Памятка участнику дискуссии. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Памятка участнику дискуссии.

2019-10-30 334
Памятка участнику дискуссии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел: Учись - учиться

Правила семинара.

1. Чтобы хорошо выступить, – нужно хорошо подготовиться.

2. На тебя понадеялись, – подготовь материал.

3. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими.

4. Рассказывай, как понял, а не читай по книге.

5. “Время – дорого ”, не тяни его, оно скоротечно.

6. Говори ясно, внятно, кратко, логично.

7. Уважай своего товарища, – слушай внимательно, скоро будешь сам на его месте.

Как готовиться к семинару.

1. Внимательно прочти вопросы к заданию.

2. Подбери литературу, не откладывай ее поиски на последний день.

3. Прочти указанную литературу, определи основной источник по каждому вопросу, делая выписки на листах или карточках, нумеруй их пунктами плана, к которому они относятся.

4. Оформляя выписки, не забудь записать автора, название, год и место издания, том, страницу.

5. При чтении найди в словарях значение новых слов или слов, недостаточно вам известных.

6. Просматривая периодическую печать, делайте вырезки по теме.

7. Проверь, на все ли вопросы плана у вас есть ответы.

8. На полях конспекта, выписок запиши вопросы, подчеркни спорные положения в тексте.

Правила дискуссии.

1. Спорь по существу, а не из-за пустяков.

2. Критикуй идею, а не человека.

3. Уважай точку зрения того, с кем споришь.

4. Прежде чем излагать свою точку зрения по возможности кратко и точно сформулируй ответную точку зрения.

5. Не приклеивай ярлыков к тому, с кем споришь.

6. Стремись установить истину, а не показать свое знание и красноречие.

7. Будь самокритичен, умей с достоинством отступить в случае поражения.

Правила ведения дискуссии.

1. Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.

2. Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.

3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.

4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.

5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.

6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.

7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

Правила конспектирования

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.

6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Памятка по конспектированию и составлению тезисов.

1. Выделите в тексте логически законченные части.

2. Кратко сформулируйте главную мысль каждой части, выпишите их в виде заголовков в левой части развернутого листа тетради, нумеруя.

3. В каждой части выделите факты и выводы, уточняющие и развивающие главную мысль. Процитируйте или кратко изложите их своими словами (против соответствующих заголовков, в правовой части листа).

4. Проверьте сделанную работу. Если это необходимо уточните заголовки, текст.

Работа с цитатой

1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.

2. Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.

3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.

4. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.

5. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.

6. Каждая цитата заключается в кавычки.

7. После цитаты указывается источник, т.е. фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.

Памятка учащемуся

1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе непонятно.

2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания бывают, как правило, иностранные слова, термины. В таком случае обращайтесь к словарям (см. список литературы).

3. Составление терминологического словаря, работа над основными понятиями также поможет в освоении материала.

4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.

5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.

6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.

7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.

9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.

10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку
материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).

11. Побольше работай с карандашом в руке, делай записи, схемы и т. д. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:

развернуть таблицу

прочитал

 

проанализировал

 

осмыслил

   

развернуть таблицу

  • Читай внимательно, вдумчиво.
  • При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

Требования к учащимся по конспектированию

1. Заглавия всех тем записать ярким, выделяющимся цветом.

2. Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.

3. На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.

4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с “красной строки”. Между абзацами оставлять чистую строку.

5. Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.

6. Каждый учебный вопрос (по необходимости), тему каждого урока (обязательно) завершить обобщением (выводом), начиная словами: итак, таким образом или вывод.

7. Тетрадь для конспектов должна быть достаточно объемной (оптимальное кол-во листов- 96).

8. Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.

9. В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.

10. Следует помнить: конспект в значительно степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.

План урока-экскурсии в музей

1. Подготовка учащихся к экскурсии (например, дается задание прочитать, изучить какой-либо материал, сделать сообщения, подготовить доклады, рефераты и т. п.).

2. Роль археологии в изучении истории (если этот вопрос связан с темой урока). В этом случае учитель может ограничиться небольшой беседой.

