Диагностические исследования уровня сформированности детского коллектива. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Диагностические исследования уровня сформированности детского коллектива.

2019-12-20 1327
Диагностические исследования уровня сформированности детского коллектива. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование проводилось в МБОУ гимназия № 105 с января по март с обучающимися 3 Б класса в количестве 25 человек.

Основные этапы работы:

1 этап констатирующий.

Цель: выявить исходный уровень сформированности детского коллектива у обучающихся начальных классов.

Задачи:

- провести анализ методик для изучения сформированности детского коллектива.

- провести диагностику сформированности детского коллектива

2 этап формирующий.

Цель: повысить уровень сформированности детского коллектива у обучающихся начальных классов.

Задачи:

-

3 этап констатирующий.

Цель: выявить изменения в уровне сформированности детского коллектива у обучающихся начальных классов.

Задачи:

- провести повторную диагностику сформированности детского коллектива

- сравнить результаты первоначальной и повторной диагностики, выявить динамику показателей уровня сформированности диагностику сформированности детского коллектива.

- сделать выводы об эффективности проделанной работы.

На первом этапе работы были проанализированы методики, позволяющие выявить уровень сформированности детского коллектива у обучающихся начальных классов.

В итоге для диагностики нами были выбраны следующие методики:            «Диагностика уровня развития классного коллектива»,                                                       «2 домика»,                                                                                                        «Ранжирование понятий», которые соответствуют возрасту испытуемых.

Целью «Диагностики уровня развития классного коллектива» И. В. Золотухинойявляется изучение уровня развития детского коллектива по следующим критериям: взаимоотношения, мотивированность коллектива, самоуправление, степень удовлетворённости коллективом. Данная методика позволяет оценить как уровень развития коллектива в целом, так и по составляющим её критериям. Она была расчитана на детей 11-17 лет, поэтому характеристики жизни класса были адаптированы для обучающихся начальной школы. Детям предлагается оценить уровень развития своего классного коллектива, отвечая на вопросы анкеты. Средние оценки учащихся показывают уровень развития соответствующего блока. Уровень развития коллектива определяется суммарным числом баллов. Более подробно данная методика указана в приложении.

Методика «2 дома» Т.Д. Марцинковскойпредназначена для определения круга общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к её членам.Результаты диагностики трактуются однозначно.Жители красного домика – это те люди, которых ребенок ценит. И с ними у него хорошие отношения, или он хочет таковые выстроить. Обитатели черного здания – отрицательные для него персоны. Не менее значимый факт – порядок называния людей. Лица, упомянутые первыми, более важны для испытуемого. Источник: Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с. psmetodiki.ru›

Для проведения диагностики ребёнку дается лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета. Дети вписывают имена детей в 2 домика. Таким образом определяется статус ребёнка в данном коллективе. Кроме того, дифференциация испытуемых позволяет определить групповые показатели межличностных отношений. Более подробно данная методика указана в приложении.

«Ранжирование понятий» Детям были предложен перечень понятий (друзья, профессия, семья, богатство, здоровье, общение, Родина, деньги, родители, поведение,). Им было дано задание проранжировать понятия по степени личной значимости.

Далее представлены результаты по каждой методике отдельно врамка выявления первоначального уровня сформированности детского коллектива у обучающихся начальных классов.

Таблица 1. Результаты «Диагностики уровня развития классного коллектива» 

Имя ребёнка

Взаимоотношения в классном коллективе

Мотивированность классного коллектива

Степень удовлетворённости деятельностью класса

Уровень развития ученического самоуправления

Уровень развития классного коллектива

  баллы уровень баллы уровень баллы уровень баллы уровень баллы уровень
респондент 1 19 средний 26 высокий 24 средний 24 средний 93 средний
респондент 2 26 высокий 20 средний 24 средний 21 средний 81 средний
Испытуемый3 21 средний 25 высокий 23 средний 27 высокий 96 средний
Испытуемый 4 23 средний 24 средний 25 высокий 24 средний 96 средний
Испытуемый 5 24 средний 23 средний 22 средний 23 средний 92 средний
Испытуемый 6 21 средний 25 высокий 24 средний 24 средний 94 средний
Испытуемый 7 25 высокий 24 средний 23 средний 27 высокий 99 высокий
Испытуемый 8 24 средний 25 высокий 25 высокий 24 средний 98 высокий
Испытуемый 9 20 средний 23 средний 22 средний 23 средний 88 средний
Испытуемый 10 25 высокий 22 средний 23 средний 25 высокий 95 средний
Испытуемый 11 25 высокий 30 высокий 23 средний 21 средний 99 высокий
Испытуемый 12 19 средний 21 средний 21 средний 22 средний 83 средний
Испытуемый 13 24 средний 25 высокий 23 средний 25 высокий 97 высокий
Испытуемый 14 28 высокий 29 высокий 25 высокий 23 средний 105 высокий
Испытуемый 15 24 средний 22 средний 22 средний 26 высокий 94 средний
Испытуемый 16 23 средний 28 высокий 21 средний 27 высокий 99 высокий
Испытуемый 17 24 средний 26 высокий 23 средний 23 средний 96 средний
Испытуемый 18 24 средний 26 высокий 21 средний 23 средний 94 средний
Испытуемый 19 26 высокий 24 высокий 24 средний 22 средний 96 средний
Испытуемый 20 22 средний 24 средний 25 высокий 26 высокий 97 средний
Испытуемый 21 28 высокий 25 высокий 21 средний 20 средний 94 средний
Испытуемый 22 26 высокий 27 высокий 24 средний 26 высокий 103 высокий
Испытуемый 23 28 высокий 29 высокий 27 высокий 25 высокий 109 высокий
Испытуемый 24 24 средний 26 высокий 23 средний 24 средний 97 высокий
Испытуемый 25 21 средний 28 высокий 24 средний 23 средний 96 средний
                     

