Ситуационно-аналитический центр — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ситуационно-аналитический центр

2019-10-25 833
Ситуационно-аналитический центр 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Системы показателей, даже при условии ее сбалансированности, не может гарантировать столь же эффективного управления, и, как следствие, достижения желаемого результата деятельности администрации региона. Причина этого состоит в необходимости адекватной интерпретации индикаторов деятельности и принятия на ее основе правильного управленческого решения, а это сложно, так как реальное количество подлежащих оценке показателей для региона измеряется сотнями.

Оперативное управление осуществляется в условиях ограниченного времени, например, при чрезвычайных ситуациях, а это накладывает жесткие требования не только на состав данных, представляемых руководителям для принятия решений, но и на форму их представления, гарантирующую минимизацию времени на поиск и корректную интерпретацию нужных сведений.

Использование информационных технологий позволяет определять зарождение и развитие социальных, политических, экономических, техногенных, экологических и иных кризисов за счет постоянного автоматизированного мониторинга информации из самых разных источников информации и ее представления руководству в режиме реального времени в легком для восприятия визуальном виде. Это позволяет спланировать комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию или минимизацию кризисных проявлений.

Системы, создаваемые для решения задач мониторинга, анализа и прогнозирования развития ситуаций, носят название информационно-аналитических систем и обеспечивают деятельность Ситуационных центров руководства региона.

Ситуационный центр (СЦ) - совокупность интеллектуально организованных рабочих мест с автоматизированными операциями пополнения информации, процедурами построения моделей, анализа ситуации, прогона моделей, графического представления проигранных сценариев

В самом общем виде ситуационным центром (комнатой или залом) можно назвать помещение, где наблюдается текущая или анализируется возможная ситуация. Однако при таком подходе любую комнату, в которой находится наблюдатель и телевизор, передающей новости о ситуации в стране, можно считать ситуационным залом. Если в комнате имеется еще радио, телефон, факс, компьютер и географическая карта, то помещение можно назвать персональным СЦ.

Обобщенное описание (отображение) системы с помощью ситуаций называется ситуационной моделью (СМ). В связи с этим все ситуационные системы можно называть системами ситуационного моделирования (ССМ).

Для сужения класса рассматриваемых систем введем следующее определение: под ССМ понимается комплекс программных и аппаратных средств, которые позволяют хранить, отображать, симулировать (имитировать) или анализировать информацию на основе Ситуационной Модели.

Ситуационный центр - комплекс рабочих мест для персональной и коллективной аналитической работы, основной задачей которого является поддержка принятия стратегических решений на основе визуализации и углубленной аналитической обработки оперативной информации и возможности подключить к активной работе по принятию решения резервы образного, ассоциативного мышления. Представление ситуации в виде образов как бы «сжимает» информацию, обеспечивая обобщенное восприятие происходящих событий.     

Одним из первых в России прообразов СЦ стал оперативный штаб по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 году. На его основе был создан Ситуационный Центр руководства Министерства по чрезвычайным ситуациям. СЦ обеспечивает оценку текущего и прогнозируемого состояния ситуации, определяет, какие имеются силы, средства, и разрабатывает рекомендации. На основе всей этой информации принимаются решения, которые с помощью имеющихся в ситуационном центре средств доводятся до спасателей.

В 1994 году был создан еще один ситуационный центр в Совете безопасности при Президенте, который успешно функционирует и по сей день, осуществляя мониторинг, моделирование последствий, анализ событий, которые происходят в экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности, помогая таким образом вырабатывать решения.

В феврале 1996 года был введен в строй ситуационный центр в резиденции Президента. Это достаточно сложный программно-мультимедийный комплекс: три экрана размером 1,5x2 м, более десятка рабочих станций (студий нелинейного монтажа, графических станций, компьютеров для подготовки презентаций), мощный сервер, который хранит огромные объемы информации, а также набор различных инструментальных средств, позволяющих обрабатывать информацию и представлять ее Президенту. При анализе ситуации Президентом материал оперативно дополняется новыми данными, компьютер обрабатывает информацию и визуализирует на экране результаты моделирования. На их основе вырабатываются решения, которые доводятся до исполнителей средствами того же ситуационною центра. Созданы или создаются ситуационные центры в ряде регионов страны.

