Разработка методического пособия — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Разработка методического пособия

2019-12-21 130
Разработка методического пособия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этапы разработки

Работа по созданию методического пособия осуществлялась в три этапа.

На первом этапе исследования — поисковом — осуществлялся поиск и проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме, выяснялась степень ее научной разработанности. На данном этапе определялась цель, выбирались объект и предмет исследования, формулировалась рабочая гипотеза и задачи, определялись общий методологический подход и теоретико-методологическая база, уточнялся понятийный аппарат, накапливался, обобщался и анализировался основной теоретический материал по уточнению сущности и компонентного состава самостоятельной образовательной деятельности студентов, особенности ее организации на основе технологий дистанционного обучения.

На втором этапе — методологическом — в ходе дальнейшего научного поиска была разработана модель и обоснованы условия, гарантирующие успешность организации самостоятельной образовательной деятельности студентов на основе методического пособия. В ходе работы уточнялась гипотеза исследования, спектр решаемых задач, оформлялся критериально-диагностический инструментарий определения уровней владения самостоятельной образовательной деятельности, анализировались и интерпретировались констатирующие данные.

На третьем этапе — обобщающем — формулировались выводы исследования, оформлялся материал диссертационной работы.

 

Учебно-методический комплекс

 

Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

Основная цель создания УМК – предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) – это набор учебных изданий, учебно-методических и справочных материалов, выполненных в печатном или электронном виде, необходимых и достаточных для организации учебного процесса по конкретной дисциплине учебного плана.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены УМКД.
Целями УМКД являются:

· систематизация содержания дисциплины с учетом достижений науки, техники производства;

· улучшение ее методического обеспечения;

· повышение эффективности и качества занятий;

· внедрение активных методов обучения;

· оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала;

· правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов;

· оказание помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.

УМКД должен обеспечивать:

· самостоятельное изучение теоретического материала;

· контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию);

· тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных (методически и дидактически проработанных);

· методическое сопровождение по организации всех видов занятий;

· дополнительную информационную поддержку (дополнительные учебные и информационно – справочные материалы).

УМКД несет нагрузку:

- оказания студентам методической и практической помощи в освоении учебного материала;

- оказания методической помощи преподавателям при подготовке проведении учебного процесса по дисциплине;

- является основой для оценки и планирования работы кафедры по дальнейшему совершенствованию методического обеспечения учебного процесса.

 

Учебно-методическое обеспечение курса «Физика» для заочной формы обучения

2.3.1 Программа дисциплины

 

Программа – документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению в процессе изучения дисциплины.

Типовые (примерные) программы учебных дисциплин, входящих в федеральный компонент, разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов и утверждаются федеральным органом управления высшим профессиональным образованием.

В дальнейшем примерные программы учебных дисциплин разрабатываются и распространяются учебно-методическими объединениями вузов.

Типовая (примерная) программа учебной дисциплины за рамками требований государственного образовательного стандарта носит рекомендательный характер.

Этот документ включает в себя основные дидактические единицы в виде разделов, тем, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.

Также примерная программа учебной дисциплины включает требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым в результате ее изучения, их необходимо учитывать при создании рабочей программы.

Примерная программа учебной дисциплины приводит распределение общей трудоемкости изучения дисциплины на аудиторную и внеаудиторную работу студента, а так же устанавливает виды аудиторных занятий, приводит рекомендации по курсовому проектированию.

 

2.3.2 Описание дисциплины

 

Цель дисциплины:

формирование у студентов система знаний, умений и навыков о явлениях, закономерностях, законах, теориях и методах изучения природы. Развитие профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств лица, сформированных в процессе учебы с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологии, культуры и искусства. Усвоение студентами теоретических основ и практических методов исследования для проведения профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

изучение важнейших понятий и моделей физики; получение студентами представления о постановке задач в современной физике и методах их формализации. Формирование знаний и умений студента, необходимых и достаточных для понимания явлений и процессов, которые происходят в природе, технике.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю):

а) общекультурных (ОК):

– способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-13).

