О психоанализе ( не могу найти) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

О психоанализе ( не могу найти)

2019-12-21 137
О психоанализе ( не могу найти) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Три очерка по теории сексуальности»

 Эта книга излагает фрейдистскую теорию детской сексуальности и либидо. Произведение разделено на три части. Первое эссе описывает сексуальные отклонения взрослых. Второе вводит понятие детская сексуальность как источник этих отклонений. В третьем исследуются метаморфозы половой зрелости, то есть тот путь, который ведет к взрослой сексуальности. Произведение опирается на словарь сексологии, составленный в то время. Но Фрейд, цитируя многочисленных сексологов (Хейвлок Эллис, Молль, Гиршфелвд), уходит от них, разрабатывая свою собственную сексуальную теорию.

I. Сексуальные отклонения

Фрейд начинает произведение, исходя из популярной концепции приводы и свойств человеческой сексуальности, становление которой происходит в момент достижения половой зрелости совместно с процессом физиологического созревания. Сексуальность выражается в явлениях влечения одного пола к другому, и цель ее — сексуальное соединение, или по крайней мере действия, которые ведут к нему.

Однако эта концепция не выдерживает критики. В отступлении, посвященном сексологии Крафта-Эбинга, который опубликовал Сексуальную психопатию (1899), Фрейд описывает все сексуальные извращения, которые предстают как отклонения от сексуальности, называемой нормальной. Такое построение, такую классификацию извращений Фрейд основывает на принципе, на концепции сексуального влечения, которое для сексуальности является тем же самым, чем является голод для пищи.

Однако Фрейд использует понятие импульс параллельно с понятием либидо для создания классификации этих сексуальных отклонений. Что такое импульс по Фрейду? Это психический толчок, источник которого находится в какой-то части тела и который можно охарактеризовать как направленный к цели (удовлетворение, которое заключает в себе специфические действия) и имеющий объект (средство, которым достигается удовлетворение). Это определение в общем и целом подошло бы также для классического понятия инстинкт. Но черта, свойственная импульсу, заключается в разнообразии его источников, объектов и целей, что заставляет Фрейда разрушить тем самым сексуальный инстинкт и его стереотип.

Описание извращений позволяет Фрейду показать, что объект удовлетворения (другой пол) может быть заменен другим объектом (например, случай гомосексуальности) или отвечать фетишистскому условию (определенный цвет волос, определенные физические недостатки…). Удовлетворение может также достигаться вне сношения (например, эксгибиционизм, вуайеризм, мастурбация) или фиксироваться на тех частях тела, которые в принципе являются «вспомогательными» (например, рот).

Для Фрейда пространство этого поля выделенных извращений, устойчивость извращенных тенденций, лежащих ниже невротического симптома, тот факт, что нормальный индивидуум может на некоторое время заменять извращение нормальной сексуальной целью или интегрировать его в нормальный половой акт в форме предварительного удовольствия, ведут к идее о том, что «предрасположенность к извращениям не является исключительной чертой, это лишь элемент того, что принимают за нормальную конституцию». Лапланш замечает, что исключение — извращение — приводит к тому, что поглощает собой правило.

Совсем иной подход к нормальному и патологии вырисовывается в области сексуальности. Будучи понятием на стыке психики и соматики, импульс подрывает также, как это отмечает Ассун, дуализм души и тела. Импульс, двигатель бессознательного отражающего зеркала, передается в психику посредством «представителей-представлений». Даже если Фрейд никогда не систематизирует с философской точки зрения эту связь (Ассун), психоанализ может с ее помощью изучить «судьбу импульсов».

Эссе заканчивается мыслью о том, что объяснение сексуальных извращений нужно искать в детстве. Потому что концепция, согласно которой «страдающие неврозами остаются в детском состоянии своей сексуальности или оказываются в этом состоянии, начинает вырисовываться в нашем сознании, и наш интерес обращается к сексуальной жизни ребенка». Фрейд хочет проследить «игру влияний, которые управляют процессом развития детской сексуальности вплоть до ее становления в форме извращения, невроза или нормальной сексуальной жизни».

