Межпредметные связи в обучении физики — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Межпредметные связи в обучении физики

2019-12-21 283
Межпредметные связи в обучении физики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Становление и развитие специалиста вне информационного поля неизменно приводит к увеличению потока информации, которую необходимо студентам не только принять и понять, но и обработать и применить в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим происходят существенные изменения в организации образования студентов вуза, причем акцент смещается на увеличение доли самостоятельной деятельности.

Указанные положения особенно актуальны для студентов заочного отделения. Однако на сегодняшний день заочная форма обучения, его содержание, методы и средства недостаточно сориентированы на современные требования подготовки специалистов. В результате анализа педагогического процесса вуза приходится констатировать, что заочное образование не претерпело существенных положительных изменений в плане организации самостоятельной образовательной деятельности студентов и определяется отсутствием целостной системы формирования у студентов заочного отделения необходимого уровня самостоятельной образовательной деятельности.

Несмотря на семидесятилетний опыт функционирования заочного образования, работ, посвященных проблемам развития, становления и организации этой формы обучения в педагогической литературе немного.

Решение задач профессионального образования невозможно без повышения уровня самостоятельной образовательной деятельности студентов, ее грамотной и эффективной организации со стороны преподавателя вуза. Практика показывает, что в опыте работы современных вузов еще много нерешенных вопросов.

Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречий между:

— потребностями общества в специалисте, который умеет организовать свою самостоятельную образовательную деятельность и недооценкой высшей школой важности этого направления в процессе профессиональной подготовки;

— недостатком литературы, разработанной и заточенной для самостоятельного образования;

Выявленные противоречия обуславливают проблему исследования, состоящую в поиске путей и средств, способствующих эффективной организации самостоятельной образовательной деятельности студентов с помощью методических разработок с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

Исходя из актуальности проблемы и недостаточной степени ее научной разработанности, оставляющей большое поле для дальнейшего изучения, была сформулирована тема настоящего исследования — «Разработка методического обеспечения курса общая физика для студентов заочного отделения (механика и молекулярная физика)».

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов заочного отделения.

Предмет исследования — процесс организации самостоятельной образовательной деятельности студентов-заочников нефизических специальностей с помощью специальной методической литературы

Цель исследования: разработать модель организации самостоятельной образовательной деятельности студентов с помощью специальной методической литературы, осуществление которой позволит обеспечить достижение высокого уровня самостоятельности в овладении профессией, и выявить условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.

Гипотеза исследования: организация самостоятельной образовательной деятельности (СОД) студентов-заочного отделения нефизических специальностей, может быть улучшен с помощью специальной методической литературы.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1. На основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы уточнить сущность и компонентный состав самостоятельной образовательной деятельности студентов заочной формы обучения, определить ее возможности.

2. Выявить место и роль методической литературы.

3. Разработать и апробировать модель организации самостоятельной образовательной деятельности студентов-заочников с помощью методической литературы.

4. Конкретизировать педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации рассматриваемой деятельности студентов-заочников

Для решения сформулированных задач на различных этапах работы использовались следующие методы исследования:

— теоретические: анализ общетеоретических и специальных работ по проблеме исследования

— эмпирические: наблюдение, опрос, обобщение и анализ опыта практической работы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, моделирующий и формирующий).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлены сущность и компонентный состав самостоятельной образовательной деятельности студентов заочного отделения

— определены дидактические возможности методической литературы в обучении

— теоретически обоснована и разработана модель организации самостоятельной образовательной деятельности студентов вуза на основе специального методического пособия.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена аргументированностью исходных теоретико-методологических позиций, опирающихся на достижения философской, педагогической и психологической наук, логикой построения теоретического и экспериментального исследования с использованием методов педагогического исследования, адекватных его предмету и задачам.

 


 

ФИЗИКА В СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Особенности преподавания общей физики студентам естественнонаучных специальностей

