Понятие об установке как психологическом явлении — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Понятие об установке как психологическом явлении

2019-09-26 340
Понятие об установке как психологическом явлении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психические состояния, которые до сих пор рассматривались, так или иначе были связаны с эмоциональными переживаниями и могли оцениваться как нормальные или аномальные, обычные или необычные, полезные или вредные. Эти состояния, кроме того, рассматривались как более или менее осознаваемые человеком, то есть в той или иной форме представленные в его сознании. Общей особенностью всех рассмотренных в предыдущем параграфе главы психических состояний было также то, что они не оказывают влияния на организованность и целенаправленность поведения человека, выполняют по отношению к нему в основном регулирующую, а не мотивирующую или направляющую роль.

В отличие от них группа психических состояний, которых будут обсуждаться в данном параграфе и обозначаются как установки, не имеет характерной для других состояний эмоциональной окраски, не могут оцениваться как нормальные или ненормальные, обычные или необычные, и актуально самим человеком, которого они характеризуют, как правило, не осознаются. Тем не менее, они оказывает существенное влияние на поведение человека.

К таким состояниям, имеющим перечисленные выше признаки, и выполняющим функцию направления и регуляции поведения, а также избирательность восприятия и переработки человеком разнообразной информации, относятся установки. Установку (set - англ., einstellung - нем.) можно определить как состояние общей психофизиологической настройки человека на совершение определенных действий в сложившейся ситуации.

Характерные для установок свойства, касающиеся их участия в регуляции познавательных процессов, представляются следующими:

1. Индивидуальное своеобразия восприятия человеком себя и окружающего мира.

Каждый человек под влиянием установок воспринимает себя и мир по-своему, акцентирует внимание на том, что соответствует его установкам, видит в воспринимаемом в то, что, прежде всего, связано с его установками, и не замечает того, что им не соответствует.

2. Избирательность памяти.

От установок зависит то, что человек запоминает, сохраняет или припоминает. Материал, соответствующий установкам человека, лучше запоминается, дольше сохраняется в памяти и легче воспроизводится.

3. Содержание и направленность воображения.

Установки определяют содержание образов, представленных в данный момент времени в воображении человека. Это относится к пассивному и непроизвольному воображению. Что же касается активного и произвольного воображения, то в нем установки могут проявляться через сознание и волевые усилия.

3. Особенности мыслительных процессов. Установки могут влиять как на понимание и способ интерпретации человеком условий задачи, так и на выбор тех или иных методов ее решения.

4. Понятийное и смысловое содержание речи.

Под влиянием установок человек пользуется теми или иными конкретными словами, наделяя их различными значениями. Влияние установок может проявляться как в восприятии речи, так и в процессе ее порождения.

Воздействие установок на личность и ее поведение, в свою очередь, может проявляться в следующем:

1. В структуру личности входят установки, которые по своим особенностям напоминают свойства личности (их виды будут обсуждаться далее). Поскольку некоторые установки (смысловая, первичная, фиксированная) являются устойчивыми, то они могут определенным образом характеризовать человека как личность.

2. К человеку, как личности, относится частота возникновения и динамические особенности характерных для него установок.

3. Индивидуально своеобразным является соотношение волевой (сознательной) и установочной (бессознательной) регуляции поведения человека.

Соотношение между установками и деятельностью человека (его поведением) представляется следующим:

1. Установки определяют организованность, устойчивость и направленность деятельности человека, начиная со сравнительно простых поведенческих актов типа реакций, действий и операций, кончая организацией и регуляцией всего его поведения в целом.

2. Система установок побуждает, направляет и регулирует деятельность человека. Они выступают в качестве промежуточного звена между потребностями, интересами и мотивами поведения человека, с одной стороны, и его деятельностью, направленной на их удовлетворение, с другой стороны.

Научные исследования установок поначалу представляли собой не систематизированные факты, касающиеся в основном операциональных установок и их проявления в различных сенсорных и моторных аспектах деятельности. Их систематизация и единое теоретическое объяснение были предложены в трудах грузинского психолога Д. Н. Узнадзе, его учеников и последователей. Только после появления этих трудов соответствующие исследования выделились в самостоятельную область научных общепсихологических знаний и получили широкое признание.