II. Детская сексуальность

Сексуальность не врывается в жизнь человека в момент рождения. Детские сексуальные проявления, которые были замечены еще задолго до Фрейда, не должны больше рассматриваться как исключительные феномены или как ужасные примеры ранней развращенности. Детская сексуальность в действительности начинает развиваться с самого начала жизни: «Детская сексуальность появляется в подкрепление жизненно важных функций тела, у нее еще нет никакого сексуального объекта, она аутоэротична, и ее сексуальная цель находится под властью эрогенной зоны». Ее отрицание — это ошибка с тяжелыми последствиями, потому что именно благодаря ей, согласно Фрейду, мы обязаны нынешним незнанием сексуальной жизни. Сексуальность взрослого носит в действительности детский характер.

Второе эссе представляет нам регрессивный процесс. Три признака, выделенные Фрейдом (подкрепление, аутоэротизм и эрогенная зона) служат не только для определения детской сексуальности, но и освещают взрослые извращения и с полной определенностью выражают человеческую сексуальность, требуя расширения поля ее влияния.

Психосексуальная деятельность ребенка проходит, таким образом, ряд этапов, связанных с эрогенными зонами. Это стадии, характеризующиеся преобладанием «частичных импульсов» (оральных, анальных, фаллических), которые выражаются, например, в том, что ребенок все тащит в рот; связью приятных ощущений с отправлением естественных нужд и, наконец, мастурбацией.

Процесс посасывания, взятый в качестве примера оральной сексуальности, проливает свет на эту тему. Так, основная жизненная функция — питание — подкрепляется наложением ритмичного и повторяющегося движения губами, играющими роль эрогенной зоны. Цель этого движения — не поглощение продуктов питания, а аутоэротическое удовольствие, которое индивидуум старается повторить даже до появления голода. Если это эрогенное значение ротовой области будет продолжать существование, то такие дети, став взрослыми, превратятся, по мнению Фрейда, в страстных любителей поцелуев, разовьют склонность к извращенным поцелуям или будут иметь серьезный мотив, чтобы пить или курить. Но если, напротив, произойдет торможение, то они будут испытывать отвращение к пище и рвоту на почве истерии.

Согласно Фрейду, оказывается, что в конце концов ребенок может использовать все в сексуальном смысле: мышечную работу механическое раздражение, как, например, качели или укачивание, такие действия, как говорить, думать, искать…: «Вполне возможно на самом деле, что ничто хоть немного значимое не происходит в нашем организме, не влияя на возбуждение сексуального импульса».

Детские сексуальные исследования о происхождении детей («Откуда я появился?»), которые, в частности, анализирует Фрейд, свидетельствуют о том, что ребенок является также и исследователем, создающим свои собственные сексуальные объяснения.

Точные научные теории о вопросе зачатия показывают, что найденные детьми ответы абсолютно неверны. Но, как считает Фрейд, от этого они не теряют своей гениальности. Интересно, что рни указывают нам новую связь со знанием в том его виде, в каком оно расшифровывается из бессознательного, ту связь, у которой правдивый оттенок.

После периода интенсивной сексуальной деятельности, во время которого ребенок изобретает огромное количество вещей (включая, конечно, и элементы своей интеллектуальной жизни), он входит под давлением чувств, противоречащих импульсу (в частности, стыдливость, отвращение, эстетические и моральные устремления), в «скрытый период», который характеризуется «детской амнезией», детским сексуальным торможением. Но здесь свою роль играет также и превозношение сексуальности. В этом втором эссе ребенок, как говорит поэт, является «отцом человека».

III. Метаморфозы зрелости

Третье эссе изучает то, что случается, когда подросток, выходя из «скрытого периода», сталкивается с биологической реальностью зрелости, второй сексуальностью. Очевидно, эту вторую сексуальность нельзя изучать таким же образом, если она воспринимается как внезапное появление сексуальности, как это было замечено до Фрейда, или если она вписывается в продолжение ранее существовавшей детской сексуальности.

