Речь как предмет психологического исследования — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Речь как предмет психологического исследования

2019-09-26 886
Речь как предмет психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Применительно к речи трудно однозначно решить вопрос о том, является ли она предметом психологического исследования, так на ее изучение по праву претендует еще одна достаточно развитая наука – лингвистика. Более того, именно лингвистика выступает как главная наука, изучающая разные языки и виды речи, и, кроме того, без использования лингвистических знаний речь не может быть понята и изучена с психологической стороны. Поэтому в содержании данной главы мы будем время от времени обращаться к лингвистическим сведениям, относящимся к речи.

В лингвистике выделяются и изучаются не только виды речи, но, прежде всего, языки. Они рассматриваются как знаковые системы, подчиняющиеся определенным правилам и предназначенные для хранения, переработки или передачи информации. Речь, в свою очередь, рассматривается как лингво-психологическая функция, связанная со знанием и практическим использованием различных языков.

Так понимаемые языки и речь делятся на множество видов. В психологии языки, как таковые, не изучаются, и главное внимание уделяются исследованию психологических особенностей разных видов речи. Вначале, однако, остановимся на общей характеристике языков.

Человеческие языки делятся на четыре основные группы: естественные и искусственные, живые и мертвые. 1 Естественные языки – те, которые возникли давно, олгое время развивались естественным путем и постепенно совершенствовались у разных народов, живущих на земле. Это, в частности, языки, на которых говорят многие современные люди, и которыми пользовались их предки. Естественные языки формировались и развивались на протяжении всей истории существования людей.

1 В лингвистике имеется более полная, развернутая и детализированная классификация языков. Здесь мы ее обсуждать не будем, поскольку, как было сказано выше, языки не являются предметом собственно психологического исследования.

Искусственными называются языки, придуманные людьми сравнительно недавно по историческим меркам, и используемые для накопления и передачи информации, касающейся каких-либо специальных областей человеческой деятельности. В каждой сфере деятельности современного человека есть немало специальных терминов, и они составляют основу искусственных языков. Это, например, профессиональные языки, языки наук, языки разных видов искусств, язык музыки, язык техники, и т. д. Искусственные языки возникли и стали развиваться тогда, когда у людей появились отдельные, специализированные виды деятельности. Если естественные языки на протяжении многих тысячелетий остаются одними и теми же или по своему составу меняются сравнительно медленно, то искусственные языки изменяются намного быстрее, причем, само количество искусственных языков в наши дни увеличивается. Это происходит за счет быстрого развития соответствующих областей специальных знаний и практики. На глазах одного или нескольких последних поколений людей сложились и существенно изменились, например, языки математического программирования, языки компьютерной техники и техники связи, язык экономики и ряда других быстро развивающихся сфер деятельности человека.

Живыми принято называть языки, которыми люди пользуются до сих пор. Мертвые – это языки, на которых когда-то говорили люди, но сейчас ими уже практически не пользуются. К таким языкам можно отнести, например, латинский и древнеславянский языки, а также давно вышедшие из употребления языки математического программирования (ассемблер, АЛГОЛ и другие).

При «умирании» языка на последних этапах его существования он становится характерным для весьма ограниченной по составу группы людей. Дольше всего такой язык сохраняет в своей памяти старшая возрастная группа людей, и с уходом ее из жизни данный язык также умирает (превращается в мертвый язык). Этому процессу способствует распространение новых живых языков через средства массовой информации, а также инновационные процессы, происходящие в обществе, включая науку политику, экономику, образование, культуру и другие сферы деятельности, где часто появляются новые понятия и термины.

Речь в широком смысле ее понимания в психологии и лингвистике рассматривается как формы активности людей, связанные со знанием и использованием языков. Речи, кроме того, можно предложить два разных определения, лингвистическое и психологическое. Раскроем интересующее нас в данном учебнике психологическое понимание речи. Оно включает в себя следующие моменты:

1. Речь - это познавательный (психический) процесс, связанный со знанием и использованием людьми разнообразных естественных и искусственных, живых и мертвых языков.

