Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-10-25 | 766 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
30-е годы XIII в. – татаро-монгольское нашествие. Несколько ранее жертвами татаро-монгольских орд стали Северный Китай, Туркестан, Кавказ и половецкая степь. Половцы, на которых напали татары, обратились за помощью к русским князьям. Киевский князь Мстислав, Мстислав Черниговский и другие князья южной Руси согласились выступить вместе с половцами против «неслыханной рати». 16 июня 1223 г. произошла битва на реке Калке, первое сражение русских с татарами. Из-за неравенства сил русское войско было разбито: одних киевлян погибло больше десяти тысяч, пали в бою почти все князья.
Татары опустошили русские города и ушли в Азию. Но в 1237г. они снова появились. Зимой 1237 г. полки хана Батыя (внука Чингисхана) перешли на правый берег Волги и подошли к Рязани. Рязань была взята штурмом, рязанский князь Юрий вместе с братьями убит, перебито было почти все население города. Татары, захватив и другие города, вступили в южную Русь. Взяли Киев в 1240 г. = наступление ига. Относительно нетронутым остался северо-запад (Псковское и Новгородское княжества). Только в 1480 г. московский князь Иван III смог отказаться от ежегодной уплаты дани.
Иго отбросило Русь на несколько веков назад. В годы татарского владычества стали хиреть культурные центры, литература стала мельчать, терять свое былое значение. Только одна тема – освободительная борьба с татаро-монголами – воодушевляла древнерусских авторов. Особенно интересны два летописных сказания: «Повесть о битве на реке Калке» и «Повесть о Разорении Рязани Батыем». «Повесть о битве на реке Калке» - по Лаврентьевской летописи является самым ранним откликом на события 1223 г. (написано до 1228 г.) В новгородской летописи рассказывается о том, как половецкий хан Котян обратился к черниговскому князю Мстиславу с просьбой о военной помощи и предупредил: «… если не поможете нам, мы ныне иссечены будем, а вы наутро». Появление бесчисленных войск вопринималось как божественная кара.
|
Это сказание о нашествии татар дошло до нас и в более поздних летописях, например, в Тверской, где прибавлен эпизод празднования татарами своей победы. Здесь говорится также о гибели семидесяти русских богатырей во главе с Александром Поповичем, который, вероятно, был представителем городского ополчения. Больше о нем ничего неизвестно, но память о нем сохранилась в целом цикле былин об Алеше Поповиче.
В битве не принял участие отряд Мстислава Киевского. Огородившись тыном из кольев, отряды Мстислава приготовились к обороне, но продержались только три дня. Все захваченные воины были перебиты, а князья (Мстислав и еще двое) подвергнуты мучительной и позорной казни. Этот образ сравним с образом Ярослава из СоПИ.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» - типичная «воинская повесть». В ней налицо все характерные особенности этого жанра: батальная романтика, лиризм, идеализация рыцарских подвигов князей и дружины, их мужества и доблести.
«Повесть» могла быть написана лишь через какой-то период времени после самого события, когда эпически обобщились в представлении людей действительные факты. По-видимому, возникла не позже середины XIV века.
Здесь объединяются две литературные традиции: книжную традицию воинских повестей и фольклорную традицию народного эпического искусства: эпизод о трагической гибели княгини Евпраксии несомненно устно-поэтического происхождения, он напоминает былину. Автор широко использовал в своем произведении устные эпические предания о нашествии Батыя на Рязань. Особенно заметна эпическая основа в рассказе об Евпатии Коловрате. Все части произведения объединены единой идеей беззаветной, мужественной защиты родины от нашествия врага.
|
Краткое содержание
Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает совет.
Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю. Безбожный царь Батый был «льстив и немилостив». Приняв дары, он лживо обещает не нападать на Рязань, но при этом не оставляет своего намерения, более того, желает, чтобы рязанцы привели к нему «на блуд» жён и дочерей. Узнав от одного предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый обращается к нему с таким «предложением». Князь Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его и бросить тело князя на растерзание диким зверям и птицам.
Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.
«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски. Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причем если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.
|
В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: «Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе приблизил».
Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть…» так: «И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя».
«Слово о погибели земли Русской». «Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции «Повести о житии Александра Невского». Но сравнение стиля «Слова» со стилем «Повести» свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. «Слово о погибели» было написано автором южнорусского происхождения в Северо-Восточной Руси в 1238-1246 гг. (при жизни князя Ярослава Всеволодовича). Заглавие произведения дает основание отнести его по жанру к памятником художественной ораторской прозы Древней Руси (по Еремину).
|
Также заглавие (оно читается только в псковском списке) и фраза об обрушившейся беде на христиан, на которой обрывается текст, дают основание связывать возникновение этого произведения, неизвестного нам автора, с началом монголо-татарского ига. Дошедший до нас отрывок «Слова о погибели» - либо вступление, либо первая часть произведения о «погибели Русской земли» - об ужасах батыевщины, о разгроме русских княжеств. В нем восторженно описываются былые красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Идеальный образ русского князя для автора - образ Владимира Мономаха. В обстановке монголо-татарского нашествия и военного поражения Русской земли напоминание о силе и могуществе Мономаха служило укором современным князьям и вместе с тем должно был вселять надежду на лучшее будущее.
«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Обоим памятникам присущи высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй прозаического текста. Оба памятника близки и сочетанием в них плача и похвалы, похвалы былому величию Русской земли, плачу о ее бедах в настоящем.
Житие Александра Невского»
Житие в рукописях не имеет устойчивого названия и именуется «житием», «словом» или «повестью о житии». Это княжеская биография, соединяющая в себе черты жития и воинской повести.
Составление «Жития Александра Невского» относят к 1263-1280 гг. и чаще всего связывают с именем митрополита Кирилла (митрополит Киевский в 1240-1280 гг.), а также с монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя. Здесь в XIII в. начинается почитание князя как святого и возникает первая редакция его жития.
Автор жития, называющий себя современником князя, свидетелем его жизни, по своим воспоминанням и рассказам соратников Александра Невского создает жизнеописание князя, прославляющее его воинские доблести и политические успехи. Составление полной биографии князя Александра не входило в задачи автора. 6 Содержанием жития является краткое изложение основных, с точки зрения автора, эпизодов его жизни, которые позволяют воссоздать героический образ князя, сохранившийся в памяти современников: князя — воина, доблестного полководца и умного политика. Описания знаменитых побед Александра Невского в битве на Неве и на льду Чудского озера, его дипломатических отношений с Ордой и папой римским являются центральными эпизодами жития. Рассказ о деяниях князя отличается абстрагированностью. В житии нет ни одной годовой даты, автор почти не называет исторических имен, особенно это касается противников («король страны Римской из Полуночной земли» — шведский король; «сильный царь Восточной страны» — хан Батый; «римляне» — шведы; «жены моавитские» — жены татарские и др.); он не всегда точен в изложении событий. Повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями. Сравнения с Самсоном, Соломоном, Иосифом Прекрасным, Давидом, Езекией подчеркивают вечный, вневременный характер деятельности Александра, придают его деяниям величественность и монументальность. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, стремясь показать, что «на таковые Бог призирает». Идея священности княжеской власти определяет особенности художественной структуры жизнеописания Александра Невского.
|
Справочка: Александр Невский жил 1220-1263 гг., в 1236-51 – князь Новогородский, с 1252 – Владимирский. Возглавлял борьбу с немецко-шведскими "захватчиками" (рыцари Ливонского ордена). 1240 г. – Невская битва (исток Ижоры), 5 апреля 1242 - Ледовое побоище (Чудское озеро).
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!