Основные положения создания службы безопасности предприятия — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основные положения создания службы безопасности предприятия

2019-10-25 399
Основные положения создания службы безопасности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ существующих потребностей в услугах по обеспечению безопасности показывает, что сегодня предъявляется спрос в основном на: физическую охрану зданий, инкассацию, защиту от рэкета, прослушивания телефонной связи, помещений от радиозакладок, компьютеров и компьютерных сетей от проникновения и вирусов.

Значительно меньше пользуются спросом услуги (из-за недооценки степени важности): по защите документированной информации, содержащей государственную и коммерческую тайну; по работе с персоналом, допущенным к конфиденциальной информации.

Особенно следует выделить проблему безопасности внешних контактов предприятия: анализ репутации соисполнителей, контрагентов, их кредитоспособности, финансовой состоятельности; изучение конкурентов, исследование рынка, т. е. обеспечение прикладных аспектов безопасности современного маркетинга. Исключением являются коммерческие банки, так как для них изучение потенциальных клиентов тесно связан с возвратом кредитов.

Рынок услуг в сфере безопасности характеризуется отсутствием четких границ, так как фирмы, работающие на этом рынке, являются в основном многопрофильными.

Среди направлений их деятельности можно выделить:

- охрана офисных помещений;

- подготовка и предоставление телохранителей;

- подготовка охранников;

- консультации;

- детективная деятельность, включающая сбор информации;

- охрана грузовых перевозок;

- охрана автостоянок;

- установка технических средств безопасности.

Среди специальных услуг, оказываемых различными агентствами безопасности, преобладают такие, как: охрана массовых мероприятий; продажа оружия; создание локальных систем криптографической защиты информации; совместное с милицией патрулирование.

Наиболее перспективными видами услуг являются: сбор информации, в том числе по кредитоспособности бизнес-партнеров и надежности сделок; оказание комплексных услуг по охране коммерческих предприятий; сопровождение грузов и ценностей; услуги по технической защите, подготовке кадров, защите информации. По этим направлениям объем заключаемых сделок постоянно растет.

Особенностью рынка охранных услуг является то, что развитие бизнеса осуществляется преимущественно за счет расширения круга клиентов с привлечением более крупных коммерческих предприятий, но не за счет диверсификации услуг (расширения их номенклатуры или углубления специализации).

Кроме того, некачественно сформированная система воззрения на экономическую безопасность предприятия, отсутствие методологической базы по измерению и управлению экономической безопасностью является причиной того, что этим вопросам в системе безопасности уделяется недостаточно внимания. Для промышленных предприятий оценка безопасности важна, так как задействованный потенциал является стабилизирующим фактором антикризисного развития, гарантом экономического роста и поддержания экономической независимости. К тому же состояние и тенденции развития, обеспечивающие экономическую безопасность, исключают или минимизируют ущерб не только потенциала отдельного предприятия, но и экономики в целом. В этом и состоит главная задача обеспечения экономической безопасности.

«Экономическая безопасность предприятия» является комплексным понятием и включает в себя совокупность факторов, связанных не столько с внутренним состоянием самого предприятия, сколько с воздействием внешней среды, с ее субъектами, с которыми предприятие вступает во взаимосвязь. Сейчас отечественные предприятия создают в своей структуре специализированные подразделения, призванные обеспечить безопасность этих предприятий. Однако на практике у значительного числа руководителей этих вновь созданных служб пока не сформировано понимание принципа обеспечения безопасности как одного из базовых в экономической деятельности, нет разработанной и эффективно функционирующей научной системы оценки и обеспечения экономической безопасности, теоретической базы, что существенно снижает эффективность их функционирования.

В соответствии с Законом учредителем службы безопасности может быть только одна фирма.

При создании службы безопасности фирма-учредитель может предоставить ей право открывать текущий и расчетный счета в банке (это должно найти отражение в Уставе), который предназначен только для операций, связанных с выдачей наличных денег. Однако это не позволяет относить службу безопасности к юридическому лицу, так как его важнейший признак - наличие у него обособленного имущества - отсутствует.

Служба безопасности создается учредителями в интересах безопасности предприятия для организации защиты от всех видов угроз.

Детализация угроз, устранение, пресечение или нейтрализация которых входит в компетенцию службы безопасности, должна найти отражение в ее уставе применительно к основным видам безопасности.