2. Речь – это функция, обеспечивающая формы обмена информацией между людьми, а также между людьми и животными2, кодирование и декодирование информации. 2 Предполагается - и в настоящее время это уже не вызывает сомнений, - что языки и соответствующие им формы речи имеются не только у людей, но и у животных.

3. Речь – это способ психологического самовыражения человека, представления себя другим людям, в частности – раскрытия своего внутреннего, психологического мира. По словам известного лингвиста В. фон Гумбольдта, «каждый индивид употребляет язык… для выражения своей неповторимой самобытности».

4. Речь – это средство самоорганизации процесса мышления человека. Данное определение касается тех видов речи, которые используются в мышлении людей.

5. Речь – это способ оказания человеком психологического воздействия на себя (саморегуляция) или на других людей (управление с помощью речи их психикой и поведением).

Что касается лингвистов, то в своих определениях речи они делают акцент на языках (психологам такой акцент не свойственен), и нередко отождествляют язык и речь. Например, в современной лингвистике время от времени используется выражение «языковая личность», указывающее на то, что психологию человека, как личности, можно представлять и изучать через характерный для него язык. На самом деле, речь, если следовать строго психологическому пониманию речи, представленному выше, надо было бы говорить о «речевой личности».

Когда в психологии и в лингвистике ставится и решается вопрос о соотношении языка и речи, то в этом также можно заметить различия между лингвистами и психологами. Как было сказано выше, для лингвистов язык и речь всегда рассматриваются в единстве и представляются примерно одним и тем же, если имеется в виду их использование людьми. Психологи, со своей стороны, четко различают язык и речь, и в решение данного вопроса дополнительно включают следующие моменты.

1. Языки, если их рассматривать не только с формальной точки зрения как системы кодирования информации, но и с содержательной, как хранящуюся в них информацию, по объему сохраняемой в них информации намного шире, чем речь отдельно взятого человека. Следовательно, с психологической точки зрения речь представляет собой то, что лишь частично реализует возможности, заложенные в языке.

2. Язык – это средство хранения информации, а речь – способ ее распространения среди людей. С данной точки зрения язык и речь взаимно дополняют друг друга и не могут отдельно друг от друга выполнять свои жизненно важные функции. Язык без речи – это мертвое хранилище информации, а речь без языка – пустой, бессодержательный набор знаков.

3. Если бы не было языка и речи, то люди не могли бы общаться друг с другом, так как для этого им необходимы внешние формы выражения внутреннего психологического содержания. Применительно к экспрессивно-выразительной функции речи соотношение языка и речи можно определить следующим образом: язык и речь здесь выступают в их единстве. Когда человек говорит, он пользуется устным разговорным языком, и одновременно с этим - устной речью.

4. Когда речь определяется, как способ самовыражения человека, а язык рассматривается как нечто такое, что не выполняет данной функции, то различие между языком и речью следует рассматривать как относительное. Дело в том, что язык также может выполнять функцию самовыражения, но не по отношению к отдельно взятому человеку, а по отношению ко всем людям – носителям (пользователям) данного языка, например, к целому народу, который его создал.

5. С психологической точки зрения речь выступает как средство организации мышления, и одновременно с этим как способ представления его результатов для других людей. Эту функцию речь человека выполняет на высших уровнях развития мышления и речи - на уровне словесно-логического мышления.

6. При рассмотрении речи как способа оказания психологического воздействия на людей имеется в виду следующее. Все виды речи являются разумными, сознательными и целенаправленными, и одной из главных функций речи, направленной на другого человека, является оказание на него определенного психологического воздействия. Это воздействие имеет место всегда, независимо от того, является цель такого воздействия осознанной или не осознанной, а само воздействие - преднамеренным или непреднамеренным.

Таким образом, изложенное выше указывает на то, что предмет психологии речи и предмет лингвистического анализа речи отличаются друг от друга, и психологи в отношении речи человека ставят и решают много таких вопросов, которых лингвисты в своих научных исследованиях, как правило, не касаются.

