Построение концепции экономической безопасности бизнеса региона — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Построение концепции экономической безопасности бизнеса региона

2019-10-25 353
Построение концепции экономической безопасности бизнеса региона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При создании концепции обеспечения экономической безопасности региона, не противоречащей концепции экономического развития страны, нужно учитывать следующие основные положения.

Положение первое. Экономическая безопасность региона - это системное свойство этого региона, позволяющее ему развиваться в условиях неопределенности и риска. Сущностным элементом региона, является стабильное и устойчивое развитие в пределах региона, целостности системы - человек, социум, природа, экономика. Целостность системы достигается  на основе создания единой системы ценностей, целей и интересов каждого, жителя данного региона, целостного социума и той части природы, которая определяется границами региона.

Положение второе. Это целостная, обладающая субъектно-объектными свойствами система (человек- социум- природа- экономика) проявляет себя в различных сферах - духовной, социальной, политической, экономической, государственной, экологической и др., составляя содержание такого свойства этого комплекса, как конкурентоспособность.

Положение третье. В концепции обеспечения региональной безопасности динамика есть подвижность составных элементов конкурентоспособности региона, придающая концепции ситуативный и динамичный характер, позволяющий выделить спектр факторов для особого внимания и рассмотрения.

Положение четвертое. Необходима программа социально-экономического развития региона, реализующая концепцию. Для выполнения программы необходима технология, позволяющая реализовывать: учет, сбор, анализ и распространение информации; систему экономических показателей; выбор оптимального варианта в зависимости от траектории развития региона и общегосударственной стратегии; мероприятия по созданию условий его эффективного функционирования; стратегию развития региона (формирование вариантов программы, составляющих подпрограмм, отбор инвестиционных проектов социально-экономического развития, формирование системы мониторинга, возможные направления корректировки).

Разработка и реализация Концепции экономической безопасности региона предполагает совместное решение сложного взаимосвязанного комплекса социальных, экономических и экологических проблем, решение которых основывается на использовании в первую очередь программно-целевого подхода.

Программно-целевой метод служит средством активного воздействия государства на социально-экономическое развитие регионов, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь - выравнивания региональных уровней социально-экономического развития.

Федеральные целевые программы социально- экономического развития регионов предполагают выделение государственных и региональных приоритетов, комплексность и последовательность решения важнейших региональных проблем. При большом количестве таких программ средства распыляются и не дают отдачи, многие проблемы остаются нерешенными, а программно-целевой метод дискредитируется.

При использовании программно-целевого метода основным плановым документом является целевая комплексная программа, в которой определены время, ресурсы и исполнители комплекса мероприятий и направлений реализации  поставленных целей развития. Программа представляет собой основной методологический документ, на основе которого осуществляется реализация целей развития и обеспечение безопасности региона и включает следующие основные разделы безопасного развития региона (рис. 2.1).

Важнейшая цель целевой программы (ЦП) - создание взаимоувязанной системы программ и мероприятий, обеспечивающих решение поставленных задач.

Комплексная программа представляет собой единый документ, в котором, выделяются следующие разделы:

-описание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом;

-постановка основных целей и задач программы;

-важнейшие этапы реализации программы;

-система мероприятий и последовательность их осуществления;

-обеспечение ресурсами программы;

-законодательно-правовое обеспечение программы;

-механизм реализации программы;

-организация управления программой и контроль за ее выполнением;    

-эффективность реализации программы.

 

 


Рис. 2.1.Основные разделы целевой комплексной программы

Основными принципами разработки и реализации программ являются:

-комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;

-целевая направленность и системность мероприятий программы;

-вариантность разработки реализации программы;

-адресность программы.

Основные требования к разработке и реализации программы:

-преодоление противоречий между отраслевым и региональным планированием;

-реализация государственной и региональной стратегии устойчивого развития;

-приоритетное решения социально-экономических задач;

-обеспечение координации производственных и инфраструктурных элементов в региональном разрезе;

-участие в программе: органов государственной власти; органов муниципального самоуправления, субъектов экономической деятельности: научных и общественных организаций;

-оптимизация эффективности реализации программы.

Рассмотрим основные блоки процесса разработки и реализации целевой комплексной программы безопасного развития региона (рис. 2.2).

При разработке региональных программ должны быть решены основные методические вопросы: методика определения проблемы, определение целей и задач региональной программы, оценка эффективности программ.