Саму же службу безопасности, призванную обеспечить безопасность предприятия можно определить как ее структурное подразделение, осуществляющее в рамках законодательства и собственного устава меры по предотвращению и пресечению угроз интересам своего учредителя.    

Однако чрезвычайно трудно, а иногда невозможно, установить тот рубеж, за которым оканчивается безопасность учредителя: контакты с деловыми партнерами, сотрудниками правоохранительных и надзорно-контрольных органов, представителями местной власти, клиентами и т.д., неизбежно повышают риск нанесения ущерба и делают эти границы весьма расплывчатыми, неопределенными.

Одним из критериев, определяющим пределы безопасности предприятия, является возможность нанесения ущерба интересам предприятия. На практике имеются ситуации, когда возможное нанесение ущерба партнеру неизбежно влечет убытки предприятию, создается угроза совместным интересам двух (или более) предприятий.

Для решения этих проблем на предприятии создаются службы безопасности. При этом функционированием службы безопасности предприятия во многом определяется качеством принятого Устава службы.

На практике в него  включают следующие разделы:

1. Раздел "Общие положения", который содержит:

-нормативные акты, деятельности службы безопасности;

-полное наименование и адрес местонахождения фирмы-учредителя;

-основание создания службы безопасности (протокол, приказ, решение коллегии и т.д.) и дату его учреждения;

-место службы безопасности и его подчиненность в структуре предприятия;

-принципы деятельности службы безопасности;

-наличие текущего, расчетного счета;

-порядок финансирования.

Формулирование цели деятельности службы безопасности имеет большое значение, так как от этого зависят, функции, задачи, которые будут поставлены перед ней. Основную цель деятельности службы безопасности можно определить следующим образом: своевременное пресечение (нейтрализация) противоправных посягательств на экономические интересы и персонал фирмы. Эту цель определяет руководитель фирмы-учредителя, поэтому возможны и другие ее формулировки.

2. Раздел «Основные задачи»: перечисляются задачи, в рамках компетенции предоставленной службе безопасности и которые обеспечивают достижение цели. Применительно к приведенной нами выше цели, к основным задачам в рамках сформулированной цели можно отнести:

-обеспечение охраны собственности и защита персонала;

-координация деятельности сотрудников и подразделений предприятия по обеспечению безопасности;

-обеспечение защиты от несанкционированного доступа к информации о персонале и деятельности предприятия;

-сбор, обработка и анализ конфиденциальной информации среди персонала фирмы и в сфере предпринимательства.

3.Функции:

-обеспечение порядка в местах проведения представительских, конфиденциальных мероприятий;

-консультирование руководства и персонала предприятия по вопросам обеспечения безопасности;

-охрана имущества фирмы и защита жизни и здоровья персонала от противоправных посягательств;

-сбор информации и изучение криминальных аспектов рынка;

-сбор сведений по гражданским делам и выявление ненадежных и некредитоспособных деловых партнеров;

-розыск пропавших сотрудников поиск утраченного имущества;

-расследование фактов неправомерного использования товарных

(фирменных) знаков и разглашений коммерческой тайны;

-расследование недобросовестной конкуренции со стороны других предприятий;

-проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.

-анализ, планирование и координация деятельности по обеспечению безопасности предприятия;

-контроль деятельности службы безопасности;

-оценка деятельности службы безопасности и предприятия.

4. Раздел "Права и обязанности".

К основным правам следует отнести такие, как:

-право внесения предложений руководству и структурным подразделениям предприятия по вопросам безопасности;

-право контроля за соблюдением режима безопасности; проведение расследований; изменение структуры службы безопасности;

-право осуществления взаимодействия с правоохранительными и контрольно-надзорными органами;

-право распоряжения предоставленными финансовыми средствами;

-право запрета проведения определенных работ;

-право самостоятельного набора и увольнения сотрудников и т.д.

В дополнение к правам на службу безопасности возлагаются следующие обязанности:

-выполнение функций в рамках законодательства; 

-обучение персонала по вопросам безопасности;

-предоставление отчетности о своей деятельности;

-предотвращение правонарушений в рамках компетенции и т.д.

При этом следует учитывать, что реализация обязанностей возможна лишь при наличии адекватных прав.

5.Раздел "Руководство". В разделе необходимо отразить: подчиненность начальника службы безопасности; порядок выполнения распоряжений; обязанности персонала выполнять указания руководителя службы безопасности; процедура обжалования неправомерных действий; порядок назначения и освобождения руководителей службы безопасности; перечень основных квалифицированных требований; критерии эффективности деятельности службы безопасности.