Создаваемые ситуационные центры можно классифицировать:

1) По составу: наблюдения (отображения); аналитические СЦ; полнофункциональные СЦ. Совмещают функции отображения, моделирования и анализа ситуаций.    

2) По масштабу (по степени сложности решаемым задачам): стратегические СЦ; оперативные СЦ; персональные СЦ.

Стратегический ситуационный центр решает сложные, масштабные, ответственные задачи и настроен на объекты класса: отрасль, регион, крупное предприятие (холдинг), ведомство, сложный распределенный в пространстве процесс.

Оперативный ситуационный центр свертывает оперативную информацию в ситуационную модель, дающую первому лицу возможность оценивать состояние в реальном масштабе времени.

Персональный ситуационный центр обеспечивает экспресс-оценку ситуации и дает возможность первому руководителю всегда «быть в курсе» независимо от времени, места управляющего субъекта. Их задачи, функции и состав определяются скорее субъектом, решающим, какая информация ему понадобится.

3) По размещению:

-стационарные: конкретные помещения, где происходит анализ ситуаций (большинство СЦ являются стационарными);

-мобильные: разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе;

-виртуальные: в будущем, при улучшении каналов связи, мобильность может быть достигнута на программном уровне.

4)По целевой направленности:

-СЦ контроля: наблюдение за состоянием сложного объекта или системы;

-СЦ управления: постоянное и активное управление объектом (группой объектов);

-кризисные СЦ: активная работа осуществляется только при возникновении экстренных (кризисных) ситуаций;

-СЦ обучения: обучение оперативного и обслуживающего персонала, подготовка специалистов в области СЦ;

-многоцелевой СЦ: сочетает в себе возможности различных СЦ. В этом случае можно говорить о режимах работы СЦ.

5)По способу отображения ситуационной информации:

-коллективный: использование только экрана коллективного пользования (например, ситуационные центры компаний сотовой связи). Основной задачей функционирования является контроль всех составляющих элементов на высшем уровне и принятие решений в случае возникновения экстренных ситуаций;

-индивидуальный: использование только индивидуальных экранов;

-коллективно-индивидуальный: использование экранов различного типа.

6)По универсальности:

- специальные СЦ: большинство СЦ не могут быть использованы в других предметных областях для решения новых задач;

-настраиваемые СЦ: программные и технические решения СЦ, предназначенные для широкого использования.

Помимо рассмотренных признаков можно выделить и другие: по степени автоматизации оценки ситуации, по количеству помещений, по количеству персонала, по необходимому времени принятия решения, по составу технических средств, по используемым технологиям, по уровню защиты, по предметной области.

Высокая динамика процессов управления региональным развитием  требует обеспечения адаптивности деятельности органов государственной власти (ОГВ) в регионах к изменяющимся внешним условиям, поэтому появляется необходимость дополнения существующего механизма управления элементами ситуационного типа.

Создание ситуационного центра (СЦ) ОГВ направлена на повышение качества принятия и исполнения решений органами государственной власти в регионе на основе:

-интеграции необходимых административно-управленческих, технических, телекоммуникационных и информационно-аналитических ресурсов для выработки адекватных решений по предупреждению и ликвидации проблемных ситуаций путем всестороннего анализа социально-экономической и общественно-политической обстановки в регионе;

-выявления тенденций, моделирования (позволяет определять последствия

предпринимаемых действий), прогнозирования (подготовки сценариев) развития ситуации на основе анализа текущей обстановки;

-обеспечения групповой (коллективной) работы уполномоченных сотрудников, в т.ч. их взаимодействия и отображения данных на коллективные средства визуализации;

-эффективного использования результатов функционирования правительств субъектов РФ и муниципальных образований, включая накопленные информационные ресурсы и приложения.