б) общепрофессиональных (ОПК):

– способность применять знания фундаментальных разделов физики, химии, наук о Земле для освоения основ биологии (ОПК-3);

в) профессиональных (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

– способность применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой и оборудованием (ПК-1);

научно-производственная и проектная деятельность:

– готовность применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-5);

– владение химическими, бактериологическими и биофизическими методами исследований различных биологических материалов (ПК-8);

– владение современными методами гистологических, физиологических и иммунологических исследований (ПК-9).

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:

– определение основных физических величин;

– основы теорий, которые составляют ядро курса «физика»;

- терминологии и аппарат основных понятий изученного курса, особенности пользования ими для анализа информации;

- основные физические явления и законы;

– методы решения типичных задач по физике;

– методы наблюдения и измерения физических величин, методы обработки результатов измерений;

- фундаментальные открытия в области физики и их роль в развитии науки;

 

Уметь:

- систематизировать результаты наблюдений, делать обобщение и оценивать их достоверность и границы применения;

- применять изученные соотношения к описанию разнообразных процессов;

– анализировать и объяснить основные наблюдаемые природные явления и эффекты с позиций фундаментальных законов физики;

– решать типичные физические задачи;

– проводить расчеты и оценивать их значения;

– пользоваться измерительными приборами и измерять основные физические величины;

– рассчитывать погрешности измерений.

 

Владеть:

– использованием основных законов физики в важнейших практических приложениях;

– применением основных методов физического анализа для решения естественнонаучных задач.

 Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса

 

  Модуль 1
Порядковый номер и тема Краткое содержание темы
  Содержательный модуль 1
Тема 1. Кинематика Связь физики с другими науками. Кинематика точки. Системы отсчета. Траектория, перемещение, путь. Скорость. Ускорение.
Тема 2. Виды движения Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Кинематика движения по окружности.
Тема 3. Динамика Сила и масса. Законы Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Центр масс. Силы трения. Деформация тел. Упругие силы.
Тема 4.  Виды сил   Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Вес. Преобразования Галилея. Законы движения в неинерциальных системах отсчёта. Силы инерции. Сила Кориолиса.
Тема 5. Кинематика и динамика твердого тела Кинематика твердого тела. Вращение твердого тела вокруг неподвижной вехе. Момент инерции. Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела. Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия вращающегося тела.
Тема 6. Работа и энергия Механическая работа. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Потенциальные силы. Закон сохранения энергии в механике. Условия равновесия механической системы. Виды удара
Тема 7.Механика жидкостей и газов Закон Паскаля. Гидростатика. Поле скоростей, линии и трубки тока Уравнения неразрывности. Уравнение Эйлера. Уравнение Бернулли. Вязкость. Движение тел в жидкости.
Тема 8.Механические колебания и волны Гармоничные колебания. Математический и физический маятники. Вынужденные колебания. Резонанс. Сложение колебаний. Упругие волны.
  Содержательный модуль 2
Тема 9. Основы МКТ Основы молекулярно-кинетической теории. Тепловое движение молекул, скорости теплового движения. Температура. Абсолютная термодинамическая шкала температур. Уравнение состояния идеального газа.
Тема10. Термодинамика Термодинамика. Основные законы и методы термодинамики. Термодинамическая система и термодинамическое равновесие. Равновесные процессы. Работа и количество теплоты. Внутренняя энергия идеального газа. I начало термодинамики. Теплоемкость тел. Адиабатический процесс, уравнение Пуассона.
Тема 11. Статистическая физика Статистическая физика. Предмет статистической физики. Молекулярно-кинетическое значение температуры. Давление газа на стенку сосуда. Энергия теплового движения. Распределение энергии теплового движения по степеням свободы. Классическая теория теплоемкости идеального газа и кристаллических тел, ее недостатки. Понятие о квантовой теории. Флуктуации. Термодинамические потенциалы.
Тема 12.  Распределение Максвелла. Реальные газы. Распределение молекул по абсолютным значениям скоростей (Распределение Максвелла). Распределение молекул по значениям потенциальной энергии. Распределение Максвелла-Больцмана. Реальные газы. Модель газа, уравнения и изотермы Ван-дер-Ваальса. Критическое состояние и критическая температура
Тема 13. II начало термодинамики Основы термодинамической теории обратимых и необратимых процессов. Тепловые машины, их КПД. II начало термодинамики. Цикл Карно и его КПД. Теоремы Карно.
Тема 14. Энтропия Реальные газы Микроскопическое и макроскопическое описание состояния системы. Приведенная теплота. Теорема Клаузиуса. Энтропия. Закон возрастания энтропии. Энтропия и вероятность. Формула Больцмана и её вероятностное значение, П начала термодинамики. Теорема Нернста. Критика теории "тепловой смерти" Вселенной.
Тема 15. Жидкости Жидкости. Особенности строения и теплового движения жидкостей. Поверхностное натяжение, коэффициент поверхностного натяжения. Формула Лапласа. Краевые эффекты, смачивания и несмачивание, капиллярность.
Тема 16. Фазовые переходы.   Фазовые переходы. Понятие фазы. Фазовые переходы I и П рода. Скрытая теплота фазового перехода. Диаграмма состояний, тройная точка. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса. Явления переноса. Элементарная теория и общее уравнение процессов переноса в газах. Диффузия, внутреннее трение, теплопроводность. Законы Фика, Ньютона, Фурье.