По Фрейду, зрелость открывает период преобразований, которые должны привести к тому, что человеческая сексуальность окажется под приматом детородности.

«До этою сексуальный импульс в основном был аутоэротичным, теперь он находит сексуальный объект. Раньше его деятельность вытекала из отдельных импульсов и эрогенных зон, которые независимо одна от другой искали определенное удовольствие как единственную сексуальную цель. Теперь дается новая сексуальная цель, для достижения которой сотрудничают все частичные импульсы, тогда как эрогенные зоны подчиняются примату генитальной зоны».

Далее Фрейд изучает примат генитальных зон и его связь с предварительным удовольствием. Он показывает, что эти изменения зрелости связаны прежде всего с анатомическим развитием: созревание вызывает увеличение детородных органов, как внешних, так и внутренних. Сексуальное возбуждение исходит из трех форм стимуляции: из органического внутреннего мира путями, которые еще не задействованы, из внешнего мира путем возбуждения эрогенных зон и, наконец, из психической жизни. Это означает, что зрелая сексуальность реактивирует образы детства и, в частности, кровосмесительные образы, которые берут начало в скрытом периоде.

Проблема состоит в характере этого сексуального напряжения: действительно, по мнению Фрейда, любое напряжение вызывает чувство неудовольствия, которое сопровождается настоятельным требованием изменить существующую психическую ситуацию. Напряжение же, вызванное сексуальным возбуждением, воспринимается как наполненное удовольствием. Это внешнее противоречие между неприятным напряжением и чувством удовольствия увязывается Фрейдом с ролью эрогенных зон, которые как раз и дают эту сумму удовольствия (предварительное удовольствие), вызывающего, кроме прочего, повышенное сексуальное напряжение. Таким образом Фрейд устанавливает связь между предварительным удовольствием и детской сексуальной жизнью. Если предварительному удовольствию уделяется повышенное внимание, то оно может занять место нормальной сексуальной цели. «Таков фактически механизм многочисленных извращений, которые заключаются в запрете на подготовительные действия к сексуальному акту».

Кажется поэтому, что установление этого примата детородности в данный период созревания является, скорее, не периодом гармонического синтеза частичных импульсов, а борьбой, направленной против них. Фрейд утверждает, что в то же время эти импульсы остаются непревзойденными. Точно так же дифференциация мужчины и женщины, разделение мужских и женских характеров не протекают гладко в этот период созревания. Так, Фрейд показывает, что женская идентификация для девочки вызывает отказ, торможение предыдущей мужской сексуальной жизни. Женственность обращает Фрейда к теориям Флисса о бисексуальности. Соединение нежного потока и потока чувственного, направленное на один и тот же объект ради сексуальной цели, также оказывается проблематичным, потому что оно реактивирует противоречие. Эти два потока должны были в действительности разъединиться во время скрытого периода, и тогда единственным, который будет продолжать существовать, будет первый поток детской сексуальности. Открытие объекта не является изобретением зрелости. Это, скорее, повторное открытие.

«Общение ребенка с тем, кто за ним ухаживает, является для него постоянным источником сексуального возбуждения и удовлетворения, исходящего от эрогенных зон, тем более, что это лицо, которым, определенно, по общему правилу, является мать, передает в дар ребенку чувства, приобретенные в ее собственной сексуальном жизни — ласка, объятие, укачивание — и постепенно ребенок начинает воспринимать мать как замену сексуального объекта».

Затем Фрейд рассматривает запрет на кровосмешение как определение сексуальных объектов в подростковый период. Он показывает, что запрет не касается любви детей к своим родителям и что он глубоко сексуален. В ходе клинического анализа выясняется, что «внешне не сексуальная любовь к родителям и просто сексуальная любовь питаются из одних и тех же источников, это приводит нас к мысли о том, что первая соответствует лишь детскому закреплению полового инстинкта». Именно этим объясняются у некоторых взрослых трудности, связанные с тем, чтобы закрепиться сексуально или найти удовлетворение в семейной жизни.