Ситуационные центры ОГВ могут использоваться:

-специалистами подразделений (служб) СЦ;

-уполномоченными специалистами структурных подразделений ОГВ, взаимодействующими с СЦ и использующими ее ресурсы;

-руководителями органов государственной власти на уровнях глав муниципальных образований, органов исполнительной власти субъекта РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также руководителями подразделений, входящих в состав коллегиального органа по принятию решений;

-экспертами аналитических групп при ОГВ.

Создание таких центров в регионах позволяет повысить эффективность механизмов анализа, оценки изменений социально-экономической и общественно-политической обстановки в регионе и выбора путей адаптации к ним за счет повышения скорости доступа к необходимой информации, построения внутренней технологии и накопления опыта решения проблем, координации действия различных служб и повышение инвестиционной привлекательности региона. Эти центры должны быть ориентированы на прогнозирование и предупреждение проблемных ситуаций, как при поддержке повседневной деятельности, так и в условиях возникновения развития кризисных ситуаций.

Создание ситуационного центра в структуре регионального управления должно быть связано с функционированием федеральной системы ситуационных центров и направлено на: получение максимальной эффективности от создаваемых организационных и технологических структур; организацию межведомственного взаимодействия; модернизацию всей системы государственного и муниципального управления в целом. Ситуационный центр региона, должен создаваться с учетом определенных требований:

-роль и место его в структуре управления регионом должно быть центральным с позиции эффективности работы и влияния на функционирование других органов власти;

-технологическое оснащение должно быть рациональным с позиции затрат на их приобретение и создание, а так же эксплуатацию и сопровождение;

-функциональные обязанности должны быть разумными с позиции обеспечения своевременного выявления опасностей и угроз рисков и управляемости региона;

-организационно-технические возможности должны быть необходимыми с точки зрения обеспечения мероприятий межрегионального и федерального уровней;

-организационная, технологическая и техническая структура центра должны обладать необходимым потенциалом модернизации с позиции перспективы развития административной системы и технологий управления.

Исходя из требований, можно отметить, что ситуационный центр является административным органом в структуре управления и информационно-технологической средой, которая включает развитую информационно-коммуникационную инфраструктуру, системы обработки, анализа и визуализации данных.

Таким образом, для решения этих задач необходимы различные виды обеспечения: программное, техническое, лингвистическое и т.д., реализация которых на научно-математическом, инженерном программном, техническом уровнях.

Научно-математический уровень включает совокупность научных теорий, методов, алгоритмов, исследований и разработок и позволяет: обосновать целесообразность создания центра, определить эффективность его функционирования; интегрировать разнородные компоненты, осуществлять правильное и своевременное исправление ошибок.

Инженерный уровень обеспечивает конкретные решения в выборе и разработке аппаратно - программных средств и включает: необходимые технологические и конструкторские расчеты; модели технических устройств и помещений; спецификации программ; алгоритмы работы и т.д.

Программный и технический уровни включает соответствующее обеспечение, для реализации задач и функций.

В целом в системе должны быть следующие обязательные компоненты: измерительная (сенсорная среда); информационная (ситуационная или имитационная) модель среды; среда информационной поддержки; среда аппаратной поддержки; среда визуализации; оперативный состав.

Измерительная (или сенсорная) среда включает совокупность аппаратно-программных средств, служащих для получения информации о состоянии проблемной среды: антенные системы, каналы связи, видео- и аудио-передачи, датчики и т.д.

Информационная (ситуационная или имитационная) модель среды характеризуется следующей совокупностью как минимум следующих компонентов: тематической составляющей, определяющей совокупность моделируемых понятий проблемной среды; пространственной составляющей, задающей пространственные отношения между объектами модели; графической составляющей, задающей отображение объектов модели во множество графических условных знаков (графических примитивов).

Среда информационной поддержки включает совокупность программ и информационных потоков, поддерживающих функционирование информационной модели и среды визуализации центра: система ситуационного моделирования; экспертные системы; системы имитационного моделирования; системы прогнозирования на базе нейронных сетей и генетических алгоритмов; фрактальная и когнитивная графика.