Результативность программы (экономическая, социальная, научно-техническая экологическая и иная эффективность) оценивается конкретными показателями итогов. В зависимости от вида программы, для оценки ее эффективности можно использовать такие показатели: производительность труда, удельные капиталовложения, срок окупаемости, объемы производства продукции, ввод в действие производственных мощностей и объектов непроизводственной сферы, показатели развития науки и техники.

В социальных и экологических программах можно использовать качественные показатели: увеличение продолжительности жизни, улучшение структуры питания, оздоровление окружающей среды и т.д.

При этом среди результативных показателей необходимо иметь общие показатели, позволяющие сравнивать различные программы между собой и с показателями по стране. При разработке программы необходимо учитывать влияние на соседние и другие регионы, обеспечение национальной безопасности и устойчивости развития страны, а производственной программы - социальные и экологические последствия.

При разработке и реализации региональных программ на практике существуют различные трудности, в том числе организационно-методического характер, к которым следует отнести:-

-выборочная реализация мероприятий программ;

-недостаточно разработанные механизмы реализации программ и мероприятий;

-слабая координация между федеральными и региональными целевыми программами;

-отсутствие эффективных правил распределения финансовых средств между отдельными программами;

-слабый контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на программы;

-многочисленность подпрограмм, что указывает на необходимость установления строгих правил отбора приоритетов и т.д.

 

 


Рис 2.2. Последовательность разработки и реализации региональных программ

Следует отметить, что многие региональные программы разрабатывались по инициативе регионов и межрегиональных ассоциаций и носят частный характер и часто противоречат системе федеральных программ. Поэтому организация и механизмы реализации региональных программ требуют значительного усовершенствования, а на уровне регионов рекомендуется разрабатывать программы, нацеленные на обеспечение сбалансированности экономического роста, соблюдение социальных и экономических индикаторов, конкретизируя основные положения государственной стратегии перехода России к устойчивому развитию посредством разработки планов и программ целевых мероприятий, направленных на переход экономики регионов к устойчивому развитию.

Основными элементами мероприятий регионального уровня могут также служить следующие меры:

-выявление и оценка всех потенциальных ресурсов и резервов;

-определение ограничений и, прежде всего, финансово-бюджетных;

-уточнение планов развития в соответствии с целями региональной программы;

-определение конкурентных и особенностей специализации региона в межрегиональном и межстрановом разделении труда;

- подготовка кадров, способных обеспечить реализацию устойчивого развития.

Программно-целевой метод является составной частью управления устойчивым региональным развитием, позволяет скоординировать взаимодействие экономики на разных уровнях, а также определить возможные варианты экономического развития в будущем. Это требует создания эффективной системы сочетающей административно-правовые и экономические методы.

Разработке программы должна предшествовать разработка ее общей концепции. В целом соотношение рассматриваемых документов можно представить в виде рисунка 2.3.

 

 


Рис. 2.3. Соотношение программных документов создания комплексной программы

 

Концепция безопасного развития региона должна предусматривать определение таких направлений структурных преобразований, которые в первую очередь должны характеризоваться экономической эффективностью.

Необходимость разработки программ для каждого региона и интеграции их при разработке государственной политики в области устойчивого развития определяет Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой отдельно выделен четвертый раздел "Региональный аспект устойчивого развития", где сформулирована цель по обеспечению устойчивого развития страны и всех регионов РФ.

Назначение Концепции региона и ее особенности в качестве инструмента обеспечение экономической безопасности можно полнее раскрыть с учетом ее роли, которую она играет в общем механизме обеспечения экономической безопасности страны.

Можно отметить, что документы федерального уровня должны являться ориентиром при разработке региональных программ и вместе с соответствующими правовыми актами и нормативами определять экономические, социальные и экологические условия их реализации.

Для государственного регулирования регионального развития важное значение имеют прогнозные документы комплексных межрегиональных схем развития охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации. Для этого необходимо обеспечить увязку концептуальных и программных разработок по экономической безопасности с существующими работами по концепции и программам социально-экономического развития, энергетической стратегией; экологическими программами страны и территорий, программами охраны окружающей среды и другими материалами. Концепция, стратегия и программы экономической безопасности должны исходить из общих требований к ним федерального уровня.

