Связь речи с другими познавательными процессами — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Связь речи с другими познавательными процессами

2019-09-26 418
Связь речи с другими познавательными процессами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитая речь взрослого человека связана не только с его мышлением, но также и с другими познавательными процессами: ощущениями, восприятием, вниманием, памятью и воображением. Когда познавательные процессы человека достигают высшего уровня своего развития и превращаются в высшие психические функции по Л. С. Выготскому, то связь между ними и речью становится настолько очевидной, что начинает казаться естественной, изначально заданной. Однако в действительности эта связь не является генетически исходной, она формируется и укрепляется по мере развития речи и совершенствования других познавательных процессов человека. Постепенное превращение этих процессов в высшие психические функции также означает их соединение с речью. Одновременно с этим речь начинает выступать как внутренний регулятор познавательных процессов, придавая им произвольный характер. Обсудим условия и механизмы постепенного включения речи в регуляцию и функционирование других познавательных процессо человека.

Простейшие формы ощущений и восприятия, имеющиеся у ребенка с рождения, с речью поначалу никак не связаны по той причине, что они появляются и начинают функционировать задолго до того, как ребенок овладевает речью. В виде простейших невербальных коммуникаций речь возникает во втором полугодии жизни, а вербальные коммуникации - еще позднее, в начале второго года жизни.

Связь между ощущениями, восприятием и речью начинает, по-видимому, складываться вместе со становлением вербальной речи. Вначале ребенок обозначает словами то, что он непосредственно воспринимает. Затем, овладевая словами, как понятиями, он начинает видеть в обозначаемых словами предметах и явлениях то, что отражено в содержании соответствующих понятий. Достигнув высокого уровня развития, восприятие человека приобретает такие связанные с речью свойства, как предметность и категориальность (см. главу 9 учебника, посвященную восприятию).

Внимание детей на ранних стадиях его развития также еще не связано с речью. В первые годы жизни ребенка оно является непосредственным и непроизвольным. Тот факт, что подобное внимание имеется с рождения и у животных, подтверждает изначальное отсутствие его связи с речью. Дальнейший процесс развития внимания оказывается уже связанным с формированием и развитием речи. Это убедительно показали в своем исследовании развития детского внимания А.Н. Леонтьев и Л. С. Выготский (см. главу 10 «Внимание»). Установленная Леонтьевым и описанная Выготским последовательность стадий развития внимания у детей показывает, каким образом происходит постепенное включение речи в регуляцию внимания.

Аналогичный, поэтапный процесс постепенного соединения речи с памятью детей также послеживается на протяжении детства. Память, как и внимание, начинает функционировать у детей намного раньше того времени, когда они овладевают речью. Вначале память ребенка выступает исключительно как непосредственная и непроизвольная. Затем, используя слова, обращаемые к ребенку, как средство управления памятью, взрослые люди сами начинают напоминать ему о тех или иных вещах, то есть извне управлять его памятью. В скором времени наступает момент, когда сам ребенок, овладев речью, начинает использовать ее для регулирования сначала памяти окружающих людей, а затем и собственной памяти. Наконец, с появлением внутренней речи она превращается в основное средство управления памятью ребенка как высшей психической функцией.

Работы лингвистов, которые, как и психологи, интересовались строением памяти взрослого человека, показывают, каким образом речевые высказывания (предложения) представлены, например, в вербальной (словесной) памяти человека. Доказано, что человек запоминает предложение не просто как набор слов, а как некоторое структурное и смысловое целое. То же касается запоминания и воспроизводства различных текстов. Например, опытному ученому достаточно один раз прочесть и понять объемный научный текст, чтобы запомнить и точно воспроизвести его по смыслу. Люди быстрее «схватывают» значение запоминаемого им речевого материала, чем его форму. Кроме того, вполне вероятно, что формальная структура запоминаемого текста сохраняется в нашей памяти в течение короткого времени, а затем в ней остается только смысл (значение) соответствующего текста. Кратковременная и оперативная память позволяют нам воспринимать и обрабатывать лишь поверхностную структуру предложения, информация о которой затем переводится в более емкое долговременное хранилище памяти. Там выделяется и сохраняется лишь так называемая «глубинная структура» и соответствующая ей семантическая (смысловая) интерпретация предложения.

Роль речи в управлении воображением человека также представляется столь же очевидной, как и в регуляции других познавательных процессов, особенно если иметь в виду активное, произвольное и творческое воображение. Прежде чем представить что-либо, человек ставит перед собой «задачу на воображение» в осмысленной, словесной форме (по-видимому, это делается на уровне внутренней речи), и далее с помощью речи контролирует процесс воображения.