Среда аппаратной поддержки - это совокупность технических вычислительных средств, поддерживающих функционирование среды информационной поддержки центра: ЭВМ, оргтехника, сетевое оборудование и т.д.

Среда визуализации включает совокупность экранов коллективного и индивидуального пользования, поддерживающих информационный и командный интерфейс между человеком оператором и аппаратно - программной средой центра.

Оперативный состав включает коллектив специалистов для решения совокупности штатных задач на основе анализа информационной модели, формируемой аппаратно - программной средой системы.

В состав программно-технического комплекса входят:

-аппаратно-техническое обеспечение: рабочие станции, серверы, устройства записи и хранения информации, дисплейные и интерактивные средства, аппаратные средства защиты данных;

-телекоммуникационное обеспечение: локальные и глобальные сети, каналы связи;

-информационное обеспечение: стандарты, регламенты, методики, нормативные документы; источники информации, данные которых обрабатываются в центре;

-программное обеспечение включает системы сбора и хранения информации, структурирования и обработки, анализа и прогнозирования, подготовки к визуализаций, программные средства защиты данных.

Главной задачей Ситуационного центра в регионе является обеспечение эффективности и качества управленческих решений, снижение и устранение кризисных и чрезвычайных ситуаций: информационно-аналитическая поддержка процедур и процессов, позволяющих оперативно анализировать, моделировать и прогнозировать сценарии развития ситуации и динамично вырабатывать эффективные решения по противодействию опасностям и угрозам.

Для достижения этих целей создается информационно-аналитический блок который обеспечивает:

- оперативное информирование Президента РФ, Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе и руководителя (далее Губернатор) о ситуации в регионе с целью принятия решений;

- мониторинг в регионе в сфере социально-экономических и общественно-политических процессов, представляемых федеральными и региональным органами государственной власти;

- информационно-аналитическое обеспечение Губернатора и Администрации при решении задач управления социально-экономическими, общественно-политическими, административными и другими процессами;

-принятие эффективных решений;

-оперативную обстановку общественной безопасности и чрезвычайных ситуаций в регионе;

-состояние контролируемых Правительством региона объектов, а также контроль исполнения планов проведения работ;

-анализ состояния муниципальных образований региона.

Для достижения этих целей и обеспечения требуемой гибкости при решении региональных задач создается автоматизированная информационная система, которая обеспечивает:

-стратегическое планирование развития Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности;

-управление целевыми программами и проектами;

-комплексный анализ социально-экономической обстановки и прогнозирование ее вариантов развития;

-анализ социальной защищенности населения в регионе;

-мониторинг и анализ общественно-политической обстановки;

-мониторинг экономической безопасности в регионе;

-комплексную оценку состояния региона, в т.ч. анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, оценка качества предоставления государственных услуг;

-комплексный мониторинг фактического состояния территорий (лесов, пашен, объектов капитального строительства и пр.).

В целом разрабатываемая система должна быть  адаптивной, т.е. иметь возможность: расширения состава показателей и источников данных; настройку различных математических моделей, на базе которых выполняется обработка показателей при анализе и прогнозировании положения в регионе; возможность сопоставления полученных результатов обработки между собой (например, сравнить результаты обработки статистики и социологических опросов); сравнение с ретроспективными данными и целевыми показателями; представление результатов расчетов в комплексе с дополнительной информацией.

Рассмотрим некоторые методы и технологии решения задач:

1.Методы прогнозирования: трендовые, статические, Бонкса-Дженкинса; нейронные сети; MESA (Maximum Entropy Spectral Analysis); фрактальные методы; стохастики и интегрированные методы (т.н. «комитеты»). Среди программных пакетов, реализующих эти методы, на российском рынке наиболее известны Brain Maker Pro, The all Trilogy (Компонент NeuroShell), MESA-96, Meta Stock, Super Charts.

