Агиография конца XIV-начала XV в. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Агиография конца XIV-начала XV в.

2019-10-25 215
Агиография конца XIV-начала XV в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первые проявления этого стиля в агиографии, своего рода первоначальный русский вариант его связывают с именем митрополита всея Руси Киприана. Болгарин по национальности, Киприан всю жизнь был тесно связан дружбой с Евфимием Тырновским, болгарским патриархом, основоположником и теоретиком панегирического стиля в болгарской литературе, что определило высокую книжную образованность Киприана. В 1375 г. его поставили в литовские митрополиты с правом наследования митрополии всея Руси после смерти митрополита Алексея, а с 1378 г. за митрополичью кафедру всея Руси идет борьба между несколькими пртендентами, и Киприан прибегает к литературе как к средству политической борьбы. Именно в эти годы он создает свою редакцию «Жития митрополита Петра». В это же время, видимо, с его непосредственным участием создается «Повесть о Митяе», развенчивающая одного из соперников Киприана в борьбе за митрополию. Киприан окончательно утверждается на митрополичьей кафедре всея Руси в Москве в 1390 г., после смерти Дмитрия Донского, при его сыне Василии.По инициативе Киприана составляется первый общерусский митрополичий свод; он занимается переводами с греческого языка, сочиняет церковнослужебные тексты, уделяет внимание книгописной деятельности. «Житие митрополита Петра», основной труд Киприана, был создан в 1381-1382 гг. Авторосознавал себя преемником митрополита Петра и считал его своим покровителем. Созданное Киприаном жизнеописание митрополита Петра отличается редким для средневековой литературной традиции свойством - автобиографичностью. Где это возможно, Киприан, рассказывая о Петре, отмечает сходство его судьбы со своей, напр., против кандидатуры Петра в митрополиты был выдвинут ставленник тверского князя Геронтий, конкурентом же Киприана был ставленник московского князя Митяй. По-видимому, подобные параллели служили Киприану средством обоснования собственного права на митрополию и средством обоснования права исключительно константинопольских патриархов, без вмешательства московских светских властей, на выбор и поставление русских митрополитов.Киприановская редакция жития Петра примыкает к житиям панегирического стиля, но в первую очередь сочинение Киприана преследовало политические и публицистические цели. Здесь еще резче, чем в редакции 1327 г., подчеркивается величие Москвы, ее общерусское значение как политического и церковного центра русских земель.

На русской почве в наиболее завершенном и наиболее оригинальном виде экспрессивно-эмоциональный стиль представлен в творчестве Епифания Премудрого. Епифаний родился в Ростове в первой половине XIV в. В 1379 г. стал монахом одного из ростовских монастырей, а в дальнейшем подвизался в Троице-Сергиевом монастыре. За свою начитанность и литературное мастерство получил прозвание «Премудрый». Перу Епифания принадлежит два жития: в Житие Стефана Пермского, написанном в 1396-1398 гг., наиболее полно и четко отразились взгляды Епифанияна задачи литературного творчества агиографа: обычные слова не в силах выразить величие деяний подвижников во славу Христа, поэтому, призывая на помощь бога и уповая на покровительство восхваляемого святого, агиограф стремится так пользоваться обычными средствами языка, чтобы у читателя создалось представление о святом как о человеке совершенно иного духовного типа, чем остальные. Языковая вычурность — не самоцель, а средство, с помощью которого автор сможет достойно прославить героя своего повествования.Традиционные поэтические приемы средневековой агиографии у Епифания усложнены, обогащены новыми оттенками: нанизывание одних сравнений на другие, перечисление в длинных рядах традиционных метафор, ритмика речи, звуковые повторы придают тексту особую торжественность и экспрессивность. Житие Сергия Радонежского написано между 1417 и 1418 гг. и носит более повествовательный характер, чем Житие Стефана Пермского. Стилистически оно значительно проще, более насыщено фактическим материалом, при этом целый ряд эпизодов Жития имеют своеобразный лирический оттенок (напр., рассказ о просьбе родителей Сергия не уходить в монастырь до их смерти, чтобы было кому помочь им в старости).

