Рабочая программа первого года обучения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Рабочая программа первого года обучения

2019-10-30 184
Рабочая программа первого года обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. Задачи программы:

· Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

· Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

·  Научить разрабатывать и реализовывать социальные практики;

· Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предполагаемой информации;

· Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

· Воспитание навыков сознательного поведения в обществе;

· Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.

3.2. Ожидаемые результаты реализации программы первого года обучения

По окончании первого года обучения учащиеся будут знать о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 Особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

После прохождения социальных практик – практических занятий во время курса «Моя главная роль» - обучающиеся приобретут навыки начального опыта самостоятельного общественного действия, социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

 

3.3. Содержание программы (теоретическая часть 36 часов).

Вводное занятие. Инструктаж. (1 час)

1. Настоящая дружба (3 часа):

Этикет разговора (1 час);

Вежливый отказ (1 час);

Работа над понятиями дружба, смелость, честность (1 час).

2. Доброжелательность (4 часа):

Работа над понятиями дружелюбие, сочувствие, сопереживание, стремление понять ближнего (1 час);

Формирование основ российской гражданской идентичности (1 час);

Формирование уважительного отношение к иному мнению (1 час);

Умение вести диалог (1 час).

3. Экология снаружи – экология внутри (4 часа):

Представление об экологии, как основе жизни современного мира (1 час);

Знакомство с понятиями героизм, самоотверженность, верность идеалу (1 час);

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Эко – волонтёрство (1 час).

4. Доброта (4 часа):

Знакомство с понятиями дар, сопереживание, чувство долга, умение сочувствовать (1 час);

Выход из конфликтных, спорных ситуаций (1 час);

Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях (1 час);

Добро делать просто (1 час).

5. Справедливость (4 часа):

Знакомство с понятием справедливость (1 час);

Относительность понятий (1 час);

Самоанализ: насколько я справедлив? (1 час);

Великие люди рядом с нами (1 час).

6. Бескорыстие (4 часа):

Знакомство с понятием бескорыстие (1 час);

Быть бескорыстным – легко или сложно? (1 час);

Чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания, сопереживания к окружающим (1 час);

«Оранжевое настроение», как сделать счастливым ближнего (1 час).

7. Воображение (4 часа):

Знакомство с понятиями фантазия, воображение, творчество (1 час);

Понятия сопереживание, умение дружить (1 час);

Учимся мечтать (1 час);

Как сделать совместный праздник себе и особым детям (1 час).

8. Чувство долга (4 часа):

Знакомство с понятиями «героизм», «патриотизм», «чувство долга» (1 час);

Моя социальная роль (1 час);

Понятия «Сострадание» и «сочувствие» (1 час);

Историю забыть нельзя (1 час).

9. Верность идеалам (4 часа):

Понятие «Верность идеалам» (1 час);

Что такое преданность? (1 час);

Не забывай свою мечту (1 час);

Помощь слабовидящим (1 час).

3.4. Содержание программы (практическая часть 72 часа).

1. Экспресс - диагностика (18 часов);

2. Интерактивное занятие с представителями социальных партнёров, волонтёрами (18 часов)

3. Разработка и реализация социальных проектов (социальных практик) по смежным тематикам с фильмами программы, и актуальными для конкретной рабочей группы обучающихся (36 часов)

Итоговое занятие.

Подводим итоги – подготовка презентации по созданию новых социальных практик.

 


Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9. 

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е. С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В. Н. Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И. А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В. Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

10.  Шемшурина  А. И. Этическая грамматика [Текст] /А. И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

11.   Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.:Прогресс, 1974. 392 с.

12.  Баранов О.А. Экран становится прутом: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1979. 96 с.

13.  Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. М: Олма-пресс гранд, 2003. 265 с.

14.  Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. М. Аргус, 1995. 64 с.

15.  Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. М., Аргус, 1995. 42 с.

16.  «Встречи с киноискусством», сборник статей, М., 1988

17.  Вайсфельд И. В. Поэзия педагогического поиска //Искусство кино.1976.
№ 5. С. 120-132.

18.  Вайсфельд И. В., Демин В.П. и др. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Для учащихся ст. классов. Кн.1-2. М.: Просвещение,  1981. 223 с + 175 с.

19.  Василюк Ф. Е., “Психология переживания”, М., 1984, 160 с.

20.  Гращенкова И. Н. Кино как средство эстетического воспитания: Социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1986. 224 с.

21.  Зримое слово: Кино и литература: диалектика взаимодействия /Отв. ред. Н. С. Горняцкая. Л.: Искусство, 1985. 168 с. 

22.  Карпова Т.М. Школьникам о документальном кино: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986. 112 с.