2.Методы ситуационного моделирования используются для моделирования экономических, политических, социальных ситуаций с обратными связями и большим числом управляющих параметров. Эти методы реализуются специализированными инструментальными пакетами, включающими внутренний язык описания моделей, средства численного интегрирования, оптимизаторы и развитый интерфейс. Одним из таких пакетов является пакет iThink и Powersim, который может быть рекомендован для подобных центров.

3.Методы работы с неточными, противоречивыми и искаженными данными применяются в связи с тем, что качества данных и снижение их достоверности в условиях кризиса приводит к накоплению ошибок и потере контроля над ситуацией. Для обработки неполных и неточных данных используется аппарат нечеткой логики и нечеткой алгебры, реализованный в пакетах CubiCalc и FuziCalc.

4.Методы оптимизации относятся к числу задач, требующих перебора вариантов. В реальных задачах применяются традиционные методы упрощения, основанные на исследовании окрестности локальных решений. К основным методам можно отнести генетические алгоритмы, использующие методы эволюционных вычислений для ускоренной «селекции» лучших решений, например, пакет GeneHunter, разработанный специалистами из МГУ.

5.Методы оценки рисков требуют применения специфического математического аппарата, например специализированный пакет Альфа-Риск.

Использование различных методов и инструментальных пакетов позволяет строить модели, исследовать ситуации и выбирать оптимальные варианты решений.

Информационно-аналитическая система представляет собой инструмент, с помощью которого осуществляется настройка оперативных и стратегических задач для различных пользователей: специалистов, занимающихся обнаружением и анализом социально-экономических, общественно-политических и техногенных угроз и кризисных ситуаций

Конечными пользователями системы являются лица, принимающие решения, для которых должен обеспечиваться понятный интерфейс, позволяющий сформировать информационную панель, на которой размещается разнообразная информация. Чтобы избежать перегруза панели информацией, должны быть предусмотрены средства детализации информации по запросу, опять-таки с публикацией данных в интуитивно-понятных представлениях.

Для комплексного решения задач поддержки управления регионом Ситуационный центр обеспечивает сбор, накопление, хранение и анализ разнородной информации, поступающей из различных источников: экспертные оценки; социологические опросы; материалы СМИ; данные по обращениям граждан в мониторинговые/диспетчерские центры; данные дистанционные зондирования Земли/фотоснимки и т.д.

    Обработка данных выполняется с использованием информационной модели мониторинга угроз и кризисных ситуаций, которая содержит:

-настраиваемую систему показателей и периодичность их мониторинга, организованные на базе иерархических классификаторов;

-источники необходимой информации (базы данных, фонды, информационные системы, включая базы данных текстовых и социологической информации);

-средства доступа к информации и их интеграции в рабочей базе данных подсистемы.

Система показателей включает:

-перечень первичных показателей;

-алгоритмы расчетов индикаторов;

-шкалы диапазонов индикаторов;

-перечень внешних и внутренних угроз «источники угроз – возможные угрозы –возможные последствия», определяемый специалистами-экспертами.

На основе обработки информации:

-прогнозируется состояние кризисных ситуаций;

-определяются последствия кризисных ситуаций;

-разрабатываются варианты разрешения кризисных ситуаций (предотвращения, смягчения или невозможности разрешения).

При анализе индикаторов выявляются показатели, которые в наибольшей степени влияют на подобные негативные тенденции, чтобы предпринять целевое, точечное воздействие по конкретному направлению. Для этого используются методы и модели, с помощью которых исследуется динамика изменения отдельных мониторинговых характеристик, входящих в состав и используемых при расчете комплексного индикатора, и определяется степень влияния всех показателей на значение индикатора.

Дополнительно, в системе должна быть реализована возможность сопоставления индикаторов, полученных на основе обработки статистической информации, результатов обработки ответов социологических исследований и данных мониторинга. Подобное сравнение позволяет выявить разрывы между восприятием ситуации (власти, население, фактическая ситуация), которые могут стать еще одним источником анализа. Например, позитивные тенденции индикатора, построенного по статистическим показателям, наряду с результатами социологических опросов населения, могут выявить необходимость в проведении информационных кампаний в регионе, разъясняющих стратегические планы руководства региона.

