леса начали снимать с собора лишь в 2016 году после почти 20 лет ремонтных работ[3].

[23] Элладская Церковь и Вселенский патриархат (кроме Горы Афон), живут по григорианскому календарю.

[24] Волынь (укр. Волинь, польск. Wołyń) — историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

[25] Найти точные сведения об этом монастыре не удалось. Известно лишь то, что расположен он был в урочище, названном Малый Дворец. В период польского гнета был разорен униатами…. Хранившаяся же в нем Новодворская икона Божией Матери перенесена в Черниговский Елецкий монастырь.

[26] Узбек, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (тат. Үзбәк, Üzbәk, ок. 1283 — 1341) — монгольский хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313—1341). Сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура, приходился племянником хану Тохте.

Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды.

В русских летописях известен как «Алабуга», «Азбяк» и «Озбяк».

[27] Кафедральный собор во имя Святой Софии Премудрости Божией в кремле Великого Новгорода Новгородской епархии, древнейший сохранившийся русский православный каменный храм. Первый храм был построен в конце X века (летописи называют или 989 или 992 годы). Он был выстроен из дуба, "о тринадцати верхах," над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской улицы), в том месте где в 1167 году былинный гость Сотко Сытинич построил храм Бориса и Глеба. Первая Софийская церковь находилась вне первых каменных стен Новгородского кремля, возведенных в 1044 году. В 1045 году храм сгорел. Закладка каменного Софийского храма обыкновенно датируется 1045 годом, сразу же после пожара уничтожившего храм-предшественник. Собор заложил благоверный Новгородский князь Владимир Ярославич во время святителя Луки Жидяты. Строительство было завершено в 1050 году, довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. Освящен храм был 14 / 27сентября 1050 или 1052 года. В годы Советской власти Софийский собор входил в структуру Новгородского государственного музея-заповедника. В 1991 году по инициативе патриарха Московского и Всея Руси Алексия II храм был возвращен Новгородской епархии. Патриарх не только подписал акт о передаче собора Русской Православной Церкви, но и лично освятил храм 16 августа 1991 года. С конца 2005 года по октябрь 2008 года была проведена общая реставрация собора.

[28] Тохтамыш (тат. Туктамыш хан, Tuqtamış xan; каз. Тоқтамыс, ум. 1406) — хан Золотой Орды в 1380—1395 годах, хан Тюменского ханства с 1400 года[1]), один из потомков Джучи, старшего сына Чингисхана. Сын Туй-Ходжи оглана, правителя Мангышлака (название полуострова на Каспии), влиятельного царевича при хане Урусе.. После казни отца бежал. Позже Тамерланом был поставлен во главе войск и впоследствии захватил восточную часть Орды, а после падения темника Мамая – и западную. Именно по его приказу и был убит Мамай. Хан захватил и сжег Москву. Это произошло уже после победы русских над войсками правящего до него Ордой темника Мамая и бегства последнего…. После этого татары взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города.

После того, как один из ордынских отрядов был разбит Владимиром Андреевичем под Волоком, Тохтамыш ушёл в Орду, разграбив на обратном пути Рязанскую землю. Преемник Дмитрия Донского, его сын Василий I Дмитриевич купил в Орде ярлык на княжество нижегородское. Предпринимал еще несколько набегов на Русь, хоть больших набегов на Москву больше не начинал ввиду соперничества с Тамерланом, в ходе которого он был разгромлен и свергнут. Впоследствии убит в сражении с эмиром Едигеем в 1406 году.

[29] Московский Успенский собор — православный храм Московского Кремля, расположенный на Соборной площади, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 / 17 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 августа 1327 года[3]. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси, святитель Петр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра, — треснули своды, после чего их укрепили массивными брёвнами. В 1472 году началось возведение нового собора, но в 1474 году он разрушился из-за землетрясения. Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. По его проекту собор возвели из тёсанных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. В 1479 году новый собор был освящен. На протяжении последующих веков собор неоднократно страдал от пожаров, реставрировался (однажды ему даже угрожало обрушение). Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита, святителя Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск. В XX веке собор еще раз реставрировался. В 1918 году он серьезно пострадал от производимого большевиками обстрела Кремля. Вскоре храмы Кремля были закрыты. В 1922 году храм был разграблен под предлогом «помощи голодающим». Собор получил статус музея и остается им до сих пор, правда с 90 годов, в отдельные дни года в нем могут совершаться службы.