Современная наука становится всё более междисциплинарной, прорывные технологии лежат на стыке наук, это особенно ярко проявляется в естествознании – физике, химии, биологии, экологии, науках о Земле. Чтобы успешно решать актуальные задачи квалифицированному исследователю уже недостаточно иметь узкоспециальную подготовку в своей области, ему необходимы знания в смежных областях, а также чёткое представление об основных законах природы, лежащих в основе происходящих процессов и явлений. Это сложная проблема, на которую обратил внимание ещё в 1944 г. великий физик Эрвин Шрёдингер: «Мы унаследовали от наших предков острое стремление к цельному, всеобъемлющему знанию. Само название высших институтов познания – университеты – напоминает нам, что с давних пор и на протяжении многих столетий универсальный характер знаний – единственное, к чему может быть полное доверие». Но расширение и углубление разнообразных отраслей̆ знания в течение последних 100 с лишним лет поставило нас перед странной̆ дилеммой̆. С одной̆ стороны, мы чувствуем, что только теперь начинаем приобретать надёжный̆ материал для того, чтобы свести в единое целое всё до сих пор известное, а с другой̆ стороны, становится почти невозможным для одного ума полностью овладеть более чем одной̆ небольшой̆ специальной̆ частью науки. Я не вижу выхода из этого положения (чтобы при этом наша основная цель не оказалась потерянной̆ навсегда), если только кое-кто из нас не рискнёт взяться за синтез фактов и теорий» [1]. Очевидно, что на современном этапе прорыв в будущее может дать конвергенция, т. е. объединение, взаимопроникновение наук и технологий, фундаментом которой является знание наиболее общих законов природы, и которая, по мнению авторов отчёта, подготовленного в 2002 г. во Всемирном центре оценки технологий [2], должна объединить знания и наивысшие технологические достижения в области изучения живого и неживого миров и позволить создать природоподобные системы с качественно иными механизмами выработки и потребления энергии [3].

Поэтому преподавание общего курса физики на естественнонаучных факультетах сегодня имеет особое значение и играет важную роль. Способствуя развитию физического мышления, познанию современной̆ физической картины мира, изучение физики не только формирует научное мировоззрение, но и закладывает фундамент для освоения специальных дисциплин. Эта теснейшая связь физики с другими отраслями естествознания, как отмечал С.И. Вавилов, привела к тому, что физика глубочайшими корнями вросла в астрономию, геологию, химию, биологию и другие естественные науки [4]. Важно не только ознакомить студентов с основными физическими принципами и законами, научить их использовать свои знания в решении конкретных задач, но и показать тесную взаимосвязь физики с выбранной ими специализацией. Продемонстрировать на примерах как наиболее общие законы природы (такие как законы сохранения, начала термодинамики, постулаты Бора и др.) проявляются в конкретных областях знаний – химии, биологии, геологии, экологии.

Кроме того, успешная деятельность как в исследовательской, так и в прикладных областях, невозможна без применения современных исследовательских методик, в основе которых лежат физические явления и процессы. Физические методы сегодня активно используются не только в естественных науках, но и в гуманитарных – таких как психология, история, лингвистика. Очевидно, что высококвалифицированный̆ специалист, используя в своей работе ту или иную экспериментальную методику, должен иметь хотя бы общие представления о принципах её работы, о способе получения результатов, о физических процессах, лежащих в её основе. И познакомить студентов с этими методами также является задачей преподавателя общей физики.

Традиции конвергентного образования именно на основе физики в нашей̆ стране весьма значительны, особенно по сравнению с тем, как традиционно преподают естественнонаучные предметы во многих университетах мира. В ведущих западных университетах студенту даётся лишь самое базовое физическое образование, в дальнейшем выращивая узкого специалиста в своей конкретной области знаний. Отечественная система образования предполагает более широкий междисциплинарный подход. Но ещё Козьма Прутков утверждал, что «никто не обнимет необъятного», поэтому ещё недавно, когда учёный уже был не способен обладать передовыми знаниями в нескольких, пусть даже близких, областях, западный подход был достаточно эффективен (о чём, в частности, говорит и число нобелевских лауреатов в отдельных областях знаний). Но и раньше недостатки узкоспециализированного образования были очевидны – очень часто учёный, не владея иными методами исследований, не замечал возможных приложений и развитий своих открытий. А сегодня междисциплинарный подход к образованию становится не просто актуальным, но и абсолютно необходимым.

Общепризнано, что сочетание фундаментального и профильного обучения в настоящий момент является необходимым и перспективным [15]. Поэтому важной особенностью подготовленных учебных курсов является именно сочетание фундаментальности и профилизации, проявившейся в выборе приоритетов и в примерах применения физики в геологии, биологии, почвоведении, метеорологии, экологии и т.п. [4]. Особое внимание в изложении курса общей физики уделяется проявлению физических законов в областях, связанных с выбранной студентом специализацией. Это даёт возможность студентам почувствовать взаимосвязь между физикой и профильной дисциплиной, и повышает интерес к дальнейшему изучению физики и применению физических закономерностей в избранной научной деятельности. Также важным фактором является самостоятельная творческая работа студентов. Хорошие результаты даёт проведение части лекций в формате конференций, когда студенты, прослушав очередной раздел общего курса физики, готовят доклады о физических основах природных явлений и процессов, происходящих в живых системах [5-11].