    Разработка подобных алгоритмов (предусматривающих сравнение данных по нескольким направлениям - статистика/мониторинг/соц. опросы) позволяет обеспечить приведение результатов к соразмерным единицам.

Еще одним источником для анализа может быть результат сопоставления индикаторов района и муниципального образования или региона и района, которые могут показывать различие в темпах или направлениях изменений.

Процесс принятия решения основывается на комплексной информации, объем которой достаточно велик, поэтому кроме агрегирования в системе необходимо реализовывать различные средства визуализации, позволяющие донести результаты обработки лицу, принимающему решение, в графическом виде.

Среди графических представлений, можно отметить такие как:

-изображение кризисных ситуаций на картографическом фоне или картосхемах;

-создание цифровых информационных панелей, отражающих интегральную оценку угроз и кризисных ситуаций;

-представление информации в виде графиков, таблиц, текстов информационно-справочных материалов в различных информационных разрезах запроса.

В условиях нестабильности экономической ситуации и постоянной динамики правовой базы руководители должны постоянно уделять внимание различным аспектам деятельности региона.

Аппарат руководителя региона нуждается не только в традиционных системах сбора и обработки информации, но и в аналитических моделях оперативной оценки реального состояния региона, для оценки возможных тенденций развития и анализа возможных последствий управленческих решений. Этот комплекс задач реализуют ситуационные центры, где принимаются важные стратегические решения, и из которого осуществляется управление всеми аспектами деятельности региона.

Можно констатировать, что важнейшим назначением Ситуационного Центра является поддержка деятельности Губернатора, а также его аппарата в ходе подготовки и принятия решений в сложных и быстропротекающих, пространственно разнесенных ситуациях.

Используя возможности центра Губернатор и его аппарат смогут:

- получать необходимую информацию о положении региона;

- получать аналитические обзоры о сбоях или негативных явлениях в регионе;

- обеспечивать эффективную координацию действия различных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и при борьбе с терроризмом;

- оценивать принимаемые управленческие решения в режиме реального времени.

На Ситуационный центр возлагается решение следующих основных задач:

- обеспечение поддержки процесса принятия управленческих решений;

- прогнозирование развития ситуации на основе анализа поступающей информации;

- моделирование последствий управленческих решений;

- экспертная оценка принимаемых решений и их оптимизация.

Для решения задач Ситуационный Центр должен иметь:

-технические средства;

-базу данных и знаний;

-методическое обеспечение;

-средства специального обеспечения (защита информации);

-мобильный СЦ Губернатора.

Для Ситуационного центра необходим специальный зал (комната), в котором размещаются мониторы со сведениями об основных функциях или процессах происходящих в регионе: обобщающая информация о положении в регионе и критически важная политическая информация, подготовленная в Центре подготовки информации.

Центры подготовки информации должны создаваться в муниципальных образованиях.

Работа сотрудников аппарата Губернатора невозможна без наличия качественных руководств и методик накопления, поиска, выборки информации и ее визуального отображения для проведения совещаний и презентаций.

В большинстве случаев  информация является строго конфиденциальной, а иногда и секретной, поэтому неотъемлемой частью Ситуационного Центра является подсистема защиты информации, которая включает в себя, как технические средства ограничивающие доступ к информации и ее утечку по различным каналам, так и комплекс организационных мероприятий обеспечивающий те же задачи.

Мобильный Ситуационный центр Губернатора является важнейшим элементом Ситуационного Центра, обеспечивающим быстрый и качественный анализ информации Губернатором, находящимся за пределами базового Ситуационного Центра.