В этом эссе соседствуют малоубедительные разработки по психохимическим процессам в плане сексуального возбуждения (причем Фрейд сожалеет, что они еще не открыты) и представление чисто фрейдистской теории полового инстинкта. Либидо является «изменяемой количественной силой, позволяющей измерять процессы и преобразования в области сексуального возбуждения». Его возникновение, увеличение или сокращение, распределение или перемещение должны будут позволить объяснить психосексуальные феномены. Оно может выбрать в качестве объекта либо собственное лицо (половое влечение к себе или самовлюбленность), либо внешний объект (половое влечение к объекту).

Краткий вывод

Три эссе заканчиваются резюме, которое представляет собой синтез регрессивно-поступательного движения, характеризующего произведение. Фрейд отталкивается от наблюдения сексуальных отклонений во взрослом возрасте и от анализа формирования симптомов у неврастеников, который указывает, что «невроз является негативом извращения». Тогда к нему приходит идея, что «предрасположенность к извращениям является первоначальной и универсальной предрасположенностью человеческого сексуального импульса». Отсюда необходимость обратиться назад, во времена детства и обнаружить там существование сексуального импульса, который доныне был неизвестен. Таким образом, человеческая сексуальность формируется в течение двух периодов: детской сексуальности и сексуальности зрелости, разделенных скрытым периодом. Все это по-новому проясняет нормальную человеческую сексуальность и отклонения от нее, а также невротический процесс.

Говоря более общими словами, Фрейд считал, что факт становления в два периода сексуального развития у человека блокирует одно из условий реализации способности человеческого существа развивать высшую культуру (реакционное формирование, возвышение частичных импульсов, то есть нет возвышения без извращения), а также его склонность к неврозу (человек заболеет от инфантилизма своей сексуальности, от сексуальности, которая придет и слишком рано, и слишком поздно). Если какие-то факторы, например наследственность, могут оказать влияние, нарушая развитие, тогда важно, по мнению Фрейда, то, как распорядится субъект этим наследством. Этот фактор не кажется более решающим, чем случайности в жизни субъекта.

Фрейд заключает это произведение, оставаясь очень сдержанным:

«Вывод, который вытекает из этих исследований нарушений в сексуальной жизни таков, что мы далеки от полного знания биологических процессов, которые составляют сущность сексуальности, и поэтому не можем из наших отрывочных знаний сформировать теорию, которая позволила бы понять как нормальное, так и патологию».

Комментарий

Фрейд много раз перерабатывал это произведение, вноси в каждое переиздание (1910, 1915, 1920, 1924–1925) невероятное количество исправлений (иногда мелких), добавлений и пояснений, учитывая последние открытия. Три эссе можно рассматривать как одно из великих построений Фрейда. То, что, напротив, остается неизменным, и именно это нас интересует с философской точки зрения, это сам план произведения, его структура, а через это даже ход мысли и тот метод, который мы прокомментируем.

Негативная реакция

Первая публикация книги не встретила восторженного отклика. Тысяча изданных экземпляров продавалась четыре года. Два последующих издания имели не больше успеха. Несмотря на небольшой тираж, книга сделала Фрейда непопулярным. Многие читатели обвинили ее в непристойности. В Вене Фрейда перестали приветствовать на улице. Его упрекали в том, что он показал ребенка полиморфным испорченным субъектом, а во взрослой сексуальности выявил детские черты. Но за этими упреками скрывалось то, что общество его времени не принимало, — это то, что он подверг сомнению догму, согласно которой конечная цель сексуальности — зачатие. Фрейд показывает, что сексуальность функционирует в себе и для себя без конечной цели и что любая случайность в развитии может обернуться всевозможными отклонениями. Эта книга вызвала скандал, потому что она ставила под угрозу бытовавшее в то время представление о детстве и обо всех воспитательных концепциях, касающихся сексуальности ребенка. Она смело выступила против общественного мнения.