 

Этапы разработки

Работа по созданию методического пособия осуществлялась в три этапа.

На первом этапе исследования — поисковом — осуществлялся поиск и проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме, выяснялась степень ее научной разработанности. На данном этапе определялась цель, выбирались объект и предмет исследования, формулировалась рабочая гипотеза и задачи, определялись общий методологический подход и теоретико-методологическая база, уточнялся понятийный аппарат, накапливался, обобщался и анализировался основной теоретический материал по уточнению сущности и компонентного состава самостоятельной образовательной деятельности студентов, особенности ее организации на основе технологий дистанционного обучения.

На втором этапе — методологическом — в ходе дальнейшего научного поиска была разработана модель и обоснованы условия, гарантирующие успешность организации самостоятельной образовательной деятельности студентов на основе методического пособия. В ходе работы уточнялась гипотеза исследования, спектр решаемых задач, оформлялся критериально-диагностический инструментарий определения уровней владения самостоятельной образовательной деятельности, анализировались и интерпретировались констатирующие данные.

На третьем этапе — обобщающем — формулировались выводы исследования, оформлялся материал диссертационной работы.

 

Учебно-методическое обеспечение курса «Физика» для заочной формы обучения

2.3.1 Программа дисциплины

 

Программа – документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению в процессе изучения дисциплины.

Типовые (примерные) программы учебных дисциплин, входящих в федеральный компонент, разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов и утверждаются федеральным органом управления высшим профессиональным образованием.

В дальнейшем примерные программы учебных дисциплин разрабатываются и распространяются учебно-методическими объединениями вузов.

Типовая (примерная) программа учебной дисциплины за рамками требований государственного образовательного стандарта носит рекомендательный характер.

Этот документ включает в себя основные дидактические единицы в виде разделов, тем, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.

Также примерная программа учебной дисциплины включает требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым в результате ее изучения, их необходимо учитывать при создании рабочей программы.

Примерная программа учебной дисциплины приводит распределение общей трудоемкости изучения дисциплины на аудиторную и внеаудиторную работу студента, а так же устанавливает виды аудиторных занятий, приводит рекомендации по курсовому проектированию.

 

2.3.2 Описание дисциплины

 

Цель дисциплины:

формирование у студентов система знаний, умений и навыков о явлениях, закономерностях, законах, теориях и методах изучения природы. Развитие профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств лица, сформированных в процессе учебы с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологии, культуры и искусства. Усвоение студентами теоретических основ и практических методов исследования для проведения профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

изучение важнейших понятий и моделей физики; получение студентами представления о постановке задач в современной физике и методах их формализации. Формирование знаний и умений студента, необходимых и достаточных для понимания явлений и процессов, которые происходят в природе, технике.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю):

а) общекультурных (ОК):

– способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-13).

б) общепрофессиональных (ОПК):

– способность применять знания фундаментальных разделов физики, химии, наук о Земле для освоения основ биологии (ОПК-3);

в) профессиональных (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

– способность применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой и оборудованием (ПК-1);

научно-производственная и проектная деятельность:

– готовность применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-5);

– владение химическими, бактериологическими и биофизическими методами исследований различных биологических материалов (ПК-8);

– владение современными методами гистологических, физиологических и иммунологических исследований (ПК-9).

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:

– определение основных физических величин;

– основы теорий, которые составляют ядро курса «физика»;

- терминологии и аппарат основных понятий изученного курса, особенности пользования ими для анализа информации;

- основные физические явления и законы;

– методы решения типичных задач по физике;

– методы наблюдения и измерения физических величин, методы обработки результатов измерений;

- фундаментальные открытия в области физики и их роль в развитии науки;

 

Уметь:

- систематизировать результаты наблюдений, делать обобщение и оценивать их достоверность и границы применения;

- применять изученные соотношения к описанию разнообразных процессов;

– анализировать и объяснить основные наблюдаемые природные явления и эффекты с позиций фундаментальных законов физики;

– решать типичные физические задачи;

– проводить расчеты и оценивать их значения;

– пользоваться измерительными приборами и измерять основные физические величины;

– рассчитывать погрешности измерений.