6.Раздел "Взаимоотношения и связи": процедуры контактов службы безопасности с руководителями и конкретными подразделениями; правоохранительными, контрольно-надзорными и судебными органами; средствами массовой информации; деловыми партнерами учредителя; депутатским корпусом и т.д.

7.Раздел "Имущество и средства": материально-техническое обеспечение функционирования службы безопасности (мебель, компьютеры, автомашины, средства связи, помещения, спецсредства и оружие, форменное обмундирование и т.д.); условия и порядок финансирования службы безопасности; наличие компьютерных программ, специальной литературы и нормативных актов и т.д.

Все это должно быть отражено в Уставе, что позволит избежать конфликтов с контрольными органами и создать правовую основу для количественного и качественного улучшения ее работы.

8.Раздел «Контроль и ревизия деятельности»: субъекты этой деятельности; правомочия; порядок доступа к документации службы безопасности, место и время хранения контрольных документов, формы и методы устранения выявленных недостатков.

9.Раздел "Реорганизация и ликвидация": основания и порядок реорганизации и ликвидации службы безопасности, необходимость создания ликвидационной комиссии; сохранение социальных гарантий в отношении уволенных сотрудников и т.д.

Проект Устава подписывается его начальником, утверждается руководителем предприятия и представляется на согласование начальнику органа внутренних дел.

Коррективы в Устав службы безопасности вносятся только по согласованию с руководителем предприятия и органов внутренних дел по месту своего учреждения.

На предприятии должны быть разработаны внутренние нормативные документы, обеспечивающие деятельность службы безопасности, к которым относятся:

-должностные инструкции и документы регламентного характера;

-инструкции и документы, содержащие коммерческую тайну;

-перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, обязательство о неразглашении коммерческой тайны и основные требования к сотрудникам по ее защите;

-перечень: сведений, которые не должны разглашаться посторонним лицам в целях личной безопасности сотрудников; должностных лиц, уполномоченных относить информацию к коммерческой тайне;

-правила: отнесения информации к коммерческой тайне и снятия с их носителей грифа конфиденциальности; ведения секретного делопроизводства; приема посетителей; внутреннего трудового распорядка и т.д.;

-памятка работнику (служащему) о сохранении коммерческой тайны.

Эти документы разрабатываются сотрудниками службы безопасности совместно с соответствующими службами и подлежат также совместному контролю за их исполнением.

Построение организационной структуры службы безопасности зависит от следующих факторов:

-производственная деятельность (выпускаемая продукция и прогрессивность технологии, наличие патентов и лицензий, производственная мощность, численность работающих, темпы технического развития);

-рыночная конъюнктура (темп развития отрасли, вид кривой жизненного цикла, динамика продаж, доля рынка, наличие стратегических зон хозяйствования, уровень конкурентоспособности товаров и услуг, репутация в деловых кругах, имидж и гудвил);

-финансовая состоятельность (экономическая рентабельность, рентабельность капитала и продукции, платежеспособность, уровень деловой активности, инвестиционная привлекательность);

-субъекты защиты (носители государственной или коммерческой тайны, материальные ценности, опасные производства, взрыво- и пожаро-опасные участки и т. п.);

-конкурентная среда (активность конкурентов и криминалитета).

Кроме объективных факторов необходимо учитывать факторы субъективного порядка: наличие свободных финансовых ресурсов, которые можно направить на обеспечение безопасности, субъективное мнение руководителя предприятия, считающего, что затраты на службу безопасности себя не окупают и поэтому в ее организации нет необходимости.

Рассмотрим далее типовые направления деятельности служб безопасности, исходя из деления объектов защиты на группы:

- крупные финансово-промышленные группы;

- государственные предприятия:

- акционерные и частные коммерческие структуры (крупные, средние, мелкие).

Укрупненная схема выработки решений по структуризации системы безопасности применительно к особенностям деятельности предприятия приведен на рис.4.5.

 

 


Рис.4.5. Общая схема построения системы безопасности

 

Рассматриваемый подход к организации учитывает практический опыт, накопленный в России, и в международном сообществе, в сфере защиты государственной и коммерческой тайны. Естественно, что организация управления системой безопасности имеет высокий уровень издержек которые несет предприятие в случаях реализации угроз его безопасности, а также взаимообусловленностью проблем безопасности предприятия, личности, общества и государства.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.