3. Изучение музейных экспонатов.

4. Способы датировки археологических памятников.

5. Обобщение и вывод по вопросам: что мы сегодня узнали на экскурсии в музее? Можно заслушать подготовленные учащимися заранее сообщения, доклады и т. д.

6. Экскурсию ведет обычно сам учитель или совместно с экскурсоводом.

7. Экскурсия, как правило, заканчивается повторительно-обобщающей беседой. Такая беседа проводится обычно после экскурсии в классе. В конце ее можно продемонстрировать научно-популярный учебный фильм или диафильм по теме урока.

В конце урока-экскурсии учащимся дается домашнее задание: написать отчет или сочинение и т. п. по теме урока-экскурсии.

Требования к качеству речи

1. Содержательность, т. е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.

2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слоев, эпитетов и т. д.

4. Правильность и чистота речи.

5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.

6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Требования к речи в процессе обучения.

Качества:

1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.

2. Логичность, последовательность изложения, его пропорциональность, обоснованность теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.

3. Богатство речи. Образное и яркое выражение мысли и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.

4. Правильность речи, соблюдение норм литературного языка (сюда входит и чистота речи – отсутствие жаргонных словообразовании, диалектизмов, слов – сорняков).

Специфические требования:

1. Овладение стилем изложения, присущего исторической науке, ее терминологией.

2. Выражение средствами речи – выбором, интонацией и др. своих убеждений и чувств, своего личностного отношения к событиям истории, своей гражданской позиции.

3. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Обучение доказательств.

1. Выводы – то, что требуется доказать.

2. Доводы, – подобранные из разных источников факты и суждения (мысли), подтверждающие это положение.

3. Рассуждения, связывающие доводы с той мыслью, которую вам нужно доказать.

Анализ текстов.

Анализ текста включает задания, которые предполагают проверку умений:

  • распознавать в тексте термины и понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;
  • объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;
  • описывать с опорой на используемый текст, изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или конкретных примеров;
  • характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;
  • выделять в тексте, содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;
  • выделять главную мысль текста;
  • самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;
  • сравнивать несколько социальных объектов, предъявленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;
  • делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;
  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
  • составлять план, тезисы;
  • конспектировать;
  • составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснение терминов, указание на связь между основными понятиями и т.п.);
  • преобразовывать текстовую информацию в условно - графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).

Виды чтения.

1. Чтение просмотр.

2. Выборочное чтение.

3. Сканирование–быстрый просмотр текста с целью найти нужную дату, фамилию, название, т.д.

4. Быстрое чтение (от 500 и более слов в минуту). Специальная подготовка.

5. Углубленное чтение, аналитическое, комментированное.

Рациональное чтение

Рационализировать чтение означает ликвидацию потерянного времени на бессистемное чтение и пустую трату средств. Можно путём целенаправленного, селективного (отобранного) чтения сэкономить массу времени.

 

Рациональное чтение предполагает прежде всего определение того надо ли этот материал читать вообще, если да, то в каком объёме.

1. При просмотре и чтении надо думать о том, какую информацию мы хотим из него получить;

2. Надо просмотреть название глав и разделов, пробежать глазами краткое содержание, а также предисловие и введение.

3. Выяснить, что бы мы хотели прочитать более интенсивно.

4. Не задерживаться на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом

5. Следовать смысловому содержанию и идее текста, а не словам.

6. Отыскивать всевозможные выделения и таблицы.

Читать можно быстрее, если избавляться от вредных привычек и отвлекающих факторов, и совершенствуя методику чтения.

Необходимо привыкнуть к тому, что важные тексты нужно не только читать, но и обрабатывать после чтения. Желательно разработать свою систему маркировок и делать пометки, указывающие на важность или качество того или иного абзаца.

Можно выписывать важные идеи и мысли, но лишь самое важное и в кратчайшей форме.

Метод SQ 3R является методом 5-ти ступеней, которые предусматривают:

1. Обзор. Надо узнать какую информацию несёт книга в целом.

2. Постановка вопросов. Это критическое чтение.