 

Владеть:

– использованием основных законов физики в важнейших практических приложениях;

– применением основных методов физического анализа для решения естественнонаучных задач.

 Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса

 

  Модуль 1
Порядковый номер и тема Краткое содержание темы
  Содержательный модуль 1
Тема 1. Кинематика Связь физики с другими науками. Кинематика точки. Системы отсчета. Траектория, перемещение, путь. Скорость. Ускорение.
Тема 2. Виды движения Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Кинематика движения по окружности.
Тема 3. Динамика Сила и масса. Законы Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Центр масс. Силы трения. Деформация тел. Упругие силы.
Тема 4.  Виды сил   Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Вес. Преобразования Галилея. Законы движения в неинерциальных системах отсчёта. Силы инерции. Сила Кориолиса.
Тема 5. Кинематика и динамика твердого тела Кинематика твердого тела. Вращение твердого тела вокруг неподвижной вехе. Момент инерции. Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела. Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия вращающегося тела.
Тема 6. Работа и энергия Механическая работа. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Потенциальные силы. Закон сохранения энергии в механике. Условия равновесия механической системы. Виды удара
Тема 7.Механика жидкостей и газов Закон Паскаля. Гидростатика. Поле скоростей, линии и трубки тока Уравнения неразрывности. Уравнение Эйлера. Уравнение Бернулли. Вязкость. Движение тел в жидкости.
Тема 8.Механические колебания и волны Гармоничные колебания. Математический и физический маятники. Вынужденные колебания. Резонанс. Сложение колебаний. Упругие волны.
  Содержательный модуль 2
Тема 9. Основы МКТ Основы молекулярно-кинетической теории. Тепловое движение молекул, скорости теплового движения. Температура. Абсолютная термодинамическая шкала температур. Уравнение состояния идеального газа.
Тема10. Термодинамика Термодинамика. Основные законы и методы термодинамики. Термодинамическая система и термодинамическое равновесие. Равновесные процессы. Работа и количество теплоты. Внутренняя энергия идеального газа. I начало термодинамики. Теплоемкость тел. Адиабатический процесс, уравнение Пуассона.
Тема 11. Статистическая физика Статистическая физика. Предмет статистической физики. Молекулярно-кинетическое значение температуры. Давление газа на стенку сосуда. Энергия теплового движения. Распределение энергии теплового движения по степеням свободы. Классическая теория теплоемкости идеального газа и кристаллических тел, ее недостатки. Понятие о квантовой теории. Флуктуации. Термодинамические потенциалы.
Тема 12.  Распределение Максвелла. Реальные газы. Распределение молекул по абсолютным значениям скоростей (Распределение Максвелла). Распределение молекул по значениям потенциальной энергии. Распределение Максвелла-Больцмана. Реальные газы. Модель газа, уравнения и изотермы Ван-дер-Ваальса. Критическое состояние и критическая температура
Тема 13. II начало термодинамики Основы термодинамической теории обратимых и необратимых процессов. Тепловые машины, их КПД. II начало термодинамики. Цикл Карно и его КПД. Теоремы Карно.
Тема 14. Энтропия Реальные газы Микроскопическое и макроскопическое описание состояния системы. Приведенная теплота. Теорема Клаузиуса. Энтропия. Закон возрастания энтропии. Энтропия и вероятность. Формула Больцмана и её вероятностное значение, П начала термодинамики. Теорема Нернста. Критика теории "тепловой смерти" Вселенной.
Тема 15. Жидкости Жидкости. Особенности строения и теплового движения жидкостей. Поверхностное натяжение, коэффициент поверхностного натяжения. Формула Лапласа. Краевые эффекты, смачивания и несмачивание, капиллярность.
Тема 16. Фазовые переходы.   Фазовые переходы. Понятие фазы. Фазовые переходы I и П рода. Скрытая теплота фазового перехода. Диаграмма состояний, тройная точка. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса. Явления переноса. Элементарная теория и общее уравнение процессов переноса в газах. Диффузия, внутреннее трение, теплопроводность. Законы Фика, Ньютона, Фурье.

 

Курс дисциплины «Физика» предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студента.

Материал излагается с использованием объяснительно-иллюстративных, эвристических и исследовательских методов преподавания. При проведении лекций для обсуждения материала широко используются мультимедийные презентации, анимации, а так же раздаточные материалы.

В учебном процессе широко применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, дискуссия, полемика), внеаудиторная самостоятельная работа, балльно-рейтинговая система оценки успеваемости, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение.