 

Курс дисциплины «Физика» предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студента.

Материал излагается с использованием объяснительно-иллюстративных, эвристических и исследовательских методов преподавания. При проведении лекций для обсуждения материала широко используются мультимедийные презентации, анимации, а так же раздаточные материалы.

В учебном процессе широко применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, дискуссия, полемика), внеаудиторная самостоятельная работа, балльно-рейтинговая система оценки успеваемости, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение.

Использование в учебном процессе интернет-ресурсов по данному курсу; рассмотрение задач, максимально приближенных к конкретным научно-исследовательским ситуациям, которые исторически приходилось решать для построения моделей соответствующих космических объектов, с элементами дискуссии и полемикой в процессе поиска путей решения сформулированных проблем; тесты и контрольные работы.

Самостоятельная работа студентов предусматривает выполнение индивидуальных заданий, подготовку к лабораторным занятиям, изучение учебной и методической литературы, составление конспектов, аннотаций статей, защита презентаций и докладов, изучение приборов и оборудования, проведение эксперимента, обработку полученных результатов, анализ полученных результатов

Курс лекций

 

Курс лекций – учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины.

Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Курс лекций – это тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом.

Его также можно рассматривать как дополнение к учебнику. Как правило, это издание развивает содержание учебника за счет новых оригинальных материалов.

Тексты лекций составляются на базе уже прочитанного материала.

 

2.3.4. Самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студента (СРС) – это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

Образовательные цели СРС (воспитательные, развивающие, оранизационно-педагогические):

· развитие общеучебных навыков и познавательных способностей студентов: инициативы, самостоятельности и организованности;

· развитие исследовательских умений;

· развитие ответственности за собственное образование.

· повышение эффективности аудиторных занятий.

Дидактические цели СРС:

· расширение и углубление знаний;

· закрепление и систематизация знаний;

· формирование практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;

· перевод полученной студентом учебной информации во внутреннее знание.

Лекция является одним из важнейших видов учебных заданий. Она дает возможность получить научные знания, раскрывать важные вопросы изучаемой темы, указывать основные направления самостоятельного изучения материала, а также дает методические указания для самостоятельной работы. Поэтому каждая лекция должна представлять собой логически законченное целое. Все факты, приемы, демонстрации и опыты, наглядные и технические средства обучения должны служить средством раскрытия основного содержания лекции.

Рабочий план заочной формы обучения предусматривает чтение студентам установочных и обзорных лекций.

Обзорная лекция – вид лекции, читаемый по заочной форме обучения, при которой в течение короткого времени излагаются основные положения изучаемой дисциплины, оговариваются условия, требования к выполнению контрольных заданий и прочих видов работ, определяют формы отчетности.

Студент заочной формы обучения должен осознавать, что установочные и обзорные лекции охватывают только часть объема изучаемого материала, и подготавливают его к полному и твердому усвоения при систематической, добросовестной самостоятельной работе над учебными информационными источниками.

Семинарское занятие проводится по основным, наиболее сложным темам и разделам и имеет целью проверить, углубить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, а также привить им навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Контрольные работы представляют собой выполнение контрольных заданий. Основная задача контрольной работы – закрепить теоретический материал, выработать умение применять его к решению практических задач, выработать навыки письменного изложения учебного материала. Одновременно контрольная работа является формой отчета о самостоятельной работе студента при изучении дисциплины.