3. Чтение. Целевое и концентрированное восприятие.

4. Обобщение. Необходимо удостовериться, что материал усвоен.

5. Повторение. Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста.

Приемы работы с текстами:

Чтение и анализ: выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное чтение; коллективный разбор текста; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; самостоятельная постановка вопросов к тексту; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление текстовых, сравнительно - обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно – логического, тематического), тезисов, конспекта, подготовка небольших сообщений, рефератов и т.д.

Уровни заданий.

Воспроизводящий уровень: Выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана по известному учениками типу и т.д.

Преобразующий уровень: Рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделение в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовку небольших рефератов, докладов и пр.

Творческо-поисковый уровень: Познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений и пр.

Система задач “ проблемно-содержательного ” характера (9 типов).

1. Установление причинно - следственных связей общих и частных закономерностей общественного развития.

2. Определение преемственности между фактами, событиями, явлениями, эпохами.

3. Выяснение тенденций развития.

4. Определение степени прогрессивности исторического явления.

5. Периодизация эпохи или развития явления.

6. Выяснение специфики общественного явления и эпохи, установление различного социального смысла сходных явлений в разные эпохи.

7. Установление новых фактов и явлений.

8. Оценка характера явлений.

9. Извлечение уроков истории из фактов прошлого.

Типов вопросов-заданий.

1. Вопросы для воспроизведения знаний с целью активизации деятельности учащихся, особенно в случаях, когда включенные задания сопряжены с формированием определенных практических и логических умений.

2. Вопросы, способствующие обогащению уже известных понятий новыми признаками, более углубленному изучению уже знакомого явления (особенно при концентрическом построении курса).

3. Вопросы для выявления причинной связи явлений.

4. Вопросы для показа перспективности в развитии явлений, поступательной или, наоборот, “ нисходящей направленности в развитии явления, решения проблемы.

5. Вопросы для обобщения, сравнения и оценки однородных явлений, определения их значений и т.п.

Задачи в работе над вопросами – задания.

1. Каково целевое назначение вопросов и заданий.

2. Каковы предполагаемые ответы, т.е. эталон ответа.

3. Какова степень сложности заданий, и в какой мере подготовлены учащиеся к их выполнению.

4. В какой форме будет выполняться задание, в каком звене учебного процесса, каковы временные рамки ответа.

5. Необходимость дополнительных инструкций, каковы степень их обстоятельности, какие возможны варианты, зависимые от конкретных учебных ситуаций.

6. Необходимость замены имеющихся в учебнике вопросов иными, новыми вопросами и заданиями.

Виды самостоятельных работ.

1. Проблемные (требующиеся самостоятельной работы и объяснения исторических явлений, их сущности).

2. Преобразованные способы изложения (составление плана, конспекта, тезисов, объединение сведений из нескольких источников).

3. Оценивающие (ответ товарища, доклад, книгу).

4. Практические (доклад, проведение экскурсии, сбор краеведческого материала).

Реферат.

В энциклопедиях и справочниках реферат (от лат. докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Это вторичный текст, по своему смыслу соответствующий первоисточнику, ограниченный меньшим объёмом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы или проблемы, методике проведения исследования, его результатах.

В реферате выделяют:

  • собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника.
  • справочный аппарат.

Различают в зависимости от количества источников монографические рефераты (результат переработки одного источника) и обзорные (написанные на основе исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

Реферат это также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор литературы и других источников.

Язык реферативного текста характеризуется общими для научного стиля чертами: ясностью, точностью, логичностью, и доказательностью.

В устном представлении реферата предполагается:

  • обоснование актуальности избранной темы (почему данная работа представляет интерес для самого автора и в чем объективная необходимость обращения к данной теме);
  • анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;
  • указание, какого результата хотел бы автор работы добиться в идеале (сформулировать определенное решение учебной или научной проблемы).

Подготовленный текст работы, снабженный необходимым научным аппаратом, аккуратно переписанный или перепечатанный, заблаговременно, в установленные в образовательном учреждении сроки, сдается рецензенту, а на экзамене представляется на публичную защиту.