Использование в учебном процессе интернет-ресурсов по данному курсу; рассмотрение задач, максимально приближенных к конкретным научно-исследовательским ситуациям, которые исторически приходилось решать для построения моделей соответствующих космических объектов, с элементами дискуссии и полемикой в процессе поиска путей решения сформулированных проблем; тесты и контрольные работы.

Самостоятельная работа студентов предусматривает выполнение индивидуальных заданий, подготовку к лабораторным занятиям, изучение учебной и методической литературы, составление конспектов, аннотаций статей, защита презентаций и докладов, изучение приборов и оборудования, проведение эксперимента, обработку полученных результатов, анализ полученных результатов

Курс лекций

 

Курс лекций – учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины.

Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Курс лекций – это тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом.

Его также можно рассматривать как дополнение к учебнику. Как правило, это издание развивает содержание учебника за счет новых оригинальных материалов.

Тексты лекций составляются на базе уже прочитанного материала.

 

2.3.4. Самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студента (СРС) – это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

Образовательные цели СРС (воспитательные, развивающие, оранизационно-педагогические):

· развитие общеучебных навыков и познавательных способностей студентов: инициативы, самостоятельности и организованности;

· развитие исследовательских умений;

· развитие ответственности за собственное образование.

· повышение эффективности аудиторных занятий.

Дидактические цели СРС:

· расширение и углубление знаний;

· закрепление и систематизация знаний;

· формирование практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;

· перевод полученной студентом учебной информации во внутреннее знание.

Лекция является одним из важнейших видов учебных заданий. Она дает возможность получить научные знания, раскрывать важные вопросы изучаемой темы, указывать основные направления самостоятельного изучения материала, а также дает методические указания для самостоятельной работы. Поэтому каждая лекция должна представлять собой логически законченное целое. Все факты, приемы, демонстрации и опыты, наглядные и технические средства обучения должны служить средством раскрытия основного содержания лекции.

Рабочий план заочной формы обучения предусматривает чтение студентам установочных и обзорных лекций.

Обзорная лекция – вид лекции, читаемый по заочной форме обучения, при которой в течение короткого времени излагаются основные положения изучаемой дисциплины, оговариваются условия, требования к выполнению контрольных заданий и прочих видов работ, определяют формы отчетности.

Студент заочной формы обучения должен осознавать, что установочные и обзорные лекции охватывают только часть объема изучаемого материала, и подготавливают его к полному и твердому усвоения при систематической, добросовестной самостоятельной работе над учебными информационными источниками.

Семинарское занятие проводится по основным, наиболее сложным темам и разделам и имеет целью проверить, углубить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, а также привить им навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Контрольные работы представляют собой выполнение контрольных заданий. Основная задача контрольной работы – закрепить теоретический материал, выработать умение применять его к решению практических задач, выработать навыки письменного изложения учебного материала. Одновременно контрольная работа является формой отчета о самостоятельной работе студента при изучении дисциплины.

Самостоятельная работа студента-заочника имеет решающее значение для успешного освоения изучаемой дисциплины. Данный вид работы над учебным материалом является основным видом занятий при заочном обучении. На нее приходится около 80% времени, отводимого учебным планом.

С целью оказания помощи по организации самостоятельной работы в межсессионный период студентам выдаются:

· график занятий на год

· учебная программа

· методические указания к изучению дисциплины, в которые включены и задания для контрольной работы

· планы семинарских занятий

· расписание контрольных мероприятий на межсессионный период, которое дает четкую информацию по срокам о проводимых консультациях, сдаче экзаменов и т.д.

Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие основные виды:

1. изучение учебного материала по учебникам, электронным пособиям и другим информационным источникам;

2. выполнение письменных самостоятельных работ, дающих возможность обобщить изученный материал и применить полученные знания к решению конкретных задач.

Контрольная работа по физике выполняется студентами заочной формы обучения, изучающими курс «Физика».

Контрольная работа оформляется по общепринятым правилам и должна включать в себя:

· титульный лист;

· оглавление;

· перечень и ответы на контрольные вопросы;

· наименование, исходные данные и решение задачи;

· список литературы.

Контрольная работа обязательно подписывается студентом.

В методических указаниях приводятся 10 вариантов контрольной работы. Номер варианта контрольной работы студента должен соответствовать последней цифре номера его зачетной книжки.