[30] Севастия ( др.-греч. Σεβάστεια — священная, калька с лат. Augusta Августа) — многозначное географическое название. В данном случае, имеется в виду древний город, располагавшийся некогда в Самарии (территория, частично принадлежащая Израилю, частично – Палестинской автономии), в нынешнем Израиле.

[31] ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года (Журнал № 105), http://www.patriarchia.ru/db/text/4304773.html

[32] Вифиния (греч. Βιθυνία, лат. Bithynia) — историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Анатолии (Малой Азии) между проливом Босфор и рекой Сангариус. охватывает западную часть Черноморского побережья Малой Азии.

[33] Клавдиополь (Клавдиополис) – древний город, располагавшийся на северо-западе Малой Азии, в относительной близости от Черноморского побережья. Примерно в 2000 г. до н. э. город входил в состав государства Хеттов, около 500 г. до н. э. он был включён в состав государства Вифиния и назывался Вифиний. Историк Страбон упоминает его как эллинистический город, согласно Павсанию он был основан аркадианцами из Мантинеи в центральной Греции. Во время римского владычества город носил имя Клавдиополис в честь императора Клавдия. Впоследствии он стал местом рождения одного из приближённых римского императора Адриана Антиноя. Император Восточной Римской империи Феодосий II (408—452), сделал Клавдиополис столицей провинции Гонория, сформированной из Вифинии и Пафлагонии и названной так в честь римского императора Гонория[1]. После этого город долгие века (до 1325 года) находился под управлением Византийской империи. В 1325 году он был захвачен турками и получил название Болу, под которым известен и сегодня.

[34] Фарс (перс. فارس‎ — Fārs, или پارس — Pārs), Парс — вообще-то так называется провинция на юге нынешнего Ирана, являющаяся исторической областью древней Персии. Провинция Фарс — историческая родина персов и персидского языка, а также колыбель иранской государственности. Латинизированное название Персия происходит от древнеперсидского названия этой области — Парса или Парсуаш.

[35] Имеется в виду так называемый Олимп Вифинский или малый – гора на северо-западе Малой Азии, крупнейшая вершина хребта, теперь называемого Улудаг. Гора расположена юго-восточнее побережья Мраморного моря. В древности являлся крупным монашеским центром, где находилось множество монастырей.

[36] По этом поводу Православная Энциклопедия пишет: «Отнесение исповедничества Г. Л. (преподобного Григория Лимниота – прим. моё) к правлению Льва III вызывает сомнение, т. к. сведений о столь жестоких преследованиях иконопочитателей при этом императоре нет. Казни и суровые меры наказания, особенно по отношению к монахам, стали применяться только при Константине V Копрониме в 760-765 гг.2…

[37] Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь — изначально мужской, а ныне женский ставропигиальный монастырь Александровской епархии Русской православной церкви. Расположен на реке Молокче в селе Махре Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке преподобным Стефаном Махрищским как мужской монастырь. В 1613 году монастырь пережил разорение от поляков. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре.

Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.

[38] Вологодский Свято-Духов монастырь — упразднённый мужской монастырь в Вологде. Находился на юго-западной стороне города (исторический район Нижний посад), на берегу реки Содемки (приток Вологды). Монастырь был основан в начале XVII века святым Галактионом Вологодским. Первоначально именовался Галактионовой пустынью. До 1654 года все строения монастыря были деревянными. В 1654 году на средства, пожертвованные царём Алексеем Михайловичем, был выстроен каменный собор во имя Сошествия Святого Духа, и монастырь получил наименование Свято-Духов. В 1775 году указом Святейшего Синода обитель переименована в Спасо-Каменный монастырь — по наименованию сгоревшего и упразднённого Спасо-Каменного монастыря, братия которого была переведена в вологодский Свято-Духов монастырь. В 1892 году, при возрождении Спасо-Каменного монастыря, Вологодская обитель снова получила наименование Свято-Духовской, а мощи святого Иоасафа были возвращены на Каменный остров. В 1918 году Свято-Духов монастырь был закрыт и передан военному ведомству. С 1 мая по 15 августа 1918 в монастыре располагался гараж 23-го авто-броне отряда. К лету 1925 года на месте снесённого при закладке стадиона кладбища, которые комиссары от спорта снесли в спешке из-за участия в футбольном первенстве РСФСР 1924 года и затянувшейся земельной тяжбы с Губмузеем о территории спортплощадки «настоятельно рекомендовали» использовать под спортплощадку — был построен стадион «Динамо». Спорить с уполномоченными власти и партии было бессмысленно. Почти одновременно с вердиктом комиссии постановлением Вологодского губисполкома были закрыты церковь Сошествия Святого Духа и часовня в Свято-Духовом монастыре. Затем в церкви Сошествия Святого Духа и здании келий монастыря долгое время размещалось областное управление НКВД и КГБ СССР. Уцелевший корпус келий и перестроенный собор принадлежит МВД. В 2016 году образовано Архиерейское подворье, вокруг которого решено возрождать обитель. После Перестройки рядом с территорией бывшего монастыря был установлен мемориал в память жертв политических репрессий.

