Предпосылки человеческих перемен и очертания нового человека — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Предпосылки человеческих перемен и очертания нового человека

2019-12-21 151
Предпосылки человеческих перемен и очертания нового человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я убежден, что характер человека может реально измениться при наличии следующих предпосылок:
1. Мы страдаем и сознаем это.
2. Мы понимаем причину нашего дискомфорта.
3. Мы видим возможность преодолеть этот дискомфорт.
4. Мы понимаем, что нам для этого необходимо усвоить некоторые нормы поведения, а нынешнюю практику жизни существенно изменить.

В функции нового общества входит создание нового человека, который должен быть наделен следующими чертами характера:
Готовность отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия.

Уверенность в себе, основанная на вере в собственные силы, потребность ощущать тепло и сочувствие своего окружения, а также потребность дарить другим людям свою любовь и солидарность (вместо потребности «иметь», владеть, покорять мир, превращаясь в раба своей собственности).

Осознание того факта, что никто, кроме нас самих, не может придать смысл нашей жизни, и одновременно понимание того, что только полная независимость может стать предпосылкой самой широкой активности, направленной на то, чтобы отдавать, дарить, делиться.

Способность при любых обстоятельствах быть внимательным к людям и сосредоточенным.

Умение радоваться возможности служить людям, а не возможности накапливать богатство и эксплуатировать других людей.

Любить жизнь во всех ее проявлениях, сознавать, что ничто из вещей и явлений не свято, лишь жизнь и то, что способствует ей.

Стремление ликвидировать в себе, или хотя бы свести на нет такие чувства, как жадность, ненависть, обман.

Способность жить без идолопоклонства, ибо достигнут такой уровень развития, когда нет нужды в иллюзиях и самообмане.

Стремление развивать свою способность любить, а также способность к критическому, свободному от сентиментальности мышлению.

Способность преодолеть собственный нарциссизм и философски принять трагический факт конечности человеческого бытия.

Глава 9
Существенные черты нового общества
Новая наука о человеке

Только лидеры могут понять, в каком кризисе находится цивилизация, чтобы предпринять усилия по созданию нового общества. М одель ново го общества должна включать в себя требования к созданию неотчужденного индивида, ориентированного на бытие, а не на обладание.

Фромм говорит об ответственном потреблении.

Нормальное здоровое потребление наступит лишь при том условии, что мы сумеем решительно вмешаться в действия акционеров и руководителей корпораций и ограничить их права на установление характера и норм производства исключительно с позиций максимальной прибыли.

Чтобы построить общество «экзистенциального бытия», все его члены должны стать активными гражданами, четко представлять себе как свои экономические, так и политические функции. Это значит, что мы только тогда сможем освободиться от ориентации на обладание, когда нам удастся в полной мере осуществить подлинную демократию в принятии экономических и политических решений

 

 

К.Хорни «Женская Психология»

 