Виды и функции речи

Из того, о чем шла речь в первом параграфе данной главы, следует, что лингвисты и психологи также по-разному подходят к определению и описанию видов речи человека. В лингвистике их выделяется намного больше, чем в психологии, а психологи, в свою очередь, акцентируют внимание в основном только на тех разновидностях речи, которые имеют отношение к психологии и поведению людей. Представляемая далее классификация видов речи человека является психологической и, соответственно, неполной. Она в основном отражает научные и практические интересы психологов.

У человека имеются следующие основные виды речи: устная и письменная, внешняя и внутренняя, диалогическая и монологическая, вербальная и невербальная.

С помощью устной речи, представленной в звуковой форме, человека, облекая свои мысли в звучащие слова и предложения, и передает их содержание другим людям. Письменная – это речь, реализуемая в знаково-изобразительной форме, или такая речь, которую можно воспринимать зрительно.

Внешней называют речь, которая имеет отчетливо выраженные внешние признаки, наблюдаемые со стороны и воспринимаемые с помощью органов чувств человека Внутренняя речь – это особый вид речи, не имеющей внешних признаков наподобие тех, которыми обладает внешняя речь.

Внутренняя речь не только не воспринимается окружающими людьми, но и не осознается теми людьми, которые ею пользуется. Кроме того, внутренняя речь никогда не используется как средство общения или обмена информацией между людьми, употребляется только для внутренней, психологической саморегуляции человека, например, для управления его мышлением или волевой регуляции поведения.

Внутренняя речь обладает особыми лингвистическими характеристиками, предикативностью и агглютинированностью. Название «предикативность» происходит от слова «предикат», которое в логике и лингвистике, как правило, используется вместе с термином «субъект». Субъектом называют то, о чем говорится в некотором высказывании, а предикатом – то, что в нем говорится о субъекте. В структуре предложения субъект – это подлежащее с относящимися к нему словами, а предикат – сказуемое с относящимися к нему словами. Предикативность внутренней речи заключается в том, что в ней присутствует только предикат и отсутствует субъект. Это объясняется тем, что человек использует внутреннюю речь для себя, и у него нет необходимости напоминать себе о том, о чем он думает в данный момент времени. Агглютинированность внутренней речи проявляется в том, что входящие в ее состав слова являются агглютинированными, то есть образованными методом агглютинации - соединения отдельных слов в одно с сокращением их структуры. С помощью агглютинации образуются, например, сложносокращенные слова в языке.

Диалогическая – это речь, в порождении и восприятии которой принимают участие два человека, причем высказывания одного из них являются стимулами или реакциями (репликами) на высказывания другого. Монологической называют речь, которая с начала и до конца порождается одним человеком.

Вербальной называют речь, имеющую соответствующее словесное, устное или письменное оформление. Чаще всего это устная речь. С помощью вербальной речи люди общаются друг с другом, превращая свои мысли в слова и предложения, и передавая их друг другу. Невербальными называют разновидности речи, не имеющие словесного, устного или письменного оформления. Это, например, речь, представленная в виде разнообразных телодвижений – жестов, мимики, пантомимики.

Многие виды речи, в частности вербальная, имеют два вида признаков: лингвистические и паралингвистические (иногда их называют экстралингвистическими). Лингвистические признаки речи – те, которые изучаются лингвистами и представлены в терминах, используемых в этой науке для сравения и характеристики разных видов речи. Паралингвистические признаки речи – те, которые сопутствуют ей, но не описываются с помощью лингвистических (языковых) терминов. К ним относятся, например, громкость и темп речи, интонация, паузы, удаление и тембр. Они так же, как и лингвистические признаки, несут в себе определенное психологическое содержание и необходимы для полноценного речевого общения и взаимопонимания людей.

В истории развития людей сначала появились невербальные, а затем вербальные формы речи. Можно предположить, что язык телодвижений является филогенетически самой ранней разновидностью речи людей. Такое предположение подтверждается следующими соображениями. Во-первых, эта разновидность речи во многом является врожденной и существует как средство обмена информацией не только у людей, но и у животных. Во-вторых, язык телодвижний включает в свой состав разнообразные движения человека и звуки, которые также несут в себе определенную информацию о его состоянии в данный момент времени. В истории человечества, вероятно, имел место достаточно длительный период использования этой, звуко-двигательной разновидности речи. По данным археологов и антропологов, этот период времени мог занять около полумиллиона лет. После этого люди научились изображать то, что они собираются сказать, с помощью знаков, и, начиная с этого времени (около сотни тысяч лет назад), шло параллельное совершенствование трех разновидностей речи: языка телодвижений, звуковой и письменной речи.