С позиции современного школьного образования реферат представляет собой мини – исследовательскую работу ученика по выбранной теме. Большое значение приобрели научные общества ребят, создаваемые при цикловых кафедрах, методических объединениях учителей. Это творческие группы ребят, совместно или индивидуально организующих исследовательскую работу по конкретной теме.

Обычно такая работа проводится в течение всего года и завершается написанием цельного логически взаимосвязанного материала в виде реферата.

Проблема может рассматриваться в хронологической последовательности, используются приемы сравнительного анализа эволюции или положен, может быть, принцип системности, аналитического сопоставления позиций разных ученых, мыслителей на эту проблему, тогда необходимо раскрыть причинно – следственные связи. А может быть композиционно расчленена на отдельные вопросы, изучение которых в совокупности позволит сделать общее заключение о сущности подобного явления или проблемы.

Есть смысл согласиться с мнением ряда ученых о том, что “тема реферата по обществознанию может быть ориентирована на местный материал, в таком случае теоретические знания курса будут конкретизированы, применены, отражены в практической плоскости. В основе реферата могут быть и социологические исследования, проведенные учеником”.

На постоянных консультациях школьники узнают об особенностях жанра рефератов, общих требованиях к ученическим работам, получают помощь в выборе литературы, в составлении плана исследования, в грамотном оформлении текста, подготовке выступления на защите.

Структура реферата.

1. План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщения.

6. Практическое значение реферата.

7. Список использованной литературы.

8. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).

План реферата.

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

  • ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;
  • новые, современные подходы к решению проблемы;
  • наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
  • противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
  • личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

  • суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата;
  • критический обзор источников;
  • собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы над темой.

Оформление списка использованной литературы.

Ф.И. 0. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год издания.

Оформление титульного листа.

1. Название среднего учебного заведения.

2. Тема реферата.

3. Фамилия, имя автора.

4. Класс.

5. Ф. И. О. учителя обществознания, осуществляющего научное руководство.

6. Год написания реферата.

Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста или 24 страницы ученической тетради.

Не позднее, чем за неделю до экзамена реферат представляется на рецензию учителю-предметнику, осуществляющему научное руководство. В отзыве отмечаются:

  • содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;
  • умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее;
  • умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;
  • присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
  • умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора реферата;
  • правильное оформление работы (структурирование на пункты и подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т. п.);
  • сопроводительные материалы (иллюстрации, чертежи, карты и т. п.).

На экзамене аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Модели защиты реферата.

I. “Классическая”. Устное выступление старшеклассника сосредоточено на принципиальных вопросах:

1) тема исследования и ее актуальность;

2) круг использованных источников и основные научные ходы к проблеме;

3) новизна работы (изучение малоизвестных источников, движение новой версии, новые подходы к решению проблем и т. д.);

4) основные выводы по содержанию реферата.

II. “Индивидуальная”. Старшеклассник раскрывает личные аспекты работы над рефератом:

1) обоснование выбора темы реферата;

2) способы работы над рефератом;

3) оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

4) личная значимость проделанной работы;
5) перспективы продолжения исследования.

III “Творческая” защита предполагает:

1. оформление стенда с документальным и иллюстративным материалом по теме исследования, их комментарий;

2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио записей, подготовленных в процессе реферирования;

3. яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

К указанным в рецензии критериям оценки реферата на его защите добавляются:

  • умение ясно выражать свои мысли в устной форме;
  • умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.

На не экзаменационных защитах рефератов одноклассники участвовать в оценивании работ, заполняя “судейские карточки” по нескольким заранее определенным критериям.

Реферат — сжатое, краткое изложение основного содержания первичного оригинального документа текста (статьи, главы, параграфа, целой книги и монографии, брошюры, патента) по всем затронутым в нем вопросам, полученное в результате его смысловой обработки. Основным назначением реферата является оперативное распространение важнейшей научно-технической информации в максимально сжатом виде и ее использование читателями различных категорий.