23.  Кино и дети: Сб. статей о проблемах детского восприятия фильма и сложившихся приемах и методах работы с детьми в кино / Сост. М. Шнейдер и А. Попова. М.: Искусство, 1971. 286 с.

24.  Кино: от студии до зрительного зала / Сост. Е. Нагирняк, В. Петрова. М.: Сов. Россия, 1980. 128 с. 

25.  Кино-юным / Сост. В.А. Антонова. М.: Искусство, 1985. 336 с. 

26.  Левшина И.С. Любите ли вы кино? М.: Искусство, 1978. 254 с.

27.  Левшина И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1939. 176 с. Методическое пособие по кинообразованию: Пер. с англ. М.: Ассоциация деятелей кинообразования СССР, 1990. 124 с.

28.  Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1989. 288 с.

29.  Основы киноискусства - школьникам / Под ред. А. С. Строевой,
В. Максимова. М.: Педагогика, 1974. 112 с. 

30.  Парамонова К. В зрительном вале - дети. М.: Искусство, 1967. 192 с.

31.  Пензин С. Кино - воспитатель молодежи: Беседы о киноискусстве. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1975. 127 с.

32.  Поличко Г.А. Экспериментальная программа школьного факультатива "Литература и кино": Для 8-10 классов средней общеобразовательной школы. М.: Мин. просв. СССР, 1978. 88 с.

33.  Усов Ю.Н., «В мире экранных искусств», М., 1996. 190 с. 156 

34.  Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейноэстетическком воспитании учащихся 8-10 классов. Таллинн: Министерство просвещения Эстонии, 1980.

35.  Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. М.: Киноцентр, 1989. 64 с.

36.  Фрейлих С. Беседы о советском кино: Кн. для учащихся ст. классов.М.: Просвещение, 1985. 191 с. 

37.  Сайты с материалами по кинообразованию 

38.  Информационная грамотность и медиаобразование для всех http://www.mediagram.ru/ Журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» http://mic.org.ru 

39.  Библиотека «Медиаобразование» http://mediaeducation.ucoz.ru/news/ehlektronnaja_nauchnaja_biblioteka_ mediaobrazovanie/2014-02-04-3  

 


 

5. Приложения

         

Приложения 5.1    Психолого – педагогическая диагностика личности учащегося.

Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Говоря словами К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.

Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.
Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в виду:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам учащихся и класса.
3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности руководителя кружка.

5.1.1 Диагностическая методика «Мое учение»

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.

1. Заниматься в кружке мне:
а) интересно;
б) не интересно;
в) не знаю.

2. Я хожу в кружок, потому что:
а) мне нужны знания;
б) люблю общаться с друзьями;
в) это требование родителей.

3. Мои любимые темы:

4. Я испытываю затруднения в учении, потому что:

5. Если бы я был руководителем, то помог бы учащимся в следующем:

5.1.2 Выявление доминирующего мотива учения

На занятии учащимся предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, которые различаются по:
- сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная).
- практической или теоретической направленности познавательной деятельности.
- характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:
1. Желание себя испытать.
2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету.
3. Интерес к занятиям.
4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.
5. Полезно, пригодится в будущей работе.
6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
7. Уверенность в успехе по данному предмету.
8. Легко учиться.
9. Желание преодолеть трудности.
10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.
11. Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном коллективе.
12. Нравится учитель.
13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.
14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.
15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
16. чтобы не ругали родители, учителя. Это неприятно.

Все названные мотивы учения классный руководитель распределяет по восьми основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:

Интерпретация Показатели
1. Самоопределение 5, 7, 14
2. Познавательные 3, 4
3. Узкопрактические 5, 6
4. Саморазвитие 1, 2, 9
5. Общение с учителем 12
6. Общение со сверстниками 10, 11
7. Самоутверждение 13
8. Избежание неприятностей 8, 16

Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить учеников на три группы:
Первая группа включает учащихся, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.
Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограничительную и вынужденную ценность.

 

5.1.3 Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.

1. Методика неоконченных предложений.
Зависть – это…
Зло – это…
Добро – это…
Ненависть – это …
Дружба – это
Совесть – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Порядочность – это…
Честь – это…
Надежность – это…
Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.

2. Ранжирование понятий.
Расставьте понятия по степени личной значимости:
семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.
После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.

5.1.4 Микро-практикум «Мой класс»

Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком коллектива.
«Ребята! На этом рисунке схематично изображен наш коллектив. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Учителю важно знать:
- с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
- какое место в коллективе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
- Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым руководителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

 

Приложение 5.2 Психолого – педагогическая диагностика коллектива.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.