Изобретение логики исследования и метода, приемлемых для всех гуманитарных наук

Наше краткое изложение следовало структуре Трех эссе, части которого последовательно озаглавлены Фрейдом: Сексуальные отклонения, Детская сексуальность, Метаморфозы зрелости. Жан Лапланш в качестве подзаголовков предлагает: «Потерянный инстинкт, происхождение человеческой сексуальности» и «Обретенный инстинкт» или даже «Подряжаемый инстинкт». Эта внешне простая структура позволяет, по мнению Лапланша, сочленить разные типы последовательности: эвристический план (Фрейд прослеживает его возникновение с момента открытия психоанализа), полемический (Фрейд разрушает общую концепцию сексуальности) и генетический (Фрейд прослеживает его появление у человеческого существа).

Мы считаем, что эта книга полезна как модель философского размышления, потому что в ней можно найти в области абсолютно другой человеческой мысли иллюстрацию регрессивно-поступательного метода, уже использованного Марксом при описании капитализма в Капитале. Маркс изучает структуру капитализма своего времени и показывает, что авторы, объясняющие его, не понимают феномена прибавочной стоимости. Он возвращается в прошлое, чтобы объяснить развитие античного способа производства (рабство), затем феодального (крепостничество), затем капиталистического (накопление капитала, наемный труд). Обогатившись этим экскурсом в историю, Маркс возвращается в настоящее, освещая экономику теорией борьбы классов и фактом значительного превосходства капиталистического способа производства.

Три этапа фрейдистской мысли являются вначале «критическим анализом структуры» дискуссии на тему сексуальных отклонений и попыткой показать тупиковое положение существующих теорий. Во-вторых, рассмотрение проблемы регрессивным способом исследования во времени: Откуда это идет? Фрейд проливает свет на все существовавшие ранее противоречия, которые объясняют сегодняшнюю именно такую патогенную структуру, такую «конституцию». Речь идет о том, чтобы выделить все моменты, нарушающие развитие и формирование так называемой нормальной сексуальности. Наконец, возвратиться к нынешней структуре, опираясь на анализ обнаруженных противоречий и новое освещение, данное человеческой сексуальности как в ее отклонениях, так и в ее общей концепции.

Мы обнаруживаем, что этот метод использовался впоследствии другими философами (Анри Лефевр, Жан Поль Сартр). Он нам кажется сегодня оперативным для рассмотрения любой проблемы философии или гуманитарных наук.

 

 

Э.Фромм Иметь или быть

  Глава 1

Теннеси, Гете, Басе и бытие. Теннеси видит цветок и срывает его, чтобы познать. Басе познает его созерцанием. А Гете выкапывает с корнем, чтобы забрать себе, но и сохранить жизнь.

Под бытием я понимаю такой способ существования, когда человек ничего не имеет и не жаждет иметь, но счастлив тем, что продуктивно использует свои способности и находится в единстве со всем миром. Форма иметь глубоко проникла во все сферы жизни человека. Одна из них — языковая. Представим себе некую даму, которая начинает беседу с психоаналитиком следующим образом: «Доктор, у меня имеется проблема, у меня бессонница. Хотя я имею прекрасный дом, чудесных детей и у меня счастливый брак, я испытываю беспокойство». Несколько десятилетий назад вместо «у меня имеется проблема» эта пациентка, вероятно, сказала бы «меня беспокоит», вместо «у меня бессонница» — «я не могу заснуть», а вместо «у меня счастливый брак» — «я счастлива в браке».

Под «иметь» или «быть» я понимаю не такие отдельные свойства личности, которые мы встречаем в выражениях типа: «у меня есть автомобиль» или «я белый», или «я счастлив». Я имею в виду два основных типа ценностных ориентаций личности, два способа существования человека в мире, две различные личностные составляющие, преобладание которых в индивиде определяет его как целостность со всеми его мыслями, чувствами и поступками.

Человек с ориентацией на «иметь» относится к миру, как хозяин к собственности, к своему имуществу. Это такое отношение, когда я хочу всех и вся, в том числе и самого себя, сделать своей собственностью.