 

По итогам результатов было выявлено, что взаимоотношения в коллективе у 9 испытуемых (36%) соответствуют высокому уровню; у 16 испытуемых (64 %) - среднему уровню; у 0 испытуемых (%) - низкому уровню; у 0 испытуемых (%) – очень низкому уровню.                                                                                              Мотивированность детского коллектива у 16 испытуемых (64 %) соответствуют высокому уровню; у 9 испытуемых (36 %) - среднему уровню; у испытуемых (%) - низкому уровню; у испытуемых (%) – очень низкому уровню.                             

Степень удовлетворённости деятельностью коллектива у 5 испытуемых (20%) соответствуют высокому уровню; у 20 испытуемых (80 %) - среднему уровню; у испытуемых (%) - низкому уровню; у испытуемых (%) – очень низкому уровню. Уровень ученического самоуправления у 9 испытуемых (36 %) соответствуют высокому уровню; у 16 испытуемых (64%) - среднему уровню; у 0 испытуемых (%) - низкому уровню; у 0 испытуемых (%) – очень низкому уровню.                                         

 Подсчитав суммарное число баллов, мы определили, что уровень развития коллектива у 9 испытуемого (36%) соответствуют высокому уровню; у 16 испытуемых (64 %) - среднему уровню; у испытуемых (%) - низкому уровню; у испытуемых (%) – очень низкому уровню.                                                                                                             Значит, на стартовом этапе исследования преобладает средний уровень развития ученического коллектива.

По результатам диагностики «2 домика»выделяют следующие типы социометрического статуса:

«Популярные» («звезды») – дети, получившие в 2 раза больше

положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

 «Предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения

положительного выбора (до уровня показателя «звезды»).

«Пренебрегаемые» или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего

значения положительного выбора.

«Изолированные» – дети, не получившие ни положительных, ни

отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

«Отвергаемые» – дети, получившие только отрицательные выборы.

 

ФИО Социометрический статус
1 Испытуемый 1 предпочитаемый
2 Испытуемый 2 предпочитаемый
3 Испытуемый3 популярные
4 Испытуемый 4 предпочитаемый
5 Испытуемый 5 предпочитаемый
6 Испытуемый 6 предпочитаемый
7 Испытуемый 7 популярные
8 Испытуемый 8 предпочитаемый
9 Испытуемый 9 предпочитаемый
10 Испытуемый 10 популярные
11 Испытуемый 11 пренебрегаемые
12 Испытуемый 12 изолированные
13 Испытуемый 13 предпочитаемый
14 Испытуемый 14 предпочитаемый
15 Испытуемый 15 изолированные
16 Испытуемый 16 пренебрегаемый
17 Испытуемый 17 принимаемый
18 Испытуемый 18 принимаемый
19 Испытуемый 19 пренебрегаемый
20 Испытуемый 20 пренебрегаемый
21 Испытуемый 21 принимаемый
22 Испытуемый 22 предпочитаемый
23 Испытуемый 23 пренебрегаемый
24 Испытуемый 24 пренебрегаемый
25 Испытуемый 25 предпочитаемый

 

Таблица 2 Результаты диагностики «2 домика».

Результаты социометрического обследования класса«2 домика».

В классе выявлены следующие социометрические статусы: 3 явных лидера (при разнице в количестве положительных и отрицательных выборов не менее 7 голосов в пользу положительных), 14 предпочитаемых, 2 изолированных (положительных и отрицательных выборов поровну), 6 пренебрегаемых. Обучающихся со статусом отвергаемый не выявлено.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия

взаимоотношений группы:

Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае,

если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних

группах число лиц примерно одинаково.

Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким

статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).

Нами был выявлен высокий уровень благополучия взаимоотношений, т.к. в классе больше детей с первой и второй статусной категорией.

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность

выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7.

Сумма положительных выборов в классе, делится на количество детей, у нас получилось 0,6. Этот результат является показателем хорошей групповой сплоченности.

Индекс конфликтности класса 1,55 что превышает норму (норма до 1,33)

Результаты диагностики «Ранжирование понятий»                                                        Дети ранжировали понятия: друзья, профессия, семья, богатство, здоровье, общение, Родина, деньги, квартира, семья, поведение, способности.                                           Результаты исследования представлены на Диаграмме 1.

Диаграмма 1

Таким образом, для 6 детей на первом месте друзья, для 3- общение, для 1- семья, для 3 родители, для 2- Родина. Из этого можно сделать вывод о том, что у 60 % обучающихся морально-нравственные ценности сформированы на высоком уровне.

Изучив результаты диагностик, можно сделать вывод, что


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.