Третьим представителем этого литературного течения был монах-серб Пахомий Логофет, творчество которогопридает экспрессивно-эмоциональному стилю церковно-официальный характер. Пахомий – едва ли не первый на Руси писатель-профессионал.Жития, написанные им, стали формальными образцами для всей последующей официальной агиографии. Творчество Пахомия носило рассудочный характер, преследовало цель унифицировать изложение в памятниках житийной литературы, приводя их тексты в соответствии с формальными требованиями жанрового канона. Перу Пахомия принадлежит Житие Кирилла Белозерского. Основная деятельность Пахомия как агиографа состояла в переработке уже существовавших житий с целью придать этим житиямсоответствия жанровым канонам. Помимо житий, он написал ряд похвальных слов и служб святым.Как отмечает В. О. Ключевский, Пахомий Логофет «прочно установил постоянные, однообразные приемы для жизнеописания святого и для его прославления в церкви и дал русской агиобиографии много образцов того ровного, несколько холодного и монотонного стиля, которому было легко подражать при самой ограниченной степени начитанности».

Спизжено из «Истории русской литературы XI - XVII вв. под ред. Д. С. Лихачева»:

«Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя руськаго». «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго» по своему стилю может быть отнесено к агиографическим памятникам экспрессивно-эмоционального стиля. Это похвала деяний Дмитрия Донского, о чем автор «Слова» с характерным для жанра самоуничижением заявляет в конце своего произведения: «Аз же недостойный не възмогох твоему преславному господьству по до- стоанию похвалы приложити за грубость неразумия». Стилистически и композиционно «Слово» близко к произведениям Епифания Премудрого.

Время написания «Слова» датируется по-разному. Большинство исследователей относили его создание к 90-м гг. XIV в., считая, что оно было написано очевидцем смерти и погребениякнязя (ум. в 1389 г.). В. П. Адрианова-Перетц датирует памятник 20-ми гг. XV в., М. А. Салмина — концом 40-х гг. XV в., связывая его возникновение с составлением свода 1448 г.1. Все датировки носят гипотетический характер, и отдать предпочтение какой- либо из них пока невозможно.

Биографические сведения о Дмитрии Донском и исторические данные мало интересуют автора. В начале подчеркивается преемственность Дмитрия по отношению к великому князю Владимиру I и то, что он «сродник» святых князей Бориса и Глеба. Упоминаются битва на Воже и Мамаево побоище. Как в этих частях «Слова о житии», так и в других, где подразумеваются какие-то конкретные события; ведется не столько рассказ о них, сколько дается их обобщенная характеристика. Основное же содержание «Слова» — похвальные тирады Дмитрию и философские, весьма сложные размышления автора о величии князя. Сравнивая своего героя с библейскими персонажами, писатель подчеркивает превосходство своего героя над ними («Аврама ли тя уподоблю? но тому убо верою уподобися, а житьем превзыде паче оного» и т. п.). В этом же ряду сравнений Дмитрий выступает как наиболее великий правитель из всех известных мировой истории. Особо выделяется в «Слове» плач жены Дмитрия Донского, княгини Евдокии, проникнутый глубокой лиричностью. На нем отразилось влияние народной вдовьей причети. Плач Евдокии пользовался большой популярностью у древнерусских книжников, которые часто вносили его переработки в повествования о кончине князей. Характер и содержание «Слова о житии и о преставлении Дмитрия Ивановича...» предопределили стиль «Степенной книги царского родословия», одного из важных идеологических литературных памятников XVI столетия.


15. Русская светская повесть XV в. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Из конспекта:

Лусидариос - книга вопросов и ответов, беседа учителя и ученика

Троянская история Гвидо же Колумна, рыцарский роман

Сербская Александрия - о жизни Александра Македонского

Повесть о Дракуле - румынский князь Влад Цепеш, отличался жестокостью

Автор - Дьяк Федор Курицын

«Цепеш» - «сажатель на кол»

Остроумный, но жестокий, герой-испытатель

1480

Отсутствие однозначной оценки героя


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.