Что касается ориентации на «бытие», то следует различать две формы экзистенции. Одна из них является противоположностью обладания. Как это хорошо описал Дю Маре, эта форма бытия означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. Другая форма бытия противоположна понятию «видимости, или кажимости». Ее следует понимать как подлинное, естественное, реальное существование индивида в отличие от мнимого, «показушного образа жизни». (Именно так описывает этимологию слова «быть» Эмиль Бенвенисте.)

Обладание и потребление

Потреблять есть форма обладания. Сначала она проявляется в детском желании засовывать предметы в рот, потому что они могут лишь обладать потребляя. Так же размышляли каннибалы, которые верили, что поглотив сердце они могут обладать силой поглощенного человека. Потребление бывает не только физическим, но и психологическим. Схема мышления при этом такова: это мое, я это усвоил, я этим обладаю, это стало моим навсегда, оно мне присуще, оно сидит во мне и недоступно никакому внешнему посягательству.

Мне хотелось бы лишь заметить, что в сфере досуга основными объектами потребительства являются автомобиль, телевизор, путешествия и секс. И хотя мы привыкли считать такое времяпрепровождение активной формой отдыха, правильнее было бы назвать его пассивным.Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.

Глава 2

«Иметь» и «быть» в повседневной жизни

Учеба

Студенты, ориентированные на «обладание», слушая лекции, воспринимают слова, улавливают логические связи и общий смысл; они стараются сделать максимально подробные записи, чтобы затем зазубрить конспект и сдать экзамен. Но они не думают о содержании, о своем отношении к этому материалу, он не становится частью собственных мыслей студента.

Содержание и студент остаются друг другу чужими (если не считать, что каждый из студентов становится обладателем некоторых фактов, полученных из лекции, в которой лектор часто сообщает не свои, а чужие мысли). Цель таких студентов — сохранить «выученное» в голове или на бумаге. Им не нужно создавать ничего нового. Сознание по типу «обладания» и впрямь не терпит новых идей по поводу конкретной темы, ибо всякое новое ставит под сомнение ту сумму информации, которой оно уже обладает.

Мысли, которые не укладываются в систему привычных категорий, у таких людей вызывают страх, как и все, что растет и изменяется и тем самым уходит из-под контроля. Для студентов, мыслящих в модусе бытия, процесс учебы проходит совсем иначе. Во-первых, они и сами не приходят на лекцию в состоянии «tabula rasa», они уже имеют представление о той теме, которая будет обсуждаться. У них уже есть определенный интерес к теме и некоторые вопросы и сомнения. Вместо пассивного проглатывания слов и идей они слушают, и не просто слушают, но и воспринимают и реагируют активно и творчески. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления, помогает сформулировать вопросы, прийти к новым идеям и увидеть новые перспективы. Восприятие лекции идет как живой процесс: студент слышит слова лектора и спонтанно реагирует на услышанное.

Он приобретает не готовое знание, которое может отнести домой и зазубрить. Он чувствует себя лично причастным, он после лекции стал немного иным, чем был до нее, он сам изменился в этом процессе. Такого рода учеба возможна лишь там, где лекция содержит актуальный и волнующий аудиторию материал. На пустую болтовню не стоит ожидать живой реакции.

Память, воспоминания

Человек помнит слова, факты, на фотографии видит людей по именам, а не чувства, события, воспоминания. Записывать в блокнот, вместо запоминания есть еще одна форма обладания. Так ухудшается память.

Чтение

Чтение бездарного, дешевого романа напоминает сон наяву. Такое чтение не вызывает продуктивной реакции; текст просто проглатывается, как проглатывается телевизионное шоу и хрустящий картофель, который мы жуем, бессмысленно уставившись в телевизор. Если же мы возьмем, к примеру, роман Бальзака, то его чтение может быть продуктивным и вызывать внутреннее сопереживание, если оно происходит в модусе бытия.

Между тем даже такие книги в наше время люди часто читают по принципу потребления (то есть в модусе обладания). Как только любопытство читателя-потребителя возбуждено, его охватывает желание узнать фабулу романа: останется ли в живых герой или умрет, соблазнит ли он героиню или ей удастся устоять, он хочет знать ответы на все вопросы.