Обеспечение экономической безопасности предполагает разработку и утверждение Государственной стратегии экономической безопасности России, которая отвечает высшим национально-государственным интересам России и имеет нормативный характер.

Концепция экономической безопасности представляет собой систему взглядов, идей, целевых установок, программу функционирования системы безопасности региона, а также систему мер и условий для достижения целей устойчивого развития в условиях существования внутренних и внешних угроз.

Концепция:

-содержит информацию, необходимую для принятия стратегически важных решений о рациональных направлениях регионального развития;

-включает альтернативные варианты, обеспечивающие достижение поставленных целей.

Концепция является документом, на основе которого можно, проанализировав существующее состояние экономики региона, разработать прогнозный вариант развития в будущем, а множество прогнозов позволяет выработать мероприятия, тактику и стратегию управления регионом.

Концепция включает следующие характеристики: общеэкономическое развитие региона; развитие отраслей региона с позиции обеспечения безопасности; социальное развитие региона. По каждой группе может быть разработано несколько вариантов. Функционирование системы осуществляется в соответствии с политикой и стратегией безопасности региона.

На рис.2.4 приведены стратегии обеспечения безопасности

Первая стратегия ориентирована на прогнозирование и заблаговременное выявление опасностей и угроз. Вторая стратегия связанна с необходимостью срочно реагировать на реально возникшие угрозы. Эти два типа стратегии предполагают деятельность по обеспечению безопасности, в результате которой угроза или вообще не возникает (первый тип) или ее действию создается заслон (второй тип). При реализации стратегии третьего типа ущерб объектам безопасности возникает, но предполагается его компенсация действиями и соответствующими механизмами, используемыми при управлении экономической безопасностью.

 

 

 


Рис. 2.4. Стратегии обеспечения безопасности

 

При определении стратегии преимущество должно быть отдано стратегии первого или второго типа, а стратегия третьего типа может считаться приемлемой лишь тогда, когда ущерб восполним или когда нет возможности осуществить стратегию первого и второго типов. Рассмотрим основные стратегические направления, которые должны прорабатываться и реализовываться в каждом регионе (рис. 2.5).

 

1 Подготовительный этап
        

        

 


 

 


Рис. 2.5. Процесс реализации (разработки) стратегии безопасного развития региона

 

После определения основных направлений стратегий обеспечения системы экономической безопасности региона, необходимо разработать комплекс мероприятий. От этой работы во многом зависит то, какие решения будут приняты в этой области, каким образом будут сформированы органы безопасности, какие будут выделены финансовые, материальные и людские ресурсы, а в конечном счете - эффективность обеспечения безопасности.

На подготовительном этапе дается оценка современной социально-экономической ситуации, сложившейся на данной территории, проводится анализ и определение основных показателей, характеризующих состояние конкретного региона и их соответствие критериям устойчивости.

Учитывая требования программно-целевого подхода сначала определяются основополагающие принципы, включающие в себя предпосылки, условия и факторы формирования устойчивой модели развития крупных региональных комплексов, дается  качественная и количественная характеристика состояния природного, ресурсного, демографического, экономического и социального потенциалов конкретного региона.

Важно при этом: дать оценку природно-ресурсного потенциала, анализ уровня развития и размещения производительных сил: провести анализ трудовых ресурсов и социальной составляющей; выявить износ оборудования; оценить состояние окружающей среды; подготовить систему мониторинга и информационное обеспечение.

Дополнительная информация позволяет объективно обосновывать управленческие решения по созданию надежной системы экономической безопасности. На основе полученной обширной информации разрабатывается Концепция.

Проведение анализа позволяет выделить наиболее острые проблемы, определить конкурентные преимущества и выявить имеющиеся резервы и потенциал данного региона для перехода его к устойчивому развитию.   

Далее рассмотрим процесс разработки Концепции на основе программно-целевого подхода.

Первый этап (организационный): предусматривает формирование координирующего органа (Координационный Совет) в состав которого могут быть включены:

-представители органов власти субъектов РФ;

-уполномоченные федеральных органов власти;

-представители бизнеса;

-представители местных органов власти муниципальных образований;

-ученые и специалисты (местные и привлеченные);

-представители неправительственных организаций;

-коммерческие банки;

-представители средств массовой информации.