Самостоятельная работа студента-заочника имеет решающее значение для успешного освоения изучаемой дисциплины. Данный вид работы над учебным материалом является основным видом занятий при заочном обучении. На нее приходится около 80% времени, отводимого учебным планом.

С целью оказания помощи по организации самостоятельной работы в межсессионный период студентам выдаются:

· график занятий на год

· учебная программа

· методические указания к изучению дисциплины, в которые включены и задания для контрольной работы

· планы семинарских занятий

· расписание контрольных мероприятий на межсессионный период, которое дает четкую информацию по срокам о проводимых консультациях, сдаче экзаменов и т.д.

Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие основные виды:

1. изучение учебного материала по учебникам, электронным пособиям и другим информационным источникам;

2. выполнение письменных самостоятельных работ, дающих возможность обобщить изученный материал и применить полученные знания к решению конкретных задач.

Контрольная работа по физике выполняется студентами заочной формы обучения, изучающими курс «Физика».

Контрольная работа оформляется по общепринятым правилам и должна включать в себя:

· титульный лист;

· оглавление;

· перечень и ответы на контрольные вопросы;

· наименование, исходные данные и решение задачи;

· список литературы.

Контрольная работа обязательно подписывается студентом.

В методических указаниях приводятся 10 вариантов контрольной работы. Номер варианта контрольной работы студента должен соответствовать последней цифре номера его зачетной книжки.

 

2.3.5. Характеристика и описание заданий на СРС

 

Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:

· чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

· составление плана текста; графическое изображение структуры текста;

· конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами;

· учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

· Работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

· составление плана и тезисов ответа;

· составление таблиц для систематизации учебного материала;

· изучение нормативных материалов;

· ответы на контрольные вопросы;

· аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);

· подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

· подготовка рефератов, докладов;

· составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

для формирования умений:

· решение задач и упражнений по образцу;

· решение вариативных задач и упражнений;

· решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;

Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер.

Данный раздел должен содержать два списка рекомендуемой литературы (основной и дополнительной). Приводится в рабочей программе.

Требования к представлению и оформлению результатов СРС

В данном разделе должны быть сформулированы требования к предоставлению и оформлению результатов СРС:

· правила оформления;

· порядок защиты.

Оценка выполнения СРС

В данном разделе должны содержаться разъяснения для студентов о системе оценивания его самостоятельной работы.

Формы проведения контроля самостоятельной работы студентов:

· собеседование;

· проверка индивидуальных заданий;

· семинарские занятия;

· деловые игры;

· зачет по теме, разделу;

· тестирование;

· контрольные работы;

· устный и письменный экзамены и т.д.

Для контроля эффективности организации самостоятельной работы студентов можно проводить анкетирование, в ходе которого выявлять полезность тех или иных видов и организационных форм самостоятельных работ, правильность и своевременность их включения в учебный процесс, достаточность методического обеспечения, соответствие запланированного времени на их выполнение реально затраченному времени и т.д.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента могут являться:

· уровень освоения студентом учебного материала;

· умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

· обоснованность и четкость изложения ответа;

· оформление материала в соответствии с требованиями стандартов;

· сформированные умения и навыки в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Анализ литературы и научных работ показал, что существует необходимость в создании методическое пособие по самостоятельному изучению курса физики для студентов нефизических специальностей.

2. Самостоятельная образовательная деятельность студентов заочного отделения — это деятельность, в основе которой лежит осознанная целенаправленность субъекта на самостоятельное получение знаний, устойчивое мотивационное стремление к становлению профессионального специалиста, владеющего умениями практического осуществления собственной самостоятельной деятельности и возможностями объективного оценивания достигнутых результатов.

3. Организация самостоятельной образовательной деятельности заочников представляет собой совокупность действий, направленных на самостоятельное добывание знаний средствами дистанционных технологий, мотивированное стремление к профессиональному росту, творческое применение полученных знаний на практике, а также объективное и своевременное оценивание достигнутых результатов, что способствует расширению педагогического опыта студентов и повышению их уровня самостоятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шрёдингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? / пер. с англ. и послесл. А.А. Малиновского. – М.: Гос. издательство иностранной литературы, 1947.

