Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-11-11 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В миру Василий Моцок, родился около 1590 года[297] в семье резешей - мелких вотчинников, проживавших в селе Болотешть, в Молдавском княжестве (ныне в составе жудеца Вранча, Румыния).
Свт. Варлаам, митр. Молдавский |
С ранних лет обучался в скиту Зосин в долине реки Секу. Там он освоил грамоту, овладел искусством оратора и писателя, изучил церковнославянский и греческий языки. В 1602 году близ скита был основан Секульский монастырь, при котором заработала школа. Здесь юный послушник принял монашество с именем Варлаам. В круг его послушаний входило изучение духовных книг и их перевод на румынский язык. Со временем стал игуменом обители. Будучи игуменом, вместе с помощниками перевёл на румынский "Лествицу" преподобного Иоанна, которая стала одним из первых святоотеческих текстов доступных по-румынски.
Был духовником молдавского господаря Мирона Барновского-Могилы. В 1628 году в составе молдавского посольства посетил Киев и Москву. Его задачей было приобретение икон для Драгомирнского и Барновского монастырей, а также для ктитории господаря в Яссах.
По возвращении на родину, узнав о кончине митрополита Анастасия (Кримки) и смещении господаря Мирона, решил вновь удалиться в Секульский монастырь. В 1629 году был возведён в достоинство архимандрита.
23 сентября / 6 октября 1632 года стал митрополитом Молдавским. На новом высоком служении показал себя мудрым и успешным архипастырем. Его первосвятительское служение проходило в годы правления господаря Василия Лупу и стало временем расцвета молдавской церковной и светской культуры.
Знаковыми свершениями митрополита были освящение в 1639 году храма Трёх святителей в Яссах[298], торжественное перенесение в храм мощей святой Параскевы, и участие в основании в 1640 году Ясской славяно-греко-латинской академии, устроенной по образцу Киевской.
|
Ведущий книжник своего времени, владыка особенно много сделал для издания и распространения учительной литературы. При поддержке господаря Василия Лупу в 1641 году основал при Ясском Трёхсвятительском монастыре типографию, для которой митрополит Киевский святитель Петр (Могила) прислал мастеров-печатников и оборудование. Первым изданием, выпущенным в типографии, стала соборная грамота Ясского Собора 1642 года. В 1643 году здесь была напечатана первая в Молдавии книга по-румынски: Румынская учительная книга (Cartea românească de învă ț ătură de la prăvilele împărăte ș ti, широко известна как Учительное Евангелие или Казания (т. е. "Сказания")), составителем которой был сам митрополит. Всего в типографии было напечатано восемь книг, среди которых также примечательны Семь таинств (Cele ș apte taine, совместный перевод митрополита Варлаама и Евстратия Логофета, 1644), Ответ на кальвинистский Катехизис (Răspunsul împotriva Catehismului calvinesc) и Уложение Василия Лупу (первый молдавский сборник законов, 1646). Язык переводов святителя Варлаама отличался живостью, благозвучием и обилием славянизмов. По распоряжению митрополита также было переписано несколько славянских рукописей.
Играл важную роль в церковной и общественной жизни не только в родном краю, но и за его пределами. В 1639 году был выдвинут одним из трёх кандидатов на Константинопольский патриарший престол. Под его председательством в 1642 году в Яссах был проведён Поместный Собор, ключевым деянием которого стала переработка и принятие исповедания веры митрополита Петра (Могилы). В 1644-1645 годах созвал Собор архиереев Валашского и Молдавского княжеств на котором было принято написанное митрополитом Варлаамом послание, осуждающее отпечатанный в 1642 году в Трансильвании катехизис Кальвина. Выступал поборником дружбы с Россией.
|
В 1653 году сошёл с митрополичьего престола и удалился в Секульский монастырь. Там владыка провёл четыре года, ведя смиренную, молитвенную и святую жизнь. Скончался 19 декабря 1657 года и был погребён в южной стене Секульского монастырского храма.
12 февраля 2007 года, по представлению Молдавской митрополии, ссылаясь на его рвение в деле защиты правой веры и примерное житие, Священный Синод Румынской Православной Церкви прославил митрополита Молдавского Варлаама в лике святых, установив совершать его память 30 августа. 7 марта 2018 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви его имя было также включено в месяцеслов Русской Православной Церкви[299].
Рака с мощами свт. Варлаама Молдавского в Секульском монастыре |
Сочинения
Среди трудов связанных с именем митрополита Василия на первом месте стоит Румынская учительная книга (Cartea românească de învă ț ătură de la prăvilele împărăte ș ti, также Учительное Евангелие или Казания (т. е. "Сказания"), первая книга по-румынски, изданная в Молдавии. Казания были опубликованы в 1643 году. Книга является собранием переводов с церковнославянского проповедей и слов различных греческих и славянских авторов. В основу книги был положен труд греческого богослова XVI века Дамаскина Студита Книга, называемая Сокровище (греч. Βιβλίον ὀνομαζόμενον Θησαυρός), напечатанный в 1557-1558 годах в Венеции. Казания начинаются "Общим словом" молдавского господаря Василия Лупу, затем следует "Слово к читателю", автором которого был митрополит Варлаам. 1-я часть книги содержит 54 воскресные проповеди, 2-я - 21 проповедь на Господские праздники и на дни памяти некоторых святых. Книга украшена гравюрами на дереве мастера Илии, иллюстратора книг, напечатанных в Киеве и во Львове. Язык Казаний выразителен и пластичен, близок к народному.
Документы, литература
Damaschin Studitul", Romanoslavica, 1972, № 18, p. 163-185.
|
Использованные материалы
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!