 

2.3.5. Характеристика и описание заданий на СРС

 

Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:

· чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

· составление плана текста; графическое изображение структуры текста;

· конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами;

· учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

· Работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

· составление плана и тезисов ответа;

· составление таблиц для систематизации учебного материала;

· изучение нормативных материалов;

· ответы на контрольные вопросы;

· аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);

· подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

· подготовка рефератов, докладов;

· составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

для формирования умений:

· решение задач и упражнений по образцу;

· решение вариативных задач и упражнений;

· решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;

Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер.

Данный раздел должен содержать два списка рекомендуемой литературы (основной и дополнительной). Приводится в рабочей программе.

Требования к представлению и оформлению результатов СРС

В данном разделе должны быть сформулированы требования к предоставлению и оформлению результатов СРС:

· правила оформления;

· порядок защиты.

Оценка выполнения СРС

В данном разделе должны содержаться разъяснения для студентов о системе оценивания его самостоятельной работы.

Формы проведения контроля самостоятельной работы студентов:

· собеседование;

· проверка индивидуальных заданий;

· семинарские занятия;

· деловые игры;

· зачет по теме, разделу;

· тестирование;

· контрольные работы;

· устный и письменный экзамены и т.д.

Для контроля эффективности организации самостоятельной работы студентов можно проводить анкетирование, в ходе которого выявлять полезность тех или иных видов и организационных форм самостоятельных работ, правильность и своевременность их включения в учебный процесс, достаточность методического обеспечения, соответствие запланированного времени на их выполнение реально затраченному времени и т.д.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента могут являться:

· уровень освоения студентом учебного материала;

· умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

· обоснованность и четкость изложения ответа;

· оформление материала в соответствии с требованиями стандартов;

· сформированные умения и навыки в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Анализ литературы и научных работ показал, что существует необходимость в создании методическое пособие по самостоятельному изучению курса физики для студентов нефизических специальностей.

2. Самостоятельная образовательная деятельность студентов заочного отделения — это деятельность, в основе которой лежит осознанная целенаправленность субъекта на самостоятельное получение знаний, устойчивое мотивационное стремление к становлению профессионального специалиста, владеющего умениями практического осуществления собственной самостоятельной деятельности и возможностями объективного оценивания достигнутых результатов.

3. Организация самостоятельной образовательной деятельности заочников представляет собой совокупность действий, направленных на самостоятельное добывание знаний средствами дистанционных технологий, мотивированное стремление к профессиональному росту, творческое применение полученных знаний на практике, а также объективное и своевременное оценивание достигнутых результатов, что способствует расширению педагогического опыта студентов и повышению их уровня самостоятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шрёдингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? / пер. с англ. и послесл. А.А. Малиновского. – М.: Гос. издательство иностранной литературы, 1947.

2. Converging Technologies for Improving Human Performance // Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science / Ed. by M.C. Roco, W.S. Bainbridge. Arlington, Virginia: National Science Foundation, 2002.

3. Копейкин К. Что есть реальность? Размышляя над произведениями Эрвина Шрёдингера. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. – 138 с.

4. Бармасов А.В., Холмогоров В.Е. Курс общей физики для природопользователей. Механика / Под ред. А.С. Чирцова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008, 2012. – 416 с.

5. Бармасова А.М., Бармасов А.В., Скобликова А.Л. и др. Особенности преподавания общей физики студентам-экологам / В кн.: Проблемы теоретической и прикладной экологии. – СПб.: Изд-во РГГМУ, 2005. – 267 с. – С. 226-241.

6. Бармасова А.М., Бармасов А.В., Бобровский А.П., Яковлева Т.Ю. К вопросу об особенностях преподавания общей физики студентам-экологам / В кн.: Тезисы докладов. Совещание заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России. – М.: АВИАИЗДАТ, 2006. – С. 46-48.

7. Бармасова А.М., Яковлева Т.Ю., Бармасов А.В. и др. Комплексный подход к преподаванию физики студентам-природопользователям / В кн.: Тезисы докладов научно-методической школы-семинара по проблеме «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС» и совещания заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России./ Под ред. проф. Г.Г. Спирина. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2007. – 344 с. – С. 40-41.

8. Бармасова А.М., Яковлева Т.Ю., Бармасов А.В. и др. Мультимедийный лекционный курс по обработке результатов измерений физических величин для студентов-природопользователей / В кн.: Тезисы докладов научно-методической школы-семинара по проблеме «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС» и совещания заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России. / Под ред. проф. Г.Г. Спирина. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2007. – 344 с. – С. 42.

9. Яковлева Т.Ю., Бармасова А.М., Бармасов А.В. Межпредметные связи при преподавании общей физи<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.