Карен Хорни была не согласна со многими утверждением основателя психоанализа Зигмунда Фрейда в отношении женщин. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины бессознательно завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина бессознательно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни объясняла ошибочность таких утверждений тем, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами». Результат несогласия с официальной теорией - дисквалификация Хорни как персонального психоаналитика и исключение из рядов психоанализа. Однако Хорни добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она создала свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний. Хорни, опираясь на свою клиническую практику, утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. В «мужском мире», в котором мы живем, к женщинам относились (зачастую относятся до сих пор), как к существам второго сорта, не признавая равенства их прав с правами мужчин и воспитывая так, чтобы они принимали мужское «превосходство». Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям: «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила, смелость, независимость, успех, половая свобода, право выбирать партнера». Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами (вплоть до развития депрессии или невроза), в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами. Отношение к комплексу кастрации Взгляды Карен Хорни на психологию женщины претерпели значительные изменения в процессе ее творчества, начиная от полной поддержки теории психоанализа З. Фрейда и заканчивая ее глубоким переосмысливанием и переработкой. Так, в Докладе на VII Международном Психоаналитическом Конгрессе в Берлине в сентябре 1922 «О происхождении комплекса кастрации у женщин» Хорни демонстрирует свою полную приверженность взглядам ортодоксального психоанализа на проблему кастрации: «…наше понимание природы этого явления существенно не изменилось. Многие женщины и в детстве, и в зрелости периодически или даже постоянно испытывают страдания, связанные со своей половой принадлежностью. Специфические проявления ментальности женщин, возникающие из протеста против участи быть женщиной, берут свое начало от их детского страстного желания обладать собственным пенисом. Неприемлемая идея о собственной изначальной обделенности в этом отношении дает почву для пассивных фантазий о кастрации, в то время как активные фантазии порождаются мстительным отношением к мужчине, находящемся в привилегированном положении». Но уже в этом докладе звучит тема сомнения, даже какого то несогласия с официальной точкой зрения на проблему: «…в качестве аксиомы принимается тот факт, что женщины ощущают себя ущербными именно из-за своих половых органов. Возможно, с точки зрения мужского нарциссизма здесь все кажется слишком очевидным… Тем не менее, чрезмерно смелое утверждение, что половина человечества недовольна своей половой принадлежностью и может преодолеть это недовольство только в особо благоприятных условиях, представляется совершенно неудовлетворительным, и не только с точки зрения женского нарциссизма, но и биологической науки». Хорни задает вопрос, поиски ответа на который в течение всей ее жизни привели ее к созданию психологии женщины, отличной от психологии мужчины: на самом ли деле встречающийся у женщин комплекс кастрации, который может приводить не только к развитию невроза, но составляет угрозу здоровому формированию характера или даже всей будущей судьбе женщин (вполне нормальных, способных к любой практической деятельности), базируются единственно на неудовлетворенном желании иметь пенис? Или это только предлог, за которым скрываются иные силы, динамическое начало которых знакомо по механизму формирования неврозов? Хорни не просто задает этот вопрос, хотя уже сама постановка такого вопроса для ортодоксального психоанализа является опасной. Хорни предлагает на этот вопрос ответить, причем предлагает несколько методологических подходов, одним из которых (онтологический), по ее мнению, является клиническая практика. Так, исследуя часто встречающееся желание своих пациенток мочиться по-мужски, Хорни видит причину такого желания не в комплексе кастрации, а в ощущении несправедливости, которое рождается из полового неравенства в социуме: «…девочкам особенно трудно преодолеть желание мастурбировать, так как они чувствуют, что из-за разницы в строении тела им несправедливо запрещают то, что позволено делать мальчикам.…разница в строении тела может легко привести к горькому ощущению несправедливости, и, таким образом, аргумент, позднее используемый для оправдания отказа от женственности (а именно тот, что мужчины пользуются большей сексуальной свободой), оказывается обусловленным подлинными переживаниями раннего детства». Таким образом, Хорни говорит о том, что в социуме, где какие-то особенности индивида (анатомическое строение, дефекты анатомии или физиологии, специфическое поведение и пр.) могут стать базисом для социально-культурных запретов, эти самые особенности могут послужить основой для формирования структуры личности. С удалением этих запретов структура личности может формироваться по-другому. Перефразируя слова самой Карен Хорни (о «девочках американских индейцев и маленьких тробриандок»), можно задаться вопросом: а присутствует ли желание мочиться по-мужски у маленьких девочек, например, монголок, культурные обычаи и особенности в одежде которых позволяли им (во времена Карен Хорни, во всяком случае) отправлять свои естественные потребности также открыто (и также