[39] Шилегонская Александро-Коровинская пустынь – мужской монастырь, некогда располагавшийся в нынешнем Междуреченской районе Вологодской области. Основан в 1529 – 1530 году преподобным Арсением Комельским после того, как был изгнан из старого места пребывания. С 1656 года обитель приписана к Арсениево-Комельскому монастырю. В 1722 году монастырь был упразднен, а храм обращен в приходской. В 1823 году здесь был построен каменный Свято-Троицкий храм с приделами в честь Успения Божией Матери и преподобного Арсения Комельского. В 30 годы XX века была закрыта, колокольня и трапезная были снесены, а сам храм осквернен. Ныне пребывает в полуразрушенном виде.

[40] Мещанство (польск. mieszczaninгорожанин) — в Российской империи до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям. Мещанство являлось сословием мелких торговцев и ремесленником, таким образом, разбогатевший мещанин мог стать купцом и наоборот.

[41] Богоявленский мужской монастырь с деревянным храмом Богоявления и приделом в честь Благовещения был основан в 1296 г. св. блгв. кн. Даниилом Московским. Одним из первых игуменов обители был Стефан, брат прп. Сергия Радонежского. Монастырь несколько раз подвергался опустошению: как во время нападения татар, поляков (в Смутное время), так и от частых пожаров, бывших в Москве в XVI-XVII вв. (в 1687 и 1737 гг.). В монастыре погребены князья Голицыны, Долгорукие, графы Шереметевы и другие представители дворянских родов. В 1812 г. монастырь был разграблен французами, однако богатая ризница, вывезенная перед приходом Наполеона из Москвы, уцелела. Первый деревянный монастырский собор был выстроен в конце XIII - начале XIV в., а каменный - в 1342 г. боярином Протасием. Его сменил собор постройки 1624 г. В 1693-1696 гг. было возведено ныне существующее здание собора, включающее в подклетной части предшествующую постройку. Собор стоит на высокой арочной подклети (позднее арки были заложены). Кровля трапезной имеет барочный фронтон. В 1747, 1749 и 1754 гг. собор получил три придела и колокольню. В 1782 году церковь была отремонтирована снаружи, оштукатурена внутри, расписана и украшена лепниною.

В 1918 г. монастырь был упразднен, Спасская церковь и Богоявленский собор преобразованы в приходские храмы. Спасская церковь монастыря с колокольней была сломана в 1920-х гг. Богоявленский собор был закрыт в 1929 г. и передан под склад "Союзхлеба", в 1931 г. - под общежитие Горного института. Была сломана глава храма с маковкой и крестом.

В мае 1991 г. главный храм монастыря был возвращен Церкви, к концу года возобновились богослужения.

[42] Златоустовский, или Златоустинский монастырь — один из старейших монастырей Москвы, уничтоженный в советское время. Находился в Белом городе, в Большом Златоустинском переулке. Дата и обстоятельства основания монастыря не известны. По мнению одних историков, учреждён иностранными купцами ещё в XIV веке, а по мнению других — возник не ранее княжения Ивана III. Последнее предположение опровергается упоминанием обители в 1412 году: «Преставися архидиакон … Иоаким, и положен в монастыре Ивана Златоустаго вне града Москвы». В 1479 году по указу Ивана III, началось возведение в обители каменной соборной церкви, на месте прежней деревянной, которую «повеле поставити в своем монастыре у Покрова в Садех». В 1571 году, во времена правления Ивана Грозного, при нашествии крымского хана Девлет Гирея монастырь был сожжен, а в 1611 году — разорён и осквернён поляками. С северной стороны монастырь граничил с садами усадьбы Апраксина. Иждивением Апраксиных в 1632 году в монастыре была построена каменная церковь, которая сгорела во время пожара 1660 года. Новая церковь, во имя Всемилостивого Спаса, была возведена на средства Зюзиных в 1661—1663 годах. В 1918 году монастырь был закрыт, монахи выселены, а здания приспособлены под коммунальные квартиры. В 1925 году был разобран доходный дом, построенный в 1871 году и на его месте возведён четырёхэтажный. К 1933 году все церковные постройки монастыря были снесены. При сносе были утрачены могилы первых русских флотоводцев, среди которых генерал-адмирал Ф. М. Апраксин и контр-адмирал И. К. Муханов. К концу XX века от всего ансамбля монастыря остался только двухэтажный корпус (Малый Златоустинский переулок, 5). На бывшей территории монастыря в 1930-х годах были построены по проекту Л. 3. Чериковера конструктивистские жилые дома (Большой Златоустинский переулок, 3а, стр. 2 и 3/5, стр. 1), среди жильцов которых преобладали сотрудники ОГПУ-НКВД.