Таким образом, Ситуационный Центр обеспечит губернатора и его аппарат следующими видами информационных услуг:

- представление информации для оперативного принятия решений или рассматриваемых на совещаниях, проводимых Губернатором;

- отображение информации для принятия решений при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- информирование Губернатора и его аппарата о состоянии и тенденциях развития общественно-политических и социально-экономических процессов и проблем, как в муниципальных образованиях региона, так и России в целом и за рубежом;

- анализ и оценка обстановки требующей упреждающих решений и адекватных ответных действий;

- разработка вариантов и оценка необходимых сил, средств и ресурсов на основе анализа и моделирования сценариев действий и ситуаций;

- представление Губернатору и другим лицам комплексных видеодокладов (презентаций), вариантов решений, реализующих достижение поставленных целей и необходимых результатов;

- координация служб в условиях чрезвычайных ситуаций и при борьбе с терроризмом;

- доведение принятых решений до исполнителей и контроль их исполнения;

- обеспечение взаимодействия с Полномочным представителем Президента Российской Федерации в данном Федеральном округе.

 

 

Вопросы для самопроверки и повторения

1. Роль и место мониторинга в обеспечении экономической безопасности региона.

2. Каковы основные цели мониторинга обеспечения экономической безопасности региона?

3. Каковы основные задачи мониторинга?

4. Какова последовательность выполнения работ по диагностике и прогнозированию?

5. Какие методы используются для комплексного прогнозирования?

6. Какие основные требования предъявляются к мониторингу социально-экономических показателей?

7. Какие группы показателей включаются в перечень показателей для мониторинга?

8. Какие индикаторы используются для оценки экономической безопасности по сферам жизнедеятельности?

9. Что включает в себя диагностика кризисных ситуаций экономики региона?

10.  Приведите основные этапы проведения мониторинга экономической безопасности?

11.  Приведите основные методологические принципы, повышающие действенность мониторинга экономической безопасности?

12.  Какие основные требования предъявляются к системе мониторинга?

13.  Роль и место информации в системе управления регионом?

14.  Каковы цели, задачи и механизмы региональной информационной политики?

15.  Какая роль возложена на региональную информационно-аналитическую систему?

16.  Какие проблемы в области обеспечения информацией экономической безопасности требует координации различных уровней государственной власти?

17.  Основные внутренние и внешние источники информационного обеспечения экономической безопасности региона?

18.  Какое основное назначение системы поддержки принятия решений?

19.  Какие основные требования предъявляются к пользовательскому интерфейсу?

20.  Какие основные требования и назначение информационных систем руководителя?

21.  Цели, задачи, назначение Ситуационного центра.

22.  Приведите классификацию Ситуационных центров.

23.  Какое обеспечение включает в себя Ситуационный центр?

24.  Какие методы и технологии используются в Ситуационном центре?

25.  Какие основные информационные услуги представляет Ситуационный центр губернатору?

Основная литература

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г.А.Титоренко.–М.: ЮНИТИ, 2003.-320с.

2. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2007.-320с.

3. Информационные технологии управления: Учеб. пособие/Под ред. Г. А.Титоренко. 2-е изд., доп.–М.: ЮНИТИ, 2005.-240с.

4. Экономическая и национальная безопасность: Учебник/Под ред. Е.А.Олейникова.–М.:Издательство «Экзамен», 2004.-445с.

5. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник./Под ред. В.К.Сенчагова.–М.: Дело, 2005.-610с.

6. Доктрина информационной безопасности РФ//Российская газета.-2000. – 28 сентября.

 

 

Дополнительная литература

7. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта.–М.: Анкил, 2005.-346с.

8. Дзлиев М.И. Основы обеспечения безопасности России: Учеб. пособие /М. И.Дзлиев, А.Д.Урсул; Рос. гос. торгово-экон. ун-т, НИИ проблем безопасности и устойчивого развития.–М.:ЗАО Издательство «Экономика», 2003.-250с.

9. Зегжда Д.П., Ивашко А.М. Основы безопасности информационных систем.–М.: Горячая линия-Телеком, 2000.-320с.

10. Информатика: Учебник/Под ред. проф. Н.В. Макаровой.–М.:Финансы и статистика, 1997. -327с.

11. Общая редакция национальной безопасности: Учебник/ Под общ.ред. А.А.Прохожева.–М.:Издательство РАГС, 2002.-480с.

12. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность: Справочник / А.А.Одинцов.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.-240с.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.