Сам роман в этом случае играет лишь роль прелюдии, «счастливый» или «несчастный» финал — это кульминационный момент переживаний читателя. Узнав конец, он ощущает радость обладания всей историей, которая становится для него почти столь же реальной, как если бы она жила в его собственной голове.

Однако от такого чтения его знания не стали шире: действующие лица романа остались далеки, их мотивы непонятны, и потому читателю не удалось глубже проникнуть в суть человеческой природы или лучше узнать себя.

Авторитет

Рациональный и иррациональный.
Первый держится на личных качествах и индивидуальности. Второй на угрозах, силе и подчинении.Экзистенциальный (ориентированный на бытие) авторитет опирается не только на способности выполнять определенные социальные функции, а в равной мере и на личностные качества человека, который достиг высокой степени личного совершенства.

Такой человек излучает свой авторитет; ему нет нужды применять угрозы, приказания или подкуп; просто речь идет о высоко развитой индивидуальности, которая уже самим своим существованием демонстрирует превосходство и показывает, каким может быть человек, вне зависимости от того, что он говорит или делает. Таким авторитетом в истории отличались величайшие мыслители (учителя), но нередко примеры можно встретить и среди простых людей разного уровня образования и культуры.И в этом заключена главная проблема воспитания. Если бы родители были сами развиты соответствующим образом, не было бы спора о типе воспитания (авторитарность или вседозволенность).

Ребенок очень чутко реагирует на «экзистенциальный» авторитет, он в нем нуждается; напротив, он восстает и противится, когда его принуждают, балуют или перекармливают, и особенно когда это делают люди, которые сами далеки от идеала и не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются подрастающему ребенку. В большинстве крупных иерархически устроенных систем наблюдается процесс отчуждения авторитета.

Место реальной или фиктивной компетентности занимает титул или мундир. Когда лидер надевает соответствующий его званию мундир, то вскоре эти внешние признаки становятся важнее сущности (реальной компетентности лидера и его личностных качеств). Король (как символ авторитета этого типа) может быть глупым, мстительным, злым, то есть совершенно непригодным для того, чтобы быть авторитетом, однако он его имеет; и пока он носит этот титул, молчаливо предполагается, что он обладает и теми качествами, которые обеспечивают его компетентность. Даже если король голый, все склонны верить, что на нем прекрасное королевское платье.

Знание

Большинство людей живут в полудреме и не сознают, что огромное число явлений, которые они считают не подлежащими сомнению, на самом деле представляют собой иллюзии, произрастающие под воздействием социального окружения. Поэтому познание начинается с разрушения обмана и заблуждений. Знание означает проникновение с поверхности к корням, а затем и к причинам вещей; познать — это значит докопаться до реальности в чистом виде. Знать не означает «обладать истинной», а означает, критически мысля, активно стремиться, проникать в глубь явлений, постепенно приближаясь к истине.

Вера

Может ли человек жить без веры? Может ли младенец «не верить в материнскую грудь»? Должны ли мы верить нашим согражданам, тем, кого мы любим, самим себе? Можем ли мы существовать без веры в справедливость основных норм нашей жизни? Без веры человеком овладевают безысходность и страх. В модусе бытия вера — это не вера в какие-то определенные идеи (хотя и это не исключено), но это прежде всего убежденность, внутренняя позиция, установка.

Вера экзистенциальная (в модусе бытия) несет в себе веру в себя самого, в другого человека, в человечество, в способность людей проявлять подлинную человечность. Эта вера также включает фактор надежности, уверенности. Однако эта уверенность покоится на моем собственном знании, а не на подчинении авторитету, который диктует и предписывает мне, кому и во что я должен верить. Эта вера покоится на убежденности в существовании истины, причем я знаю, что правда существует, потому что она подтверждается моим субъективным опытом, и мне не обязательно нужны другие доказательства

Глава 3


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.