В заключение более обстоятельно обсудим вопрос о том, как соотносятся друг с другом в психике человека мышление и речь. Частично этот вопрос уже обсуждался в одном из предыдущих параграфов настоящей главы, но там были предложены ответы на на все, связанные с данной проблемой вопросы.

Мышление и речь традиционно выделяются и рассматриваются, с одной стороны, как отдельно существующие психические функции, с другой стороны, как соединенные друг с другом в словесно-логическом мышлении или в интеллектуализированной, осмысленной речи. В некоторых науках, таких, например, как логика или лингвистика, мышление и речь традиционно разделены между ними и представлены, соответственно, как разные явления: логики обсуждают мышление отдельно от речи, а лингвисты – речь независимо от мышления. Это разделение мышления и речи между разными науками и их отдельное изучение в одних и тех же науках, например, в психологии, казалось бы, подтверждают их независимое существование. Даже в том случае, когда в психологии, исследуется словесно-логическое мышление, в котором мышление и речь соединены друг с другом, их исследования по давно сложившейся традиции ведутся раздельно. Не случайно, что и в настоящем учебнике имеется отдельные главы, посвященные мышлению и речи.

Психологи всегда признавали, что мышление и речь связаны друг с другом на высших уровнях их развития у человека. Но эта связь после выхода из печати классической работы Л.С. Выготского «Мышление и речь» получила иное толкование, чем раньше. Было признано, что она является не статической, а динамической, не заданной изначально, а постепенно складывающейся и укрепляющеся по мере формирования мышления и речи человека. Более того, соединившись друг с другом в словесно-логическом мышлении и в осмысленной речи, мышление и речь, все же продолжают существовать относительно независимо друг от друга и развиваться по своим законам. В результате их соединения друг с другом происходит не их абсолютное слияние, а возникает новое, системное явление, только частично объединяющее их на высших уровнях развития как мышления, так и речи.

Среди известных психологов кроме Л.С. Выготского проблему связи мышления и речи обсуждал также Ж. Пиаже, но ставил и решал ее по-другому. По мнению Пиаже, соединение мышления с речью происходит чисто механически, благодаря освоению ребенком логических операций мышления. Эти операции, внешне проявляясь в словесных рассуждениях ребенка и включаясь в его мышление, обеспечивают соединение мышления и речи тогда, когда ребенок овладевает словесно-логическим мышлением (операциональная стадия развития интеллекта ребенка по Ж. Пиаже, приходящаяся на возраст старше 6-7 лет). Индикатором начала данного процесса становится появление у ребенка эгоцентрической речи, которая затем, к 6-7 годам, исчезает (отмирает). Это, по мнению Пиаже, происходит потому, что нужда в существовании данной разновидности речи к этому времени пропадает, поскольку мышление решенка становится социализированным (логичным).

С точки зрения Л.С. Выготского, отношения между мышлением и речью на ранних стадиях психологического развития ребенка строятся по-другому. На начальных стадиях интеллектуального и речевого развития детей эти две психологические функции являются не связанными друг с другом. Предпосылки к их соединению возникают в общении детей со другими людьми, владеющими речью, в процессе совместного решения с ними разнообразных задач. Вместе с другими людьми ребенок решает задачи, пользуясь как мышлением, так и речью, начиная с раннего возраста (1-3 года). Затем у ребенка появляется эгоцентрическая речь (4-5 лет), которая становится внешним средством регуляции его собственного мышления. Данный факт, согласно учению Выготского, можно рассматривать как момент начала соединения мышления и речи. К 6-7 годам на базе эгоцентрической речи складывается и начинает функционировать внутренняя речь. Ее появление выступает как признак произошедшего соединения мышления и речи. Дальше этот процесс продолжается, но уже в форме совместного развития мышления и речи, с одной стороны, в словесно-логическом мышлении, с другой стороны, в интеллектуализированной, соединенной с мысшлением речью.

При этом, однако, абсолютного слияния мышления и речи не происходит. Мышление продолжает дальше самостоятельно развиваться, в других его формах, например, как практическое, образное или интуитивное, а речь, в свою очередь, может советшенствоваться относительно независимо от мышления, например, в плане ее образности, выразительности и т. п.