Описанные выше разновидности речи человека являются многофункциональными, то есть выполняют несколько различных функций. Например, большинство видов речи выступает не только как средство общения, но и как носители информации, выразители содержания сознания в психике людей, как средство управления психикой и поведением людей. Среди многочисленных функций речи можно выделить главные. Такими являются коммуникативная, интеллектуальная, мотивационно-регулирующая, психодиагностическая и психотерапевтическая функции. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Коммуникативная функция речи заключается в том, что она выступает как средство общения, обмена информацией между людьми. Данная функция речи является исторически (генетически) первичной. Это касается как антропогенеза, так и прижизненного развития каждого отдельно взятого человека.

Интеллектуальная функция речи состоит в ее участии в регуляции процессов мышления. Наиболее очевидным образом эта функция речи проявляется в словесно-логическом мышлении, которое основано на знании и использовании языка на уровне понятий. Эта функция реализуется, например, внутренней речью, а также некоторыми внешними ее формами, такими, например, как диалогическая или монологическая речь. Диалогическая речь используется людьми в процессе их совместного мышления (совместного решения задач). Монологическая речь включена процесс мышления отдельно взятого человека. Интеллектуальную функцию речь приобрела, по-видимому, одной из последних. По крайней мере, это характерно для онтогенетического развития речи ребенка. Умение рассуждать вслух и, тем более, про себя, решая какую-либо задачу, появляется у детей относительно поздно, не раньше шести-семи лет.

Мотивационно-регулирующая функция речи заключается в управлении с ее помощью теми процессами, которые происходят в психике человека, собственным поведением человека или поведением других людей. Например, с помощью внутренней речи человек может управлять своими психическими процессами, состояниями и деятельностью, а посредством внешней речи – психикой и поведением других людей.

Психодиагностическая функция речи реализуется в ее использовании с целью изучения и оценки психологии людей. Данной функцией речи все люди пользуются в своем общении друг с другом, оценивая по речевым высказываниям психологические особенности друг друга. Эта же функция речи употребляется в научной и практической психологии в разнообразных психодиагностических методиках, основанных на анализе речевых высказываний людей, например, вопросниках, в проективных и других психологических тестах, связанных с анализом речи с целью получения информации о психологических особенностях авторов речевой продукции.

Психотерапевтическая функция речи реализуется в оказании с ее помощью положительного, включая терапевтическое, влияния на людей. Эта функция речи также регулярно используется людьми в их повседневной жизни, когда они ставят перед собой задачу оказать определенное воздействие на кого-либо, например, помочь другому человеку справиться с возникшими у него жизненными проблемами. Эта же функция речи широко применяется во многих современных методах психотерапии, например, в аутогенной тренировке, гештальттерапии, нейролингвистическом программировании и других.

Знаково-символические формы речи, кроме того, широко применяются в технических средствах связи в процессе обмена информацией между людьми. Это позволяет в дополнение к указанным выше функциям речи выделить ряд других сфер ее практического применения, например, познавательную и интеграционную. Познавательная функция речи заключается в том, что через нее или с ее помощью современные люди получает разнообразные знания (например, через средства массовой информации).

Интеграционная функция речи заключается в том, что обращение к речи, представленной в средствах массовой информации, объединяет людей, превращает их в единую социальную общность. Известно, что с появлением и распространением в мире новейших коммуникационных технологий стала возникать новая, глобальная человеческая общность пользователей Интернета.

Таким образом, речь людей с психологической точки зрения является полифункациональной, но ее функции не являются равнозначными. Главные из них – коммуникативная и интеллектуальная. Им будет уделено повышенное внимание в следующем параграфе главы.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.