Теперь на месте Златоустовского монастыря работает Православный историко-культурный центр «Открытие»[1], а также благотворительный фонд "Православие и Мир".

[43] Алексиевский женский монастырь – обитель, основанная святителем Алексием, на митрополичьих землях на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря), первой игуменьей монастыря стала преподобная Иулиания. Это был первый женский монастырь в городе. В XVI веке монастырь был перенесен поближе к Кремлю на урочище Чертолье (ныне территория Храма Христа Спасителя). Перед постройкой нового собора обитель была перенесена в Красное село и действовал, как Ново-Алексиевский. В 1871 году при монастыре было открыто первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран — Сербии, Болгарии, Черногории. Спустя несколько лет в монастыре учредили училище-приют для девочек-сирот из бедных семей. В 1907 году в Ново-Алексеевской обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы.

В 1926 году монастырь был уничтожен. На его месте пролегла автодорога. Крестовоздвиженская церковь была скрыта за строениями Института рыбного хозяйства. Больничный храм был разрушен. К концу 1930-х годов было окончательно ликвидировано кладбище[1]. Последним священнослужителем монастыря был протоиерей Алексий Афонский[2]. В 1991 году при сохранившемся храме Всех святых был учреждён приход. В 2010 году при нём было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 году оно было преобразовано в монашескую общину, которая к 2013 году насчитывала около 20 сестёр.

16 июля 2013 года решением Священного Синода Русской православной церкви монастырь был возрождён как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь с храмом в честь Всех святых[3]. Алексеевская церковь осталась приходской (не монастырской).

[44] Московский Храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Находится по адресу улица Большая Полянка, дом 37. В середине XVI века на этом месте был построен деревянный храм, имевшие престолы в честь Успения Божией Матери и мучеников Флора и Лавра. В 1657 году та же церковь упомянута под другим названием — «Церковь Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою»[2]. По-видимому, в это время церковь не функционировала, так как «стоит без пения». Церковь восстановлена в 1662 году как Успенский храм в Казачьей слободе.

Одноглавый каменный храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе был построен в 1695—1697 гг. на средства стольника В. Ф. Полтева[2]. В 1723 году церковь «обновлялась». В 1768 году стараниями Г. Нестерова у церкви появился придел Симезерской иконы Божьей Матери, в 1797—1798 годах церковь приобрела современный вид: появились трапезная с двумя приделами (Седмиезерским и иконы Божьей Матери «Утоли моя печали») и новая колокольня, выполненные в стиле классицизма. Это строительство было осуществлено на средства вдовы генерал-майора П. И. Поздняковой.

Во время пожара 1812 года выгорело всё внутреннее убранство храма, но уже в 1818 году храм был восстановлен церковным старостой Никитой Карпышевым. В 1869—1872 годах на средства прихожан и церковного старосты Д. П. Рогаткина была произведена отделка храма, при которой классицистический облик трапезной и колокольни были несколько искажены.

В 1922 году церковь была закрыта и в ней разместились архив и типография. Из храма были изъяты церковные украшения и утварь. Была снесена главка храма, разрушены верх колокольни и дом причта.

В 1970—1980 годах была выполнена реставрация храма. В конце 1990 года церковь была возвращена Русской Православной Церкви и в 1994 году были возобновлены богослужения.

[45] Казанский Головинский монастырь (Казанской иконы Божией Матери Головинский монастырь) — несохранившийся женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Первоначальное местонахождение — при селе Головино Московского уезда (на данный момент адрес — Москва, Кронштадтский бульвар, 33)[1]. Устроителем богадельни, с основания которой в 1876 году началась история монастыря, являлся московский купец Никита Игнатьевич Сидоров[2][3][4]. По другой версии, датой основания обители является 1882 год[5], когда была основана Казанская женская община, или 1886 год[6], когда община была переименована в монастырь. После 1917 года для сохранения обители она была переименована в артель, которую в 1923 году (по другим данным, в 1925 году) упразднили, основав здесь санаторий. Окончательное закрытие монастыря произошло в 1929 году (по другим данным, в 1930-х годах).