Исследования установок в школе Д. Н. Узнадзе строились на строго экспериментальной основе. Классический феномен иллюзии веса, использованный в первых экспериментах Д. Н. Узнадзе по изучению фиксированных установок, заключался в следующем. Если предложить человеку нескоторое время подержать в правой и левой руке предметы разного веса, то в результате у него возникнет особое состояние (оно и было названо фиксированной установкой), при котором предметы одинакового веса, находящиеся в правой и левой руке, некоторое время (пока существует такая установка) будут казаться ему разными по весу, а именно – предмет, находящийся в руке, которая раньше держала больший по весу предмет, будет казаться меньшим по весу по сравнению с таким же предметом, находящимся в другой руке, где до этого времени находится меньший по весу предмет.

Обобщив результаты проведенных им экспериментов, Д. Н. Узнадзе уточнил понимание установки и определил ее как устойчивое, неосознаваемое, психофизиологическое состояние человека, которое опосредствует восприятие им окружающего мира и его собственное воздействие на этот мир (деятельность).

Подчеркивая факт постоянного присутствия установок в психике человека, Д. Н. Узнадзе ввел данное понятие в контекст обсуждения так называемого постулата непосредственности. Под этим понималось распространенное в старой, интроспективной психологии сознания представление о том, что внешние воздействия напрямую вызывают у человека реакции в форме действий, образов, представлений, идей, следов памяти и т. п. Такое представление, как считал Д.Н. Узнадзе, принципиально неверное, поскольку связь между внешним миром и психикой, а также между психикой и внешним миром носит опосредствованный характер. Влияние внешнего мира на психику и психики на внешний мир определяется посредником, который находится между ними и называется установкой.

Как психологическое явление, установки достаточно динамична. Она может возникать, изменяться и исчезать при определенных обстоятельствах. Для возникновения установки достаточно сочетания в пространстве и времени двух условий: актуальной потребности, которая требует удовлетворения, создает напряжение внутри организма, и ситуации, способствующей ее удовлетворению. В зависимости от ситуации установка приобретает определенные, конкретные очертания. Она является объективным фактором, определяющим характер установки, а сопровождающим ее субъективным фактором, придающим соответствующей установке «энергетический заряд», выступает потребность, которая активизирует установку, определенным образом направляет действия человека в сложившейся ситуации и сохраняет установку до тех пор, пока связанная с ней потребность не будет удовлетворена.

В своих научных трудах, посвященных установке, Д. Н. Узнадзе отмечал, что период существования установки определяется не ситуацией, а сохранением соответствующей потребности у человека. Вместе с удовлетворением или исчезновением потребности установка перестает существовать и действовать на психику и поведение человека.

Исчезновение установки не следует понимать буквально. Прекращение действия установки означает не ее полное устранение как психического явления, а переход установки из актуального в потенциальное состояние. Установка может сохраняться в памяти человека, но перестает проявляться в его психике и поведении в данный момент времени. Как только связанная с ней потребность вновь будет актуализирована и человек снова окажется в ситуации, где соответствующая установка может оказывать влияние на его психику и поведение, она обнаружится вновь.

Выступая как бессознательное психическое явление, установка представляет собой состояние психики, предшествующее возникновению сознания. Она предваряет осознаваемые сенсорные феномены, определяет их состав и течение, а не следует за ними. То или иное содержание сознания появляется на основе предварительно сформированной установки.

В случаях иллюзий – зрительных, слуховых, двигательных, осязательных и других – мы имеем дело с влиянием на восприятие различных установок, причем опыты показывают, что установка, сформировавшаяся в одном органе чувств, может передаваться и проявляться в других органах чувств.

Следует также признать, что не все, связанные с установкой вопросы получили в психологии удовлетворительное и однозначное решение. Некоторые из них так и остались дискуссионными. Среди них можно назвать следующие:

1. Является ли установка общим, недифференцированным состоянием психики, или же она может по-разному проявляться в работе отдельных органов чувств?

2. Как соотносятся между собой деятельность и установка? Что из них является первичным и вторичным: установка по отношению к деятельности или деятельность по отношению к установке?

Установка, по Д.Н. Узнадзе, это общее психофизиологическое состояние человека, целостный процесс, охватывающий весь организм и психику. В пользу такой точки зрения ученый приводил факты и аргументы, полученные в ходе соответствующих экспериментальных исследований. Другие ученые, в частности те, кто до Д. Н. Узнадзе или одновременно с ним занимался изучением установок, утверждали обратное, доказывая специфический характер установки.

Свою точку зрения, касающуюся соотношения установки и деятельности, сформулировал А.Г. Асмолов. Она будет рассмотрена далее в одном из параграфов настоящей главы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.