Реферат имеет свою структуру:

1. Предметная рубрика: наименование области или раздела знаний, к которым относится реферируемый документ.

2. Тема: более узкая предметная отнесенность источника или ряда источников.

3. Выходные данные источника, или совокупность источников на иностранном и русском языках: фамилия и инициалы автора, заглавие, издательство, место, год издания (для журнала – название и номер.

4. Главная мысль, идея реферируемого материала: реферат сжато формулирует главную мысль, не внося в нее своих комментариев, даже если она в тексте автором лишь подразумевается.

5. Изложение содержания: содержание реферируемого материала излагается в последовательности, в которой он приводится в источнике.

6. Комментарий, примечание референта: это чаще всего указание адресата, на которого рассчитан реферируемый материал.

Рефераты делятся на а) информативные, или рефераты-конспекты, и б) индикативные, или рефераты - резюме. Первые достаточно полно излагают все основные положения, доказательства и выводы. Вторые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательств. Оба вида рефератов могут быть монографическими, составленными на основании одного источника; сводными, излагающими содержание нескольких источников, объединенных общей темой, и обзорными, излагающими результат обзора многих источников по определенной тематике, плану.

Если оригинальный текст свернут в реферате до 1/8 его объема при сохранении основных положений, то такой реферат может считаться удовлетворительным, нормальным по объему.

В практике составления рефератов допускаются следующие объемы:

а) статьи до 5 печатных страниц свёртывается в реферат из 125 – 200 слов;

б) статься до 25 печатных страниц – в реферат из 250 и более слов;

в) для более крупных документов – до 1200 слов.

Как подготовить реферат

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п.

1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.

2. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.

3. Составь план реферата.

4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключение, которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.

5. Прочитай текст и отредактируй его.

6. Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии).

 

Раздел: Учись - учиться

Правила семинара.

1. Чтобы хорошо выступить, – нужно хорошо подготовиться.

2. На тебя понадеялись, – подготовь материал.

3. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими.

4. Рассказывай, как понял, а не читай по книге.

5. “Время – дорого ”, не тяни его, оно скоротечно.

6. Говори ясно, внятно, кратко, логично.

7. Уважай своего товарища, – слушай внимательно, скоро будешь сам на его месте.

Как готовиться к семинару.

1. Внимательно прочти вопросы к заданию.

2. Подбери литературу, не откладывай ее поиски на последний день.

3. Прочти указанную литературу, определи основной источник по каждому вопросу, делая выписки на листах или карточках, нумеруй их пунктами плана, к которому они относятся.

4. Оформляя выписки, не забудь записать автора, название, год и место издания, том, страницу.

5. При чтении найди в словарях значение новых слов или слов, недостаточно вам известных.

6. Просматривая периодическую печать, делайте вырезки по теме.

7. Проверь, на все ли вопросы плана у вас есть ответы.

8. На полях конспекта, выписок запиши вопросы, подчеркни спорные положения в тексте.

Правила дискуссии.

1. Спорь по существу, а не из-за пустяков.

2. Критикуй идею, а не человека.

3. Уважай точку зрения того, с кем споришь.

4. Прежде чем излагать свою точку зрения по возможности кратко и точно сформулируй ответную точку зрения.

5. Не приклеивай ярлыков к тому, с кем споришь.

6. Стремись установить истину, а не показать свое знание и красноречие.

7. Будь самокритичен, умей с достоинством отступить в случае поражения.

Правила ведения дискуссии.

1. Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.

2. Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.

3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.

4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.

5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.

6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.

7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

Памятка участнику дискуссии.

1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.

2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.

3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.

4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.

5. Не забывай о четкой аргументации и логике.

6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей оппонентов.

7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не “по бумажке”.

8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.

9. Никогда не “навешивай ярлыков”, не допускай грубостей и насмешек.

10. Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.

Правила составления плана.

1. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавь каждую часть.

4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

5. Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

6. Памятка по составлению плана.

7. Деление содержания на смысловые части.

8. Выделение в каждой из них главной мысли.

9. Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).

Составление плана

Как составлять простой план.

1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план.

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.

6


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.286 с.