[46] Свято-Данилов монастырь – знаменитый мужской монастырь Москвы. Основан благоверным князем Даниилом Московским. Точная дата основания неизвестна, однако, известно, что перед смертью князь был пострижен здесь в монашество (1303) и здесь же умер и был погребен. В 1330 году князь Иван I Данилович Калита, сын Даниила при св. митрополите Киевском и всея Руси Феогносте (1328–1353), перевёл архимандрита и часть иноков этого монастыря на свой княжеский двор. Они были поселены в Кремле, к освещённой митрополитом Феогностом 10 (18) мая 1330 года[5] перестроенной в камне церкви Преображения Господня[4]. Построенный же святым Даниилом храм был обращен в приходской. Возрожден в 1560 году на старом месте после явления святого князя одному из членов свиты московского князя (святой Даниил укорял власти в том, что его останки совершенно забыты). Мощи были обретены и перенесены в храм Святых Отцов семи Вселенских Соборов обители, недавно освященный святителем Макарием. а впоследствии – в новопостроенный Свято-Троицкий собор обители. Формально закрыт в 1918 году, но фактически монашеская жизнь в нем продолжалась до 1929 года, когда здесь был организован спецприемник НКВД. Началось разорение обители. Мощи князя Даниила, хранившиеся открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 год находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря.

Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной. Возрождён в 1983 году как ставропигиальный и с этого времени стал духовно-административным центром Русской православной церкви: на его территории расположено здание отдела внешних церковных связей (ОВЦС), а также Синодальная резиденция, где проводятся заседания Священного синода.

[47] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html

[48] Минский Спасо-Преображенский женский монастырь – был создан на месте католического женского монастыря бенедиктинок, учрежденного в 1633 году. В 1872 г. его территорию вместе со всеми зданиями передали под Преображенский женский православный монастырь. Барочный костел перестроили к 1873 г. по проекту епархиального архитектора Сергея Иванова в псевдо-русском стиле. Верхние ярусы башен и фронтон разобрали, вместо них появились 5 глухих куполов-луковиц над основным объемом и высокая 3-ярусная шатровая звонница, деревянная, но обшитая железом.

1920-е гг. православный монастырь был ликвидирован. Церковь какое-то время продолжала действовать, но в 1930-е гг. ее приспособили под клуб. Остальные монастырские постройки были разрушены. В 1941-44 гг. немецкие оккупационные власти разрешили возобновить богослужения в храме, но вскоре после окончания войны его опять закрыли, теперь уже навсегда. В середине 1960-х гг. монастырь окончательно стерли с лица города. Теперь на его месте стоит здание генеральной прокуратуры, построенное в конце 1980-х гг.

[49] Мизия (др.-греч. Μυσία, лат. Mysia) — в древности — область в Малой Азии, на территории современной Турции. Занимала всю северо-западную часть полуострова, между Пропонтидой (Мраморное море) и Геллеспонтом (пролив Дарданеллы) на севере, Эгейским морем на западе, Лидией на юге, Фригией и Вифинией на востоке. Считалась владением мифического родоначальника Атталидов героя Телефа. Это была горная страна с относительно малым числом городов. Название Μυσία, по Страбону, происходит от лидийского названия бука (μυσός), который обильно произрастал в районе мизийского Олимпа.

[50] Иераполь Фригийский (также Иераполис или Гиераполис, тур. Hierapolis, греч. Ἱεράπολις, рус. священный город) — античный город, развалины которого находятся в 17 км от турецкого города Денизли (юго-запад Малой Азии) местонахождения Иераполиса — Памуккале.

[51] Ликаония (греч. Λυκαονία, лат. Lycaonia) — историческая область в центральной части Малой Азии, к западу от Каппадокии и к югу от центральной пустыни, покрытая невысокими горными цепями — отрогами писидийско-киликийского Тавра (юг Малой Азии).

[52] Трудно сказать, идет ли речь об Индии настоящей или об «Индии Эфиопской» (как пишется в старых книгах «сия Индия, иже нарицается Эфиопиею»), которая часто подразумевается по «Индией». Даже авторы древности имели на этот счет разное мнение.

[53] Страна простиралась между рекой Курой и верхо


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.