Второй этап: определяются сроки выполнения и готовятся исходные методологические положения;

-определяется структура концепции;

-определяются цели и задачи концепции;

-осуществляется выбор приоритетных направлений и мероприятий по их решению;

-создаются рабочие группы и разрабатываются технические задания для этих групп;

-разрабатываются рекомендации по ресурсному обеспечению концепции.

    Третий этап: разработка концепции.

На основе обеспечения экономической безопасности региона выполняется планирование, которое вносит организующее начало в процесс решения тех или иных задач: последовательность и сроки, исполнители, силы и средства их выполнения.

Планирование начинается с разработки региональных и отраслевых планов развития. Это наиболее общий план, в котором задаются некоторые количественные ориентиры обеспечения функциональных составляющих экономической безопасности региона, схема использования в этих целях ресурсов, разрабатываются организационные мероприятия и взаимодействие органов.

План включает систему федеральных программ, служащих выполнению приоритетных задач; перечень законопроектов, принятие которых необходимо для нормативно-правовой поддержки выполнения программ.

Кроме планов устойчивого развития региона может разрабатываться: несколько планов обеспечения безопасности ее функциональных составляющих; конкретные планы работы структурных подразделений; планы действий по отражению отдельных угроз и в чрезвычайных ситуациях.

Одним из направлений обеспечения экономической безопасности является выявление, предотвращение, нейтрализация, пресечение, локализация, отражение опасностей и угроз, а в случае необходимости - возмещение ущерба, восстановление объектов защиты. Реализация стратегического направления требует высокого мастерства и профессионализма, значительных затрат финансовых ресурсов, хорошей организации и т.д.

На основе анализа всех имеющихся конкретных законодательно-правовых, социальных, экономических и других условий разрабатывается Программа, включающая в себя взаимоувязанную систему целевых программных мероприятий.

Для успешной реализации программы, в основу ее разработки должны быть положены определенные основополагающие принципы:

-иерархичность организации;

-единство целей (деятельность всех уровней иерархии объединяется единством целей);

-"управление - для населения";

-единый контроль и доступность информации;

-финансирование программ устойчивого развития.

Принципы, цели и средства их достижения позволяют выделить основные направления реализации программы.

- обеспечение экономического роста как основы поддержания экономических, социальных и экологических условий улучшения качества жизни;

- укрепление позиций региона в Российской экономике и повышение конкурентоспособности;

- удержание лидирующих позиций по руководству процессами разработки и осуществления политики устойчивого развития.

При реализации направлений распределение функций между региональными органами власти приведено на рис.2.6.

 

Функции региональных органов власти
.

 


Рис. 2.6.Распределение функций между региональными органам власти

 

Процесс разработки системы обеспечения экономической безопасности развития региона можно представить в виде последовательности блоков:

Блок 1.Описание проблемной ситуации региона:

а)определение состояния окружающей среды;

б)анализ состояния региона, его ресурсного потенциала, степени защищенности объектов безопасности, состояния его функциональных составляющих;

в)выявление потенциальных и реальных опасностей и угроз;

г)определение причин и факторов зарождения опасностей и угроз;

д)прогнозирование возможных негативных последствий;

е)формулировка проблемной ситуации.

    Блок 2.Определение основных понятий.

Блок 3.Определение целей и задач обеспечения безопасности:

а)формулирование политики и стратегии безопасности;

б)определение цели безопасности;

в)постановка задач.    

Блок 4.Построение системы безопасности:

а)формулирование функций системы безопасности и выбор принципов ее построения;

б)определение объектов безопасности и анализ состояния их защищенности;

в)создание органов (субъектов) обеспечения безопасности;

г)разработка механизмов обеспечения безопасности;

д)создание организационной структуры управления системой безопасности.

Блок 5.Разработка методологического инструментария оценки состояния экономической безопасности региона:

а)определение критериев, пороговых значений и показателей состояния;

б)выбор методов оценки состояния экономической безопасности;

в)формирование системы методов анализа хозяйственного риска.

Блок 6.Расчет средств, необходимых для обеспечения безопасности:

а)расчет необходимого количества трудовых, материально-технических, энергетических и других ресурсов;

б)определение финансовых затрат, необходимых для обеспечения безопасности

в)сопоставление необходимых затрат с возможным ущербом от воздействия опасностей и угроз.