Методы изучения речи

Поскольку речь является преимущественно предметом исследования в лингвистики, и данная наука формулирует основные требования, предъявляемые к правильной речи человека, то и методы изучения речи, применяемые на практикеи предназначенные для ее оценки, в основном разрабатываются лингвистами, а не психологами. Частично они разрабатываются и применяются в логопедии – прикладной науке, касающейся вопросов нарушения и восстановления речи у детей и взрослых людей. Представим и кратко опишем методы психодиагностики речи.

Для изучения речи как познавательного процесса в психологии могут использоваться методы, предназначенные для оценки умения человека представлять свои знания в речевой (словесной) форме (в форме устной или письменной речи), а также в невербальной форме - в виде жестов, мимики и пантомимики (в последнем случае имеется в виду изучение речи как средства передачи информации в процессе общения людей). Здесь психологи обращают внимание на точность, полноту, выразительность, образность и другие характеристики речевых высказываний человека.

В том случае, когда речь человека изучается как способ психологического самовыражения, ему предлагается, пользуясь разными видами и формами речевых высказываний, представить себя другим людям. Такого рода психодиагностические методики могут использоваться в рамках группового социально-психологического тренинга, где самопрезентация является одним из основных психотерапевтичеких (психокоррекционных) приемов.

Если психолога интересует речь человека как средство внутренней самоорганизации процесса мышления, то в соответствующих исследовательских или психодиагностических методиках ему предлагается, решая какие-либо задачи, рассуждать вслух или в словесной форме представлять и подробно описывать процесс решения той или иной задачи. Такие методики на практике нередко применяются для изучения связи речи с мышлением в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, то есть в тот период жизни ребенка, когда эта связь активно формируется.

Речь как средство оказания человеком психологического воздействия на себя и на других людей может изучаться с помощью следующим методических приемов:

1. Оценивание того, как человек умеет убеждать других людей в правильности тех или иных идей.

2. Владение средства организации и ведения деловых переговоров.

3. Умение с помощью речи оказывать влияние на психологические состояния других людей, например, успокаивать их или стимулировать на те или иные действия.

4. Оценка способности человека заниматься самовнушением.

5. Изучение умения человека выступать перед людьми (психодиагностика ораторского мастерства).

В ряде случаев психодиагностика речи в связи с развитием у человека речевого мышления производится с помощью стандартных тестов интеллекта, в состав которых входят субтесты, посредством которых изучается и оценивается развитость у человека речевого или лингвистического мышления (например, тест Г.Ю. Айзенка).

РЕЧЬ И ЛИЧНОСТЬ

Речь человека связана с его личностью, то есть с некоторыми устойчивыми личностными психологическими свойствами. Среди них можно назвать следующие: общительность, умение убеждать, ораторское мастерство, эрудиция. Кроме того, многие психологические свойства человека как личности проявляются или реализуются с помощью речи, в том числе, толерантность, культура, уровень умственного развития.

Как было отмечено выше при обсуждении связи речь с мышлением и способностями человека, в речи человека проявляются и выражаются многие способности, и по владению речью в тестах интеллекта можно оценить уровень общего интеллектуального развития человека.

В речи человека также может проявляться его темперамент. Практически все известные свойства темперамента, такие, например, как активность, энергичность, скорость, переключаемость, эмоциональность, имеют свои аналоги в динамических особенностях речи. Не случайно, в ряде тестов темперамента, например, в тесте В.М. Русалова, имеется немало вопросов, касающихся особенностей речи человека.

Не вызывает сомнения и то, что с речью человека определенным образом связан его характер. Почти все известные черты характера человека проявляются и реализуются в его речи, а их психодиагностика нередко производится по характеристикам речи человека.

Существует связь между речью и волей человека. Внутренняя, волевая регуляция состояний, психики и поведения осуществляется с помощью речи, в данном случае – внутренней.

То же касается и человеческих чувств. В речи людей они проявляются не менее отчетливо и выразительно, чем в невербальном поведении – жестах, мимике и пантомимике. Если вспомнить о том, что невербальное поведение – это также одна из разновидностей речи, то можно сделать вывод о том, что речь в ее разнообразных формах представляет собой не что иное, как способ выражения и проявления человеческих чувств.

Многие виды мотивации поведения человека основаны на его речи. Это особенно очевидно тогда, когда с помощью речи регулируется (мотивируется) поведение других людей. Это также не вызывает сомнения, если имеется в виду мотивация человеком собственного поведения. Она реализуется посредством внутренних речевых команд, которые человек дает себя с помощью внутренней речи.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.