2. Converging Technologies for Improving Human Performance // Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science / Ed. by M.C. Roco, W.S. Bainbridge. Arlington, Virginia: National Science Foundation, 2002.

3. Копейкин К. Что есть реальность? Размышляя над произведениями Эрвина Шрёдингера. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. – 138 с.

4. Бармасов А.В., Холмогоров В.Е. Курс общей физики для природопользователей. Механика / Под ред. А.С. Чирцова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008, 2012. – 416 с.

5. Бармасова А.М., Бармасов А.В., Скобликова А.Л. и др. Особенности преподавания общей физики студентам-экологам / В кн.: Проблемы теоретической и прикладной экологии. – СПб.: Изд-во РГГМУ, 2005. – 267 с. – С. 226-241.

6. Бармасова А.М., Бармасов А.В., Бобровский А.П., Яковлева Т.Ю. К вопросу об особенностях преподавания общей физики студентам-экологам / В кн.: Тезисы докладов. Совещание заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России. – М.: АВИАИЗДАТ, 2006. – С. 46-48.

7. Бармасова А.М., Яковлева Т.Ю., Бармасов А.В. и др. Комплексный подход к преподаванию физики студентам-природопользователям / В кн.: Тезисы докладов научно-методической школы-семинара по проблеме «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС» и совещания заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России./ Под ред. проф. Г.Г. Спирина. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2007. – 344 с. – С. 40-41.

8. Бармасова А.М., Яковлева Т.Ю., Бармасов А.В. и др. Мультимедийный лекционный курс по обработке результатов измерений физических величин для студентов-природопользователей / В кн.: Тезисы докладов научно-методической школы-семинара по проблеме «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС» и совещания заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России. / Под ред. проф. Г.Г. Спирина. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2007. – 344 с. – С. 42.

9. Яковлева Т.Ю., Бармасова А.М., Бармасов А.В. Межпредметные связи при преподавании общей физики студентам естественнонаучных и инженерных специальностей / В кн.: Тезисы докладов научно-методической школы-семинара по проблеме «Физика в системе инженерного и педагогического образования стран ЕврАзЭС». / Под ред. проф. Г.Г. Спирина. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. – 364 с. – С. 355-357.

10. Букина М.Н., Бармасов А.В., Иванов А.С. Современные методы обучения при преподавании общей физики и математической обработки результатов измерений физических величин // В кн.: «Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: Труды международной научно-методической конференции 27-29мая 2014 г.». – СПб.: «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»», 2014. – 562 с. – С. 408-414.

11. Букина М.Н., Бармасов А.В., Иванов А.С. Некоторые аспекты преподавания курса физики в высшей школе // В кн.: VIII Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в ХХI веке». – СПб.: «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»», 2014. – С. 47-49.

12. Бармасов А.В., Холмогоров В.Е. Курс общей физики для природопользователей. Колебания и волны / Под ред. А.П. Бобровского. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009, 2012. – 256 с.

13. Бармасов А.В., Холмогоров В.Е. Курс общей физики для природопользователей. Молекулярная физика и термодинамика / Под ред. А.П. Бобровского. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009, 2012. – 512 с.

14. Бармасов А.В., Холмогоров В.Е. Курс общей физики для природопользователей. Электричество / Под ред. А.П. Бобровского. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010, 2013. – 448 с.

15. Кутимская М.А., Бузунова М.Ю. Перспективы развития вузовской науки и образования // Современные наукоёмкие технологии. – 2010. – No 10. – С. 194-197.

16. Бармасов А.В., Бармасова А.М., Струц А.В., Яковлева Т.Ю. Обработка результатов измерений физических величин. – СПб.: Изд-во СПбГПМУ, 2012. – 92 с.

17. Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей - М., 2006.

18. Межпредметные связи в учебном процессе. / Под. ред. Дмитриев С.Д. -Киров - Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. ин-т, 1978- с.80.

19. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса - Вып.5. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981.; Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // педагогика. - М., 1972. - №6 - С.48-56.

 


 

Приложение 1

Охрана труда

 

Техника безопасности в образовательном учреждении.