Блок 7.Разработка мер по реализации основных положений концепции

безопасности:

а)определение условий, необходимых и достаточных для реализации системы;

б)нахождение источников ресурсного обеспечения;

в)выделение финансовых средств для реализации;

г)разработка стратегической программы;

д)подготовка профессиональных кадров;

е)установление средств защиты;

ж)контроль за реализацией;

з)развитие системы безопасности.

Блок 8.Выводы об эффективности внедрения:

а)соответствие целей и задач созданной системы безопасности реальным и потенциальным угрозам и опасностям;

б)степень достаточности ресурсов;

в)способность региона решить стоящие перед ним задачи;

г)эффективность реализации системы.

    Многие российские регионы пытаются определять собственные концепции и стратегии развития, обеспечивать управление воспроизводством, формулировать принципы размещения производительных сил, актуализировать ресурсный потенциал. Все это можно рассматривать как инновационный путь развития региона, корреспондирующийся с построением инновационной экономики.

    Проблемы, решаемые в каждом регионе, согласно «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходимо учитывать региональную специфику, в частности:

-формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие;

-осуществление мер по развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия;

-развитие сельского хозяйства и реализация мер по повышению плодородия почв;

-реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем;

-разграничение ответственности и обязанностей центра и регионов;

-развитие федеральных отношений и роли местного самоуправления в этом развитии;

-основные положения региональной экономической и социальной политики;

-региональных аспектов национально-этнических отношений и т.п.

    На уровне регионов могут реализоваться различные варианты Концепции, поэтому необходимы исследования, выявляющие различные типы устойчивого развития для регионов страны.

 

Вопросы для самопроверки и повторения

 

1. Какие бывают типы региональных образований?

2. Каковы главные направления региональной политики?

3. Каковы основные цели региональной политики в экономической сфере?

4. Что понимается под потенциалом развития региона?

5. Дайте классификацию регионов по потенциалу развития.

6. Приведите основные принципы региональной политики.

7. Что понимается под саморазвитием региона?

8. Дайте характеристику методов регулирования регионального развития.

9. Что понимается под экономической безопасностью региона?

10.  Выведите основные составляющие экономической безопасности региона.

11.  Дайте классификацию региональных угроз экономической безопасности.

12.  Приведите основные социально-экономические индикаторы экономической безопасности региона.

13.  Каковы объекты экономической безопасности региона?

14.  Какие блоки, определяющие содержание деятельности по обеспечению экономической безопасности, включает система экономической безопасности региона?

15.  Какие основные требования к системе параметров экономической безопасности?

16.  Выделите основные группы показателей для индикативного анализа экономической безопасности региона.

17.  Приведите общую схему выявления и преодоления возможных угроз региону.

18.  Приведите порядок использования пороговых значений и краткий алгоритм анализа.

19.  Приведите основные условия, которые необходимо учитывать, при построении концепции обеспечения региональной безопасности.

20.  Приведите основные разделы целевой комплексной программы безопасного развития региона.

21. Роль и место концепции в общем механизме обеспечения экономической безопасности региона.

22.  Виды стратегий обеспечения экономической безопасности.

23.  Основные этапы разработки стратегически безопасного развития региона.

24.  Дайте характеристику блоков, реализующих процесс разработки концепции экономической безопасности региона.

Основная литература

1. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. – СПб.: 2007.-320с.

2. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность / Т.Е. Кочергина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 445с.

3. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А.Олейникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-445с.

4. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Дело, 2005.-610с.

5. Экономическая безопасность хозяйственных систем. Учебник. – М.: Издательство РАГС, 2001.-459с.

 

 

Дополнительная литература.

1. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта.– М.: Анкил, 2005.-346с.

2. Возжеников А.В., Прохожев А.А. Государственное управление и национальная безопасность России. – М.: Изд-во РАГС, 1999.-420с.

3. Дзлиев М.И. Основы обеспечения безопасности России: Учеб. пособие/ М.И.Дзлиев, А.Д.Урсул; Рос. гос. торгово-экон. ун-т, НИИ проблем безопасности и устойчивого развития.–М.: ЗАО «Издательство» «Экономика», 2003.-250с.

4. Обеспечение национальной безопасности России: проблемы, пути решения./Под ред В.А.Алешина. – Ростов н/Д: Издательство РГЭУ, 2003.-297с.

5. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А.Прохожева.–М.: Изд-во РАГС, 2002.-420с.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.