непосредственно), как и мужчинам? Таким образом, уже в начале своей психоаналитической карьеры Хорни начинает сомневаться в правильности применимости психоаналитических сентенций к женщинам без учета особенности женской психологии. В дальнейшем ее убежденность, что подходить к оценке особенностей психологии женщины с точки зрения мужского психологического учения нельзя. Будучи уже зрелым психологом, Хорни формулирует основные предпосылки для дальнейшего развития психологии женщины ее последователями (кстати, не только женщинами-психологами, но и мужчинами): 1. Ситуация «эдипова комплекса» имеет место быть, но как частный случай. Взаимоотношения полов есть поле множества общих, особенных и индивидуальных проблем, не сводимых к какой-то одной формуле. Во времена матриархата закон и обычай фокусировались вокруг матери и «матрицид» тогда был, (как свидетельствую Софокл и другие античные авторы), более тяжким преступлением, чем отцеубийство. В эпоху изобретения письма мужчина стал играть лидирующую роль в политике, экономике, законодательстве и половой морали. Этому было много причин. Одна из них, вероятно, в том, что мужчина - более рационален, более способен обезличить себя, «обобществить свою психику». Но в этом же состоит и его слабость, его несоответствие современности, которая вновь акцентирует значение целостной, индивидуализированной личности. Женщина вновь вступает в борьбу за равенство. 2. Мужчина чтит женщину, как Мать, которая кормит, заботится, жертвует собой. Жизнетворное могущество женщины наполняет мужчин восхищением. Но «противно человеческому существу испытывать восхищение и не держать зла на того, чьими способностями не обладаешь». Мужчина завидует женщине и стремится компенсировать свою неспособность к деторождению тем, что создает государство, религию, искусство. Поэтому вся культура носит отпечаток маскулинности. Выступая против равенства полов «мужская культура» разными способами ущемляет женщину. Материнство плохо защищено законом. Беременность и детовоспитание, требующие от женщины огромных физических и душевных затрат, и являющиеся главной причиной «культурного отставания» женщины, почти никак не компенсируются. Имеет место потакание сексуальной безответственности мужчин и низведение женщины до роли сексуального объекта. 3. Еще одна причина недоверия и даже вражды между полами в том, что мужчина испытывает страх перед женщиной, как сексуальным существом. Во многих африканских племенах мужчины верят, что женщины обладают магической властью над их гениталиями. Мужчина также склонен думать, что женщина отбирает у него силу во время полового акта, забирает себе его жизнетворное семя. Отношение к женщине ассоциируется со страхом смерти: кто дает жизнь, тот имеет право ее отобрать. Подтверждением этого мистического страха стало беспрецедентное уничтожение женщин под знаменем борьбы с ведьмами («Молот ведьм»), вся вина которых заключалась лишь в том, что сами мужчины испытывали вожделение к женщинам и не могли этому вожделению противостоять («Собор Парижской богоматери» В. Гюго). 4. Мужчина в большей степени зависит от женщины, чем она от него. Он боится не удовлетворить женщину, оказаться импотентом, унизиться перед ней. Сексуальность женщины его больше страшит, чем привлекает. Он предпочел бы, чтобы женщина просто была сексуальным объектом. Долгое время всякая сексуальная активность со стороны женщины рассматривалась как отклонение, а фригидность считалась нормой. Для беспрепятственного удовлетворения своих сексуальных влечений мужчина должен держать женщину в состоянии повиновения, проще сказать, в рабстве, что и имеет место в быту и общественном хозяйстве. В мифологической фантазии мужчина хотел бы видеть женщину «непорочной», лишенной сексуальных влечений, только в этом случае она для него вполне безопасна. С этим связан, по-видимому, и культ Девы Марии. Принижение женского начала очевидно и в истории Адама и Евы. Почему-то Ева была сделана из ребра Адама, а не Адам появляется из тела Евы. Женщина в Ветхом Завете трактуется как искусительница и совратительница. 5. Недоверие и враждебность к мужчине имеются и в женской психике, но связаны они, как правило, с опытом детства. «Рай детства», о котором часто говорят забывчивые взрослые, - не более чем иллюзия. Девочка в детстве ущемлена больше чем мальчик. Ей больше запрещено, меньше разрешено. У нее в детстве формируется чувство вины и страх перед физической силой. Об этом красноречиво свидетельствуют сновидения девочек, в которых женский страх возникает при встрече со змеями, дикими зверями, чудовищами, которые могут ее победить, овладеть ею, прорваться внутрь ее тела. Девочка интуитивно чувствует, что ее будущее зависит не от нее, а от кого-то другого, от таинственного события, которого она ждет и которого боится. Стараясь избежать этих переживаний, девочка уходит в «мужскую роль». Это особенно заметно в возрасте от четырех до десяти лет. В пубертатный период шумное мальчишеское поведение исчезает, уступая место девичьему - приниженному и соответствующему социальной роли, которая часто представляется опасной и нежеланной. Таким образом, Хорни убедительно доказывает, что цена принятия женской роли - большая склонность к невротизму, чем у мужчин. Иногда - амбициозность, стремление к власти, желание «забрать мужчину целиком». Иногда - подчеркнутая скромность, пассивность - как бы только не подумали, что она что-то хочет от мужчины. Наконец, распространенная среди женщин фригидность.

 

 

 
 
 

 

 

 

 
 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.