Одним из определяющих факторов успешного функционирования образовательного учреждения является обеспечение безопасности учащихся и соответствующее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по охране труда и профилактики травматизма обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

Согласно основному законодательному документу в сфере образования – Закону ДНР «Об образовании» (Ст. 38.) «Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся,».

Причины школьного травматизма различны, но условно их можно разделить на две группы. Первую группу составляют причины внешнего характера, вторую группу – причины, зависящие непосредственно от учащегося.

К первой группе относятся:

- недостаточный инструктаж педагогического персонала по охране труда;

- небрежное и невнимательное отношение преподавателей к обучению школьников безопасным приемам работы;

- недостаточный контроль соблюдения инструкций по охране труда;

- технические причины (отсутствие ограждающих устройств, неисправность оборудования и др.);

- несвоевременное и неквалифицированное расследование причин несчастных случаев;

- слабая организация дежурства учителей и учащихся по школе;

- недостатки воспитательной работы в вопросах соблюдения правил поведения, сплоченности ученического коллектива;

- слабое и несистематическое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики травматизма в быту и на улице.

Ко второй группе относятся:

- недисциплинированность учащихся;

- нарушение учениками правил и инструкций по охране труда;

- психологические и физиологические причины (недостаточное внимание, ослабление памяти, болезнь, утомление, связанное с ослаблением самоконтроля учащимся своей деятельности).

Статистика школьного травматизма свидетельствует, что наибольшее число травм (63 % от общего числа) получены учащимися на переменах. Это дает основания полагать, что одной из наиболее распространенных причин школьного травматизма является низкий уровень организации и поддержания порядка в образовательных учреждениях. Травмы, полученные на уроках физкультуры, составляют 16 %, на занятиях в спортивных секциях – 17 %, на других уроках – 4 %.

Несчастные случаи и травмы детей стоят на втором месте по частоте обращений на станции скорой помощи (16,9 %). Из них 53 % это ушибы, растяжения, вывихи, 14 % – повреждения глаз, 12 % – ожоги, по 7,5 % составляют переломы костей конечностей и отравления. В числе пострадавших мальчиков в 1,5 раза больше, чем девочек.

Причины увеличения числа бытовых и уличных травм среди учащихся различны. С одной стороны, это неудовлетворительные социально-экономические условия жизни и недостаточная работа городских специальных служб, с другой стороны, – малоэффективная педагогическая работа по воспитанию навыков культуры поведения учащихся.

Помимо детского травматизма имеют место несчастные случаи среди педагогического и технического персонала образовательных учреждений, например, травмы, полученные:

- учителями физического воспитания на уроках во время демонстрации упражнений, приемов, во время игры с детьми в подвижные игры;

- во время перемещения работников по лестничным пролетам между этажами;

- вследствие падения тяжелых предметов на работников;

- вследствие падения работников со стульев во время перемещения плакатов, таблиц и т. д.;

- при открывании и закрывании дверей вследствие неправильного положения рук работников и т. д.

Анализ причин травматизма показывает, что большинство несчастных случаев связано:

- с нарушением правил эксплуатации оборудования:

- с недостаточным контролем создания здоровых и безопасных условий труда в классах, кабинетах, мастерских со стороны органов образования, руководителей учреждений;

- с привлечением к работе плохо обученного в области охраны труда учебно-педагогического персонала:

- с нарушениями трудовой и производственной дисциплины.

Охрана труда в школе должна быть организована так, чтобы заранее исключить возможные неблагоприятные последствия учебно-воспитательного процесса. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований правил по технике безопасности учителями школ, заведующими кабинетами и руководителями школ является обязательным условием в работе по организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных занятий.

В связи с необходимостью постоянной заботы об улучшении условий труда, создания обстановки, исключающей производственный травматизм и профессиональные заболевания в образовательных учреждениях, разработаны комплексные планы улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. В эти планы включаются следующие мероприятия:

- приведение зданий, оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам;

- нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

- улучшение санитарно-бытовых помещений и устройств;

- повышение качества обучения по охране труда.

Общие мероприятия по предупреждению травматизма включают организационно-технические, общесанитарные и индивидуально-защитные мероприятия.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.